Рекомендации по развитию наблюдательности у ребенка

Рекомендации по развитию наблюдательности у ребенка thumbnail

НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК.

Рекомендации для родителей по развитию внимания.

Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится — вертится на занятиях, недослушивает задание? Что ж давайте разберемся: что такое внимание и как Вы можете его развить у своего ребенка

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Маленький объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания — ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания — ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развита переключаемость внимания — ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш запомнил стихотворение, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой. 
Плохо развитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания — ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки могут быть устранены «упражнениями на внимание» в процессе специально организованной работы. Но и родители могут внести свою лепту, если будут использовать эти упражнения дома в свободной и непринужденной форме.

Родителям и педагогам важно знать, что у дошкольников до 5 – 6  лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне и умело организовывается взрослыми. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно требует от ребенка волевых усилий. Уровень развития произвольного внимания (объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Наличие устойчивого внимания является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами.

Для взрослых важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей. Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:

  • типа нервной деятельности ребенка;

  • общего состояния организма;

  • эмоционального состояния ребенка;

  • наличия интереса к деятельности;

  • условий, в которых занимается ребенок.

Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.

Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.

Универсальное средство организации внимания — это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция: сначала ребенку говорят все задание, а при выполнении — дают его планомерно по частям (шагам). Такая инструкция организует внимание ребенка и будет способствовать планированию его деятельности. 

Давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.

Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.

Отвлекать ребенка могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм «борьбы с помехами» и ориентировать его на завершение основной деятельности. 

Для этого давайте ребенку такое задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Слова, тормозящие отвлечения детей, не должны носить негативной окраски («Не отвлекайся!», «Не смотри по сторонам!», «Не трогай машинки!»). Более удачным вариантом могут быть высказывания: «Давай закончим строчку», «Сейчас закрасим шапочку и поиг-раем», «Посмотри, тебе осталось написать две буквы!».

Развитию устойчивости внимания будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания. Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. 

Развивая внимание детей,  важно помнить, что прерывание деятельности истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.

Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если взрослые расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Так, занимаясь и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком. Переключаемость внимания – это перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания особо востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока. 

Важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.

Развивающие игры и упражнения

Упражнение «Да и Нет – не говори».

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания. Например, такие:
Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится? 
Сегодня понедельник? Вы сегодня опоздали на занятия? 
Сейчас зима? У тебя есть брат? Ты ночью спишь?
И т.д.
Ребенок не должен отвечать «да» и «нет», а заменить эти слова другим ответом

Развитие концентрации, объема, распределения внимания и зрительной памяти.
Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 8-10 штук) раскладывают на столе. В течение 30 секунд ребенок смотрит и запоминает расположение предметов; потом ребенок поворачивается спиной к столу, а в это время 2 -3 предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? 
     
Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала. 
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает, когда называют растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. 

Корректор.
Данное упражнение очень хорошо тренирует внимание. 
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, О). 
Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву О, а букву П – обведи в кружок».  
Через несколько дней дайте ребенку его же работу – пусть ее проверит сам и найдет пропуски и ошибки (поиграет в учителя)

Упражнение «Раскрась вторую половинку».
Упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок (можно листы раскраски разрезать пополам по вертикали). И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисо-вать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Упражнение «Цифровая таблица»
Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 9 (16, 25), которые располагаются в произвольном порядке. Скажите ему: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9 (16)». Большинство детей 5-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. 
Еще один вариант этой игры: приготовьте таблицу с 16 (25) клетками, на которой в случайном порядке написаны цифры от 1 до 21 (30), из них 5 цифр пропущены. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если он не может записать цифры, то просто пусть назовет их вам). 

hello_html_6fc80b29.jpg

Упражнение «Выполни по образцу» (тренировка концентрации и произвольности внимания).
Упражнение включает в себя задание на прорисовку повторяющихся узоров по клеточкам. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:
а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.
При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
Варианты клеточных узоров могут быть различны. Импровизируйте. 

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. 
Существуют и фабричные игры «Найди 10 (15) отличий». Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите следующее: «Я буду задавать тебе простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давай потренируемся: «Какое сейчас время года?» (делаете паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас потолок?»… «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»… «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.» 
Можно изменить сигнал: например, отвечать после хлопка, притопа и т.д. Паузы между вопросом и ответом постепенно увеличивайте или чередуйте их продолжительность.

Игра стимулирует развитие объема внимания. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите: «Раз, два, три — беги!» — и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
1.Самое простое задание:
— Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
— Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
— Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.
Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.
2.Усложненное задание:
— Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
— Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;
— Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву «С».
Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. 

hello_html_m899fdac.jpg

«Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».
Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

 Упражнение «Бусы».

Для работы необходимо не менее шести фломастеров или цветных карандашей. Работа состоит из двух частей: I часть — рисование бус, II часть — проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция I: «У тебя на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя».
Инструкция II: «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а ты проверь свои рисунки, все ли сделал правильно. Кто заметишь ошибку, сделай рядом новый рисунок». (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)
Условия каждый раз можно изменять: увеличить количество бусинок, изменить цвет и т.д.

Игра «Какое что бывает?». 

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя. 
Примеры: 
— Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше — дерево или дом; человек или столб. 
— Что бывает длинным? (коротким) 
— Что бывает широким (узким)? 
— Что бывает круглым (квадратным)?
 
     В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Источник

Как развивать наблюдательность у детей, и почему это важно

Одним из основных процессов познания является восприятие. С его помощью человек знакомится с окружающей действительностью, создает собственную картину мира, и именно оно формирует такое качество как наблюдательность. Развитые восприятие и наблюдательность помогают достичь успехов в учебе, позволяют более эффективно выполнять любую работу и достигать профессионализма в любой области. Сегодня мы рассмотрим, что кроется за этими понятиями, и узнаем, как сделать восприятие более совершенным и развить наблюдательность.

О восприятии и наблюдательности

Восприятие – это познавательный процесс отражения в психике предметов и явлений, формирования на их основе целостной картины мира. Другими словами это то, благодаря чему мы можем контактировать с окружающим миром: мы видим картины природы, слышим собственный голос и голоса других людей, ощущаем предметы, чувствуем запахи, т.е. воспринимаем все это. Получается, что восприятие – это совокупность всех данных, получаемых органами чувств. Однако не все так просто.

Данный процесс не сводится только к обобщению различных ощущений. Иначе все люди видели бы мир одинаково. При восприятии подключается также обработка получаемых от органов чувств данных на основе мышления и памяти о прошлом опыте человека. В результате этого получается совершенно субъективная картина, которая может сильно отличаться от реальности. Чтобы минимизировать различие и сделать восприятие более объективным, его необходимо развивать.

Восприятие также является основой наблюдательности. Это психическое свойство, качество, являющееся результатом познавательного процесса и таких операций мышления, как анализ и сравнение. Благодаря наблюдательности мы можем находить сходства и различия между объектами, различать очень похожие объекты между собой и подмечать всевозможные детали. Все это существенно помогает нам в жизни.

Если у школьника плохо развиты восприятие и наблюдательность, то это может приводить к затруднению усвоения школьного материала, трудностям в выполнении учебной, а затем и профессиональной деятельности. Чтобы этого избежать, необходимо развивать и тренировать эти аспекты познания, для чего существует множество упражнений.

Мотивация на выполнение упражнений

Чтобы упражнения на развитие восприятия и наблюдательности имели хороший эффект, необходимо, чтобы ребенок захотел их выполнять и делал это ответственно. Для этого можно:

  1. Показать, как важны отличное восприятие и наблюдательность.Привести примеры, когда они помогали в жизни или профессиональной деятельности. Хорошей иллюстрацией послужат отрывки из «Шерлока Холмса».
  2. Заинтересовать ребенка. Выполнение упражнений станет для школьника в разы привлекательнее, если представить их в виде игры, соревнования, интересного времяпровождения (например, в дороге).
  3. Поощрять ученика. В качестве поощрений может выступать все, что угодно: похвала, разрешение подольше посидеть за компьютером, поход в интересное место, сладости, карманные деньги и пр.

Пишем картины

Дайте установку ребенку смотреть на все окружающее так, будто это необходимо запомнить, чтобы позже изобразить на картине. Просите подмечать малейшие детали, чтобы полнее отразить их в рисунке. При этом школьнику совсем не обязательно рисовать: сама принятая установка будет заставлять его включать восприятие на полную мощность и тренировать наблюдательность.

Найди различия

Как развивать наблюдательность у детей, и почему это важно

Источник фото

Всем известны детские задания на поиск различий между двумя картинками, которые направлены как раз на развитие наблюдательности. Чем сложнее изображение, тем лучше тренируется это качество. Брать картинки можно из детских книжек, в интернете или создавать самостоятельно (для тех, кто умеют работать с графическими программами).

Запись увиденного

Попросите ребенка просто описывать то, что он видит перед собой. Это может быть вид из окна комнаты, картины, наблюдаемые во время поездки, обстановка в доме или в школе, происходящее в парке и т.д. Очень важно делать записи как можно детальнее и подробнее. Например, написать не «прошел человек», а «прошел мужчина с русыми волосами, высокого роста в длинном пальто».

Можно превратить упражнение в увлекательную игру. Родитель и ребенок должны описать наблюдения за каким-либо событием (например, что происходит во дворе дома в течение пяти минут). Запись ведется каждым индивидуально и молча. Кто более детально и понятно опишет происходящее, того и нужно считать победителем.

P.S. Если Вы специалист по части наблюдений, то сделайте ребенку небольшую поблажку, чтобы он стремился к совершенствованию своего навыка, но не потерял интереса к игре, постоянно проигрывая.

Узнай предмет по его части

Для этого упражнения необходимо найти несколько изображений различных предметов. Лучше всего, если картинки будут достаточно большого размера (формат А4). Далее они разрезаются на части так, чтобы по каждой из них можно было догадаться, что это. Школьнику предъявляются части изображений (например, носик чайника), а он должен сказать, что же это за предмет. За каждый правильный ответ можно начислять баллы, потом обменивая их на какой-нибудь приз, или поощрять любым другим образом (правильный ответ – похвала или конфетка).

Угадать по деталям

Для этого упражнения понадобится как минимум два человека. Ребенку дается задание рассмотреть изображения предмета во всех подробностях, запомнить как можно больше деталей. Затем он рассказывает об этих деталях другому человеку так, чтобы тот смог догадаться, что же это за предмет. Например, школьник рассматривал изображение парка. В своем рассказе он может отразить следующие детали: там есть скамейки (3 штуки), есть фонари, есть дорожка (тропинка), все в зеленом цвете (если парк летний) или все в желто-красных цветах (про парк осенью) и т.д. Если ребенок рассказывает слишком мало деталей, необходимо задавать ему наводящие вопросы: «Есть ли там деревья?», «А каких цветов там больше?» и т.д.

Для учеников более старшего возраста необходимо использовать изображения посложнее. Например, это могут быть репродукции известных картин. Главным условием здесь будет являться то, что угадывающий человек знаком с данными картинами.

Группировка предметов по их признаку

Задание: в течение 10 минут ребенку необходимо вспомнить и написать как можно больше различных предметов по определенному признаку. Например, на букву «М», красного цвета, квадратной формы, сделанных из дерева и т.д. Необходимо выбрать несколько признаков, от 5 до 10-12.

Можно провести упражнение в виде соревнования между детьми или между ребенком и родителем. В этом случае за самый длинный список предметов участнику начисляется балл. Победит тот, кто сможет набрать большее количество баллов.

Как развивать наблюдательность у детей, и почему это важно

Пример списка – профессии на П. Источник фото

Распределение по категориям

Это задание для школьников более старшего возраста. Задача: распределить объекты или явления по различным категориям. В качестве категорий можно использовать типы темперамента, особенности телосложения и т.д.

Пример: ребенку вкратце рассказывается о типах темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), отмечаются основные особенности каждого из них (холерик – эмоциональный, «взрывной», активный; флегматик – спокойный, безэмоциональный, медлительный; сангвиник – веселый, жизнерадостный, активный, быстрый; меланхолик – эмоциональный, ранимый, медлительный). Далее ему предлагается отнести своих знакомых к какому-то типу темперамента и объяснить, почему он так считает. В качестве доказательства могут выступать особенности поведения этого человека, ситуации-иллюстрации.

Наблюдение с разными целями

То, что мы воспринимаем и запоминаем, во многом зависит от цели, которая перед нами стоит. Например, желая запомнить позу и внешний вид людей, человек вряд ли будет прислушиваться к их разговору и детально запоминать его, и наоборот, имея цель очень хорошо запомнить разговор, вряд ли он будет особо присматриваться к внешнему виду людей, их одежде, прическе и т.д. Чтобы развить разные стороны наблюдательности, необходимо давать ребенку задание воспринимать различные стороны объектов или явлений. Сначала он наблюдает за позами двух людей (на видео или в фильме), а потом рассказывает о них, затем воспринимает разговор этих людей (тот же самый фрагмент видео), далее – обращает внимание на внешность и т.п. В конце школьнику необходимо отобразить сцену целиком, рассказав обо всех подробностях.

Запоминание лиц

Для упражнения необходимо подобрать несколько фотографий лиц различных людей, которые ребенку не знакомы. Далее ему дается задание внимательно рассмотреть все лица на фото и запомнить их. После этого ученик должен рассказать, какие признаки и детали внешности он выделял для запоминания того или иного человека.

Повторение действий

Покажите ребенку любое действие, которым хорошо владеете, и которого он еще выполнять не умеет. Это может быть сбор кубика Рубика, вязание/вышивание, резьба по дереву, сбор фигурок оригами и т.д. Перед учеником ставится задача наблюдать за действиями родителя с целью дальнейшего их воспроизведения. Такая установка, особенно если деятельность интересна школьнику, заставит его сосредоточиться на детальном восприятии процесса.

Как развивать наблюдательность у детей, и почему это важно

Источник фото

Восприятие и наблюдательность – это основа познания и залог любой успешной деятельности. Упражнения на их тренировку достаточно просты и занимают немного времени. Их можно проводить в любом удобном месте и в любое время.

Источник заглавной картинки

Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:

    

  

Рекомендации по развитию наблюдательности у ребенка

Мудрая сова
12 июня 2015

Источник