Рекомендации по развитию общения данного ребенка

Рекомендации по развитию общения данного ребенка thumbnail

Татьяна Южакова
Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей

В формировании коммуникативного поведения и межличностных отношений у детейимеются сходные черты: дефицит познавательной формы общения со взрослым, преобладание среднего уровня сформированности навыков культуры общения, проявление несформированности навыков в общении со сверстниками, риск неблагоприятного развития межличностных отношений в группе сверстников. Предлагаем вниманию разработанные нами рекомендации, соблюдая которые, родители, смогут помочь своему ребенку овладеть необходимыми ему коммуникативными умениями и повысить социальный статус в группе сверстников.

1.Для развития познавательного общения ребенка со взрослым:

• Приобретайте для совместного с ребенком чтения книги познава-тельного содержания;

•Вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы: рассказывайте ему о повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д., старайтесь сделать его полноправным участником беседы, стимулируйте вопросы детей, поощряйте любую познавательную активность, проявление любознательности;

• Отвечайте на все вопросы детей;

• Обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть пред-ставления. Опираясь на имеющийся у ребенка опыт, делайте его активным участником беседы.

2. Для развития личностной формы общения:

• Обсуждайте с детьми прочитанные книги о событиях из жизни детей — об их конфликтах, отношениях, поступках, например рассказы Толстого Л. Н., Осеевой В. или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков героев выступает особенно ярко;

• Постепенно переводите беседу от книжки к теме, касающейся жизни самого ребенка. При этом покажите ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книгах;

• Обсудите с ребенком темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка;

•Будьте активным участником разговора: высказывайте свое мнение о конфликтах и событиях, участником которых был ребенок, рассказывайте о том, что произошло с вами;

• Постоянно обращайте внимание ребенка на себя,на свою внутреннюю жизнь при помощи вопросов: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сказал, сделал и т. д. Тем самым дайте детям возможность заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия.

• Обсуждайте с ребенком произошедшие с ним события, ситуации, свидетелем или участником которых он был. Во время разговора, способствуйте тому, чтобы ребенок осознал свои и чужие действия и поступки.

3. Для формированиянавыков культуры общения со сверстниками:

• Учите ребенка разрешать возникающие конфликты со сверстниками,познакомьте со способами разрешения: попытаться договориться между собой, предложить решение проблемы, которое бы всех устроило, уступить.

• Не оставляйте без внимания проблемы, которые возникают у вашего ребенка в общении со сверстниками. Проявите интерес к тому, как прошел его день в детском саду, с кем и в какую игру он играл. Обсудите возникшие у ребенка в течение дня конфликтные ситуации, попробуйте вместе с ним найти выход из них, возможность избежать их в дальнейшем

• Обратите внимание на то, как ребенок обращается к другим детям, называет ли их по имени;

• Чаще используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;

•Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.

4. Для того чтобы повысить популярность ребенка среди сверстников,его социальный статус:

• Поддерживайте дружеские, доброжелательные отношения ребенка к детям и сами будьте доброжелательны с детьми, окружающими вашего ребенка;

• Расширяйте круг знакомых сверстников ребенка. Побуждайте его к знакомству во время прогулок, поездок, походов в цирк, театр и т. д. ;

• Учите ребенка приглашать друзей в гости,быть гостеприимным хозяином: разрешать играть своими игрушками, угощать, делать гостю приятные сюрпризы;

• Учите ребенка выражать одобрение поступкам, результатам деятельности других детей, проявлять доброжелательность по отношению к сверстнику, при этом, не забывайте хвалить самого ребенка;

• Обсуждайте с ним причины возникающих конфликтов, способы разрешения, избегания острых ситуаций, повышайте его коммуникативную компетентность.

5.Для повышения чувствительности к партнеру по общению:

• Беседуя или играя с ребенком, развивайте у него способность слышать высказывания другого, видеть его действия и адекватно отвечать на них;

• Наблюдая за играми вашего ребенка с другими детьми, обращайте его внимание на то, что он должен ориентироваться на действия партнера по игре, согласовывать с ним свои действия. Если вы решили поиграть, то обсудите до начала игры, кто из вас какие действия будет выполнять. Во время игры обращайте внимание ребенка на необходимость согласования своих действий с действиями партнера.

• Во время игры или беседы с ребенком поощряйте любое его стремление проявить инициативу, поддерживайте начатый ребенком разговор, помогите ему развить тему общения;

6. Для улучшения межличностных отношенийребенка в группе сверстников:

• Поддерживайте у ребенка интерес к сверстнику и стремление сделать что-то для него (поиграть в любимую игру, сделать подарок, поделиться конфетой);

• Развивайте способность уступать,помогать окружающим людям: взрослым и детям. На личном примере покажите ребенку, какое удовлетворение, радость можно испытать, делая что-то хорошее для другого человека.

7. Для решения проблем в межличностных отношениях,и повышения социального статуса ребенка в группе сверстников:

• Для преодоления тенденции отчужденного отношения к сверстнику помогите ребенку увидеть в сверстниках не конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Для этого предложите ему игру «Комплименты», в которой каждый из вас должен сказать о знакомых детях как можно больше хорошего;

• Объясните ребенку, что у каждого взрослого человека и ребенка есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться;

• Сделайте подарки детям, которым симпатизирует ребенок, пригласите их в гости. Учите ребенка быть гостеприимным, прислушиваться к желаниям гостя. Организуйте совместную продуктивную деятельность детей, в которой им нужно согласовывать свои действия, договариваться.

• Для преодоления конфликтности в отношениях детей, в беседах с ребенком, чаще обсуждайте события, произошедшие с ним за день. Поинтересуйтесь, как в этот день развивались его отношения с детьми? Обсудите, какие конфликты и по чьей вине возникли, чем закончились.

• Побуждайте его к оцениванию своих и чужих действий и поступков, при этом акцентируйте внимание ребенка на том, кто из детей правильно вел себя в сложившейся ситуации;

• Не давайте ребенку готовых решений, старайтесь, что бы он сам, путем рассуждений осмыслил свои поступки и поступки товарищей.

• Поощряйте проявления доброжелательности, отзывчивости по от-ношению к сверстникам, желание помочь, уступить другому ребенку, учите находить выход из конфликтной ситуации;

• Для того чтобы преодолеть отчужденное отношение ребенка к сверстникам, выражающееся в замкнутости, избегании общения с детьми или в агрессивном, враждебном отношении к сверстникам, следует привлекать внимание ребенка к другим детям, учить ребенка общаться с ними;

• Предложите ребенку пригласить в гости кого-нибудь из сверстников, организуйте совместные игры, в которых внимание к другому является необходимым условием игры, продуктивную деятельность.Например: выкладывание общей картины из мозаики, рисование домика и сочинение сказки. При этом исключите всякое сравнение детей, конкуренцию и соревновательность;

• Создавайте и чаще используйте такие ситуации, в которых дети могли бы испытать совместные переживания, радость, грусть. Дайте ребенку возможность открыть другого человека не как соперника и конкурента, а как самоценную и значимую личность, со своими, и в тоже время его радостями и трудностями.

8. Для формированиянавыков культуры в общении со взрослыми и сверстниками:

• Учите детей называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к сверстникам по имени;

• Используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;

• Покажите свое неодобрение, если ребенок повысил голос в разговоре, настаивая на своем. Не пускайтесь в длительные споры с ребенком, спокойно скажите, что не измените своего решения, если чувствуете в этом необходимость.

• Учите ребенка уступать детям и взрослым, проявлять внимание, предлагать свою помощь. Для этого отмечайте похвалой те случаи, когда ребенок уступил, проявил великодушие, помог по собственной инициативе;

• Учите внимательному отношению к окружающим: замечать настроение, проявлять сочувствие;

•Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.

Источник

Рекомендации родителям по формированию у ребенка эффективных навыков общения.

Уважаемые Родители!

Начать хочу со сказки.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как стать синим.

Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.

Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета,

а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.

Так проходил день за днем, и вот…

Что же было дальше? Что за сказка без конца?

Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки?

Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит свое поведение

+ менее агрессивные ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.

+ наоборот, дети склонные к телесному наказанию родителей перенимают у них приемы гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости они быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву в коллективе и отыгрываются на ней.

+ Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, дети могут забыть причину и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят

Мы привыкли оправдывать все проблемы наших детей экологией, неправильной образовательной системой, нестабильностью в мире и в стране. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих «проблем».

Каждый человек, встречающийся на нашем пути — это наше зеркало. Мнение о себе ребенок строит на основании мнения окружающих. А что делают зеркала? Отражают наш образ жизни, наши убеждения, нашу свободу или ограничения, наши радости и наши печали. Психологи это назвали «проекцией». И что мы видим в этих зеркалах? Свое отражение, отражение своей жизни. Если постоянно ругать и наказывать свое отражение, тем самым, можно ругать и наказывать себя. Можно игнорировать ребенка, можно прививать любовь или нелюбовь разными методами. А можно принять себя и своего партнера, и у ребенка появляется возможность увидеть свою суть за отражениями.

Например:

Мама строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес учительницы, или просто соседки по подъезду. А через пару минут уже болтает с подружкой по телефону и теми же «некрасивыми» словами перемывает косточки начальству.

Или папа может прочитать сыну лекцию о необходимости помогать маме по хозяйству, а на утро, как, впрочем, и всегда, забыть вынести мусор.

Мы можем каждый день при ребенке раздражаться и досадовать на хроническую нехватку денег, невезение, злое начальство, непутевое правительство.

А потом удивляться, что наш ребенок стал злой и агрессивный или часто в плохом настроении.

Примеров таких каждый родитель может привести много, лишь понаблюдав за собой один день.

Выразить к ребенку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания, сформулированные Ю.Б. Гиппенрейтер. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Уделяйте общению с ребенком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию, которую сообщает ребенок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребенка.

Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им всегда нужно больше времени на то, чтобы сложить их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится еще труднее.

Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на невербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови или улыбки –все влияет на то, как ребенок воспримет реакцию взрослого.

Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и короткими. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.

Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на наши слова, придавая особое значение тому, каким тоном они сказаны. Ведь как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка.

Я хочу познакомить вас с техникой «я-высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: «Ты опять не убрал свои игрушки! Ты совсем перестал мне помогать!» Это «ты — высказывание». Вот таким «ты-высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком. «Я-высказывание» — это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. «Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «Я», «мне», «меня».

Например:

Почему все должна делать я? (Обида.)

Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь… (Без обиды.)

Ты всегда ужасно себя ведешь! «Ты-высказывание»

Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. «Я-высказывание»

У тебя что, в голове — две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности. «Ты-высказывание»

Может быть, ты устал, я могу тебе чем-то помочь? «Я-высказывание»

Ты всегда без спросу берешь мои вещи! «Ты-высказывание»

Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять. «Я-высказывание»

Ты никогда меня не слушаешь! «Ты-высказывание»

Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю. «Я-высказывание»

Применение правил эффективного общения способствует установлению открытых, доверительных отношений с детьми и позволяет им чувствовать понимание и принятие со стороны взрослых.

Согласитесь, что именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но своим примером могут показать, как можно и нужно общаться.

Надеюсь, что полученные сегодня знания помогут Вам понимать своего ребенка еще лучше! И своим примером сформировать у него навыки эффективного общения с окружающими. У Вас все получится! Спасибо!

Диагностика межличностных отношений показала, что психологический климат в классе соответствует оптимальному уровню. Это указывает на достаточный уровень сочувствующего, переживающего педагогического общения в классе (наличие дружбы, согласия, удовлетворенности общением, взаимной поддержки).

Источник

Лариса Ермензина
Правила успешного общения с ребенком раннего возраста. Рекомендации для родителей

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен (например, малыш привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).

Нами предлагаются выработанные в процессе практической работы правила для родителей, которые намерены изменить или грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком.

Развитие умения вступать в диалог

• Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.

• Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.

• Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.

• Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.

• Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки — это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.

• Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией — это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.

Развитие умения соблюдать очередность

• Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор (или сымитировать вас).

Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку!», «телефон», «мне—тебе»,строительство башни и т. п.Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю «алло!», теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.

• Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно!

• Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.

• Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.

• Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенокподражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т. д.

• При необходимости помогайте ребенку,дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.

• Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.

• Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.

Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.

Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни

Умение требовать:

• Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.

• Делая для малыша то, что он любит,попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще?» Дождитесь знака или звука с его стороны.

• Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку поуправлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.

Умение отказываться:

• Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».

• Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами.

V • Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет. Если ребенок не заметил вашу ошибку, исправьте ее сами, сопровождая словом-отрицанием «нет».

Умение здороваться и прощаться:

11 • День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Дожидайтесь от ребенка ответной реакции, хотя бы взглядом.

Умение делиться информацией:

• Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется

к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.

• Вопросы «Что это?», «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом.

Умение давать:

• Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.

• Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.

У • Научить ребенкаделать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.

Игра со звуками:

• Покажите ребенку,какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:

— ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком,движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.

—звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).

Несколько правил, важных для успешного развития навыков общения у ребенка

• Давайте малышу время на ответ — это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.

• Слушайте. и ждите.

• Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.

• По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.

• Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.

• Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.

• Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).

Как известно, движущей силой развития ребенка до трех лет являются социально-эмоциональное общение с взрослым и игровая деятельность.

Если в общении с взрослым окружением ребенок получает необходимый социальный опыт в виде нерефлексивно усваиваемых норм, правил, клише и шаблонов деятельности, то в игре малыш проявляет интерес, любопытство через манипуляцию и предметные действия и, главное, с удовольствием познает качества, свойства, различные характеристики окружающего его мира.

Нередко приходится выслушивать жалобы родителей на то, что ребенок не умеет, не хочет и даже не любит играть. Что ж, возможно у малыша имеются проблемы с игровой деятельностью. В таком случае взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать малышу (в виде образцов, примеров, клише и т. п.) все прелести игровой деятельности — от замысла до желаемого результата, от нетерпения созидания до азарта разрушения. Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша.

Однако следует напомнить некоторые «взрослые» правила детской игры, которые регламентируют вмешательство взрослых и способствуют поддержанию свободы ребенка.

Уважаемые взрослые! Не мешайте детям играть!

Для полноценного развития ребенку не требуется как можно раньше

научиться читать — ему нужно вовремя и с удовольствием начать играть!

Простые правила для совместной игры:

• Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра — не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.

• Игрушки для игры отбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор — это ведь только ваш выбор.

• Не бойтесь шумной игры — шум останется в игре, когда вы об этом скажете ребенку.

• Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок — в этом виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.

• Не перебивайте игру взрослыми «умничаниями», не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.

• Ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений — конец игре!

• Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения — это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру.

Пример: «Это домик?» (Ну, конечно же, домик/).Лучше: «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня!».

«Бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего для ребенка заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.

Развитие игровых навыков

Если малыш пассивен в игре и предпочитает простые действия (манипуляции, беготню или тихое сидение в уголке,придется приложить усилия:

• Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.

• Выбирайте такие игрушки,в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.

• Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.

• Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Покажите,как играют с различными игрушками: возня и валяние в обнимку с игрушками — это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание — это игра, катание и перетаскивание — это игра, прятанье и искание — это игра, даже забрасывание и сбивание (например кеглей) — это тоже игра.

Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка.

Как воспитывать зрительное восприятие:

• привлекать внимание ребенка к красивым, эстетичным предметам, картинам природы;

• рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;

• находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности,обязательно сопровождать речью свои впечатления: «Ах, как красиво! Какая прелесть!»‘,

• поощрять сосредоточение внимания ребенка на рассматривании окружающего;

•окружать малыша приятными глазу вещами: игрушками и интерьером, гармоничными со средой.

Как воспитывать слуховое восприятие:

• привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам, имитируя их звучание;

• учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;

• читая сказки или потешки, использовать интонацию, тембр голоса и звукоподражание для каждого персонажа;

• создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (при засыпании, игре, купании и др.);

• разговаривая с малышом, использовать спокойные, ласковые интонации без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний, иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию.

Как воспитывать тактильное восприятие:

• привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;

• ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.);

• играть в игры-«шуршалки»с мелкими или сыпучими предметами и материалами: фасолью или бобами, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр. (Играть в «шуршащие» игры нужно обязательно вместе с малышом во избежание неприятностей в виде проглоченной пуговицы или попадания песка в глаза ребенка. Кроме того, познание свойств сыпучих и шуршащих материалов, а также воды может при бесконтрольности процесса эмоционально растормозить ребенка, ввести его в состояние, близкое к азарту разрушения. Напротив, совместное с взрослым и в диктуемом им медленном темпе манипулирование веществами дает замечательный тонизирующий и расслабляющий малыша эффект.)

Все перечисленные направления и приемы чувственного развития не исчерпываются приведенным списком и, как правило, пополняются самими родителями по мере их воплощения в повседневную жизнь.

Источник