Рекомендации по развитию общения ребенка

Татьяна Южакова
Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей

В формировании коммуникативного поведения и межличностных отношений у детейимеются сходные черты: дефицит познавательной формы общения со взрослым, преобладание среднего уровня сформированности навыков культуры общения, проявление несформированности навыков в общении со сверстниками, риск неблагоприятного развития межличностных отношений в группе сверстников. Предлагаем вниманию разработанные нами рекомендации, соблюдая которые, родители, смогут помочь своему ребенку овладеть необходимыми ему коммуникативными умениями и повысить социальный статус в группе сверстников.

1.Для развития познавательного общения ребенка со взрослым:

• Приобретайте для совместного с ребенком чтения книги познава-тельного содержания;

•Вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы: рассказывайте ему о повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д., старайтесь сделать его полноправным участником беседы, стимулируйте вопросы детей, поощряйте любую познавательную активность, проявление любознательности;

• Отвечайте на все вопросы детей;

• Обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть пред-ставления. Опираясь на имеющийся у ребенка опыт, делайте его активным участником беседы.

2. Для развития личностной формы общения:

• Обсуждайте с детьми прочитанные книги о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках, например рассказы Толстого Л. Н., Осеевой В. или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков героев выступает особенно ярко;

• Постепенно переводите беседу от книжки к теме, касающейся жизни самого ребенка. При этом покажите ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книгах;

• Обсудите с ребенком темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка;

•Будьте активным участником разговора: высказывайте свое мнение о конфликтах и событиях, участником которых был ребенок, рассказывайте о том, что произошло с вами;

• Постоянно обращайте внимание ребенка на себя,на свою внутреннюю жизнь при помощи вопросов: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сказал, сделал и т. д. Тем самым дайте детям возможность заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия.

• Обсуждайте с ребенком произошедшие с ним события, ситуации, свидетелем или участником которых он был. Во время разговора, способствуйте тому, чтобы ребенок осознал свои и чужие действия и поступки.

3. Для формированиянавыков культуры общения со сверстниками:

• Учите ребенка разрешать возникающие конфликты со сверстниками,познакомьте со способами разрешения: попытаться договориться между собой, предложить решение проблемы, которое бы всех устроило, уступить.

• Не оставляйте без внимания проблемы, которые возникают у вашего ребенка в общении со сверстниками. Проявите интерес к тому, как прошел его день в детском саду, с кем и в какую игру он играл. Обсудите возникшие у ребенка в течение дня конфликтные ситуации, попробуйте вместе с ним найти выход из них, возможность избежать их в дальнейшем

• Обратите внимание на то, как ребенок обращается к другим детям, называет ли их по имени;

• Чаще используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;

•Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.

4. Для того чтобы повысить популярность ребенка среди сверстников,его социальный статус:

• Поддерживайте дружеские, доброжелательные отношения ребенка к детям и сами будьте доброжелательны с детьми, окружающими вашего ребенка;

• Расширяйте круг знакомых сверстников ребенка. Побуждайте его к знакомству во время прогулок, поездок, походов в цирк, театр и т. д. ;

• Учите ребенка приглашать друзей в гости,быть гостеприимным хозяином: разрешать играть своими игрушками, угощать, делать гостю приятные сюрпризы;

• Учите ребенка выражать одобрение поступкам, результатам деятельности других детей, проявлять доброжелательность по отношению к сверстнику, при этом, не забывайте хвалить самого ребенка;

• Обсуждайте с ним причины возникающих конфликтов, способы разрешения, избегания острых ситуаций, повышайте его коммуникативную компетентность.

5.Для повышения чувствительности к партнеру по общению:

• Беседуя или играя с ребенком, развивайте у него способность слышать высказывания другого, видеть его действия и адекватно отвечать на них;

• Наблюдая за играми вашего ребенка с другими детьми, обращайте его внимание на то, что он должен ориентироваться на действия партнера по игре, согласовывать с ним свои действия. Если вы решили поиграть, то обсудите до начала игры, кто из вас какие действия будет выполнять. Во время игры обращайте внимание ребенка на необходимость согласования своих действий с действиями партнера.

• Во время игры или беседы с ребенком поощряйте любое его стремление проявить инициативу, поддерживайте начатый ребенком разговор, помогите ему развить тему общения;

6. Для улучшения межличностных отношенийребенка в группе сверстников:

• Поддерживайте у ребенка интерес к сверстнику и стремление сделать что-то для него (поиграть в любимую игру, сделать подарок, поделиться конфетой);

• Развивайте способность уступать,помогать окружающим людям: взрослым и детям. На личном примере покажите ребенку, какое удовлетворение, радость можно испытать, делая что-то хорошее для другого человека.

7. Для решения проблем в межличностных отношениях,и повышения социального статуса ребенка в группе сверстников:

• Для преодоления тенденции отчужденного отношения к сверстнику помогите ребенку увидеть в сверстниках не конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Для этого предложите ему игру «Комплименты», в которой каждый из вас должен сказать о знакомых детях как можно больше хорошего;

• Объясните ребенку, что у каждого взрослого человека и ребенка есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться;

• Сделайте подарки детям, которым симпатизирует ребенок, пригласите их в гости. Учите ребенка быть гостеприимным, прислушиваться к желаниям гостя. Организуйте совместную продуктивную деятельность детей, в которой им нужно согласовывать свои действия, договариваться.

• Для преодоления конфликтности в отношениях детей, в беседах с ребенком, чаще обсуждайте события, произошедшие с ним за день. Поинтересуйтесь, как в этот день развивались его отношения с детьми? Обсудите, какие конфликты и по чьей вине возникли, чем закончились.

• Побуждайте его к оцениванию своих и чужих действий и поступков, при этом акцентируйте внимание ребенка на том, кто из детей правильно вел себя в сложившейся ситуации;

• Не давайте ребенку готовых решений, старайтесь, что бы он сам, путем рассуждений осмыслил свои поступки и поступки товарищей.

• Поощряйте проявления доброжелательности, отзывчивости по от-ношению к сверстникам, желание помочь, уступить другому ребенку, учите находить выход из конфликтной ситуации;

• Для того чтобы преодолеть отчужденное отношение ребенка к сверстникам, выражающееся в замкнутости, избегании общения с детьми или в агрессивном, враждебном отношении к сверстникам, следует привлекать внимание ребенка к другим детям, учить ребенка общаться с ними;

• Предложите ребенку пригласить в гости кого-нибудь из сверстников, организуйте совместные игры, в которых внимание к другому является необходимым условием игры, продуктивную деятельность.Например: выкладывание общей картины из мозаики, рисование домика и сочинение сказки. При этом исключите всякое сравнение детей, конкуренцию и соревновательность;

• Создавайте и чаще используйте такие ситуации, в которых дети могли бы испытать совместные переживания, радость, грусть. Дайте ребенку возможность открыть другого человека не как соперника и конкурента, а как самоценную и значимую личность, со своими, и в тоже время его радостями и трудностями.

8. Для формированиянавыков культуры в общении со взрослыми и сверстниками:

• Учите детей называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к сверстникам по имени;

• Используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;

• Покажите свое неодобрение, если ребенок повысил голос в разговоре, настаивая на своем. Не пускайтесь в длительные споры с ребенком, спокойно скажите, что не измените своего решения, если чувствуете в этом необходимость.

• Учите ребенка уступать детям и взрослым, проявлять внимание, предлагать свою помощь. Для этого отмечайте похвалой те случаи, когда ребенок уступил, проявил великодушие, помог по собственной инициативе;

• Учите внимательному отношению к окружающим: замечать настроение, проявлять сочувствие;

•Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.

Источник

        Методические рекомендации родителя по развитию общения с детьми

Общение определяется психологами как важный фактор развития ребенка на всем протяжении детства.

С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путем познать окружающие предметы и явления. У него достаточно быстро создается круг представлений «обо всем понемногу» на понятном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их систематизация, своеобразная «расстановка» по полочкам-понятиям. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому. Он постепенно поднимается по невидимой лестнице. Каждая новая ступенька расширяет его возможности в приобретении более сложных знаний и делает их пригодными к применению.

Родители нередко стремятся оберегать детей от трудностей, облегчить долгий путь познания. Им хочется поделиться своим опытом, к которому они шли многие годы, обучаясь в школе, институте, на производстве. Они пытаются дать детям исчерпывающую характеристику каких-то объектов, разъясняют механизм их функционирования. В глубине души родители, быть может, гордятся собой: «Мне в его годы никто ничего не мог объяснить, а я могу и хочу это делать».

Казалось бы, готовые знания ребенку следует только усвоить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не происходит.. Мамы недоумевают, папы сердятся, бабушки требуют оставить ребенка в покое. Ведь дошкольник пока еще мал.

А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, можно сказать — все окружающее — и далекое, и близкое. Но познавать это он хочет сам, решать все противоречия самостоятельно, а потом делиться своими открытиями с другими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем.

Многие ученые подчеркивают значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5—6 годам.

Какие же эффективные, но вместе с тем щадящие средства воспитания и обучения необходимо избирать родителям? Отечественная педагогическая наука и практика накопили позитивный опыт в этой области.

Достижения материальной и духовной культуры, которые усваивает малыш, чрезвычайно многообразны. В ходе систематически организованного обучения ему передается лишь небольшая часть социального опыта. На всех этапах развития ребенок воспринимает представления об окружающем, общаясь со взрослыми и детьми старше себя и сверстниками, Накопление информационного багажа происходит в процессе познавательного общения.

Такое общение рассматривается как важнейший компонент скрытого (латентного) обучения. Первоочередная роль принадлежит характеру взаимодействия взрослого с ребенком. Это прежде всего заинтересованный диалог, в котором каждый может и хочет поделиться своими мыслями, способен выслушать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументированно возразить. Интерес друг к другу — вот основа познавательного общения взрослого и ребенка. Подводные камни такого общения — назидательный тон, нравоучения, на которые нередко «соскальзывает» взрослый,— делают беседу односторонней. При этом взрослый в силу своего возрастного и образовательного статуса занимает позицию над ребенком, поучает, требует от него «слушать и на ус наматывать». Неумение родителей поддержать попытку ребенка мыслить, без иронии отнестись к его ошибочным суждениям может постепенно подавить активность дошкольника, в том числе и мыслительную. Подобная расстановка сил лишает детей самостоятельности, приучает к интеллектуальному иждивенчеству — ожиданию, что взрослые все расскажут и пояснят.

Семья в большей степени, чем другие социальные институты, способна обогащать познавательную сферу ребенка.

О чем и как разговаривать с детьми? Прежде всего, о том, что интересует ребенка. А его интересы разнообразны. 0б этом свидетельствуют детские вопросы.

— Откуда берется эхо?

— Почему у кошки есть шерстка, а у нас нет?

— Почему у меня в животе мягко, а у куклы твердо?

— Почему зимой нет комаров?

— Что кушает ребенок, когда он живет у мамы в животике?

— Зачем собаки гоняются за кошками? Почему они не дружат?

— Рыба умеет плавать на спине?

— Как получается туман?

Детский вопрос является одновременно и ответом, потому что многое рассказывает о самом ребенке, его потребностях, наблюдениях, сомнениях, страхах, догадках, суждениях, приоритетах. Степень «интеллектуального взросления» ребенка отражается на характере вопросов. Их анализ свидетельствует, что ранние детские вопросы — это попытка первого знакомства с предметами и явлениями: что это? Это кусается? Это тоже холодное? Что такое гипноз? Чей папа Папа Римский? Как лошадь сидит?

Иногда в вопросах содержится констатация изменений, происходящих с известными объектами, и стремление дать им объяснение или утверждение в правильности своих предположений: Почему снег в руках тает? Почему чашка бьется? Почему вода в реке зимой превращается в лед? Почему ночью нет солнышка? Почему слезы соленые? Зачем делают прививки? У курицы перья, у рыбы чешуя, у человека кожа. Это одно и то же? Почему осенью листья опадают с деревьев? Мама, когда ты была маленькая, кто меня в садик водил?

У ребенка появляется желание понять увиденное. Поэтому он дает свое объяснение. Поначалу такие истолкования ситуативны. Малыш пытается сопоставить «видимые» свойства и отношения, объясняя многое случайными причинами. Наивная логика подводит его к мысли о том, что предметы и явления как-то связаны между собой.

— Я знаю, откуда берутся облака: они из трубы вылезают.

— Если рыба дышит жабрами, то почему они у нее не на носу, а на ушах?

— Почему листья падают, они что, уже поспели?

— Почему зимой солнце яркое, как летом, а мы ходим в шубах?

— Почему, когда спит сестренка, она дышит, а когда сплю я, то не дышу?

Несмотря на то, что истолкования ситуативны, можно увидеть в них стремление разрешить противоречие, объяснить себе и поделиться догадкой с окружающими. Понимание причинно-следственных связей между предметами и явлениями побуждает детей к собственным умозаключениям. В высказываниях появляются рассуждения.

— Почему ты называешь их баранками? Они не из барана, а из хлеба.

— Часы тикают, когда идут. А я когда иду, не тикаю. Может, у меня тикалка сломалась?

— Мама, если изобретут скатерть-самобранку, то в магазин ходить не надо будет? А зачем тогда деньги?

Как же взрослому реагировать на высказывания дошкольников? В дидактике на этот счет имеются педагогические установки, способные гуманизировать познавательное общение взрослых и детей.

Первая: родителям необходимо понимать, что познавательные дет-ские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять их.

Вторая: детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если каждый из его участников испытывает интерес к суждениям другого. Стоит ли давать ребенку сразу же готовый, исчерпывающий ответ на все его вопросы? Конечно же, сначала важно понять, на какой стадии понимания ситуации находится ребенок, каковы его рассуждения по данному поводу. Как он сам думает? Чаще всего у него имеются свои соображения, и он охотно делится ими с собеседником.

Предположения можно подтвердить, если организовать ребенку кратковременные или длительные наблюдения за явлением, группой предметов или каким-либо объектом его интереса. Например, движение Солнца по небосклону, рисование или фотографирование фаз Луны, изменения освещенности неба в разные части суток, повадки животных.

Интересными ребенку представляются самонаблюдения: вечером в постели только закроешь глаза, сразу же проваливаешься в сон. Утром трудно лежать в постели с закрытыми глазами даже несколько минут. Перед обедом как будто в животе что-то щекочет — так хочется есть. А после обеда таких ощущений нет. Или, например, так не хочется убирать игрушки: руки не слушаются, ноги не идут к шкафу. Мама предлагает: «Давай часы будут наблюдать, как ты умеешь быстро убирать игрушки. И ноги сами побежали, а руки охотно заработали».

Иногда вопросы, которые возникают у ребенка, требуют наблюдения в специально созданных ситуациях. Такое экспериментирование и наблюдение помогают изучению свойств предметов, позволяют увидеть изменения, происходящие с ними под нашим воздействием. Например, принесли с прогулки ослепительно белый снег, самый чистый, какой нашли на участке. Он лежит на блюдце и постепенно сереет, темнеет. Через некоторое время снег превращается в воду, а в ней плавают черные крупинки и частички,

Вода не такая прозрачная, как предполагалось.

Или снова опыты со снегом. На одно блюдце положили рыхлый белый снег, на другое — крепкий снежок или плотный комок снега, на третье — кусок льда. Сначала порассуждаем, попробуем рассказать, что произойдет через некоторое время, что растает в первую очередь. На стол положили секундомер или песочные часы. Замечаем время. Наблюдаем за происходящим. Затем обсуждаем и объясняем увиденное. Отвечаем на вопрос: почему лед сохранялся дольше и растаял позднее, чем снежок?

В подобных ситуациях взрослый направляет поиск, подводит с помощью вопросов, рассуждений к выделению свойств, наиболее значимых в данной ситуации. Например, плотность снежной массы, отсутствие свободного пространства между ее частицами, куда может проникать теплый воздух комнаты. Установление причинно-следственных связей позволяет детям делать выводы, постигать закономерности. Возможным становится прогнозирование. Например, где весной быстрее растает снег: на полянке, где он рыхлый, или на дорожке, где превратился в толстый плотный слой? Общее знание распространяется на частные случаи.

Еще один пример постановки опытов. «Не тяни время», — часто говорит мама своему ребенку. Наконец у маленького философа появляется вопрос. «Как это «тянуть время», его можно взять руками и растянуть, как резиновый шарик?» — формулирует он. Такое явление, как субъективность восприятия времени, может быть проверено опытным путем.

Ребенку предлагают сначала попробовать ответить на вопросы: «Как человек определяет время без часов? Как человек чувствует время?» Затем организуют несколько опытов.

Опыт 1. Мама предлагает ребенку сесть поудобнее на стульчик, закрыть глаза. Включает секундомер. Когда, по мнению ребенка, пройдет минута, он поднимает руку. Это будет означать, что минута закончилась. По секундомеру отмечается, сколько времени прошло на самом деле. Опыт можно проделать несколько раз. Теперь мама закрывает глаза, а ребенок включает секундомер. Затем анализируются впечатления ребенка и мамы.

Опыт 2. Изучается продолжительность задержки человеческого дыхания. Сначала ребенок высказывает свои соображения: на сколько минут можно задержать дыхание. Затем по секундомеру несколько раз проделывают замеры (мама и ребенок меняются ролями). При обсуждении обращают внимание на субъективные ощущения каждого, объясняют, какие ощущения возникают при длительной задержке дыхания (головокружение), почему это происходит. Сопоставляются ожидаемые и реальные результаты.

Опыт 3. Изучается, сколько времени продолжается выдох. Выслушиваются мнения ребенка. Пробуют сделать один глубокий выдох, как будто надувают шарик, отмечают время. Обсуждают результаты.

Опыт 4. Ребенку предлагают рассмотреть парные картинки и найти в них различия. Через минуту мама просит закончить работу, но не сообщает, сколько прошло времени.

Затем ребенок получает листок бумаги в клетку. Задание: нарисовать как можно больше квадратиков, обводя клетки через одну (по образцу). По истечении одной минуты работа заканчивается. Ребенку по-прежнему не сообщают, сколько прошло времени.

Новое задание: спокойно и молча посидеть на стульчике и подождать, когда зазвенит колокольчик (или свисток). Звуковой сигнал раздастся через минуту, но ребенок о продолжительности времени не знает.

Вместе с мамой обсуждаются и анализируются все задания. Ребенок высказывает свое мнение, сколько времени прошло, когда он рассматривал картинки, рисовал квадраты, ожидал сигнала. После обмена впечатлениями мама сообщает ребенку, что продолжительность каждого из трех заданий — одна минута. При обсуждении результатов опыта ребенка подводят к пониманию того, что при занятии интересным делом время пробегает незаметно, а при выполнении неинтересной работы или при отсутствии любого дела кажется, что время тянется медленно. Когда человек делает что-то медленно, тратит время попусту — это и называется «тянуть время».

Иногда детей подавляет авторитет родителей, таких умных, знающих ответы на все вопросы. Им порой кажется, что взрослые были такими всегда. При этом у малыша может развиться комплекс вины за свое неумение, недогадливость, отсутствие сообразительности. Поэтому третья педагогическая установка: не подчеркивать своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощрять его любознательность и пытливость.

Дети обожают слушать истории из жизни мамы, папы, бабушки, старших детей в семье. Им интересны воспоминания близких об их детских заблуждениях, промахах, трудностях, догадках, неудачах, рассуждениях. Теперь об этом можно вспоминать с улыбкой. Даже ребенок может оценить «смехотворность» ситуации при искаженном восприятии окружающего или детских ошибочных рассуждениях. Откровенный разговор с ребенком, конечно же, не повлияет на авторитет родителей и не изменит его отношения к ним, но создаст благоприятную атмосферу в познавательном общении взрослых и детей.

Анализ таких жизненных эпизодов показывает, что некоторые детские вопросы остаются «вечными». Каждое новое поколение детей вновь и вновь задает их. Например:

— Почему собака лает, а не говорит?

— Почему червяки выползают после дождя из-под земли?

— Мама, когда ты была маленькой, ты была мальчиком или девочкой?

— Зачем косточка в персике, если ее все равно выбрасывают?

— Откуда у курочки появились яички?

— Почему Солнце не падает на землю?

Как же получить ответы на все эти вопросы? Где люди черпают научные сведения? Детей не удовлетворяет далекая перспектива: пойдешь в школу, будешь многое изучать и сможешь ответить на любой вопрос. Ребенку нужен ответ незамедлительно. Вот тут и срабатывает четвертая установка: возможность и целесообразность приобщения ребенка к книге, к познавательной и справочной литературе. Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро, даже в дошкольном и младшем школьном возрасте, получить необходимую информацию.

Некоторые детские вопросы ставят взрослого в тупик. Например: почему в море вода соленая, а в реке нет? Почему лягушки квакают? Почему он мальчик, а я девочка? Почему на руке пять пальцев, а не четыре или шесть? Почему вода не горит? Зачем собаке хвост?

Взрослый может признаться, что на какой-то вопрос он затрудняется ответить и нужна помощь справочника или энциклопедии. С полки снимают толстый том, и начинаются поиски. В специальных изданиях для детей содержится лаконичная и доступная информация. Простота объяснений, использование наглядности (картинок, схем, зарисовок) помогают ему осмыслить обсуждаемые проблемы.

Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых, сотни детских «почему» будоражат сознание, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны — качества, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «непреходящее» значение для всего последующего развития личности. Как указывал известный психолог А. В. Запорожец, если не сформировать эти важнейшие качества в первые пять—шесть лет жизни, то восполнить возникающий недостаток в другие возрастные периоды бывает очень сложно, а порой даже невозможно. Мысли ученого подтверждает мудрая заповедь народной педагогики: «Что узнал в детстве — высечено на камне; что узнал в старости — написано на льду».

Источник