Рекомендации по развитию ребенка дошкольного возраста

Воробьева Татьяна Николаевна
Рекомендации родителям старших дошкольников

Рекомендации родителям старших дошкольников о деятельности.

Уважаемые родители, в деятельности ребенок учится принимать решения и ориентироваться в тех или иных ситуация. Чтобы ваш ребенок был самостоятелен, инициативен, необходимо выполнять следующие рекомендации:

— позвольте ребенку самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, исполнять задание без вашей помощи;

— старайтесь меньше опекать ребенка;

— чаще советуйтесь с ним, обсуждайте возникающие вопросы, противоречия, проблемы, лично касающихся дошкольника и общих проблем в семье;

— позвольте ему наблюдать за деятельностью взрослых (ему можно дать посильные и не сложные задания);

— ребенок может быть непосредственно включен в совместную деятельность со взрослым;

— деятельность взрослого в отношении ребенка может заключаться в трансляции отдельных фактов и образцов культуры;

— помогите ребенку самостоятельно освоить этапы в том или ином виде деятельности, постепенно доверив выполнение всей технологии процесса;

— используйте предметную среду в совместной деятельности, которая окружает каждодневный быт семьи (помыть посуду, прибраться дома, разложить вещи после прогулки, собрать обувь);

— хвалите ребенка даже за самые мелкие удачи, успехи;

— разбирайте неудачи, выясняйте вместе причины, но не осуждайте и давайте резких оценок;

— предлагайте ребенку различные способы выполнения задания, обсуждайте варианты использования.

2. Рекомендации родителям старших дошкольников о мотивации.

Уважаемые родители, мотивация зависит от вашего участия! Мотивационная готовность к школе играет одну из самых важных ролей в формировании личности будущего школьника. Как родители могут помочь детям? Чтобы ваш ребенок самостоятельно принимал решения, проявлял интерес к новому, необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Каждый день необходимо спрашивать: «Как дела? Что было нового, что интересного?». Сделайте подобные разговоры привычкой, и ребенок почувствует заинтересованность родителей в его делах.

2. Предложите помощь в выполнении какого-либо поручения или задания. Например, обсудите ход работ, выводы, что может не получится.

3. Учитесь в деятельности вместе с детьми. Бывайте в интересных местах, читайте, выбирайте и покупайте вместе книги, запишитесь в городскую или районную библиотеку. Обсуждайте с детьми прочитанное: что запомнилось в произведении? Что понравилось, а что нет, чтобы изменил, додумал?

4. Старайтесь правильно оценивать знания, навыки и достижения вашего ребенка. Никогда не сравнивайте его с другими дошкольниками или детьми родственников, знакомых (из-за этого самооценка дошкольника снижается и он перестает верить в себя и свои силы).

5. Допускайте предположение, что на ошибках дети приобретают новый опыт, стараясь в дальнейшем их избежать.

6. Старайтесь для ребенка быть примером такого человека, который постоянно читает, учится и стремится себя реализовать.

7. Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребенку, делая акцент на том, что дала школа, как она вам помогла, какие трудные ситуации были, как вы вышли из них?

3. Рекомендации родителям старших дошкольников по коммуникации.

Уважаемые родители, необходимо помнить, что коммуникация позволяет ребенку найти не только близких по интересам людей, но и предлагает дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Умение осуществлять коммуникацию становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно в коммуникации ребенок учиться полноценному общению на равных, что возможно и в детско-родительских отношениях.

1. На собственном примере показывайте, как нужно вступать в коммуникацию с другими людьми.

2. Расскажите ребенку, кто такой друг, кто такой знакомый. Почему дружат?

3. Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также выступает территорией, на которой дети учатся общаться в ситуации коммуникации.

4. Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь.

5. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке – скромность, женственность.

6. Чаще ходите в гости, где есть маленькие дети. Глядя на ваше общение с другими детьми, ребенок будет брать с вас пример.

7. Отмечайте дни рождения, приглашайте на праздник знакомых сверстников из детского сада, соседских детей.

8. Не стремитесь всегда быть посредником между вашим ребенком и другими детьми, позвольте ему проявлять самостоятельность в поступках и действиях.

9. Не вмешивайтесь в разрешение детских конфликтов слишком часто. Если вам не нравится друг ребенка, не стоит резко вмешиваться в их отношения. Дайте возможность ему самому попытаться найти правильный выход. В большинстве случаев малыши сами определяют, кто хороший друг, а кто плохой. А резкие ответы родителей: «Я запрещаю тебе с ним дружить! «- не принесут ожидаемого результата.

9. Не критикуйте друзей своего малыша.

10. Дайте ребенку свободу в выборе друзей и приятелей.

4. Рекомендации родителям старших дошкольников по формированию личности ребенка.

Уважаемые родители, формирование гармоничной личности зависит от Вас! Чтобы ваш ребенок стал личностью, необходимо выполнять следующие рекомендации:

— будьте внимательнее к детям;

— позвольте ребенку больше возможностей удовлетворять потребности;

— интересуйтесь его проблемами, вникайте в сложности и помогайте развивать умения и таланты;

— каждая проблема ребенка серьезна, относитесь с пониманием к ней;

— каждому дошкольнику необходимо чувство собственной значимости. Прислушивайтесь к его мнению, чтобы он почувствовал собственную значимость;

— не добивайтесь успеха силой. Принуждение — худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

— не стесняйтесь подчеркивать, что Вы им гордитесь;

— оценивайте поступки ребенка, а не его личность;

— принимайте ребенка таким, какой он есть. Помните, что это ваш ребенок, он нуждается в вашей любви, заботе и поддержке;

— сдерживайте собственнические инстинкты и относитесь к нему как к равноправному партнеру, который пока обладает меньшим жизненным опытом чем вы;

— старайтесь не ограждать ребенка от трудностей жизни;

— стремитесь к благополучию в семье, чтобы он чувствовал себя комфортно, был уверен в родителях;

— уважайте его право на собственное мнение;

— всегда находите время, чтобы поговорить с ним.

Источник

Консультация для родителей

Дмитриева Людмила Викторовна,
воспитатель первой категории ГБДОУ №39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Постановка проблемы и ее актуальность

Мир детства неразрывно связан с игрой. Так устроен человек, родившись, он еще не может объективно воспринимать действительность и его нормальное развитие, а также становление внутреннего мира, невозможно без игры. Какова роль родителей в процессе развития ребенка посредством игры, и на какие игры для развития детей необходимо делать акцент?

Если ребенок дошкольного возраста уже вполне может играть и развиваться вместе с друзьями самостоятельно или под руководством воспитателя, то малыши, которые только познают мир, нуждаются в постоянной опеке и участии родителей. Родители должны уделять играм со своим малышом максимальное количество времени, причем не просто играть, но и выдумывать, увлекать малыша, делать процесс игры максимально разнообразным и насыщенным, заботясь о развитии физических качеств малыша, его моторики, а также – сообразительности, творческом и интеллектуальном развитии. Родители должны координировать игровую деятельность ребенка и чередовать активны игры с настольными, позволяющими отдохнуть и перевести дух. Кроме того, малыш должен играть как дома, так и на улице, где происходит его социализация, установление взаимоотношений со сверстниками.

Содержательная часть

Развивающие игры

Но не стоит думать, что ребенку-дошкольнику нужно дать вдоволь наиграться до 6-7 лет, никак не заботясь о его развитии. Развивать ребенка нужно, но делать это необходимо не с помощью нудных занятий в группах на подготовительных курсах, а дома и в процессе обращения малыша со сверстниками – в форме игры. Благо, развивающие и обучающие игры для детей-дошкольников уже давно придуманы и, скорее всего, даже Вы в детстве сталкивались с ними. Что же это за игры?

Прежде чем заняться их перечислением и выделением их положительных качеств, нужно сказать пару слов о наиболее важных вещах для того, чтобы такая игра действительно принесла пользу Вашему малышу. Прежде всего, развивающие игры должны проводиться с участием взрослых —  именно взрослый должен направлять малыша и помогать ему проявлять свои сильные стороны в совместной с ним деятельности.

Кроме того, развивающие игры необходимо подбирать с учетом возраста ребенка и в разумной последовательности этапов —  то есть, от наименее сложных к все более усложняющимся задачам, можно также постепенно вводить дополнительные усложняющие элементы.

Сюжетно-ролевые игры

К ним относятся те самые игры “во врача”, “дочки-матери” и тому подобные. Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире. Ребенок же берет на себя какую-то роль какого-то взрослого, начинает действовать, отчасти копируя увиденное поведение, отчасти добавляя что-то свое. Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом “взрослой жизни” малыша, они помогают познавать окружающий мир и, отталкиваясь от увиденного в реальности, под воздействием собственной фантазии, создавать новые модели поведения.

Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов

Такие игры помогают развивать у ребенка логическое мышление, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике. Детский ребус – это, наверное, наиболее популярная форма загадок для маленьких детей, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию.

Обычные детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развивать память и образное мышление. Кроме того, разглядывание загадок позволяет развивать смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.

Психологи считают, что именно в играх-соревнованиях у детей развивается стремление к успеху и возможности стать первым.

Конструкторская игра

Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.

Игра-драматизация

По сути, эта игра подразумевает заучивание малышом слов роли, точная передача чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты малыш, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основной для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не представляющее большой сложности для маленького ребенка.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же врем решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.

Игры для развития детей могут быть не только активными. Окружающий мир таит в себе столько интересного и увлекательного, что еще предстоит познать малышу.

Домашние игры также занимают большое значение в жизни малыша. Дома не так удобно играть в активные игры, ну разве что в “съедобное-несъедобное”, когда можно развивать внимательность и ловкость малыша, предлагая ему ловить бросаемый мячик при назывании съедобных предметов, и отбивать мяч при назывании несъедобных.

Дома особую актуальность приобретают спокойные настольные игры, развивающие внимательность, память, сообразительность, фантазию и сенсорику малыша.

Для развития мелкой моторики, то есть, развития детских пальчиков, невероятного важного для процесса мозговой активности, очень полезно использовать различные крупы. Взяв глубокую миску с крупой (например, гречневой) и спрятав в ней несколько маленьких кубиков или разноцветных шариков, нужно предложить малышу пальчиками отыскать их.

Насыпав крупу (теперь уже манную) в широкое и неглубокое блюдо, можно увлечь его рисованием на крупе с помощь пальчиков. Такая игра не только разовьет мелкую моторику, но и воображение ребенка. Можно также предложить ему сделать бусы из макарон с отверстиями. Макароны предварительно раскрасить в разные цвета. Получаются очень красочные украшения. Развитию воображения, памяти и мелкой моторики помогут и игры раскраски. Главное, в процессе игры взрослый должен всячески поддерживать, хвалить малыша, стимулируя его тем самым к дальнейшему росту.

Когда малыш подрастет, он сможет освоить пазлы, делать аппликации из листьев, камешков или пуговиц, а также играть в компьютерные развивающие игры для детей, которые предлагают всю гамму развивающих игр для ребенка.

Игровые упражнения, способствующие развитию мышления

Игра “Закончи слово”

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

“Отгадай, что я хочу сказать”

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумать одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру “Найди лишнее слово”.

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является “лишним”.

1.     Яблоко, слива, огурец, груша.

2.     Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

3.     Платье, свитер, рубашка, шапка.

4.     Береза, дуб, земляника, сосна.

5.     Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

6.     Хлеб, молоко, творог, сметана.

7.     Час, минута, лето, секунда.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры “Отвечай быстро”.

Взрослый бросает ребенку, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Игра “Назови слово” способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1.     Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

2.     Назови слова, обозначающие домашних животных.

3.     Назови слова, обозначающие зверей.

4.     Назови слова, обозначающие овощи.

5.     Назови слова, обозначающие фрукты.

6.     Назови слова, обозначающие транспорт.

7.     Назови слова, относящиеся к спорту.

8.     Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее. Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра “Как это можно использовать”

Предложите ребенку: “Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот.”

Например: “Большой – маленький.”

Можно использовать следующие пары слов:

Веселый —  грустный

Быстрый – медленный

Пустой – полный

Худой – толстый

Умный – глупый

Тяжелый – легкий

Храбрый – трусливый

Твердый – мягкий

Шершавый – гладкий

Игра “Бывает – не бывает”

Для игры вам понадобится мяч.

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Яблоко соленое.

Дом пошел гулять.

Волк бродит по лесу.

На дереве выросли шишки.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Девочка рисует домик.

Лодка плавает по небу.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Ветер качает деревья.

Игра “Угадай по описанию”

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный. (Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра “Кто кем будет”

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: “Как они изменятся, кем будут?”

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра “Что внутри?”

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

Дом – стол

Шкаф – свитер

Холодильник – кефир

Тумбочка – книжка

Кастрюля – суп

Дупло – белка

Улей – пчелы

Нора – лиса

Автобус –пассажиры

Корабль – матросы

Больница – врачи

Магазин – покупатели

Что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни.

Заботьтесь о своих малышах, уделяйте им максимальное количество времени и насыщайте их жизнь самыми разнообразными играми для развития детей!

Список литературы

1.     “Играем пальчиками и развиваем речь.” В. Цвынтарный, 1996г.

Издательство Лань, город Санкт-Петербург

2.     “Сенсорное развитие.” Л. В. Фомина, 2001г.

Творческий центр сфера, город Москва

3.     “Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.” Л. А. Венген, О. М. Дьяченко, 1989г.

Издательство  Просвещение, город Москва

Источник