Рекомендации по развитию ребенка 3 лет

Рекомендации по развитию ребенка 3 лет thumbnail

Консультация для родителей

«Особенности речевого развития детей 2 — 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни»

 До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.

После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия.

Поэтому родителям в это время необходимо уделять больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение со взрослыми и речь взрослых.

Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием.

А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий.

Необходимо, чтобы Ваш малыш то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.

В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»?

Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливая его пассивный словарь.

В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.

С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

Особые рекомендации специалистов по развитию речи детей 2-3 лет:

С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных.

Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.

Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.

Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

Ваш малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).

Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.

На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей.

Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.

Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.

Первые предложения, употребляемые ребенком, состоят из двух, трех слов, еще не согласующихся между собой. Правда ребенок еще не редко ошибается в падежных окончаниях, в согласовании прилагательных с существительными.

В таких случаях надо спокойно поправить ребенка. Например, по аналогии с предложением «капаю землю лопаткой» говорит «капаю савкой». В таких случаях надо поправить ребенка и обязательно предложить ему повторить сказанное в правильном варианте.

В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Даже совсем маленькие дети любят слушать и очень рано начинают реагировать на ритмически организованную речь. Стихи, потешки, прибаутки, особенно сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей на протяжении раннего детства. Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять коротенькие стихи.

Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце, зеленая листва кустарников, или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Но при условии, что это время вы посвящаете ребенку, а не общению со своими знакомым.

Если же Вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка на данном возрастном этапе, то следует обратиться за индивидуальной консультацией к учителю- логопеду.

Источник

Наталья Рипанова
Рекомендации родителям по развитию детей от 2 до 3 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 3 «Светлячок» общеразвивающего вида.

Рекомендации родителям

(по развитию детей от 2 до 3 лет)

Выполнила:

Воспитатель 1 категории

Рипанова Н. Н.

1. У ребёнка должна быть своя комната, часть комнаты или уголок.

Мебель по росту ребёнка, углы закруглены. Комната хорошо освещена.

Выбор игрушек: хорошие игрушки – это игрушки безопасные, разнообразные, эстетичные, приносящие радость, а не страх.

2. Режим у ребёнка в саду и дома, должен перекликаться, вечером ребёнка настройте на спокойные игры: рассматривание книги, настольные игры, чтение сказок. Компьютерные и видео игры дозируйте 10-20 минут в день.

3.Проводите профилактические мероприятия: умывание прохладной водой, проветривание помещения, когда ребёнка нет в комнате. Ходьба босиком, дозировано. На прогулку не кутать.Пассивная прогулка: ребёнка тепло одеть и открыть окна.

Упражнение «Кошечка»-для опорно-двигательного аппарата.

Упражнение для профилактики плоскостопия-ходьба по массажному коврику.

Упражнение для глаз «моргание», «маятник». Следите за правильной посадкой за столом «спина ровная»

Учите детейвыполнять физические и спортивные упражнения: ловля и броски мяча,

прокат мяча, общеразвивающие упражнение.

4. На прогулке упражнять ребёнка в ходьбе, беге, перелазать через бревно, предлагайте ребёнку покачаться на качели, съехать с горки. Ребёнок гуляет под присмотром взрослого.

5. Формировать культурно-гигиенические навыки мыть руки по мере загрязнения и

перед едой (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно)

Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

6. Учите детей правильно здороваться «здравствуйте, прощаться «до свидания» со

сверстниками и со взрослыми

7. По дороге в детский сад обращать внимание на красоту природы, величину предметов «большой-маленький», «один-много», «на что похоже», загадывайте лёгкие загадки,

учите описывать картины природы, читайте стихи русских поэтов

8. Учить ребёнка вежливости, показывать своим примером каким образом нужно вести себя в общественном транспорте, общественных местах, учить уважительно относиться ко взрослым.

9. Приобщать детей к чтению, к развитию интереса к художественной литературе, народным потешкам, песенкам, русским народным сказкам, к народному творчеству того народа представителем которого являются родители бабушки, дедушки что способствует восстановлению традиций своего народа, самобытности, истоков. Рассказывать о своём народе, костюмах, песни, сказки своего народа. Книги для детей младшего возраста должны быть яркими, красочными. Учим детей бережному отношению к книге. Нужно и надо много читать детям стихи, сказки, рассказы о животных и природе. И не только на ночь, но и повседневно, заучивать потешки, четверостишия, тем самым формируя у ребёнка активный словарь, расширяя кругозор, накапливается опыт для дальнейшего развития ребёнка как личности

10. Закреплять первичные знания о нашем государстве-Россия-наша родина, познакомить с символикой страны, чем мы гордимся в нашей стране, мой город, мой адрес, кто мои родители.

11.Беседовать с детьми на этические темы: «что плохо, а что хорошо», «что такое дружба, любовь, доброта, сочувствие». Формировать человеческие ценности по духовно-нравственному воспитанию.

12. Формировать знания ребёнка о правилах пешехода, при переходе дороги держать ребёнка за руку. Выбирать безопасный маршрут до какого- либо учреждения.

13. Дома должны быть всегда краски, карандаши, пластилин, фломастеры, бумага.

Родители учат ребёнка правильно держать карандаш, кисточку, закреплять знания ребёнка в рисовании прямых (вертикальных, горизонтальных, волнистых линий, округлых форм.

В лепке: раскатывание в ладонях колбасок и шариков по сюжету (колобки, ягодки, мячи, яблоки, баранки).

В аппликации: дома учить держать ножницы с тупыми концами, разрезать полоску на части.

14. У ребёнка должны быть трудовые поручения: «полить цветок», «налить молока

кошке», «сложить игрушки на место», если ребёнок не хочет, вместе с ребёнком

расставьте игрушки по местам, поясним ребёнку для чего это нужно.

15. Для конструирования нужны всевозможные конструкторы из безопасных материалов

Пластмассовые «Лего», пазлы, разрезные картинки, строительный материал.

Строим вместе с детьми-дом для мишки, зайчика и кукол, гаражи для машин,

заборчики, башенки, домики для животных, мебель для матрёшек.

16.Старайтесь с детьми больше экспериментировать: с песком (печенье лепим,

игры с водой (рыбалка, кораблики, переливание, рассматривать насекомых и

рассказывать о них, гуляя в парке рассказывать о деревьях, пробовать пищевые

продукты на вкус «Угадай по вкусу», исследовать на ощупь ткань, дерево,

металл «Какой».

17. Участие ребёнка и семьи в общественных мероприятиях сада, города, страны

Это повышение самооценки ребёнка, укрепление отношений между родными и

близкими. Родители должны быть всегда уравновешены, способны помочь себе

и ребёнку, тактичны, спокойны, уверенны в себе.

18. Разбирать, проговаривать вместе с ребёнком возникшие ситуации «Как правильно

Поступить», «Как попросить игрушку у сверстника», «Каким образом договориться»

19. Самое главное-это всё нужно делать с ребёнком для его развития, интереса, но

перегружать ребёнка нельзя.

Рекомендации составлены согласно примерной основной образовательной программы

дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и возрастных особенностей детей

от 2 до 3 лет.

Источник

Рекомендации родителям по развитию речи детей в период от рождения до 3-х лет

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить проблему, от их желания и умения совершенствовать навыки ребёнка зависит, будет речь малыша чистой, благозвучной и богатой или трудности с произношением и проблемы в развитии речи придётся исправлять впоследствии логопедическим путём.

Рекомендации родителям по развитию предречевых голосовых реакций и сенсорной сферы в первый год жизни

  • Ребёнка с первых дней жизни должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией. Во время ухода за малышом мать ласковым, бодрым голосом должна разговаривать с ним, сопровождая речью весь процесс пеленания, купания и другие моменты ухода за ребёнком. При этом важно не допускать «сюсюканья». Во время монологов матери у малыша развивается слуховое восприятие.

  • Ребёнку так же необходим частый телесный контакт с матерью. Беря ребёнка на руки, мать даёт ему возможность увидеть больше предметов в пространстве.

  • Для развития зрительного внимания и зрительного сосредоточения, начиная со второго месяца, повесьте над кроваткой крупные и яркие игрушки и погремушки.

  • Помните: ребёнок с удовольствием гулит тогда, когда его к этому побуждает взрослый.

  • Разговаривать с ребёнком лучше, когда он выспался, поел, в первой половине дня. Мать, наклоняясь над кроваткой, длительно произносит одни и те же звуки, похожие на те, которые издаёт младенец при гулении. Затем она слушает, что ей скажет малыш и, испытывая удовольствие от общения с ним, с улыбкой продолжает разговор сама.

  • Родителям важно испытывать эмоционально-положительное отношение к своему младенцу во время общения с ним.

  • Для развития ощупывающих движений рук (3-6 месяцев) применяются игры с игрушками. Взрослые вкладывают игрушку в руки ребёнку. Полезно применять игрушки разной формы и фактуры. При этом они обязательно называются. Связь между развитием ощупывающих движений рук и речью заключается в том, что речь развивается лучше на основе развития предметно-практического опыта.

  • Когда у малыша появляется лепет, мать должна поддерживать первые попытки ребёнка подражать взрослому во время совместного лепетания. Ребёнок в этот момент должен видеть лицо и губы говорящего. Это способствует развитию моторики артикуляционного аппарата.

  • Начиная с 7-го месяца жизни малыша, можно использовать игры с движениями, сопровождающиеся потешками, стишками («Ладушки», «Сорока-сорока»).

  • Общаясь с малышом, произносите лепетные слоги с различной интонацией: то спокойно, то радостно, то с вопросительной интонацией, то с интонацией удивления.

  • Во время ежедневного общения с ребёнком постоянно называйте предметы, действия, чтобы малыш начал узнавать эти предметы и выполнять несложные действия с ними по просьбе взрослых.

  • Положительное влияние на развитие речи оказывают колыбельные песни. Ребёнок в состоянии полудрёмы бессознательно усваивает речевые образцы, грамматические формы, содержащиеся в текстах песенок.

  • При появлении у ребёнка первых слов важно закреплять каждое слово в активной речи. Взрослые должны так же чаще пользоваться этим словом, но не детским вариантом, а полноценной формой.

Рекомендации родителям по развитию речи детей второго года жизни

Второй год жизни – самый ответственный год в развитии речи, так как с него начинается, собственно, речевой период, когда растёт активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.

Для обогащения и активизации словарного запаса ребёнка нужно продолжать знакомить с названиями окружающих его предметов, называть действия, которые родители выполняют по уходу за ребёнком, признаки предметов и признаки действий. Речь развивается лучше во время деятельности. В процессе действий с игрушками (с разноцветными кубиками, пирамидками, коробочками) ребёнок усваивает их названия и названия действий, которые можно с помощью этих игрушек производить. Все эти действия, игры будут способствовать не только развитию моторики, но и речи, особенно если рядом будет находиться взрослый, который прокомментирует нужными словами все действия ребёнка.

  • Одевая малыша, называйте предметы одежды, просите при этом принести конкретную вещь: кофточку, платье, шапочку и т.д.

  • Для развития активной речи необходимо побуждать детей к ответу. Если же взрослый не настаивает на ответе, то может образоваться разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи.

  • В первой половине второго года малыша нужно приучать рассматривать картинки в книжках. Для этого лучше использовать книжки-раскладушки из картона, содержащие одну большую предметную картинку на странице. Вначале взрослый называет малышу предметы, а при повторных рассматриваниях просит показать, где домик, где кукла и т.д. Затем задаётся вопрос:«Что тут нарисовано?»

  • Для развития глагольного словаря, пространственной ориентации, эмоциональной сферы используйте игры с игрушками-зверюшками. При этом называйте слова-движения, т.е. как зверёк передвигается, как голос подаёт, какого цвета у него шерсть.

  • Когда в речи ребёнка начнут появляться первые фразы, родителям полезно давать образцы грамматически оформленных предложений из двух слов. Затем фраза распространяется до трёх слов.

  • Для развития пространственных представлений ребёнка нужно научить понимать значения предлогов «в», «на», «у», «за», «около», «под». Это обучение происходит во время игр с пирамидками, кубиками, матрёшками, мячами. Ребёнку даются чёткие инструкции: «Поставь маленький кубик на большой. Уложи куклу в кроватку». После игры можно попросить убрать игрушки, также проговаривая предлоги: на полку, в шкаф.

  • Продолжайте развивать в играх мелкую моторику рук.

  • Играя с малышами в простейшие подвижные игры, сопровождающиеся рифмованными текстами, повторяйте потешки, приговорки вместе с детьми. Таким образом, развивается понимание речи, происходит развитие непроизвольной памяти.

  • На втором году жизни малышам можно начинать читать книжки, содержащие народные потешки, которые более доступны для восприятия малыша. Чтение потешек так же способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха. Читайте детям русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. Если малыш готов к восприятию более сложных сказок, стихов, то расширяйте круг его чтения. Главное — приучить малыша слушать чтение.

  • Не забывайте о развитии произносительной стороны речи детей. В этом возрасте ребёнок ещё не должен произносить чисто все звуки, но прислушайтесь к тому, какими заменителями он пользуется. Если звук заменяется правильно или просто пропускается, не надо торопить события, звук появится в своё время.

Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни

Полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребёнка.

  • После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами.

  • Вводите в активный словарь слова-обобщения: «посуда», «одежда», «игрушки», «обувь». Взрослые должны сформировать понимание таких слов, а затем незаметно научить и правильно пользоваться ими. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: «Сложи свою одежду аккуратно. Убери игрушки». Обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц и т.д.

  • Учите слова-названия основных цветов. Не забывайте называть цвета одежды или цвет чашки ребёнка, цвет яблока, неба, цветка.

  • Учите слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, овальный, квадратный. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, мяч — круглые, а коробка, кубики – квадратные. Рассматривая с ребёнком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т.д.

  • Знакомьте детей со словами, обозначающими размер предметов и различные качества предметов. Это можно делать в повседневной жизни, в быту.

  • Продолжайте вводить в словарь ребёнка различные слова-действия. Необходимо стараться называть слова точно: сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: птица летит, змея ползёт, рыба плывёт. При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки. Играйте с детьми в подвижные игры с речевым сопровождением.

  • Помогайте ребёнку овладевать различными грамматическими формами. Общаясь с ребёнком, рассматривая картинки в книжках, взрослые могут задавать вопросы. Отвечая на них, малыш должен употребить ту или иную грамматическую форму.

  • Необходимо читать ребёнку каждый день. Важно, что читать малышу: обязательно народные сказки с повторяющимися действиями, стихотворные тексты. Загадывайте загадки.

  • Для развития подвижности органов артикуляции детей разучите специальные упражнения и выполняйте их вместе с детьми в игровой форме. Это будет способствовать более быстрому формированию звуков речи, а имеющиеся звуки зазвучат более чётко.

  • Не забывайте об упражнениях для пальцев рук. В этом возрасте ребёнок старается делать упражнения самостоятельно по подражанию, без помощи взрослого.

Источник