Рекомендации по развитию речи ребенка
Ирина Голубева
Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей
по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста.
Составитель: учитель-логопед Голубева И. Н.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Золушка»
г. Шарыпово
21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться
с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего,
в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми
и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих.
К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
— Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
(Грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой)
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия — это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
«Показатели речевого развития детей 6 — 7 лет»
К подготовительной группе у ребёнка должно быть не только развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие.Ребенок должен:
— Уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш], твёрдые от мягких
([т-ть], [д-дь]) и т. д.
— Называть слова на заданный звук.
— Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.
— Определять последовательность и количество звуков в слове.
Активный словарь ребёнка к 6-7 годам увеличивается до 3-3,5 тысяч слов. У детей накапливается значительный объём знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми
и сверстниками, понимание литературных произведений). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нём представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребёнка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Всеми категориями грамматики ребёнок к семилетнему возрасту уже овладел полностью.
— Употребление существительных в именительном падеже единственного
и множественного числа (стол-столы, дерево-деревья).
— Образование существительных множественного числа в родительном падеже
(дом-дома, ухо-уши).
— Согласование прилагательных с существительными (Юбка какая? — розовая).
— Согласование существительных с числительными (два озера, пять озёр).
— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(заяц – зайчик, шкаф — шкафчик).
— Образование названий детёнышей животных (у собаки – щенок, у овцы – ягнёнок).
— Образование притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчья лапа, заячьи уши).
— Образование относительных прилагательных (шляпа из соломы – соломенная, компот из слив – сливовый).
— Образование приставочных глаголов (уходит, входит, выходит, переходит).
Связная речь достаточна развита. В самостоятельной речи используют распространённые и сложноподчинённые предложения. Составляют рассказы не только по картинкам, но уже на заданную тему.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
— Составлению творческих рассказов
— Составлению рассказов по картине, по серии картин
— Пересказам
Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов», дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. (продемонстрировать схему для запоминания стиха)
Что способствует улучшению звукопроизношения — это скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.
Что необходимо делать дома:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание
на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить
у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили,
что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться
к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу)
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
4. Задумайтесь,как часто вы говорите ребенку эти фразы:
Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали!
Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь твоим успехам
Расскажи мне, что с тобой.
Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений.
Развитие коммуникативных навыков.
— Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
— разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
— беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т. д.);
— наблюдения за погодными изменениями;
— совместное придумывание рассказов, сказок.
Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.
Развитие речевой моторики.
Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Статические подготовительные упражнения.
«Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).
«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.
«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части, приняв форму «чашечки» — «кружечки».
«Грибок». Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать
15 сек.
Динамические подготовительные упражнения.
«Часики». Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.
«Качели». Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается
(к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.
«Лошадка». Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.
«Гармошка». Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.
Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Развитие мелкой моторики.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.
— Массаж руки: растирание, разминание и т. п.
— Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки, игры с мозаикой, конструктором и т. п.
— Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
— Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
— Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка,
та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т. д.)
— Назвать предметы (игрушки)с заданным звуком: «с» — санки, самокат, сапоги и т. п.
— Повторить пары слов и сказать,чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т. д.
Развитие навыков словообразования, словоизменения.
Развитие словарного запаса.
Игры, упражнения, задания.
«Один – много»: окно – окна, ухо – уши и т. п.
«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т. п.
«Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …
«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.
«Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»
Юбка, колготки, футболка – одежда и т. д.
Задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала,в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».
В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной
к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы
с синонимами:
— подбор синонимов к изолированному слову;
— объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
— замена синонима в предложении,обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».
— составление предложений со словами синонимического ряда;
— составление рассказа со словами синонимического ряда.
Советы родителям
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т. д.
2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение — это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.
Для развития речиребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие,как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости
от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая,
не торопя, не отвлекаясь.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения
и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно
с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Источник
Рекомендации родителям по развитию речи детей в период от рождения до 3-х лет
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить проблему, от их желания и умения совершенствовать навыки ребёнка зависит, будет речь малыша чистой, благозвучной и богатой или трудности с произношением и проблемы в развитии речи придётся исправлять впоследствии логопедическим путём.
Рекомендации родителям по развитию предречевых голосовых реакций и сенсорной сферы в первый год жизни
- Ребёнка с первых дней жизни должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией. Во время ухода за малышом мать ласковым, бодрым голосом должна разговаривать с ним, сопровождая речью весь процесс пеленания, купания и другие моменты ухода за ребёнком. При этом важно не допускать «сюсюканья». Во время монологов матери у малыша развивается слуховое восприятие.
- Ребёнку так же необходим частый телесный контакт с матерью. Беря ребёнка на руки, мать даёт ему возможность увидеть больше предметов в пространстве.
- Для развития зрительного внимания и зрительного сосредоточения, начиная со второго месяца, повесьте над кроваткой крупные и яркие игрушки и погремушки.
- Помните: ребёнок с удовольствием гулит тогда, когда его к этому побуждает взрослый.
- Разговаривать с ребёнком лучше, когда он выспался, поел, в первой половине дня. Мать, наклоняясь над кроваткой, длительно произносит одни и те же звуки, похожие на те, которые издаёт младенец при гулении. Затем она слушает, что ей скажет малыш и, испытывая удовольствие от общения с ним, с улыбкой продолжает разговор сама.
- Родителям важно испытывать эмоционально-положительное отношение к своему младенцу во время общения с ним.
- Для развития ощупывающих движений рук (3-6 месяцев) применяются игры с игрушками. Взрослые вкладывают игрушку в руки ребёнку. Полезно применять игрушки разной формы и фактуры. При этом они обязательно называются. Связь между развитием ощупывающих движений рук и речью заключается в том, что речь развивается лучше на основе развития предметно-практического опыта.
- Когда у малыша появляется лепет, мать должна поддерживать первые попытки ребёнка подражать взрослому во время совместного лепетания. Ребёнок в этот момент должен видеть лицо и губы говорящего. Это способствует развитию моторики артикуляционного аппарата.
- Начиная с 7-го месяца жизни малыша, можно использовать игры с движениями, сопровождающиеся потешками, стишками («Ладушки», «Сорока-сорока»).
- Общаясь с малышом, произносите лепетные слоги с различной интонацией: то спокойно, то радостно, то с вопросительной интонацией, то с интонацией удивления.
- Во время ежедневного общения с ребёнком постоянно называйте предметы, действия, чтобы малыш начал узнавать эти предметы и выполнять несложные действия с ними по просьбе взрослых.
- Положительное влияние на развитие речи оказывают колыбельные песни. Ребёнок в состоянии полудрёмы бессознательно усваивает речевые образцы, грамматические формы, содержащиеся в текстах песенок.
- При появлении у ребёнка первых слов важно закреплять каждое слово в активной речи. Взрослые должны так же чаще пользоваться этим словом, но не детским вариантом, а полноценной формой.
Рекомендации родителям по развитию речи детей второго года жизни
Второй год жизни – самый ответственный год в развитии речи, так как с него начинается, собственно, речевой период, когда растёт активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.
Для обогащения и активизации словарного запаса ребёнка нужно продолжать знакомить с названиями окружающих его предметов, называть действия, которые родители выполняют по уходу за ребёнком, признаки предметов и признаки действий. Речь развивается лучше во время деятельности. В процессе действий с игрушками (с разноцветными кубиками, пирамидками, коробочками) ребёнок усваивает их названия и названия действий, которые можно с помощью этих игрушек производить. Все эти действия, игры будут способствовать не только развитию моторики, но и речи, особенно если рядом будет находиться взрослый, который прокомментирует нужными словами все действия ребёнка.
- Одевая малыша, называйте предметы одежды, просите при этом принести конкретную вещь: кофточку, платье, шапочку и т.д.
- Для развития активной речи необходимо побуждать детей к ответу. Если же взрослый не настаивает на ответе, то может образоваться разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи.
- В первой половине второго года малыша нужно приучать рассматривать картинки в книжках. Для этого лучше использовать книжки-раскладушки из картона, содержащие одну большую предметную картинку на странице. Вначале взрослый называет малышу предметы, а при повторных рассматриваниях просит показать, где домик, где кукла и т.д. Затем задаётся вопрос: «Что тут нарисовано?»
- Для развития глагольного словаря, пространственной ориентации, эмоциональной сферы используйте игры с игрушками-зверюшками. При этом называйте слова-движения, т.е. как зверёк передвигается, как голос подаёт, какого цвета у него шерсть.
- Когда в речи ребёнка начнут появляться первые фразы, родителям полезно давать образцы грамматически оформленных предложений из двух слов. Затем фраза распространяется до трёх слов.
- Для развития пространственных представлений ребёнка нужно научить понимать значения предлогов «в», «на», «у», «за», «около», «под». Это обучение происходит во время игр с пирамидками, кубиками, матрёшками, мячами. Ребёнку даются чёткие инструкции: «Поставь маленький кубик на большой. Уложи куклу в кроватку». После игры можно попросить убрать игрушки, также проговаривая предлоги: на полку, в шкаф.
- Продолжайте развивать в играх мелкую моторику рук.
- Играя с малышами в простейшие подвижные игры, сопровождающиеся рифмованными текстами, повторяйте потешки, приговорки вместе с детьми. Таким образом, развивается понимание речи, происходит развитие непроизвольной памяти.
- На втором году жизни малышам можно начинать читать книжки, содержащие народные потешки, которые более доступны для восприятия малыша. Чтение потешек так же способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Читайте детям русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. Если малыш готов к восприятию более сложных сказок, стихов, то расширяйте круг его чтения. Главное — приучить малыша слушать чтение.
- Не забывайте о развитии произносительной стороны речи детей. В этом возрасте ребёнок ещё не должен произносить чисто все звуки, но прислушайтесь к тому, какими заменителями он пользуется. Если звук заменяется правильно или просто пропускается, не надо торопить события, звук появится в своё время.
Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни
Полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребёнка.
- После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами.
- Вводите в активный словарь слова-обобщения: «посуда», «одежда», «игрушки», «обувь». Взрослые должны сформировать понимание таких слов, а затем незаметно научить и правильно пользоваться ими. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: «Сложи свою одежду аккуратно. Убери игрушки». Обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц и т.д.
- Учите слова-названия основных цветов. Не забывайте называть цвета одежды или цвет чашки ребёнка, цвет яблока, неба, цветка.
- Учите слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, овальный, квадратный. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, мяч — круглые, а коробка, кубики – квадратные. Рассматривая с ребёнком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т.д.
- Знакомьте детей со словами, обозначающими размер предметов и различные качества предметов. Это можно делать в повседневной жизни, в быту.
- Продолжайте вводить в словарь ребёнка различные слова-действия. Необходимо стараться называть слова точно: сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: птица летит, змея ползёт, рыба плывёт. При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки. Играйте с детьми в подвижные игры с речевым сопровождением.
- Помогайте ребёнку овладевать различными грамматическими формами. Общаясь с ребёнком, рассматривая картинки в книжках, взрослые могут задавать вопросы. Отвечая на них, малыш должен употребить ту или иную грамматическую форму.
- Необходимо читать ребёнку каждый день. Важно, что читать малышу: обязательно народные сказки с повторяющимися действиями, стихотворные тексты. Загадывайте загадки.
- Для развития подвижности органов артикуляции детей разучите специальные упражнения и выполняйте их вместе с детьми в игровой форме. Это будет способствовать более быстрому формированию звуков речи, а имеющиеся звуки зазвучат более чётко.
- Не забывайте об упражнениях для пальцев рук. В этом возрасте ребёнок старается делать упражнения самостоятельно по подражанию, без помощи взрослого.
Источник