Рекомендации по развитию речи ребенка 5 лет
Анастасия Колтуненко
Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4–5 лет
Средний дошкольный возраст — очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка.
К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью.
Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут употреблять предложения, состоящие из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.
Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:
— словарный запас
Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки предмета — то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом. Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.
— грамматический строй речи
Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым «аграмматизмам» при образовании множественного числа (игра «Один-много»: это — дерево, а это — деревья; это -ухо, а это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра «Чего не стало?»: были деревья — не стало деревьев, были платья-не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.
— связная речь
Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки, предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.
— речевой слух
В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного, находить в какой из картинок «спрятался» заданный звук. Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о «звуке». Из звуков состоят слова, которые мы слышим и поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы. Буква — это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.
Игры и упражнения по развитию речи ребёнка дома.
«Назови одним словом»
Взрослый: «Я буду описывать что-то, а ты назови, то,о чем я рассказываю одним словом:
часы, которые помогают проснуться, большая ложка, с помощью которой наливают суп,
утренняя еда, человек, который направляется в дальние страны и т. д. «
Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.
«Четвертый лишний»
Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно — «лишнее» — слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки — это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить.
Конечно, правильная речь — это не самое важное в жизни. Но подумайте, если у ребенка беден словарный запас, речь изобилует аграмматизмами, предложения состоят из 2-3 слов и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой? Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.
Источник
Средний дошкольный возраст — очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В старшей группе начнётся подготовка ребенка к новому этапу в его жизни-подготовка к школе, а от ее успешности будет зависеть очень многое, начиная от успеваемости и заканчивая успешной социализацией вашего малыша в новом, незнакомом коллективе. Ведь именно овладение чтением и письмом, которое так затруднительно при нарушениях в речевом развитии, -та основа, на которой строится весь процесс обучения. Вот почему так важно уже сейчас прислушаться к речи вашего малыша .
Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:
словарный запас,
грамматический строй речи,
связная речь,
речевой слух.
Опыт работы с детьми 4-5 лет позволил мне выделить основные затруднения, которые возникают практически у всех детей при освоении программных требований (которые, как мы понимаем, основаны на речевой норме).
Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки предмета — то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.
Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.
Грамматический строй речи . Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым «аграмматизмам» при образовании множественного числа (игра «Один-много»: это — дерево, а это — деревья; это -ухо, а это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра «Чего не стало?»: были деревья — не стало деревьев, были платья-не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец , или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.
Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.
Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок «спрятался» заданный звук. Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о «звуке». Из звуков состоят слова, которые мы слышим и поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы. Буква — это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.
Конечно, правильная речь — это не самое важное в жизни. Но подумайте, если у ребенка беден словарный запас, речь изобилует аграмматизмами, предложения состоят из 2-3 слов и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой? Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.
Работа над связной речью предполагает обучение детей длительному речевому высказыванию и реализуется через ряд игровых упражнений. Детям легче воспринимать учебный материал через игру.
Вот некоторые игры, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи. Их предлагается проводить на основных логопедических занятиях.Игра «Почемучка»
Цель: Научить пользоваться союзом «потому что».
Дети спрашивают логопеда. Логопед отвечает на вопросы детей, использую союз «потому что».
Логопед спрашивает детей, требуя употребление данного союза.
Образцы вопросов: Почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему надо быть внимательными на занятиях?Игра: «Сравни и расскажи»
Цель: Учить детей находить отличительные детали предмета, сравнивать два предмета.
Детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей.
Логопед просит сравнить две юбки (два фартука, двое брюк и т. д.) Сказать, чем они отличаются.
Образцы ответов: Эта юбка красная, сшита из шелка. А это синяя юбка, сшита из ситца, с голубым карманом.Игра: «Четвёртый лишний»
Цель: Учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.
Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Материал подбирается соответственно лексической теме.Игра: «Один – много»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений. Закреплять знания о повадках диких животных, названия их детёнышей.
Дети надевают маски. «Медведь» говорит: «Я медведь, я живу в берлоге. А кто мои детки?» Выбегают другие дети и говорят: «Мы твои детки – медвежата».
Игра: «Угощение Маши»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.
Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.
Аналогичную игру можно проводить при знакомстве с темами: «Домашние животные», «Домашние птицы».Игра: «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: Упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.
Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т.д.) Дети должны назвать, чего не хватает.Игра «Правда – неправда»
Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена их подходящими.
Логопед читает стихотворение, дети говорят, что в нём правда, а что нет.
Тёплая зима сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.
А зимой среди ветвей
«Га – га – га, пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Игра «Кто больше?»
Цель: Учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.
Примерные слова:
Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…
Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…
Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…
Влажный – мокрый, сырой…
Красивый – прекразный, замечательный, хороший…Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.
Примерные слова: чистый, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лёгкий, старый.Игра «Что это?»
Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.
Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.
Игра «Что лишнее?»
Цель: Найти в ряду слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.
Примерные слова:
Гусь, гусеница, гусиное.
Больной, большой, больница.
Баран, баранка, бараний.
Дождик, дождливый, дожидаться.
Море, морковь, моряк.
Выяснить, почему данное слово лишнее.
Источник
Правильная речь у ребенка — важная составляющая гармоничного развития его личности. Она является основой для овладения коммуникационными навыками и грамотой. Важно, чтобы ребята с проблемой речевого развития своевременно получили помощь логопеда. Но не у всех есть возможность записаться к специалисту, поэтому родители должны знать нормы речевого развития и основные дидактические игры для его корректировки.
Речевое развитие детей 5-6 лет: нормы и отклонения
Большинство родителей осознают, что их малышу нужна консультация логопеда, когда начинается подготовка к школе. В этом возрасте детей начинают готовить к овладению навыками чтения и письма. Для этого нужна база — грамотная речь. Занятия усложняются, и у некоторых ребят на этом этапе появляются затруднения.
Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет
Чтобы определить, имеется ли у дошкольника отставание в речевом развитии, нужно знать что к пяти-шести годам является нормой:
- ребенок общается посредством развернутых предложений с использованием мимики и жестов;
- в речи использует обобщающие слова;
- правильно употребляет числительные, наречия, местоимения, союзы, частицы;
- дошкольник учится использовать причастные и деепричастные обороты;
- имеется обширный словарный запас;
- овладевает навыками словообразования (например, уменьшительно-ласкательными формами слова);
- звукопроизношение практически сформировано;
- слоговая структура сформирована полностью;
- дошкольник может составить маленький рассказ-описание по картинке.
Обратите внимание! В этот возрастной период детская речь уже максимально приближена к взрослой.
Встречаются ошибки, если ребенок рассказывает о малознакомом ему явлении или использует новое слово. Звукопроизносительная сторона практически сформирована полностью: на пятом году могут быть нарушения произношения сонорных звуков – Р и Л.
В этом возрасте дошкольник умеет пользоваться интонацией, поэтому с детьми ставят театрализованные представления. В шесть лет он уже хорошо запоминает стихотворения, может пересказать короткие рассказы. Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребенка.
Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет
Если на шестом году дошкольник общается простыми нераспространенными предложениями или фразами, а произношение большинства звуков нарушено, то родителям следует обратиться к логопеду. Взрослые с трудом понимают детскую речь, она невыразительна, малыш с трудом заучивает стихотворения и пересказывает короткие тексты.
Обратите внимание! У детей с речевыми нарушениями пассивный словарь значительно превышает активный. При этом некоторые слова он может использовать неточно.
Лексика преимущественно состоит из существительных, в меньшем количестве встречаются прилагательные и глаголы. Фразы и предложения отличаются аграмматичностью: нарушены нормы согласования, опускаются предлоги и союзы. Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, то необходимо записаться на логопедический прием.
Информация для родителей
Взрослые для детей являются примером для подражания и источником знаний. Поэтому важно, чтобы родители принимали активное участие в детском развитии и выполняли все рекомендации педагогов.
Самостоятельная диагностика задержки речевого развития
Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не стоит ждать, когда ребенка запишут на уроки. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.
- Ребенку предлагают описать показываемый предмет — игрушку или другой предмет.
- Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
- Нужно проверить выразительность речи: попросить проговорить предложения с разной интонацией и высотой голоса.
- Ребенку показывают картинку и предлагают описать, что на ней изображено. Если у него возникли трудности — взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа нужно обратить внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи.
- Родители должны обратить внимание на грамматическое оформление предложения: согласование слов, использование союзов, частиц, предлогов.
- Во время диагностики оценивают сформированность звукопроизношения.
Важно! Предлагая ребенку выполнить задания, взрослый должен дать образец на своем примере. Например, он просит дошкольника назвать слово и сначала сам его произносит.
В старшем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что в шесть лет не все дети сразу усваивают большой поток информации. Но с помощью дидактических игр есть возможность справиться с речевыми ошибками. Такие упражнения будут полезны и детям с развитием, соответствующим норме.
Как развивать речь у ребенка 5 лет
Стоит приобрести книги следующих авторов: Гербовой В.В., Кузнецовой Е.В., Разумовской Юлии, Тихоновой И.А., Ушаковой О.С. В их книгах родители и педагоги смогут найти конспекты занятий на развитие речи 5-6 лет, соответствующим требованиям ФГОС.
Специалисты выступают на родительских собраниях, на которых подробно объясняют, как правильно выполнять упражнения, и выдают памятки с расписанными рекомендациями. Основная цель заданий в работе с данной возрастной категорией — развить связную логическую речь и сформировать грамматический строй.
В картотеку стоит включить следующие упражнения:
- подбор синонимов и антонимов;
- классификация предметов по одному признаку;
- угадывание слов по описанию;
- склонение слов по числам и падежам;
- составление из слов предложения;
- объяснение смысла пословиц, поговорок;
- заучивание стихотворений;
- выполнение артикуляционной гимнастики.
Важно! При пересказе сказки, стихотворения следить за выразительностью речи и четкостью произношения звуков.
Благотворное влияние на развитие речи оказывают разговоры об окружающем мире во время прогулок; беседа с малышом на тему того, как прошел его день, и на другие интересные ему темы.
Популярны развивающие онлайн-игры: в этом случае взрослым не нужно готовить наглядный материал и продумывать упражнение. Но нужно следить за тем, чтобы время нахождения за компьютером не превышало 10 мин. Лучше чередовать информационные технологии и устные упражнения.
Игры для развития речи детей 5-6 лет
При составлении рабочей коррекционной программы учитывают возрастные особенности.
Обратите внимание! У ребенка в дошкольный период еще преобладает игровая деятельность и внимание еще недостаточно устойчиво. Поэтому на занятиях используют различные виды упражнений с использованием наглядного материала.
Многие из игр можно назвать народными, потому что они широко применяются не только в логопедической практике. Их можно подкорректировать с учетом речевых особенностей ребенка.
- По первой букве. Цель — научить основам чтения при помощи простых ребусов. Для ее проведения используют карточки со словами. Нужно прочитать слово по первым буквам названий картинок. Его выкладывают посредством магнитной азбуки или устно.
- Подбери словечко. Она направлена на обогащение словарного запаса навыков согласования прилагательного и существительного. Можно использовать мяч, чтобы тренировать ловкость рук. Взрослый спрашивает, про что можно сказать “круглый” (яблоко, мяч, помидор) и другие варианты.
- Узнай имя. Перед детьми раскладывают карточки и просят выбрать ту, которая больше всего подходит его имени. И ему нужно объяснить, почему он так считает.
- Назови целое. Это игру можно отнести к моделированию, потому что детям нужно части собрать в одну составляющую. Например, перед ними раскладывают фигуры, из которых нужно составить дом.
- Кто что купил. Игра направлена на умение использовать обобщающие понятия. Например, ребенку говорят, что белка и заяц пошли в магазин. Белка купила овощи, а заяц — фрукты. Но корзинки перепутали, и ребенку нужно помочь им найти свои покупки.
- Логический поезд. Взрослый кладет на стол карточку — это первый вагон. Ребенок добавляет к нему следующий, картинка которого должна быть связана с предыдущим изображением.
Обратите внимание! Игры для детей 5 лет для развития речи помогают повысить его интерес к занятиям, хорошо сказываются и на развитии высших психических функций.
Для таких занятий стоит завести отдельную тетрадь: так родитель приучит ребенка к дисциплине и ему будет удобнее проверять выполненные задания. Можно придумать свои игры или предложить малышу заняться творчеством, которое также благотворно влияет на развитие речи.
Источник