Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка
Ирина Голубева
Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей
по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста.
Составитель: учитель-логопед Голубева И. Н.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Золушка»
г. Шарыпово
21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться
с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего,
в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми
и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих.
К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
— Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
(Грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой)
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия — это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
«Показатели речевого развития детей 6 — 7 лет»
К подготовительной группе у ребёнка должно быть не только развито правильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие.Ребенок должен:
— Уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш], твёрдые от мягких
([т-ть], [д-дь]) и т. д.
— Называть слова на заданный звук.
— Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.
— Определять последовательность и количество звуков в слове.
Активный словарь ребёнка к 6-7 годам увеличивается до 3-3,5 тысяч слов. У детей накапливается значительный объём знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми
и сверстниками, понимание литературных произведений). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нём представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребёнка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Всеми категориями грамматики ребёнок к семилетнему возрасту уже овладел полностью.
— Употребление существительных в именительном падеже единственного
и множественного числа (стол-столы, дерево-деревья).
— Образование существительных множественного числа в родительном падеже
(дом-дома, ухо-уши).
— Согласование прилагательных с существительными (Юбка какая? — розовая).
— Согласование существительных с числительными (два озера, пять озёр).
— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(заяц – зайчик, шкаф — шкафчик).
— Образование названий детёнышей животных (у собаки – щенок, у овцы – ягнёнок).
— Образование притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчья лапа, заячьи уши).
— Образование относительных прилагательных (шляпа из соломы – соломенная, компот из слив – сливовый).
— Образование приставочных глаголов (уходит, входит, выходит, переходит).
Связная речь достаточна развита. В самостоятельной речи используют распространённые и сложноподчинённые предложения. Составляют рассказы не только по картинкам, но уже на заданную тему.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
— Составлению творческих рассказов
— Составлению рассказов по картине, по серии картин
— Пересказам
Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов», дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. (продемонстрировать схему для запоминания стиха)
Что способствует улучшению звукопроизношения — это скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.
Что необходимо делать дома:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание
на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить
у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили,
что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться
к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу)
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
4. Задумайтесь,как часто вы говорите ребенку эти фразы:
Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали!
Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь твоим успехам
Расскажи мне, что с тобой.
Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений.
Развитие коммуникативных навыков.
— Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
— разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
— беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т. д.);
— наблюдения за погодными изменениями;
— совместное придумывание рассказов, сказок.
Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.
Развитие речевой моторики.
Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Статические подготовительные упражнения.
«Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).
«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.
«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части, приняв форму «чашечки» — «кружечки».
«Грибок». Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать
15 сек.
Динамические подготовительные упражнения.
«Часики». Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.
«Качели». Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается
(к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.
«Лошадка». Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.
«Гармошка». Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.
Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Развитие мелкой моторики.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.
— Массаж руки: растирание, разминание и т. п.
— Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки, игры с мозаикой, конструктором и т. п.
— Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
— Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
— Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка,
та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т. д.)
— Назвать предметы (игрушки)с заданным звуком: «с» — санки, самокат, сапоги и т. п.
— Повторить пары слов и сказать,чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т. д.
Развитие навыков словообразования, словоизменения.
Развитие словарного запаса.
Игры, упражнения, задания.
«Один – много»: окно – окна, ухо – уши и т. п.
«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т. п.
«Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …
«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.
«Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»
Юбка, колготки, футболка – одежда и т. д.
Задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала,в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».
В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной
к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы
с синонимами:
— подбор синонимов к изолированному слову;
— объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
— замена синонима в предложении,обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».
— составление предложений со словами синонимического ряда;
— составление рассказа со словами синонимического ряда.
Советы родителям
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т. д.
2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение — это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.
Для развития речиребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие,как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости
от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая,
не торопя, не отвлекаясь.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения
и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно
с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Источник
Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Составитель: Завадина И.В
21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться
с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего,
в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми
и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Помните, что взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих.
К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
— Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
(Грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой)
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия — это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
«Показатели речевого развития детей 6 — 7 лет»
К подготовительной группе у ребёнка должно быть не только развитоправильное звукопроизношение, но и сформировано фонематическое восприятие. Ребенок должен:
— Уметь отличать на слух звонкие звуки от глухих ([з-c], [ж-ш], твёрдые от мягких
([т-ть], [д-дь]) и т. д.
— Называть слова на заданный звук.
— Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков.
— Определять последовательность и количество звуков в слове.
Активный словарь ребёнка к 6-7 годам увеличивается до 3-3,5 тысяч слов. У детей накапливается значительный объём знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми
и сверстниками, понимание литературных произведений). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нём представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребёнка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Всеми категориями грамматики ребёнок к семилетнему возрасту уже овладел полностью.
— Употребление существительных в именительном падеже единственного
и множественного числа (стол-столы, дерево-деревья).
— Образование существительных множественного числа в родительном падеже
(дом-дома, ухо-уши).
— Согласование прилагательных с существительными (Юбка какая? — розовая).
— Согласование существительных с числительными (два озера, пять озёр).
— Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(заяц – зайчик, шкаф — шкафчик).
— Образование названий детёнышей животных (у собаки – щенок, у овцы – ягнёнок).
— Образование притяжательных прилагательных (лисий хвост, волчья лапа, заячьи уши).
— Образование относительных прилагательных (шляпа из соломы – соломенная, компот из слив – сливовый).
— Образование приставочных глаголов (уходит, входит, выходит, переходит).
Связная речь достаточна развита. В самостоятельной речи используют распространённые и сложноподчинённые предложения. Составляют рассказы не только по картинкам, но уже на заданную тему.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
— Составлению творческих рассказов
— Составлению рассказов по картине, по серии картин
— Пересказам
Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов», дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. (продемонстрировать схему для запоминания стиха)
Что способствует улучшению звукопроизношения — это скороговорки, чистоговорки.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.
Что необходимо делать дома:
1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание
на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить
у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
2. Во-вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили,
что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться
к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу)
3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали!
Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь твоим успехам
Расскажи мне, что с тобой.
Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр, заданий по развитию речевых навыков и умений.
Развитие коммуникативных навыков.
— Чтение (пересказывание) сказок, рассказов;
— разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок;
— беседы о различных явлениях окружающего мира (животных, насекомых, растениях и т. д.);
— наблюдения за погодными изменениями;
— совместное придумывание рассказов, сказок.
Не оставляйте без внимания вопросы детей, отвечайте в доступной для ребёнка форме и чаще сами задавайте вопросы, добиваясь ответов.
Развитие речевой моторики.
Для чёткой артикуляции звуков (звукопроизношения) нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов речевого аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Статические подготовительные упражнения.
«Блинчик». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10-15 сек. (рот широко открыт).
«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь, и сделать его узким, удерживать 15 сек.
«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху (передний широкий край языка, боковые части, приняв форму «чашечки» — «кружечки».
«Грибок». Рот открыт. Широкий язык всей плоскостью «присасывается» к нёбу, напоминая «шляпку» гриба, а подъязычная связка – «ножку» гриба, удерживать
15 сек.
Динамические подготовительные упражнения.
«Часики». Высунуть узкий язык, двигая им вправо – влево (из угла в угол) под счёт, проделать движения до 15 раз.
«Качели». Рот открыт. Широкий язык поднимается (тянется к носу) опускается
(к подбородку); следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Повторять движения вверх – вниз до 10 раз.
«Лошадка». Рот открыт. Широкий язык «присасывается» к нёбу и со щелчком отрывается; проделать движения до 15 раз.
«Гармошка». Рот открыт. Широкий язык прижать (присосать) к нёбу и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Проделать движения до 10 раз.
Гимнастика проводится 3-4 раза в день по 10-15 минут.
Развитие мелкой моторики.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга и психику детей, не случайно называют руку – «вторым» органом речи. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей, путём тренировки движений кистей и пальцев рук.
— Массаж руки: растирание, разминание и т. п.
— Игры с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, пуговицы, крупа); застёгивание – расстегивание, нанизывание, завязывание, шнуровка; складывание (матрёшки, пирамидки, игры с мозаикой, конструктором и т. п.
— Изобразительная деятельность: раскрашивание, лепка, оригами, аппликация, поделки из природного материала.
— Графические упражнения: обведение трафаретов по контуру, по точкам; штрихование; дорисовка картинок и т. д.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
— Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка-га-ка,
та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т. д.)
— Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком: «с» — санки, самокат, сапоги и т. п.
— Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т. д.
Развитие навыков словообразования, словоизменения.
Развитие словарного запаса.
Игры, упражнения, задания.
«Один – много»: окно – окна, ухо – уши и т. п.
«Подбери к слову рифму»: кора – нора и т. п.
«Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …
«Назови листья»: берёзы – берёзовые листья, клёна – кленовый лист и т. д.
«Назови деревья (овощи, фрукты и т. д. все логические группы)»
Юбка, колготки, футболка – одежда и т. д.
Задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово».
В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной
к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы
с синонимами:
— подбор синонимов к изолированному слову;
— объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
— замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».
— составление предложений со словами синонимического ряда;
— составление рассказа со словами синонимического ряда.
Советы родителям
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т. д.
2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение — это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе.
Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т. д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости
от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая,
не торопя, не отвлекаясь.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения
и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельнос физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
+❤ В Мои закладки
Источник