Рекомендации по развитию речи ребенка с алалией

Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка
Малыш не стремится общаться с детьми и взрослыми, его речь значительно отличается от нормы, иногда ее просто невозможно понять. Хотя ребенок понимает все, что ему говорят, сам он разговаривает на одном ему понятном языке, нервничает, когда его просят сказать или повторить за взрослыми что-нибудь, молчит, или уходит.
Если вы замечали такие проявления у вашего малыша, вполне возможно, что у него моторная алалия – сложная системная патология, затрагивающая не только речь, но и поведение, стремление к познанию окружающего мира.
Что предпринять родителям при подозрении на речевую патологию у их ребенка?
С грустью смотрит мама на своего малыша – такой красивый и обаятельный, и все-все понимает, но совершенно непонятно, что он хочет сказать. А, между тем, его сверстники уже бойко общаются друг с другом и с взрослыми, могут повторить небольшие потешки и стихотворения.
Почему ребенок может не говорить в 2 года — все возможные причины
Близкие и друзья наперебой спешат успокоить родителей такого ребенка, рассказывая, как кто-то «заговорил и в 5, и в 6 лет, и — ничего, не хуже других…».
Между тем, при малейшем подозрении на отставание детей в речевом развитии нужно немедленно предпринять несколько важных шагов:
- Внимательно понаблюдать за своим ребенком, сравнить его речевые умения с таблицей показателей нормы появления детской речи.
- Обследовать слух малыша у отоларинголога. Встречаются случаи, когда ребенку исправляли дефекты речи, а у него была никем не замеченная врожденная тугоухость.
- Провести расширенное обследование у детского невропатолога, психоневролога. Проблемы речевого развития и патологии нервной системы тесно связаны друг с другом.
- Получить консультацию опытного психолога – дефектолога.
Казалось бы, зачем делать диагностику речевой патологии – ведь все «неговорящие» дети просто молчат. Дело в том, что при разных речевых проблемах применяется различный подход к их исправлению.
К сожалению, диагноз «моторная алалия» ставят детям с дефектами речи неоправданно часто, руководствуясь принципом «лучше перестраховаться, чем пропустить».
Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия:
- Он не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать;
- Малыш не в состоянии повторить простые действия, показанные ему в определенной последовательности, не может запомнить порядок этих действий;
- Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками.
- Эти дети неуклюжи и неловки, их пальчики с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики, нанизывание предметов на шнурок, застегивание и расстегивание пуговок и т. д.)
- У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию;
- Поведение такого ребенка чаще заторможено, хотя иногда встречается и чрезмерная возбудимость.
Моторная алалия – общие рекомендации для родителей
Главные помощники мам и пап детей, которым при логопедическом обследовании поставили это диагноз: детский невропатолог, логопед и психолог-дефектолог.
Работа логопеда с ребенком-алаликом проходит поэтапно.
Как строить общение и взаимодействие со специалистами:
- Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист внимательно исследует все речевые проявления ребенка, наметит путь эффективной коррекции.
- Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга.
В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.
- Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения. Причины моторной алалии и вызванные ею нарушения очень разнообразны, для коррекционной работы требуются значительные усилия по самым разным направлениям, поэтому медлить здесь недопустимо.
Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию.
Родители и речевая среда для ребенка-алалика
Даже, если повезло найти хорошего логопеда, родителям нужно осознать, что не стоит перекладывать на него весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией.
Главное, что они должны сделать – создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания.
Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями.
Вот пример такого проговаривания при умывании: «Мы с тобой идем мыть руки и лицо. Открывай кран. Молодец! Возьми мыло из мыльницы. Намыливай руки. Клади мыло обратно. Осторожно не урони, оно теперь скользкое. Помой ручки хорошо, они испачкались. Смывай мыло, пока руки не будут чистые. Теперь давай вымоем лицо. Водичка, водичка, умой мое личико.… Сложи ладошки ковшиком и набери воду. Три личико ладошками. Я помогу тебе закрыть кран. Стряхивай водичку и бери полотенце. Наше полотенце красное, а папино – синее. Вытирай ручки и лицо. Молодец, чисто умылся!»
Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией:
- Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
- Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
- Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
- Словосочетания нужно повторять несколько раз;
- Слова надо произносить четко, с выделением ударного слога;
- К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.
Не нужно ждать, а тем более — требовать ответа на свои вопросы. Здесь применяется другая тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.
Очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с малышом. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь малыша, идет подготовка к освоению фразы.
Чего делать нельзя
Совершено недопустимо принуждать ребенка к ответам на вопросы или к повторениям слов и фраз. Слова «Скажи!», «Повтори!» вообще не должны звучать в доме, где растет ребенок с моторной алалией. Это может вызвать у него отказ от речи, проявления негативизма.
И, тем более, недопустимо требовать от малыша назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей.
Нельзя давать слишком много речевого материала, перегрузка приведет к появлению дополнительной речевой патологии – заикания. Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители.
Он должен слышать только правильно звучащую речь.
Речевой фон, звучащий около малыша, должен быть ясным, чистым и понятным ребенку.
Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – все это создает шумовые помехи, мешающие детям с моторной алалией воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя.
Желательно дозировать пользование компьютером, просмотр мультфильмов, не посещать часто массовые мероприятия. Нервная система такого ребенка не должна подвергаться значительным перегрузкам.
И самое главное, чего ни в коем случае нельзя делать, — это опускать руки.
Пусть темпы освоения родной речи у детей с моторной алалией очень медленные, но в любом случае, при постоянно проводимой работе прогресс обязательно будет.
Нужно настроиться на то, что коррекция моторной алалии может занять несколько лет. Каждый день должен быть заполнен играми и занятиями, приближающими малыша к заветной цели – овладению правильной речью.
Здесь очень важен оптимистичный настрой взрослых, их умение поддерживать своего ребенка, замечать и поощрять его малейшие успехи.
Не нужно замыкаться наедине со своей проблемой. Очень помогает сохранить веру в успех общение с родителями таких же детей в интернет-сообществах, на логопедических форумах.
Выстроить правильную линию поведения, определиться с методикой самостоятельных занятий поможет чтение специальной и популярной литературы.
Вот несколько очень хороших книг:
- Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
- Т. Башинская. Как разговорить молчуна.
- Н.В. Белов. Самоучитель по логопедии.
Несмотря на то, что они в большинстве своем рассчитаны на профессионалов, из этой литературы можно почерпнуть для себя много интересного, а главное — убедиться в том, что с моторной алалией можно справиться.
Источник
Панфилова Александра
Рекомендации для родителей детей с моторной алалией
Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.
При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании.
Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.
Классификация алалии
В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В. А. Ковшикову, согласно которой выделяют:
Экспрессивную (моторную) алалию. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным.
Импрессивную (сенсорную) алалию. При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.
Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.
1 Неврологическое обследование. Необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга.
2 Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции. Нейропсихологическое обследование включает диагностику слухоречевой памяти.
3 Логопедическое обследование. Начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.
Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка
Ребенок не стремится общаться с детьми и взрослыми, его речь значительно отличается от нормы, иногда ее просто невозможно понять. Хотя ребенок понимает все, что ему говорят, сам он разговаривает на одном ему понятном языке, нервничает, когда его просят сказать или повторить за взрослыми что-нибудь, молчит, или уходит.
Что предпринять родителям при подозрении на речевую патологию у их ребенка
Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия:
• Он не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать.
• Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками. Эти дети неуклюжи и неловки, их пальцы с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики, нанизывание предметов на шнурок, застегивание и расстегивание пуговок и т. д.).
• У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию.
Главные помощники мам и пап детей, которым при логопедическом обследовании поставили это диагноз: детский невропатолог, логопед и психолог-дефектолог.
Работа логопеда с ребенком-алаликом проходит поэтапно. Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист внимательно исследует все речевые проявления ребенка, наметит путь эффективной коррекции.
Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга. В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.
Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения. Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию.
Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией:
• Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
• Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
• Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
• Словосочетания нужно повторять несколько раз;
• К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы. Здесь применяется тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.
Чего делать нельзя:
Недопустимо требовать от ребенка назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей. Нельзя давать слишком много речевого материала.
Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь. Речевой фон должен быть ясным, чистым и понятным ребенку;
Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.
Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями.
Стимулируйте речевое развитие, путем тренировки движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук.
В старшем возрасте, кроме «пальчиковой гимнастики» надо развивать мелкую моторику рук, используя работу: с массажными мячиками, колечками; с мелкими предметами; тренажёры-игрушки со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками телефонов, замочками и ключиками к ним; аппликацию; лепку; конструктор; «Мозаику»; «Пазлы»; «Lego» и т. п.
К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но это не так.
Даже, если повезло найти хорошего логопеда, родителям нужно осознать, что не стоит перекладывать на него весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией. Родителям необходимо создать насыщенную речевую среду для своего ребенка, изменить систему семейного воспитания в пользу речевого развития.
Источник
Ещё раз о моторной алалии.
В РЦ «Радуга» приходят много детей безречевых. Родители с порога заявляют, что у ребёнка алалия с дизартрией. Поэтому хочется дать кое-какие знания родителям по алалии
слово «алалия» права не имеют.
Сама алалия представляет собой нарушение развития языка, а не речи. Это означает нарушение различения фонем при сохранном общем и неречевом (музыка, предметные шумы) слухе. Или нарушение кодирования высказывания. При этом речь в своей коммуникативной функции должна быть сохранена. Понимание в развернутом контексте (картинки, предметы, люди)- тоже. По определению, алалия ещё требует и сохранного невербального интеллекта.
Для постанови диагноза «алалия» на МРТ должны быть чёткие и ясные повреждения зоны Брока (премоторные отделы левого полушария), зоны Вернике (верхневисочные отделы левого полушария) или, согласно позиции Т.Г.Визель, отвечающей современным американским данным, пучков волокон между ними. Всё остальное- что угодно, только не алалия.
Раз мы говорим о нарушении языкового, а не речевого развития. то алалия проявляется не раньше 3 лет, в период выхода на уровень произвольно сформулированном фразы. До того, на уровне лепетных псевдослов и фонетически искажённых слов, равно и на уровне протопредложений «дай-пить» развитие идёт в нормальном или около того темпе. Гуления и лепета это само собой гоже касается.
Если ребёнок отставал по речи сразу, с момента рождения, то это не алалия. Именовать можно по-разному, это предмет дискуссий, но точно речь об алалии не идёт
Чтобы сочетались алалия и дизартрия, мозг должен быть нездоров снизу доверху. Чаще всего, при этом речь не о локальных повреждениях, а о диффузных. При этом без задержки развития не только вербального, но и наглядного интеллекта не обойдётся. А это уже будет не алалия просто в силу её определения. Потому что будет нарушено развитие и речи, и языка, и «чувственной базы» (образы предметов и схемы двигательных актов) этих самых речи и языка. Называть можно по-разному, но это — не алалия.
Если нарушено проведение импульса в слуховом тракте после уха, но до коры, опять же, это не алалия. Алалия подразумевает сравнительно здоровые стволовые структуры мозга, на которые можно «опираться» в коррекции. Нарушения проведения импульса в здоровых структурах не бывает.
Речевая диспраксия, о которой часто говорят американские специалисты (часто этот диагноз в нашей стране используют как подмену «моторной алалии»), требует нарушения «праксиса» (это ведь логично, не правда ли?). Праксис — это не «любая моторика». Эго предметная моторика, то есть ориентированная на выполнение либо рукой, либо языком предметного действия. Например, произнесения именно речевых звуков. Если есть парезы и помимо речевых движений нарушены и все прочие движения тоже — это дизартрия.
Слуховая агнозия (а этим диагнозом часто подменяют «сенсорную алалию») требует нарушения предметного слуха, а не слуха вообще. То есть будет неспособность различать шум, например, паровоза и соотнести его с картиной. Ориентировочный рефлекс на звук будет в полном объёме и воремя. Различения по интонации мамы от других знакомых тёть- тоже.
Слуховая агнозия, речевая диспроксия, алалия сенсорная и моторная, дизартрия с безречием (анартрия), нарушение развития комплексного характера- все они требуют специфических методов коррекции. Едиными могут быть только методы на развитие «чувственной базы» (движений и образов). Вся остальная работа будет различаться.
Учёт всех перечисленных выше факторов приводит к тому, что у логопедов РЦ «Радуга» и у других специалистов РЦ «Радуга» есть общая часть методов, направленных на чувственную базу речи и «вхождение» ребёнка в коррекционную работу, а есть «специальная» часть, отвечающая конкретному речевому диагнозу.
Разные диагнозы подразумевают разную неврологию с разным лечением. Просто потому, что каждое лекарство действует на конкретную систему биохимических связей мозга, а эти системы распределены неравномерно: какие-то представлены больше в коре, какие-то в стволе. Если какой-то препарат или метод терапии назначают всем безречевым детям, чтобы пошла речь, это неверно.
Если ребёнку ставят моторную алалию или диспраксию, то никакого логопедического масссажа, электрофореза на корень языка и прочей артикуляторной гимнастики делать не надо. Работа должна вестись с освоением грамматического строя речи, потому что просто шевелить языком ребёнок и так может. При сенсорной алалии и слуховой агнозии бесполезно «ставить звуки». Работа должна быть направлена на письмо.
Если ребёнку диагностируют «расстройство аутистического спектра и сенсомоторную ала- лию сочетанно, то 99% вероятности, что у пего нарушение функций структур ствола головного мозга. Беременность у мамы протекала не без проблем, роды сложные, ещё какие-то неврологические «отягощения». Обратим внимание на то, что беременность с повышенным давлением, диабетом и гормональным сохранением — не «лёгкая». Медикаментозная, механическая (выдавливание, вакуум) и проколом плодного пузыря стимуляция- это не «естественные, без всяких проблем» роды.
Всё это подводит нас к выводу о том, что логопед должен не просто уравнять безречие и алалию, а провести довольно развёрнутое обследование с показом картинок и заглядыванием в рот ребёнка. Невролог должен не просто «посмотреть» ребёнка или сделать ему ЭЭГ, но и провести множество других аппаратных обследований. Реабелитация не бывает короткой и волшебной.
Не стоит верить рекламе: «10 сеансов в наушниках, и Ваш ребёнок говорит». Необходимо как можно раньше обращаться к специалистам: логопедам, неврологам, психологам.
Логопед высшей категории РЦ «Радуга» Андреева Н.Л.
.
Источник