Рекомендации по интеллектуальному развитию ребенка
Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта учащихся.
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
Развитие внимания:
— развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр,
— часто менять формы деятельности,
— использовать на занятиях элементы игры,
— приучать проговаривать инструкцию несколько раз,
— почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,
— учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,
— учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь,
— создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка,
— для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.
Игры и упражнения:
— «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,
— игры-головоломки,
— загадки,
— «Найди отличия»,
— «Найди два одинаковых предмета»,
— «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,
— «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае . если взрослый говорит «Пожалуйста»,
— «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,
— «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
— «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.
Развитие памяти:
— развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,
— обучать культуре запоминания,
— учить вспоминать последовательность событий,
— учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,
— учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,
— учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,
— способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения:
— «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,
— «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,
— «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.
— «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,
— «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,
— «Одежда» ребенок должен вспомнить , в каком порядке он надевал предметы одежды утром,
— «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,
— «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,
— «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,
— «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Развитие восприятия:
— учить детей различать предметы на ощупь,
— формировать умение выделять признаки в предмете,
— учить соотносить предметы по величине,
— учить способам распознающего наблюдения,
— развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,
— помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,
— формировать умение составлять из частей целое,
— учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,
— различать основные признаки разных времен года,
— учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,
— закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом,
— формировать сенсорные эталоны формы,
— способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,
— способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Игры и упражнения:
— «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,
— «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,
— «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,
— «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,
— «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,
— «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,
— «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,
— «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,
— «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,
— «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Развитие мышления:
— развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,
— учить составлять группу из отдельных предметов,
— учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,
— учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,
— учить сравнивать предметы,
— учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,
— побуждать делать самостоятельные выводы,
— учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,
— создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,
— способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),
— способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,
— учить устанавливать причинно-следственные связи,
— развивать мышление , используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,
— учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,
— способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения:
— «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,
— «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,
— «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,
— «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,
— «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.
— «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,
— загадки.
Развитие тонкой (мелкой) моторики.
Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)
Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)
Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз)
Сжать пальцы в кулаки вращать кисти в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз) Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз, поочередно каждой рукой, затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке. (5 раз)
Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)
Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)
Источник
Каюмова Анна Михайловна
Рекомендации для родителей по развитию интеллектуальной сферы детей
Рекомендации для родителей по развитию интеллектуальной сферы детей.
1. Пополняйте запас знаний ребёнка об окружающем мире (беседы на различные темы: посуда, игрушки, домашние и дикие животные, овощи, фрукты, птицы, растения, времена года, транспорт, инструменты, электроприборы, цветы, насекомые и др.). Развивайте у ребенка способность к обобщению и классификации (Н-р.: ложка, вилка, тарелка, кастрюля, нож – Что это, назови одним словом – посуда или ложка, вилка, тарелка, стул – Что лишнее?- стул, Почему)
2. Предлагайте ребёнку задания, различные игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия. (Используйте сенсорное описание предметов по двум признакам: Какой квадрат?- красный, маленький или желтый, большой. Апельсин какой?- круглый, оранжевый. Дождь какой?- холодный, мокрый, прозрачный, без запаха и тд. Для детей этого возраста главным является восприятие формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; цвета –все основные и комбинированные: розовый, серый, голубой; размера – большой, маленький; времени – времена года, части суток).
3. Для развития мелкой моторики у ребёнка,можно использовать:
Пальчиковая гимнастика (смотрите литературу в книжных магазинах);
Массаж пальцев, рук, шеи;
Шнуровка (любая);
Бусы (нанизываем на леску);
Кнопки, пуговицы (застегиваем);
Пластилин (катаем шары, колбаски, вытягиваем, различные манипуляции);
Соленое тесто (1/1- соль, мука, вода);
Обрывание бумаги;
Горох, фасоль (перебираем);
«Ищем игрушки» — горох с киндерами;
Счёты (массаж ладоней рук);
Суджок (массажор для рук и пальцев, продается в аптеке);
Катание мяча, то правой, то левой рукой по часовой и против часовой стрелки;
Наматывание нитки на клубок, катушку;
Счетные палочки (выкладываем различные узоры, фигуры);
Мелкий конструктор;
Развитие графических навыков (гибкость, плавность кисти руки) – штриховки, обведение по точкам предметов, гибких линий, завитков. При письме, рисовании, обращайте внимание на правильный захват карандаша в руке, используйте мягкие простые карандаши.
4. Развитие речи ребенка – речевые игры и упражнения, артикуляционная гимнастика, составление рассказов по сюжетным картинкам. Смотрите приложение.
5. Организуйте совместную деятельность с ребёнком, например это может быть разного рода художественно-творческая деятельность (совместное раскрашивание, лепка, аппликация, ручной труд (поделки, подарки, открытки, изготовление различных театров и их обыгрывание, чтение художественной литературы, пересказ прочитанного. Родитель – как организатор, сотрудник, помощник.
6. Также развивайте у ребенка способность к обобщению и классификации. Н-р.: ложка, вилка, тарелка, кастрюля, нож – Что это, назови одним словом – посуда; яблоко, груша, банан, мандарин (Назови одним словом) — это все фрукты; и тд. ; или ложка, вилка, тарелка, стул – Что лишнее?- стул, Почему? Также для детей этого возраста главным является восприятие формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; цвета –все основные и комбинированные: розовый, серый, голубой, коричневый, фиолетовый, оранжевый; времени – времена года и их признаки (зима, лето, осень, весна, части суток (утро, день, вечер, ночь).
Источник
Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта учащихся.
Подготовила воспитатель:
Рудь Н.Г
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
Развитие внимания:
— развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр,
— часто менять формы деятельности,
— использовать на занятиях элементы игры,
— приучать проговаривать инструкцию несколько раз,
— почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,
— учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,
— учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь,
— создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка,
— для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.
Игры и упражнения:
— «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,
— игры-головоломки,
— загадки,
— «Найди отличия»,
— «Найди два одинаковых предмета»,
— «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,
— «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае . если взрослый говорит «Пожалуйста»,
— «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,
— «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
— «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.
Развитие памяти:
— развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,
— обучать культуре запоминания,
— учить вспоминать последовательность событий,
— учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,
— учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,
— учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,
— способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения:
— «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,
— «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,
— «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т.д.
— «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,
— «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,
— «Одежда» ребенок должен вспомнить , в каком порядке он надевал предметы одежды утром,
— «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,
— «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,
— «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,
— «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Развитие восприятия:
— учить детей различать предметы на ощупь,
— формировать умение выделять признаки в предмете,
— учить соотносить предметы по величине,
— учить способам распознающего наблюдения,
— развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,
— помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,
— формировать умение составлять из частей целое,
— учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,
— различать основные признаки разных времен года,
— учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,
— закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом,
— формировать сенсорные эталоны формы,
— способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,
— способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Игры и упражнения:
— «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,
— «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,
— «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,
— «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,
— «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,
— «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,
— «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,
— «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,
— «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,
— «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Развитие мышления:
— развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,
— учить составлять группу из отдельных предметов,
— учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,
— учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,
— учить сравнивать предметы,
— учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,
— побуждать делать самостоятельные выводы,
— учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,
— создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,
— способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.),
— способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,
— учить устанавливать причинно-следственные связи,
— развивать мышление , используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,
— учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,
— способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения:
— «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,
— «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,
— «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,
— «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,
— «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.
— «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,
— загадки.
Развитие тонкой (мелкой) моторики.
- Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)
- Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)
- Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному. (5 раз)
- Сжать пальцы в кулаки вращать кисти в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз) Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
- Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз, поочередно каждой рукой, затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
- Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке. (5 раз)
- Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)
- Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)
Источник