Рекомендации для учителя развитие творческих способностей у ребенка

Александра Владимировна Хамидулина
Консультация «Рекомендации педагогам по формированию творческих способностей детей»

Развитие творческих способностей ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности.

Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста большое значение имеет введение упражнений по развитию детского воображения. Можно во время непосредственной образовательной деятельности давать детям задания творческого характера. Также развивать творческое воображение можно через игру. Так как игра является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, но и управлять её развитием, обогащать в игру творческие элементы.

На раннем этапе игры детей носят предметный характер — это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, и т. д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов.

Воспитатель должен помогать им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Особое значение для развития творческих способностей имеет режиссерская игра. Необходимо создать условия для ее развития (отбор сказок для обыгрывания, подбор игрушек, определение места для хранения, создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени игры). Следует учитывать преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка – внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша. Так, услышав, что Даша ходила в зоопарк,следует предложить ей набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видела? Что они делали?».

Следует пользоваться обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре.

Интересно предлагать детям для обыгрывания сказок строительный материал, бросовый, природный.

Для игр с маленькими куколками и животными хорошо использовать строительный набор, так как дети любят играть с кубиками. Элементы конструирования практически в любой сюжет. Приведем некоторые примеры использования строительного материала в игре.

•Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.).

•Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек, садов и огородов, огороженных заборчиками.

•Строительство будки для собачки.

•Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).

Режиссерским играм присущ индивидуальный характер, поэтому следует продумать время и место для этих игр. Время следует отводить во второй половине дня, когда у ребенка больше времени для самостоятельной деятельности. Место для игры – желательно уединенное пространство. Можно «разбить» групповую комнату специальной расстановкой мебели, внести легкие ширмы, экраны, которые дети поставят по своему желанию.

Целесообразно иногда ненавязчиво привлекать ребенка к сотворчеству.Предложение поиграть может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке», «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши» и т. п.

Нельзя требовать от ребенка точного копирования игры воспитателя, иначе в дальнейшем ребенок будет подражать его действиям, что совсем не ведет к развитию творческих способностей малыша.

Если ребенок не знает, как можно использовать предлагаемый предмет, то воспитателю следует показать,но с перспективой на домысливание: «Что это может быть еще?» или «Как мы еще можем поиграть с этим предметом?».

Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей кроме режиссерских игр существуют и специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б. Н. Никитиным /18, 25/, О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксой /7, 135/.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития творческих способностей детей.Среди них: придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Воспитателю необходимы большой такт и бережность в отношениях с детьми. Искусственное “выращивание” и “ускорение развития” часто приводят к плачевным результатам. То, что педагог действительно может сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Поэтому надо строить таким образом отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.

Нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения.

Особенно важно это при общении с детьми потому,что неправильно выбранный стиль общения может:

*подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;

*остановить развитие его уникальных способностей;

*заглушить проявление индивидуальности.

Приобщение к труду также имеет большое значение для успешного формирования творческих способностей ребенка. В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично.

Воспитатель должен помнить, что для творчества необходима некоторая база знаний. Педагогу следует формировать у ребенка умения комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.

Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих

начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

Взрослые должны быть терпимы к, порой, “странным” идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней “рациональное зерно”.

Надо не подавлять в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его “почему” и “отчего”. Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится

стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы.

Необходимо чаще позволять ребенку самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека со стороны воспитателей может заглушить творчество. Навязчивая помощь педагога может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уже о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.

Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности. Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении воспитателей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие окружающие его взрослые, или хотя бы один из них был таким.

Воспитатель не должен бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учить ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.

В процессе воспитания важно научить ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Так как, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.

Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было «затушено», иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло. Атмосфера должна быть такой, чтобы у ребенка не возникало боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.

Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить

и показать, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.

И важно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.

Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе.

Источник

Педагогические рекомендации родителям и педагогам

по развитию творческих способностей детей и подростков.

Мы уже говорили о том, что творчески одаренный ребенок обычно рано распознается родителями и часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают взрослых и вгоняют в краску более социально приспособленных детей. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что родители и другие члены семьи будут его одергивать и ограничивать.

Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что наследственный -потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых дома и в школе. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Воспитывать ребенка нужно с первых дней его жизни.

Задача родителей в этой ситуации — воспринять как будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие, хотя порой и утомительные. Если же родители, как и учителя — склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребенка лишь как повод для раздражения, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребенка, которому придется непросто в развитии личностной и социальной сторон Я — концепции.

Педагоги часто говорят, что лучший способ для учителя воспитать творческую личность — это самому быть творческой личностью. Формула эта кажется вполне приемлемой и к родителям. Родители, стремящиеся развить в ребёнке творческие способности должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель — прежде всего компетентная личность, чье восприятие новых идей и радость достижений даёт ребёнку прямой и убедительный пример.

В этом отношении личностные характеристики творчески
одарённых людей обнаруживают высокий уровень индивидуальной
андрогинии. Т. е. творчески одарённые мальчики обладают многими
чертами, стереотипно считающимися «женскими»,

интроспективностью, чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом.

Полин Пепински (1960) предложила ряд очень полезных приёмов, которым взрослые могут научить детей, рискующих оказаться в сложном положении в коллективе.

1.  Переводи свои идеи на язык, доступный для других, чтобы они восприняли твой вклад, как служащий их собственным нуждам (или, во всяком случае, им не противоречащий).

2.  Критику в адрес других людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь.

3.  Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.

4.  Старайся не быть воспринятым в качестве агрессора, позволяй другим сохранить собственное достоинство, выслушай их внимательно.

5.  Заработай собственный «кредит» для большей личной свободы в течение какого — то периода времени, не бойся изначально воспринять господствующие требования, когда они не вступают в серьёзный конфликт с твоими основными принципами.

6.  Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить, а не на «личностях», не на достижении статуса.

7.  Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить ответ, а также избрать способ действий.

Эти приёмы призваны помочь одарённой личности — ребёнку или взрослому — разрешить конфликт между сохранением независимости и подчинением групповым интересам. Такой творческий конформизм позволит ему сочетать продуктивный неконформизм и личным равновесием.

Следует обратить внимание родителей и педагогов на то, что длительное насильственное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей творчески одарённых детей может привести к эмоциональным сложностям, неврозу и даже психозу. Неврозы могут вызываться продолжительными периодами сильной подавленности, когда ребёнок не в силах понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений. Бегство в воображение может стереть границу реальности и фантазии. Такой ребёнок может принимать оборонительные модели поведения, сходные с психопатическими. Столь крайние формы неприспособленности редки, но в той или иной степени все плохо приспособленные к окружающему миру дети подвержены стрессам.

Для того, чтобы быть творческой личностью необязательно страдать. Но почему-то страдание всегда сопровождает творчество. Семья может дать психологическую защиту и укрепить в нём самопознание и самоприятие.

Джон Гоуэн (1971) предложил целую серию полезных советов родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей.

1. Создайте уютную и безопасную психологическую базу
подростку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2.  Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. (Не следует говорить ребенку, как его произведение можно улучшить: «Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы…» В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.)

3.  Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи подростка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

4.  Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. (Желания и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может порой восприниматься как «нарушение границ личности. Даже очень маленькие одаренные дети оказывают упорное сопротивление родителям, которые слишком настойчивы в своем стремлении разделить с ребенком радость живого творческого воображения.)

5.  Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.

6.  Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство без опасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скова на основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.

7.  Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими. Оно, пусть и не скоро, но придет. (В этой связи дневники и автобиографии известных творческих личностей могут помочь ребенку понять, что он не одинок в своей борьбе. Правда, официальные биографии, написанные восхищенными учениками, склонны преуменьшать эксцентричность и отчуждение великих творцов.)

8.  Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно, для этого требуется время, а с его стороны — терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

9.  Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. (Острая словесная карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной, но и очень недоброй.)

10.  Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих. Есть некоторые основания полагать, что такие предсознательные фантазии являются полуоформившимися, нестройным истоком интимно го творческого вдохновения.

11.  Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыт — как бы ни были они не удачны. Относитесь к ним с симпатией и тепло той: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

12.  Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Чем шире мы открываем возможности для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном на правлении.

13.  Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей, для ребенка школьного возраста очень важно иметь друга того же возраста и пола. Одаренная девочка должна знать сотню детей, чтобы найти одного ребенка, похожего на нее. Если этот сотый ребенок оказывается мальчиком — проблемы не кончаются, поскольку незыблемым правилом школьных и дворовых площадок является однополое группирование. Ей нужна девочка, которой может быть 8 лет, но мыслит она как 11-летняя. Родителям, возможно, придется объездить все окрестности, но это лучше, чем позволить ребенку погрузиться в одиночество и избегать общения.

Знайте, что, если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе

равных.

Поэтому, если Вам достался такой подарок судьбы, как творчески одарённый ребёнок, то постарайтесь как можно лучше адаптироваться к нему и помочь ему адаптироваться к окружающему его миру.

Для развития творческой одаренности рекомендуем:

1. Использовать прием творческого воображения — аналогию. Используя аналогию, наше воображение создает определенные соотношения и связи.

Аналогии бывают связаны не только с формой и цветом, но и с ритмом, со звуком (тембр, высота и др.) и другими характеристиками. Аналогия считается одним из — самых простых приемов творческого воображения, но вместе с тем создание аналогий — сложный процесс. Тем более, что реальный поиск аналогий идет в нашем мозгу на уровне подсознания и мы сами не всегда готовы дать себе отчет в том, почему тот или иной предмет, звук, действие вызывали у нас ту или иную аналогию. Потренируемся искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Так, например, на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками — на что они похожи. Если удается создать необходимый настрой, задание вызывает большой интерес. Необходимо фиксировать количество идей, их оценку можно провести по трем параметрам: количество идей (продуктивность), оригинальность и гибкость мышления.

2.  Пробуждать способность пользоваться цветом как выразительным средством. Задание, тесно связанное с выразительными возможностями цвета — это выразить заданное настроение цветом путем раскрашивания одинаковых контуров. Необходимо дать ребенку 2 заготовки, на которых изображены контуры, например, сказочного дворца (контуры должны быть идентичны), и предложите цветом добиться того, чтобы один дворец стал «дворцом злого», а другой «дворцом доброго» сказочного героя.

3.  Учить устанавливать связи между явлениями, событиями, предметами, понятиями. Легкость ассоциирования, умения связать между собой разные, часто очень далекие по содержанию понятия и предметы — необходимое качество творчески одаренного человека.

Для развития интеллектуальной одаренности рекомендуем:

1.  Использовать методику незаконченного рассказа.

2.  Применять задания, позволяющие формировать у ребенка причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Примером может быть задание: перед ребенком разложены картинки, которые все перепутаны. Необходимо их разложить по порядку на столе, а потом рассказать по ним какую-нибудь историю.

3.  Использовать дивергентные задачи, которые предполагают, что на один поставленный вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов.

Наши рекомендации дополнят работу воспитателя, которая осуществляется в соответствии с уровнем их профессионализма и личностных особенностей.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитующая сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы… не могут заменить личности в деле воспитания. Только характером можно образовать характер» (). Многое зависит от личностных способностей преподавателя, его педагогической интуиции. Но, даже имея преподавательский талант, нужно обязательно учиться педагогическому общению. Это позволяет воспитателю рефлексировать, а значит — анализировать свои действия, понимать детей, устанавливать с ними контакт, адекватно реагировать на их действия. Эффективность труда воспитателя связана с педагогической культурой и его знаниями.

Рекомендации носят примерный характер и могут быть интерпретированы в процессе работы.

Источник