Рекомендации по развитию интеллекта ребенка
Вас интересует полноценное и эффективное развитие вашего ребенка? Постоянно думаете о том, какие занятия окажутся для него интересными и полезными? Обратите внимание на самую прогрессивную методику интеллектуального развития детей — ментальную арифметику. Она основана на технике устного счета с использованием счетов абакус. Но это не просто обучение быстрым вычислениям, занятия включают в себя также увлекательные развивающие игры, танцевальные, музыкальные и спортивные упражнения. Такие уроки, всесторонне развивающие ребенка по уникальной методике, проводятся в академии ментальной арифметики «Смартум», центры которой располагаются в 11 странах мира.
Что такое интеллект?
Интеллект – это здравомыслие, умение самостоятельно разрешать ситуации, способность изучать новые вещи на основе собственного опыта, адаптироваться, правильно определять основные контексты и отношения (в т.ч. социальные), посредством которых решаются повседневные проблемы. Интеллект – это умственная развитость, мыслительная способность, характерная для человека и животных.
Как интеллект влияет на жизнь?
Обсуждения вокруг коэффициента интеллекта (IQ) часто очень бурные. Иметь IQ 120 хотят все (кстати, максимум среди зарегистрированных результатов равен 250-300). Но у большинства людей взрослого (и даже пожилого) возраста он составляет около 100. Люди, у которых уровень интеллекта меньше, считаются глупыми. Общественность часто воспринимает IQ неправильно. Знаете ли вы, что один не именуемый, но всемирно известный режиссер с репутацией гения в своей области, в тесте IQ достиг среднего результата? Объяснение простое. В своей работе режиссер использует совершенно иные навыки, которые тест не учитывает. Например, творчество и общение.
Альберт Эйнштейн, величайший гений человечества, имел посредственные знания в области французского языка. Следовательно, высокий уровень IQ не гарантирует успехов или счастья в жизни. Фактически, одинаково успешными могут быть люди с любым IQ, поэтому уровень интеллекта на качество жизни влияет менее, чем мы склонный считать.
Виды интеллекта у детей
- языковой – возможность использовать язык для убеждения других людей, умение применять речь для запоминания, объяснения информации, способность контролировать свою деятельность, думать о себе самом;
- музыкальный – способность восприятия мелодий, ритмов, тонов;
- логико-математический – область логики и научного – исследовательского – мышления (от объектов к утверждениям, от деятельности к отношениям, от абстракции к конкретным образам);
- пространственный – способность трансформировать и изменять первоначальные восприятия, формировать из собственного визуального опыта новые идеи (креативность);
- телесно-двигательный – способность подвижности, умение двигаться плавно с минимальным прерыванием после обработки входящих стимулов (спорт, танцы, актерство, мануальные навыки);
Этапы развития интеллекта
Развитие интеллекта у детей проходит несколько этапов.
Первый этап — развитие ребенка трехлетнего возраста и младше:
- Необходимо знать, что в этом маленьком возрасте ребенок полностью зависим и подвластен своим органам чувств. Это влияет на то, как он воспримет мир и поймет его еще с раннего возраста
- По этой причине малышу в таком возрасте регулярно рекомендуется давать в руки различные предметы разнообразной текстуры. Это развивает его осязание и помогает узнать о том, что все на свете отличается на ощупь
- Хороша будет тренировка на различение всяких вкусов и ароматов, что благоприятно повлияет на сознание малыша
- Огромное значение для детей трехлетнего возраста имеют сказки, именно через них малыш способен развивать все виды своего интеллекта, а так же совершенствовать психику
Второй этап — развитие ребенка от трехлетнего, до четырехлетнего возраста:
- Каждому родителю необходимо знать, что в данном возрасте ребенок частично уже осознает себя как полноценную личность
- У ребенка появляется желание делать самостоятельные действия и принимать решения самостоятельно, поэтому совершенно не стоит этому препятствовать и наоборот, нужно всякими способами стараться его не ограничивать
- Следует всяческими способами поощрять ту инициативу малыша, которая изредка возникает, чтобы она становилась частой
- Поручайте ребенку «важные» и ответственные задания: накормить кота, понести сумку, положить салфетки на стал и т.д.
- Отношение к ребенку со всей серьезностью и ответственностью позволит ему приобрести важные жизненные навыки
- Прививайте ребенку любовь к творческим заданиям
- Покажите насколько сильно вы уважаете малыша и с каким понимаем относитесь к его проблемам
- Не давите на ребенка, не заставляйте выполнять его нежелательную работу, договаривайтесь на словах, не поднимая на него руку и не давая понять ему о том, что у вас есть превосходство
- Попробуйте пообщаться с малышом «на равных», это позволит ему не бояться общаться с другими людьми и становиться коммуникабельным человеком
- Прививайте ребенку любовь к природе, наблюдайте вместе за птицами и животными, выращивайте цветы, фрукты и овощи
Третий этап — развитие интеллекта шестилетнего ребенка (первоклассника)
- В возрасте пяти-шести лет ребенок уже начинает активно готовиться к школе, а значит родители уже должны ознакомить его с тем, что такое буквы и цифры
- Однако, важно понять, что заставлять насильно ребенка читать или даже писать — не стоит
- Гораздо важнее в этом возрасте научить ребенка общаться с людьми и не бояться их, а так же быть самостоятельным в своих поступках
- Развитие коммуникативных навыков в этом возрасте позволит ребенку быстро завести друзей, с удовольствием брать участие в творческих заданиях и конкурсах, создавать что-то своими руками и совершать обдуманные взрослые поступки
- Не стоит наказывать своего ребенка за то, что он что-то делает неправильно или не хочет что-то делать вовсе, его нужно всяческими образами поощрять и хвалить даже за самые маленькие и незначительные достижения
- Этот возраст очень часто отпечатывает воспоминания на всю жизнь, поэтому каждому родителю важно оставить в детской голове и душе только приятные впечатления и эмоции
Как развить интеллект у ребенка?
Нужно помнить про особенности развития интеллекта детей. Специалисты «Смартума» рассказали о том, как продуктивно заниматься вопросами дополнительного образования детей, и дали рекомендации по развитию умственных способностей ребенка. Какие нужно учесть нюансы и как выбрать подходящее занятие для детей с учетом его возможностей и перспектив в будущем?
Чтобы определиться с выбором оптимального занятия для ребенка, задайте себе несколько вопросов:
- Какую вы преследуете цель, отдавая ребенка в школу дополнительного образования или кружок? Разностороннее интеллектуальное развитие, спортивные достижения или развитие творческого начала? Совпадают ли ваши интересы с интересом ребенка?
- Каких результатов вы ожидаете от занятий и через какой срок?
- Насколько ребенок готов к тяжелым физическим или психологическим нагрузкам?
Предугадать, в какой сфере ребенок сможет проявить себя лучше всего и добиться успеха, крайне сложно. Родители записывают детей на несколько занятий и ждут от каждых больших результатов. Но для начала лучше дать возможность ребенку подготовиться — выработать навык концентрации, усидчивости, улучшить память. Поможет в этом ментальная арифметика.
Преподаватели ментальной академии «Смартум» занимаются с детьми в возрасте от 5 до 16 лет, и в каждом из них видят потенциального гения. Почему ментальная арифметика — лучший способ развития IQ ребенка? На это есть несколько причин:
- Занятия ментальной арифметикой направлены на равномерное развитие левого и правого полушарий головного мозга. Высокий уровень развитости обоих полушарий, например, как у Эйнштейна, считается признаком гениальности и залогом успеха. Интересные разнообразные уроки ментальной арифметикой способны увлечь любого ребенка, тем самым укрепляя в нем интерес к познанию и творчеству.
- Результатами занятий ментальной арифметикой становятся фотографическая память, повышенная концентрация внимания и способность к устному счету.
- Уже через 2–3 месяца регулярных посещений занятий у детей наблюдается повышение успеваемости в школе. Ребенок быстрее выполняет уроки, успевает посещать дополнительные интересные ему кружки и курсы.
Академия ментальной арифметики «Смартум» надеется, что рекомендации по развитию умственных способностей ребенка были вам полезны.
Специалисты «Смартума» уверены, что каждый ученик обладает большим потенциалом, и готовы помочь ему стать уверенным в своих силах и успешным в будущем. Записывайтесь на первое бесплатное занятие!
Игры и упражнения для повышения интеллекта
Родители должны знать, как развить интеллект у ребенка. в этом могут помочь специальные игры и упражнения. Классический перечень их составляют:
- игры для развития (головоломки, логические, настольные игры и пр.);
- математические науки (учат организации мышления, вырабатывают привычку к порядку);
- чтение художественной литературы (книги — это основа для размышлений);
- учебные курсы (польза занятий с квалифицированным преподавателем несомненна);
- изучение иностранных языков (развивает память и активизирует мышление)
- познавательный процесс (энциклопедии, справочники, образовательные передачи, познавательные сайты).
Главная цель всех методик – создать ребенку условия для ежедневного открытия нового. Это способствует расширению кругозора и развития эрудиции. В этом возрасте ребенку также понадобится профессиональная помощь учителя, который сможет грамотно оценить интеллектуальный потенциал школьника и направить его.
Источник
Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта учащихся.
Подготовила воспитатель:
Рудь Н.Г
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
Развитие внимания:
— развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр,
— часто менять формы деятельности,
— использовать на занятиях элементы игры,
— приучать проговаривать инструкцию несколько раз,
— почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,
— учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,
— учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь,
— создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка,
— для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.
Игры и упражнения:
— «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,
— игры-головоломки,
— загадки,
— «Найди отличия»,
— «Найди два одинаковых предмета»,
— «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,
— «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае . если взрослый говорит «Пожалуйста»,
— «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,
— «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
— «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.
Развитие памяти:
— развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,
— обучать культуре запоминания,
— учить вспоминать последовательность событий,
— учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,
— учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,
— учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,
— способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения:
— «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,
— «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,
— «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.
— «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,
— «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,
— «Одежда» ребенок должен вспомнить , в каком порядке он надевал предметы одежды утром,
— «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,
— «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,
— «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,
— «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Развитие восприятия:
— учить детей различать предметы на ощупь,
— формировать умение выделять признаки в предмете,
— учить соотносить предметы по величине,
— учить способам распознающего наблюдения,
— развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,
— помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,
— формировать умение составлять из частей целое,
— учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,
— различать основные признаки разных времен года,
— учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,
— закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом,
— формировать сенсорные эталоны формы,
— способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,
— способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Игры и упражнения:
— «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,
— «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,
— «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,
— «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,
— «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,
— «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,
— «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,
— «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,
— «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,
— «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Развитие мышления:
— развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,
— учить составлять группу из отдельных предметов,
— учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,
— учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,
— учить сравнивать предметы,
— учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,
— побуждать делать самостоятельные выводы,
— учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,
— создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,
— способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),
— способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,
— учить устанавливать причинно-следственные связи,
— развивать мышление , используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,
— учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,
— способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения:
— «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,
— «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,
— «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,
— «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,
— «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.
— «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,
— загадки.
Развитие тонкой (мелкой) моторики.
- Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)
- Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)
- Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз)
- Сжать пальцы в кулаки вращать кисти в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз) Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
- Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз, поочередно каждой рукой, затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
- Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке. (5 раз)
- Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)
- Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)
Источник