Рекомендации по развитию компетенций у ребенка

Рекомендации по развитию компетенций у ребенка thumbnail

Автор: Астафьева Татьяна Павловна, директор МБОУ ДО «Центр детского творчества» п. Уральский Нытвенского района Пермского края.
Описание работы: В данном материале обобщен опыт методической работы по переходу к компетентностному обучению, направленной на обновление содержания образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи, систематизацию и распространение методических знаний. Статья может быть полезной для педагогов дополнительного образования, учителей, воспитателей дошкольных учреждений.

«Методические рекомендации по развитию общих компетенции обучающихся МБОУДОД «ЦДТ» п. Уральский»

Методические рекомендации по развитию общих компетенций обучающихся являются обобщением опыта работы педагогов Центра детского творчества по переходу к компетентностному обучению.
Через идею развития общих компетенций у дополнительного образования появляется возможность добиться новых результатов обучения и соответствовать современным запросам общества и государства. Так как в ситуации динамического развития страны жизнеспособность и конкурентоспособность молодого поколения во многом зависит от его умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и труда.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт также выделяет в качестве основных образовательных результатов развитие компетенций, определяющих не просто информированность обучающегося, а способность формировать понятия, необходимые для решения поставленной задачи.
Основным условием результативности работы является нацеленность коллектива на овладение современными педагогическими методиками и технологиями по развитию общих компетенций обучающихся.
Рассуждая о новой ситуации в образовании и смещении акцентов со знаниевого подхода к компетентностному, мы понимаем и то, что компетенция — это способность к деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках, приобретенных детьми в процессе обучения.
На первом, репродуктивном уровне развития дети овладевают определенной деятельностью, работая по образцу (это ещё ЗУНы). Второй, творческий уровень предполагает воплощение собственных идей на основе полученных знаний, умений, навыков, что говорит о развитии компетенций.
Научая ребенка, развивая творческие способности, мы формируем предметные компетенции, которые и станут фундаментом развития общих и ключевых компетенций.
Общие компетенции определяются адаптацией, социализацией, интеграцией в социум, самореализацией личности.
Ключевые компетенции многофункциональны: имеют надпредметный и междисциплинарный характер, профессиональную значимость; требуют интеллектуального развития, абстрактного мышления, саморефлексии, критического мышления.
Особенности работы по развитию общих компетенций обучающихся МБОУ ДО «ЦДТ» п. Уральский Особенностью работы по развитию компетенций обучающихся является личностно-ориентированный подход, который реализуется через многообразие дополнительных образовательных программ (долгосрочных и краткосрочных), индивидуальные образовательные маршруты, широкий спектр мероприятий, проводимых в Центре детского творчества, позволяющих детям сделать осознанный выбор направления деятельности и в полной мере развить творческие способности.

Рассматривая соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» можно выделить два направления – синомизирующее и дифференцирующее. Мнения ученых далеко не однозначны относительно соотношения данных категорий. Представители первого направления (В.А. Болотов, В.С. Леденев, М.В. Рыжаков и др.) отождествляют понятия, представители второго (И.А. Зимняя, О.М.Мутовская, А.В. Хуторской и др.) считают компетентность первичной категорией.
Из множества определений мы выбрали следующие:
компетенции – это набор поведенческих факторов, включающих деловые и личностные качества, знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения работы.
компетентность (синоним-Квалификация) — степень развития у специалиста определенных компетенций (в первую очередь — в части знаний и навыков).
Следовательно, компетентность – это способность человека использовать знания, умения, навыки, а также личностные качества в конкретной ситуации. А умения, необходимые для самостоятельного решения проблемы, составляют сущность компетенции. Задача педагога – научить ребенка действовать не только в учебной, но и иных сферах деятельности.
Чтобы точнее разобраться, как традиционные ЗУН отличаются от понятия «компетенция» и «компетентность» (ЗУН + способы деятельности), рассмотрим таблицу.
Развитие общих компетенций обучающихся МБОУДО «ЦДТ» п. Уральский по ступеням и профилю деятельности.
В статье «Подход к компетентностному обучению в учреждении дополнительного образования детей» Л.А. Турик рассматривает развитие компетенций как последовательное достижение обучающимися более высокого образовательного уровня по ступеням от пяти до восемнадцати лет. Центр детского творчества дети начинают посещать преимущественно с шестилетнего возраста, учитывая возрастные особенности, данный подход позволяет находить наиболее эффективные способы обучения и формы организации занятий.
Первая ступень развития общих компетенций в возрасте 6 — 9 лет предполагает формирова¬ние базовой культуры и базового образования. Это первое зна¬комство ребенка с учреждением дополнительного образования детей. Происходит адаптация ребенка в новой для него среде, кол¬лективе.
Вторая ступень развития в возрасте 9-14 лет предполагает формирование способнос¬тей ребенка в определенных видах деятельности. Обучающийся формирует предметные компетенции (являющиеся фундаментом развития ключевых), приобретая знания, умения, навыки через деятельность, присущую только дополнительному образованию (музыкальные, прикладные, экологические, спортивные). Формируются умения участвовать в коллективной де¬ятельности.
Третья ступень в возрасте 14-16 лет предполагает развитие ключевых компе¬тенций в конкретных видах деятельности, самостоятельно выбранных обучающимися, в творческих объединениях, через участие в реализации социально-значимых проектов и программ, а также через краткосрочные образовательные программы, имеющие предпрофильную направленность. Формируется положитель¬ная мотивация деятельности. Происходит самореализация подрос¬тка в активной среде детского объединения.
Четвертая ступень в возрасте 16-18 лет предполагает раз¬витие общих компетенций: адаптации, социализации, интеграции в социум, самореализация личности. Обучающийся адекватно оценивает свое личное участие в развитии общества, своими успехами и достижениями вносит вклад в развитие «ЦДТ», стремится к саморазвитию и самореализации.
Требования и критерии к уровню сформированности общих компетенций обучающихся. Требования и критерии позволяют педагогу дать оценку уровня сформированности общих компетенций обучающегося в соответствии с его возрастом. Для каждого уровня определены показатели освоения компетенции.
Требования к уровню сформированности общих компетенций обучающихся.
Литература:
1. Дополнительное образование: Словарь-справочник /Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002. – 112 с.
2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.
3. Отчеты экспериментальных площадок. М., ООО «Новое образование», 2009.-120с.

Читайте также:  На что влияет эпилепсия на развитие ребенка

Электронные адреса опыта:
1. Бронникова Л. М. « Из опыта реализации методической системы формирования компетенций самообразования у учащихся средней общеобразовательной школы» Научная библиотека КиберЛенинка
2. Камалеева А. Р. «Научно-методическая система формирования основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи» Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
3. Л. А. Турик «Развитие общих компетенций обучающихся в учреждении дополнительного образования детей»

Скачать Методические рекомендации по развитию общих компетенции обучающихся

Рекомендуем посмотреть:

Рекомендации по развитию компетенций у ребенка
Развитие у старших дошкольников певческих способностей

Рекомендации по развитию компетенций у ребенка
Проектная задача по материаловедению «Жизнь на необитаемом острове»

Рекомендации по развитию компетенций у ребенка
Сценарий городского конкурса «Ведущий года»

Рекомендации по развитию компетенций у ребенка
Внеклассное занятие для школьников. Озеленение кабинета

Похожие статьи:

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Источник

Гульнара Носкова
Рекомендации родителям «Формирование коммуникативных компетенций у дошкольников»

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников»

Подготовила и провела:

Воспитатель Носкова Г. Ф.

Рекомендации для родителей

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: «Ты самый любимый», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение оегосамоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.

5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, — это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.

6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», » Я вижу, что тебя кто-то огорчил», » Расскажи мне, что с тобой».

11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:

• постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;

• оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: «Ах ты негодяй, опять разбил чашку!» Наиболее уместным было бы такое выражение: «Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки». А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: «Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал»;

• дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;

• не сравнивайте ребенка с другими детьми.

13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я сейчас занят (а):», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал».

14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

• барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

• барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);

• барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);

• барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

Читайте также:  Физическое развитие ребенка раннего возраста учебники

15. Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

• для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам»;

• если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности, то косвенно напомните ему об этом;

• для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: «Давайте говорить друг другу комплименты«;

• для развития умения общаться без слов предложите им игры «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи руками». Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;

• для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры «На что похоже настроение?», «Нарисуй свой страх и победи его»;

• для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка — это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.

• Предложите детям сочинить:

а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);

б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);

в) продолжи сказку или придумай новый конец.

Памятка для родителей

Скоро Вам вместе с Вашим ребёнком предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

• Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

• Будьте терпеливы.

Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.

• Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

• Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

• Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

• Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

• Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»

• Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

• Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …

• Поощряйте любопытство.

• Не скупитесь на похвалу.

РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!

Источник

Педагогические условия развития компетентности родителей.

Рекомендации для родителей по поддержанию и развитию социальной и жизненной компетенции у детей

Введение

Первым и наиболее значимым институтом социализации ребенка является его семья. Отношения, которые складываются в семье, те ценности и нормы, которые ребенок усваивает, во многом переносятся им в дальнейшую, взрослую жизнь. Недостатки семейного воспитания, несомненно, оказывают влияние на психологические проблемы личности, которые проявляются как в детстве, так и в течение всей жизни человека.

Сегодня, как никогда прежде, сопряжены государственные, представленные деятельностью образовательных учреждений, и семейные стороны воспитания. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность. Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка.

Успешному личностному и социальному развитию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья способствует активное участие в образовательно-воспитательном процессе родителей детей. Сотрудничество с родителями — важнейшее звено концепции современного образования. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно обеспечить становление социально-адаптивной личности ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в достижении этой цели. Семья во многом может помочь образовательной организации, однако часто родители не владеют должной коммуникативной культурой, педагогическим компетенциями, необходимыми для формирования социально-адаптивной личности дошкольников с ограниченными возможностями Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацелен на главный результат — обеспечение позитивной социализации ребенка [3]. Построение продуктивного взаимодействия с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в целях достижения максимально возможной социализации и интеграции каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс — приоритетная задача Федерального государственного стандарта образования.

Повышение роли семьи в воспитании, предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей и их права на специальные психолого-педагогические знания.

Согласно «Федеральному закону об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012» (статья 44) «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Поэтому появляется необходимость в изучении и формировании грамотного, компетентного родителя, способного развивать компетенции своего ребенка. Поэтому к новым подходам взаимодействия образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности.

Педагогические условия развития компетентности родителей

От педагогической грамотности родителей и их просвещённости в психологии, мотивированности родителей на полноценное воспитание своего ребенка зависит успех ребёнка в обучении и развитии у него социальной и жизненной компетенции. К сожалению, приходится отмечать, что современные семьи не всегда педагогически состоятельны, в своей воспитательной деятельности они остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных специалистов. Компетентный родитель — это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно — надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем — учиться.

Читайте также:  Роль телевидения в развитие ребенка

Под понятием родительской компетентности сегодня понимают следующее:

— возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в безопасности, получая поддержку взрослого в развитии

— наличие у родителей знаний о развитии, воспитании и обучении детей;

— практические умения по организации жизни и деятельности детей в семье

— способность к эмпатии (способность откликнуться на проблемы ребёнка) и рефлексии (умение видеть свою воспитательную деятельность глазами детей).

Особо ценным является то, что педагогическая компетентность родителей выступает залогом развития социально-значимых качеств личности ребенка, удовлетворения его жизненных, социальных, духовных потребностей, эмоционального благополучия в условиях семьи.

Рассмотрим условия формирования психолого-педагогической компетентности у родителей:

важнейшим из них является психолого-педагогическое сопровождение родителей;

расширение представлений о психолого-педагогических особенностях младших школьников; формирование мотивации родителей младших школьников на успешное воспитание детей, стремление понять их мотивы и поступки; развитие у родителей младших школьников способности к эмпатии, поддержке, рефлексии и самоконтролю; обеспечение атмосферы доброжелательности, взаимопомощи и взаимоуважения между участниками  данного процесса.

Под системообразующим элементом психолого-педагогической компетентности мы понимаем способность к рефлексии. Она дает возможность родителям видеть свою воспитательную деятельность глазами детей, осознать то как родитель воспринимается ими. Рефлексия помогает определить отношение родителей к себе как к субъекту воспитательной деятельности. Так же важна установка родителей на «обратную связь», на умение адекватно интерпретировать получаемую информацию с позиции ребенка, умение объективно оценивать результаты своей воспитательной деятельности. Рефлексия способствует развитию таких качеств личности как гибкость и эмпатия. Современная социально-экономическая ситуация, непосредственно влияет на образовательный и воспитательный процессы, что приводит к частым инновациям, которые усиливают необходимость обладания таким личностным качеством как гибкость, способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Под гибкостью подразумевается также гибкость мышления — умение переносить ранее изученные знания в совершенно новые условия, педагогические ситуации, видеть проблему с позиции разных ролей, в соответствии с новыми условиями максимально быстро изменять приемы и способы действий.

Под эмпатией прежде всего понимается сочувствие переживаниям другого человека. В нашем случае наиболее важной является способность эмоционально откликнуться на проблемы ребенка. Также важно умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на ситуацию с его стороны. Прежде всего под эмпатией в воспитательном процессе подразумевается умение родителей построить свою стратегию поведения исходя из специфики поведения ребенка.

Таким образом грамотное и планомерное создание необходимых условий будет способствовать успешному формированию психолого-педагогической компетентности, что позволит обеспечить положительное решение возможных проблем детско-родительских отношений.

Современные формы и методы работы образовательного учреждения по повышению педагогической компетентности родителей разнообразны.

Университет педагогических знаний – такая форма работы помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей.

— Лекция – форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

— Конференция – предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

— Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

— Дни открытых дверей – цель: ознакомление родителей с новыми методиками обучения, методикой преподавания, требованиями воспитателя, а также с режимными моментами. Такие дни позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики работы дошкольного образовательного учреждения.

— Индивидуальные тематические консультации – обмен информацией, дающей реальное представление об успехах ребенка в детском саду, его поведении, его проблемах.

— Посещение семьи – индивидуальная работа с родителями, знакомство с условиями жизни ребенка в семье.

— Родительское собрание – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

— Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

— Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Проводя два, три раза в год без присутствия детей. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друга ребенка. Темы могут быть самыми разнообразными, главное они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос 

— Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В тренинге должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастет, и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг проводится, как правило, психологом учреждения, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

— Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проводится в форме вопросов и ответов.

Главная тенденция всех форм работы с родителями — обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. 

Источник