Рекомендации по общению и развитию ребенка младенческого

Рекомендации для родителей и педагогов раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. На первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, позднее совершает с ними различные действия. К двум годам он хорошо овладевает ходьбой. Может не только ходить, но и бегать, взбираться на возвышения и слезать с них. Также в раннем детстве ребенок овладевает самым главным достоянием человека – речью. На втором году понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить, а к трем годам уже свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития необходимы дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей. Обучение необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. Но, что делать, если очередь в детский сад еще не подошла? Существует множество центров, занимающихся развитием детей раннего возраста. Но и возможность посещать такие центры есть не всегда. Выход один – заниматься с ребенком самостоятельно. Для этого и были придуманы развивающие игры и игрушки.
Именно игра является наиболее подходящей формой обучения маленького ребенка. Вот несколько рекомендаций родителям:

• Не ограничивайте ребенку жизненное пространство. Дети, постоянно находящиеся в одном замкнутом пространстве, будь то кроватка, манеж или комната, как правило, отстают в развитии.

• Соблюдайте твердость в режиме и дисциплине, но вместе с тем не скрывайте своей любви и привязанности в отношении ребенка.

• Покупайте игрушки, соответствующие возрасту малыша. И не предлагайте ребенку сразу много игрушек. Иногда родители так увлекаются покупкой игрушек, что в буквальном смысле слова забрасывают ими своего ребенка, а интерес к ним у малыша быстро пропадает.

• Не забывайте, что игра развивает умственные способности ребенка. Поэтому играйте с ним. Если научить ребенка по-разному использовать предметы, рассматривать их на разном фоне, соединять с другими предметами, малыш начинает играть самостоятельно. Ему интересно, он от самых обыденных вещей получает новые впечатления. Для примера возьмем обычный шнурок: его можно положить на стульчик, повесить на спинку, намотать на руку, положить на плечо и т.д. Новизна впечатлений состоит в том, что меняется фон, на котором воспринимается предмет (то на стуле, то на руке, то на плече); движение игрушки (то висит, то качается, то полетела в броске); тактильные ощущения малыша (то игрушка в руке, то на плече и т.п.) Ребенок живет этими впечатлениями. И радость его от необычных манипуляций со знакомым предметом не меньше, чем от новой игрушки.

• Игры лучше подбирать под настроение ребенка.

• Подбирая игру, помните о возрасте и индивидуальных особенностях вашего малыша. Во время игры надо следить, чтобы каждое действие сопровождалось речью. Комментируйте не только свои движения, но и действия малыша. Это поможет в развитии речи.

Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения, т. е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет.

(0 — 1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3 — 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

 (1 — 3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица.

Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка.

 (3 — 6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения. Таким образом, у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком.

К концу этого возрастного этапа ребенок начинает узнавать мать. Правда, эта реакция еще очень непостоянна и ее появление зависит от многих условий, поэтому ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностического значения. Однако если ребенок узнает мать, то это говорит о хорошем психическом развитии ребенка.

Для оценки психического развития на этом возрастном этапе важно проследить, как ребенок реагирует на игрушку. Ведущей формой деятельности в этом возрасте становится манипулирование игрушкой. Ребенок не только длительно фиксирует взор на игрушках и прослеживает за их перемещением, но направляет к ним руки, схватывает их, тянет в рот. Это сопровождается выразительными эмоциональными реакциями: он то улыбается, то хмурится.

В этот период интенсивно развиваются голосовые реакции, которые начинают приобретать некоторую самостоятельность. Наряду с певучим гулением к концу периода появляются лепет, а также избирательность и дифференцированность реакций на звук и способность локализовать звук в пространстве.

В развитии движений рук ведущую роль начинает играть зрительный анализатор: к концу периода ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения.

 (6 — 9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха.

Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить.

При нормальном развитии к концу этого этапа ребенок должен проявлять начальное ситуационное понимание обращенной речи, отвечая действием на словесную инструкцию. Например: он поднимает голову и глаза к лампе на вопрос: «Где огонек?», прижимается щекой к матери на просьбу «Поцелуй маму» и т. п. К концу периода он также обучается игре в «ладушки», ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

Закономерным в этом возрасте является появление лепета. При общении со взрослым после того, как преодолена ориентировочная реакция и страх, ребенок начинает произносить цепочки слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма. Если взрослый начнет отвечать ему тем же, голосовая активность ребенка возрастает, появляется радостное оживление и ребенок будет стараться подражать взрослому и самому себе. К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета, он обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого.

(9 — 12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у него всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители.

Начиная с 9 месяцев дети с нормальным слухом и интеллектом адекватно реагируют на обращение, речь, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действием на некоторые знакомые словосочетания типа: «открой рот», «дай ручку» и др. К концу этого периода при слове «нельзя» большинство детей перестает тянуться к какому-либо предмету, т. е. действия ребенка начинают более отчетливо подчиняться словесным командам, что свидетельствует о начале развития регулирующей функции речи.

 К году ребенок понимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанные функции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь в процессе специальных занятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности.

Наряду с оценкой понимания речи следует обратить внимание и на произносимые ребенком звуки. Для начала этого этапа развития характерен активный лепет, состоящий из 5 — 6 слогов. Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, с удовольствием произносит различные звукосочетания с губными звуками, восклицания, междометия. Все эти звуки он сопровождает выразительной мимикой и жестами.

К концу периода ребенок чаще, чем раньше, обращает внимание на лицо говорящего, кивает головой в знак утверждения и качает головой в знак отрицания. Его голосовое общение со взрослым расширяется, он выражает эмоции удовольствия и неудовольствия. Большинство детей сигнализирует о биологических потребностях и интонационно выражает просьбу.

Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.

В норме на этом этапе у большинства детей кончается доречевой период и начинается развитие речи. Одновременно появляется и новый интерес — рассматривание книг с картинками. В результате специальных занятий ребенок научается узнавать на картинках знакомые предметы, показывать их по инструкции и затем обозначать лепетными словами. Развивается также интерес к ритмам простых песен.

Развитие речевого общения в указанном объеме является показателем хорошего психического развития.

При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.

Формирование психических функций у ребенка раннего возраста в значительной степени зависит от условий среды и воспитания (в широком смысле). При этом ведущая роль принадлежит общению с матерью.

Особо важная роль в психическом развитии ребенка принадлежит речи, причем не только в развитии высших форм логического мышления, но и в формировании восприятия. Речевое недоразвитие обычно сочетается с отставанием в общем психическом развитии.

Физиологические нормы раннего психомоторного развития:

— голову держит с 1-1,5 мес., удерживает к 2-2,5 мес.;

— сидит с 6 мес., без помощи взрослого к 8 мес.;

— стоит с 7-8 мес., самостоятельно (пытается сделать шаг) к 9 мес.;

— ходит с 10-12 мес., без помощи взрослого с 11-12 мес.

Удачи вам в таком нелегком труде, как воспитание детей

Источник

Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №4 (4) Ноябрь, 2016

УДК 155.9

Дата публикации 24.11.2016

Сазонова Людмила Васильевна
Череповецкий государственный университет, РФ, г.Череповец

Аннотация: Статья рекомендована родителям, воспитывающим детей младенческого возраста: представлены особенности нарушенного развития, на которые следует обратить внимание родителям; общие рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: социально-эмоциональное развитие ребенка младенческого возраста, нарушения социально-эмоционального развития ребенка младенческого возраста, скрининг психического развития

Guidance for parents on communication with children the second half of life with disorders of socio-emotional development

Sazonova Ljudmila Vasil’evna
Cherepovets state University, Russia, Cherepovets

Abstract: The paper is recommended for parents of infants: features of disrupted development that should draw the attention of parents; General recommendations for their elimination.
Keywords: socio-emotional development of infancy, disorders of social-emotional development of the child infancy, the screening of mental development

В младенче­ском возрасте наиболее пристальное внимание следует уделять не просто динамике развития тех или иных сфер психики ребенка, но особенностям развития в периоды: 2,5-3 месяца; 7-8 месяцев; 1-го года ([ 2]). Эти сроки, по специалистов службы ранней помощи детям, являются одними из наиболее важных для опре­деления возможности отклонения в развитии ребенка.

Одним из главных показателей развития ребенка на протяжении второго полугодия жизни, к концу первого года, по мнению многих родителей, являются:  развитие навыков самообслуживания по возрасту,  развитие его речи – что говорит, как часто, на сколько хорошо понимает взрослого и др. Дети с нормальным психическим развитием и сохран­ным слухом к концу года адекватно реагируют на речевое обще­ние и интонацию, отвечают действием на некоторые словесные просьбы. Однако следует помнить, что подобное понимание обращенной к малышу речи, инструкции для развития навыков самообслуживания  развивается только на фоне эмоцио­нально-положительного взаимодействия взрослого с ребенком. Показателем благоприятного уровня развития  сферы эмоционального взаимодействия ребенка со взрослым и уже с другими детьми является отсутствие нарушений социально-эмоционального развития ребенка.

Диагноз задержки социально-эмоционального развития ребенка ставится по результатам психолого-педагогической диагностики. Педагог-дефектолог, используя нормативную методику оценки нервно-психического развития, определяет, насколько ребенок отстает (задержка развития) или опережает норму развития (опережение развития), делает вывод  отдельно по каждой сфере. Также в поведении ребенка могут наблюдаться временное ухудшение состояния, связанное  с объективными причинами: следствие болезни ребенка, медикаментозного лечения, реакции на стресс (трудности в развитии).

Обратите внимание на нижеперечисленные нарушения  социально-эмоционального развития ребенка младенческого возраста:

  • Предпочитает играть один,
  • Проявление страха, вспышек агрессии при появлении кого-то в пространстве его деятельности.
  • Требует много внимания со стороны взрослого, избирательно идет на контакт.
  • Нет или очень короткий взгляд «глаза в глаза»
  • Избирательность или отказ от приема пищи.
  • Категорический отказ от посещения туалета (на горшок), все в «памперс», в том числе из-за страха.
  • Особенность движений: нарушение координации (падает на «ровном месте»), повторяющиеся движения (раскачивания), что-то ковыряет, крутит, накручивает.
  • Особенности игры: выполняет повторяющиеся действия (строит ряды, выставляет животных в одну линию). Нарушение его порядка вызывает возмущение, агрессию
  • Обильное слюнотечение.

Рекомендации для родителей на этапе выявления в ходе наблюдений за ребенком нарушений социально-эмоционального развития

  1. Успокойтесь! Помните: ваш ребенок в течение первого года жизни всегда находится под наблюдением специалистов.

Наблюдение за развитием ребенка в динамике на базе детской районной поликлиники является обязательным в течение первого года  в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1346н: консультация  педиатра 1 раз в месяц, невролога в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 12 месяцев ([ 1]). При наличии нарушений уже с первых дней  наблюдение у специалиста невролога происходит в индивидуальном порядке (лечение, реабилитация).

  1. Знайте! Многие факторы риска социально-эмоционального развития выявляются на этапе скрининговой оценки психомоторного развития в первый месяц развития ребенка.

Выявление нарушений слуха в учреждениях родовспоможения (2-3- день жизни ребенка).  Исследование проводят: врач- неонатолог, врач-педиатр, врач- оториноларинголог, медицинская сестра.  Дети, родившиеся вне учреждений родовспоможения, а также дети, не прошедшие скрининг в учреждениях родовспоможения, в первый месяц проходят в детской поликлинике. Врач-офтальмолог осуществляет диагностику  нарушений в развитии зрительного анализатора (1 месяц), врач-невролог проводит оценку нервно-психического развития (1 месяц), педиатр – смотрит общее состояние здоровья (1 месяц), наличие врожденных дефектов развития (врач – хирург, 1 месяц).

При нарушении социально-эмоционального развития наблюдение у специалиста невролога происходит в индивидуальном порядке (лечение, реабилитация).

  1. Подумайте! У вас возникли подозрения на наличие рисков социально-эмоционального развития? С какими объективными причинами может быть связано их появление?

Вы заметили расстройства в поведении как следствие болезни ребенка, медикаментозного лечения, реакции на стресс и др.

  1. Позвоните в регистратуру детской районной поликлиники и запишите на внеочередной прием к участковому педиатру. Малейшая уверенность в их наличии является причиной обращения за помощью в разъяснении к педиатру и в последующем к специалистам.

Рекомендации для родителей на этапе обращения за помощью

  1. Врач — педиатр при объективной необходимости направляет ребенка для наблюдения к специалисту. врачами-специалистами на базе медицинских учреждений.

Клинические обследования позволяют подтвердить или опровергнуть подозрение, возникшее на этапе скирининговой диагностики. С этой целью проводятся обследования слуха, зрения и нервной системы.

В дальнейшем ребенка направляют на комплексное обследование в ПМПК с целью выявление структуры нарушения, определения соотношения нарушенных и сохранных функций (потенциальных возможностей). Служба ПМПК готовит  направление в Службу ранней помощи. Рассмотрим подробнее трудности, которые возникают у родителей, с которыми они могут справиться сами (Таблица 1).

Таблица 1. Трудности социально-эмоционального развития, возникающие у родителей в процессе общения, пути решения

ТрудностиПути решения
Пассивный  эмоциональный отклик ребенка на контакт с вамиНеобходимо использовать игры, способствующие повышению эмоционального то­нуса и развитию положительных эмоций ребенка в общении с вами.
Ребенок, мало интересуется игрушками.  Создается впечатление, что  это занятие неинтересно

Необходимо стимулировать интерес, положительное отношение к иг­рушке: ласковым разговором привлека­йте внимание ребенка к вашему лицу, вызывайте его ответную улыбку, после чего переводите его взгляд на игрушку. Постепенно при виде лица взрослого или игрушки у ребенка будут появляться  улыбка, смех, различные голосовые реакции.

Ребенок долго не может успокоиться. Проявляет агрессию в отношении взрослого

Обучение родителям приемам успокоения ребенка, переключения внимания, поведения в ситуации агрессии со стороны ребенка..

У ребенка отсутствует интерес к игре «Ладушки», «Ку-ку», «Найди спрятанный предмет».Используйте игры на развитие совместного внимания, коммуникативные игры, направленные на создание благоприятного эмоционального фона для общения (игра «Ку-ку», игры с предметами, вызывающими у ребенка яркие положительные реакции (колокольчик, яркая погремушка, фонарик и др.)). Стимулируйте развитие указательного жеста, используя вопросы типа: покажи, где часы?
Ребенок не смеётся, когда вы приподнимаете и опускаете его или быстро приближаете и отдаляете от своего лицаНеобходимо учить ребенка выражать эмоцию радости от эффекта приближения-удаления. Поэтому на первом этапе радоваться необходимо вам самим, привлекая его внимание своей мимикой, жестами, возгласами: «Ух, ты! Как здорово!» Найдите подходящий момент для игры. Следите за изменением настроения ребенка, он даст вам понять хочет ли он продолжать эту игру.
Не обращается жестом взять его на руки, чтобы поднести к игрушке и показать  ее, успокоить, если ребёнок плохо себя чувствует или испуган

Развитие различных форм общения ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический контакт со взрослым, включение ребенка в практическое сотрудничество со взрослым ).

Помните: 1. Ребенок мгновенно считывает ваше эмоциональное состояние и так же  им заражается. Будьте терпимее к ВАШЕМУ ребенку. 2. Ребенок не  поддается на уговоры. Сначала он услышит ваш голос, а только потом, успокоившись, начнет понимать, что вы хотите. 3. Неправильная ваша реакция, реакция близких, которые естественно пытаются устранить нежелательный способ поведения малыша, может  лишь усилить его, закрепить или привести к появлению новых «странностей» ребенка.

Специальные рекомендации для родителей

  1. Исключив физические причины беспокойства ребенка (бо­левые ощущения, чувство дискомфорта от мокрых пеленок, го­лода, холода и т.п.) и наладив с первых дней жизни строгий режим дня, мать приступайте к проведению с малышом специ­альных игр, способствующих повышению эмоционального то­нуса и развитию положительных эмоций.Будьте эмоциональны в общении с ребенком, для него ваши положительные эмоции – ключ к дальнейшему развитию. При любом контакте обязательно откликайтесь  на его гукание, лепет, двигатель­ную активность;  повторятйте все, что он говорит; старайтесь «поймать» его взгляд, поглаживать, придавать  го­лосу певучий, ласковый оттенок.  Главное: в момент игры заражайтесь одновременной с ним радостью!
  2. Родители должны помнить, что выбирать игрушки нужно те, которые вызывают у ребенка положительные эмоции и стимулируют тем проявление «спонтанных» вокализаций. Необходимо также ориентироваться на выбор игрушек соответствующий возрасту ребенка и правилам безопасности.
  3. Важно активно комментировать действия ребенка, сопровождать соответствующей вокализацией: «Здорово! Молодец! Еще кинешь кубик? Умница!», «Нравится? Еще?».
  4. Для развития умения выражать свои эмоции, родителям необходимо привлекать внима­ние к своему лицу, мимике. Прикосновение к лицу матери дает возможность ребенку стимулировать подражание пред­метным и речевым движениям, мимике.

Список литературы

1. Борковская О.Л. Особенности взаимодействия матерей и детей раннего возраста в связи с психологическими характеристиками матерей: дисс. …кандидата псих. наук: 19.00.13 /Борковская Ольга Леонидовна . – СПб, 2010. — 170 с.
2. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И.Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.

← Предыдущая статьяПрофессиональное самоопределение и профессиональное развитие молодого ученого

Следующая статья →Формирование профессиональной направленности учащихся 10-11 классов в условиях социокультурного пространства школы

Источник