Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития

Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития thumbnail

Рекомендации для учителя и родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию обучающегося.

Содержание:

1.Методические рекомендации для учителя начальных классов (Теоретическая часть)

2. Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ЗПР

(Практическая часть)                                  

3.Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию обучающегося

(Практическая часть)

Методические рекомендации для учителя начальных классов

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания. Однако чем раньше создаются адекватные условия обучения и воспитания, тем успешнее преодолевается проблема в обучении и воспитании.

Отставание в развитии начинается уже с внутриутробного развития ребенка. Нередко ЗПР может быть обусловлена инфекционными заболеваниями в младенческом возрасте, черепно-мозговыми травмами, тяжелыми сложными соматическими заболеваниями. Ряд авторов выделяют наследственные факторы ЗПР, к которым относятся врожденная и наследственная неполноценность. Нередко она наблюдается у детей с задержкой церебрально-органического генеза, с минимальными мозговыми дисфункциями. В литературе подчеркивается преобладание мальчиков среди больных с ЗПР.

Дети с ЗПР характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных признаках объектов. Причем память у таких детей страдает больше, чем логика. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Конечно, отмечается отставание в речевом развитии. Представления об окружающем мире несколько снижены. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети не только способны принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные и психологические навыки в другие сходные ситуации. Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, низкая продуктивность деятельности. Такие дети отличаются эмоциональной неустойчивостью и с трудом привыкают к детскому саду и школе, но устранить данную проблему можно и нужно.

Методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.

На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.

Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе.

При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.

Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени.

Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др.

Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль.

Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития.

Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики.

Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами. Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии.

Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной.

К моменту начала обучения у малышей с замедленным развитием психических процессов, обычно, полностью не сформированы стержневые мыслительные операции, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение.

Дети с ЗПР не способны ориентироваться в поставленных задачах, не умеют планировать собственную деятельность. Если их сравнивать с умственно отсталыми малышами, то обучаемость у них будет на порядок выше, чем у олигофренов.

Ученики с ЗПР намного лучше используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.

Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.

В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.

Практика показывает, что целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной адаптации детей еще в условиях дошкольных центров. С этой целью разработана специфическая модель дошкольного учреждения (ДОУ) образовательной направленности компенсирующего вида для малышей, характеризующихся заторможенностью развития процессов психики. В таких учреждениях коррекционная работа представлена: диагностико-консультативным направлением, лечебно-оздоровительным и коррекционно-развивающим направлением. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-развивающую работу с детьми-дошкольниками с участием семьи малышей.

Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости малышей, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения, знакомство с художественной литературой, обучение игровой деятельности, подготовка к дальнейшему обучению грамоте, формирование примитивных математических представлений, трудовое воспитание, физическое развитие и эстетическое воспитание.

При продуктивном усвоении учебных программ в специализированных классах вследствие решения школьного медико-психолого-педагогического консилиума ребенок переводится в общеобразовательную школу в соответствующий его уровню класс.

Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ЗПР

1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.

10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).

12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).

14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.

15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов

17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

20. Создание доверительных отношений со взрослыми.

21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.

Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию обучающегося

1. У детей с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал.  

2. Темы необходимо повторять вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности.

3. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься(мама/папа/бабушка/дедушка).

5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

6. Занятия должны носить занимательный характер и учитывать состояние обучающегося (здоровье/настроение).

7. При выборе задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам и ребенку все понятно.

8. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.

9. Занятия должны быть регулярными.

10. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

11. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

12.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…

13.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. Не позволяйте уклоняться от работы, лениться. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны

14. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

15. Обязательно посещайте консультации дефектолога, логопеда, психолога.

16. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей.

Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения:

  1. Развитие мелкой моторики:
  • Графические упражнения
  • Прописи
  • Лепка
  • Рисование
  • Пальчиковая гимнастика
  • Оригами
  1. Развитие внимания:
  • выкладывание узора из мозаики;
  • выкладывание фигуры из палочек по образцу;
  • исключение лишнего;
  • нахождение различий в двух похожих картинках;
  • нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
  • нанизывание бусинок по образцу;
  • срисовывание по клеточкам;
  • нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
  1. Развитие восприятия:
  • Различать цвета и их оттенки.
  • Различать форму предметов и геометрические фигуры.
  • Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
  • Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
  • Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
  • Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
  • Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
  • Различать и называть части суток, их последовательность.
  • Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.
  • Знать дни недели, месяцы года.
  1. Развитие памяти:
  • Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;
  • Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?;
  • Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 станица.;
  • После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;
  • После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;
  • Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня  видел на улице;
  1. Развитие мышления:
  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
  • Описывать различные свойства окружающих его предметов.
  • Узнавать предметы по заданным признакам.
  • Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.
  • Находить противоположные по значению понятия.
  • Определять родо-видовые отношения между предметами и понятиями.
  1. Развитие речи:
  • Выполняйте артикуляционную гимнастику,
  • Выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Какой?Какая?Какие?», «Посчитаем предметы».
  • Составляйте рассказы по картинкам.
  • Пересказывайте сказки, мультфильмы.

Источник

Рекомендации родителям,

имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР)

1. Диагноз ЗПР ставится врачом-психоневрологом;

2. Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же, как и все остальные дети, только медленнее;

3. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников;

4. Причины ЗПР:

• медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания); • психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье).

5. Специалисты, которые могут Вам помочь:

• врач-невролог, психоневролог; • учитель-дефектолог; • педагог-психолог; • учитель-логопед.

6. Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-социального сопровождения.

7. Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого

медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в центре психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) по месту жительства.

Развитие умения общения с детьми:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

• стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии; • контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил; • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку; • не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз; • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию; • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными; • выслушайте то, что хочет сказать ребёнок; • не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

• уделяйте ребёнку достаточно внимания; • проводите досуг всей семьёй; • не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

• установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи; • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания; • избегайте по возможности больших скоплений людей; • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

• не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка; • чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям; • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; • помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Развитие познавательной деятельности.

Развитие памяти и внимания.

1. Учить запоминать несколько предметов (игрушек), находящихся перед ребенком, а также выявлять количественные изменения предметов, что добавилось, что убавилось.

2. Учить запоминать зрительные образы предметов и воспроизводить их по памяти.

3. Учить запоминать несколько предложенных предметов, а затем находить их среди других.

4. Учить запоминать как можно больше предметов, изображенных на картинках, а затем воспроизводить их по памяти (объем памяти).

5. Учить запоминать и выполнять ряд последовательных действий.

6. Учить замечать особенности некоторых изображений: чего не хватает на рисунке (зрительное внимание).

7. Учить выкладывать узор (предмет) из палочек по образцу, а затем по памяти.

8. Учить выделять отличия у двух сходных предметов или изображений.

Коррекция не речевых процессов – зрительного и слухового внимания и памяти.

1. Развитие зрительного гнозиса – узнавание перечеркнутого изображения, пунктирных, контурных и наложенных друг на друга изображений; буквы разного шрифта в

неправильном положении; узнавание формы, цвета, величины предметов.

2. Зрительного мнезиса (памяти) – предъявить ранее виденную картинку, букву; воспроизвести определенную последовательность 3-4 картинок, букв, цифр.

3. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса – рисование, конструирование фигур, сравнение картинок, ориентировка на собственном теле (право, лево);

ориентировка в окружающем пространстве.

4. Развитие моторной готовности — упражнения на развитие мелкой моторики; хозяйственный труд; занятия по аппликации, конструированию, рисованию; музыкальные занятия.

5. Словарная работа по лексическим планам. Широко использовать стихи, загадки, песни по лексическим темам.

6. Развитие функций фонематического анализа (от простых форм до сложных форм).

7. Работа по развитию слогового анализа и синтеза (звуко-слоговой анализ слов).

8. Работа над предложением – от простого нераспространенного двусоставного предложения к распространенному двусоставному предложению, к сложному

(сложносочиненному) предложению.

9. Работа над ритмико-интонационным рисунком предложения.

10. Анализ предложений, три секрета предложения, схема.

11. Знакомство с буквами – воспитание оптических дифференциаций, письмо элементов букв, письмо букв.

Развитие мышления.

1. Умение обобщать и классифицировать предметы:

• учить объединять предметы, принадлежащие к определенным предметным темам; • учить классифицировать предметы по темам, группам; • учить находить лишний предмет из ряда нескольких предметов.

2. Развитие навыка анализа и синтеза:

• учить составлять из частей целое (разрезную картинку с образцом и без образца); • учить определять (видеть) целый предмет по части; • учить отгадывать и загадывать загадки; • учить понимать смысл пословиц и поговорок; • учить понимать «Нелепицы» с 6-7 лет.

Развитие ощущения и восприятия.

1. Дифференцировать обонятельные ощущения.

2. Учить дифференцировать вкусовые ощущения.

3. Учить различать цвета (восприятие цветов) — выбирать из нескольких предметов те, которые имеют определенный цвет.

4. Развитие иллизорного восприятия: учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте и т.д.

5. Развитие целостности восприятия (зрительного гнозиса) — учить узнавать предметы в перечеркнутом изображении, контурных, пунктирных и наложенных друг на друга изображений.

6. Развитие восприятия пространства — учить узнавать предметы по форме, цвету, величине, группировать их;

• учить находить место предмета в определенном ряду; • учить вкладывать фигуры в пазлы доски Э.Сегена. • учить находить место предмета в пространстве (в правом верхнем углу, перед собой, посередине и т.д.)

7. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса

• учить рисовать, конструировать фигуры, сравнивать картинки; • учить ориентироваться на собственном теле (право, лево); • учить ориентироваться в окружающем пространстве.

8. Развитие осязания – учить узнавать предметы на ощупь, по объемному изображению, по плоскостному изображению, узнавание букв.

9. Развитие кинестетических ощущений и восприятий.

10. Развитие слухового восприятия

• учить различать речевые звуки; • учить различать звуки по высоте, силе и тембру голоса; • учить различать слова, близкие по звуковому составу; • учить дифференцировать слоги, фонемы (гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие).

Работа по развитию лексической стороны речи.

Развитие глагольного словаря.

1. Уточнить и закрепить названия действий животных.

2. Активизировать употребление приставочных глаголов.

3. Научить подбирать глаголы совершенного несовершенного вида.

4. Научить подбирать антонимы к глаголам.

5. Научить подбирать слова, обозначающие действия, к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы.

6. Научить подбирать синонимы к заданному глаголу.

Развитие номинативной функции речи.

1. Уточнение и активизация словаря по лексическим темам.

2. Научить образовывать множественное и единственное число существительных.

3. Научить употреблять существительные в разных падежах.

4. Научить определять предмет по названию его составных частей.

5. Научить самостоятельно подбирать названия предметов к названиям действий.

6. Научить правильно употреблять в речи предлоги: ИЗ, В, ЗА, ИЗ-ЗА, НАД, С, К, ИЗ-ПОД.

7. Научить употреблять сложные слова.

8. Учить подбирать антонимы к существительным.

9. Учить подбирать синонимы к словам.

10. Учить образовывать однокоренные слова.

11. Активизировать словообразование существительных суффиксальным способом, префиксальным способом, суффиксально-префиксальным способом.

Активизация познавательной деятельности.

1. Умение обобщать и классифицировать предметы.

2. Исключение лишнего предмета.

3. Умение составлять из частей целое.

4. Загадывание и отгадывание загадок.

5. Понимание смысла пословиц и поговорок.

6. Задание на абстрактно — логическое мышление.

Все задания подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребенка.

Мышление — высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Так, посмотрев на термометр, расположенный на внешней стороне окна, увидев кутающихся в теплую одежду прохожих, мы делаем заключение о том, что на улице холодно. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствии. Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы, или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам). Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др. Все, чем ребенок занимается в дошкольном возрасте (рисование, лепка, конструирование, различные игры) развивает у него такие мыслительные операции, как классификация, установление причинно-следственных связей, обобщение, сравнение, способность рассуждать, абстрагирование, понимание взаимозависимостей.

Возрастные особенности мышления у дошкольников.

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения.

Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста.

Кроме того, ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой, например: рисунок может изображать игрушку, а игрушка — то, что нарисовано. Формируется способность к замещению — умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы — представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям еще не готов. В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Учитель-дефектолог в детском саду.

Все дети развиваются не одинаково, особенности задержки в развитии возникают по разным причинам. И помочь им могут разные специалисты, один из них – учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог проводит организованную образовательную деятельность по:

• Ознакомлению с окружающим миром; • Развитию мышления; • Развитию восприятия; • Развитию памяти; • Развитию внимания; • Формированию элементарных математических представлений.

Учитываются индивидуальные особенности ребенка.

Не все дети успевают выполнять задания на подгрупповых занятиях. Некоторым требуется больше внимания педагога.

Занятия с дефектологом проходят каждый день и длятся 15 – 25 минут. Они бывают индивидуальные или подгрупповые (2 – 5 человек). При такой организации не один ребенок не остается без внимания педагога.

Эффективность работы зависит от совместных усилий учителя-дефектолога и родителей.

Развитие психических функций

Зрительное внимание: Игры: «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета», «Найди половинку предмета», «Найди точно такую же картинку или предмет», «Что забыл изобразить художник», «Узнай по силуэту», «Узнавание наложенных и пересекающих (зашумленных) изображений предметов», «Лабиринты».

Слуховое внимание: Игры: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное», «Можно – нельзя», «Да – нет», «Кто внимательный», «Вода, дорога, воздух», «Едем, плаваем, летаем», «Во саду ли, в огороде», «Внимательно слушай и быстро отвечай», «Назови части».

Зрительная память: Игры: «Какого предмета не стало», «Посмотри, запомни и назови», «Повтори, не ошибись», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось»,

Слуховая память: Игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит?», «Телефон», «Послушай, запомни и повтори слова», «Запомни и назови пары слов», «Подбери нужное слово», «Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову?», «Внимательно слушай и выполняй»; заучивание потешки, загадки, стихотворения; пересказ сказки, рассказа.

Зрительное восприятие: Величина (пирамидки, стаканчики, «Какой предмет самый большой», «Какой предмет самый маленький», «Высокий – низкий», «Толстый – тонкий», «Длинный – короткий», «Широкий – узкий»); Цвет (4 года – основные цвета; 5 лет – основные и оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый; 6 лет – основные и розовый, светло-зеленый, серый; 7 лет – основные и 8 оттенков и более); Форма (4 года – круг, квадрат, треугольник; 5 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; 6 лет — круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, многоугольник) — («Геометрическое лото», «Найди и покажи вершины, стороны, углы», «Какие предметы напоминают по форме» и т.д.);

Пространственная ориентировка: (на себе; другом человеке; расположение предметов по отношению к себе; другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.); на листе бумаги; в тетради в клетку; Временные представления (части суток; времена года; месяцы; дни недели; 6-7 лет знакомство с часами «стрелки, циферблат»).

Слуховое восприятие: (различать тихие и громкие звуки)

Понимание предлогов: (в, на, за, под, над, перед, из, у, с, к, из-за, через, из-под, рядом, между, около

Развитие мелкой моторики рук и конструктивного праксиса

• Показать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный и средний) и т.д. • Показать колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим пальцем.

• Пальчиковые гимнастики. • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке. • Завинчивание и отвинчивание крышек, банок, пузырьков. • Плетение косичек из ниток, венков из цветов. • Нанизывание бус на нитку. • Изготовление поделок из бумаги, природного материала. • «Пальчиковые бассейны» (желуди, каштаны, фасоль, горох, чечевица, морские камешки). • Раскрашивание картинки, не выходя за контуры. • Обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии). • Рисование по точкам, по клеточкам. • Складывание разрезных картинок (по горизонтали, по вертикали, по диагонали). • Выкладывание пазлов. • Складывание кубиков с изображением объектов по лексическим темам. • Выкладывание фигур из счетных палочек по показу, по образцу, по схеме. • Конструкторы «Lego», «Геометрические фигуры», строительные наборы (деревянные), «Мозаика» и др. • Сборно-разборные игрушки . • Логические блоки Дьенеша. • Счетные палочки Кюизенера. • Кубики Никитина «Выложи квадрат».

Источник