Речевой профиль как показатель динамики общего и речевого развития ребенка
Диагностика коммуникативных навыков
- Коммуникативное поведение
1.1. Вокализации
Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит?
В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?
Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?
С каким: реакция на обращение; привлечение к себе внимания; требование (принятие/отклонение) предмета, выполнения действия; протест; комментарии и др.?
1.2. Взгляд
Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой,
людьми?
Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в
поле зрения? Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? Выражает ли он/она взглядом желание о привлечениивнимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?
1.3. Мимика
Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства
(радость, удивление, грусть, злость, страх)?
Соответствует ли выражение лица ситуации?
Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?
Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?
Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию
высказывания?
Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?
Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?
1.4. Жесты
Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по
отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?
Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта?
Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения
в отношении определенных действий, среды, людей?
Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себявнимание?
Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?
Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?
1.5. Интерактивное поведение
Реагирует ли он/она на обращение?
Реагирует ли он/она на разумные требования?
Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?
ли он/она инициатором коммуникативноговзаимодействия?
Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?
Каким образом он/она реагирует на недоразумения?
Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?
Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?
Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?
- Лингвистические способности
2.1. Восприятие и понимание
Реагирует ли он/она на собственное имя?
Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий?
Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?
Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?
Понимает ли он/она простые требования?
Узнает ли он/она названные объекты?
Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?
Понимает ли он/она родовые понятия?
Понимает ли он/она фразы с конкретным значением?
Понимает ли он/она фразы с переносным значением?
Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)?
Понимает ли он/она местоимения, прилагательные?
Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»«Что?»
Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»«Куда?»
Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей?
Понимает ли он/она бытовые вопросы?
2.2. Способность речевого выражения
2.2.1. Артикуляционная моторика
Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда сложки, жевание, глотание)?
Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)движения органами артикуляционного аппарата?
Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы?
2.2.2. Речь
Продуцирует ли он/она устные высказывания?
Понятны ли его/ее высказывания?
Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»?
Может ли он/она разборчиво произносить другие слова?
2.2.3. Помощь при коммуникации
Может ли он/она устно выразить свои повседневныепотребности?
Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии,эмоциональном состоянии?
Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,ситуации, места?
Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»?
Может ли он/она задавать вопросы?
Может ли он/она отвечать на простые вопросы?
2.2.4. Чтение и письмо
Может ли он/она распознавать буквы и цифры?
Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова?
Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы?
Может ли он/она осмысленно читать предложения?
Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)?
Может ли он/она писать знакомые слова?
Может ли он/она писать простые предложения?
- Двигательные способности
Каково его/ее общее моторное развитие?
Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?
Как он/она располагается в кресле-коляске?
Какая часть его/ее тела в большей степени способна к
выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений?
Каков минимум движений, выполняемых уверенно иточно?
Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показатьна что-то?
Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени?
Как долго он/она может выполнять определенный виддеятельности и не уставать?
Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»?
Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»?
4.Когнитивные способности
4.1. Внимание
Концентрирует ли он/она внимание?
Отвлекается ли?
Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?
4.2. Восприятие
4.2.1. Зрительное восприятие
Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужениеполей зрения?
Может ли он/она фиксировать взглядом объекты илилюдей?
Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении
Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом?
Имеются ли особенности зрительного восприятия?
4.2.2. Слуховое восприятие
Какой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы(речь)?
Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды?
Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к нимизбирательное отношение?
Каково состояние фонематического восприятия?
Может ли он/она сравнивать звуки?
4.2.3. Тактильное восприятие
Каково состояние тактильного восприятия?
Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения?
Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?
Может ли он/она соотносить полученные тактильныеощущения?
4.3. Знаково-символическая деятельность
Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта?
Понимает ли он/она символы?
Имеет ли он/она представление о связи «средство-цель»?
Умеет ли он/она воспринимать причинные связи?
Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами?
Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?
Использует ли он/она игрушки?
4.4. Мышление и память
Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку?
Узнает ли он/она знакомые лица?
Может ли он/она обобщать изученное и применять егов новых ситуациях?
Распознает ли он/она структуры?
Может ли он/она решить задачу?
- Психосоциальные способности
Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что
неспособен/на выразить свои желания и потребности?
Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?
Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми?
Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении
возможности для включения в окружающую среду?
Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?
К каким объектам, действиям, видам деятельности он/
она проявляет особый интерес?
Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?
С какими другими людьми он/она преимущественно
контактирует?
В каких местах происходит коммуникация?
Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?
Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное?
Источник
Татьяна Красовских
Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения
Аналитическая справка
по результатам мониторинга динамики речевого развития
воспитанников за 3 года обучения
(2009/10 уч. год, 2011/2012 уч. год, 2012/2013 уч. год)
сентябрь 2013 г.
Мониторинг был проведен в ГБОУ СОШ №572 структурного подразделения: Дошкольное (№8) ЮВОУО г. Москвы. Главной целью мониторинга являлось определение динамики речевого развития воспитанников, выявление проблем и улучшение состояния коррекционной работы. Объектом мониторинга являлись воспитанники группы ЗПР, посещавшие учреждение на протяжении двух лет (старшая и подготовительная к школе группа) и воспитанники группы ОНР, посещавшие учреждение также в течение двух лет. Основным методом мониторинга являлось изучение результатов диагностических обследований по определению уровня речевого развития детей за 2009/10 уч. год, 2011/2012 уч. год, 2012/2013 уч. год.
Задачами мониторинга было:
— определение динамики уровня речевого развития воспитанников по основным направлениям коррекционно-логопедической работы;
— корректировка коррекционно-развивающего обучения и его программно-методического обеспечения;
— определения качества логопедического воздействия и организации коррекционного обучения.
За основу диагностики (стартовой, промежуточной и итоговой) воспитанников с ОНР была принята методика Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В., предложенная авторами для исследования состояния устной речи детей дошкольного возраста. Обследование проводилось по шести основным параметрам речевого развития:
— фонематические процессы;
— звукопроизношение;
— словарь;
— грамматический строй речи;
— связная речь;
— обучение грамоте.
За основу диагностики (начало и конец учебного года) в группе с ЗПР была принята методика О. А. Безрукова, О. Г. Приходько, О. И. Служакова, Н. С. Челей для определения уровня сформированности речеязыковой компетенции.Обследование проводилось по следующим параметрам:
— фонематический слух;
— фонематическое восприятие;
— звукопроизношение;
— грамматический строй речи;
— слоговая структура слова;
— обучение грамоте.
При проведении были изучены результаты диагностики за три года. Составлена «Сводная таблица динамики уровня речевого развития за 3 года обучения» (Приложение 3) и диаграмм динамики речевого развития (Приложение 4, 5,6).
В Приложении 3 представлена динамика речевого развития воспитанников за 3 года. При анализе учитывались показатели по низкому, среднему и высокому уровням речевого развития на начало и конец учебного года. В результате в подготовительной группе воспитанниковс ОНР были получены следующие данные:
— в формировании фонематических представлений:
— в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень – 27% детей, конце года – 0%; средний уровень в начале года – 64%, в конце года – 9%;высокий уровень в начале года – 9%, в конце года – 91%.
Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений в 2009/2010 уч. году у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.
— в формировании навыков звукопроизношения:
— в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень – 9% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале уч. года- 55%, в конце – 9%; высокий уровень в начале года – 36%, в конце года – 100%;
Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения в 2012/2013 уч. г. г. у 100% детей положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения.
-в формировании словаря:
— в 2009/2010 уч.году: на начало года низкого уровня у воспитанников не отмечался; средний уровень в начале года – 72%, средний уровень в конце года – 19%; высокий уровень в начале года – 28%, в конце года –81%.
Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании словаря воспитанников.
-в формировании грамматического строя речи:
— в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень – 27% детей, в конце года – 0%; средний уровень на начало года- 64%,конец года – 19%; высокий уровень в начале года – 9%, в конце года – 81%.
Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников.
— в формировании навыков связной речи:
— в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень – 45% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года- 55%, в конце года-19%; высокий уровень в начале года – 9%, в конце года – 81%.
Вывод: у 100% детей отмечается положительная динамика в формировании навыков связной речи.
— в обучении грамоте:
— в 2009/2010 уч.году: начало года низкий уровень –28% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 72%, в конце года – 28%; высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 72%;
Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в обучении грамоте у 100% детей.
В результате мониторинга в группе воспитанниковс ЗПР были получены следующие данные:
— в формировании фонематических слуха:
— в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень 50 % детей, в конце года – 7%; средний уровень в начале года – 50%, в конце года – 86%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 7%;
— в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 79%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года – 7%, в конце года – 86%.
Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений, без положительной динамики на конец 2011/2012 г. остались – 7% – это случаи сложных речевых расстройств у детей с ЗПР, обусловленных органическим поражением ЦНС. В 2012 /13 уч. г. у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.
— в формировании фонематического восприятия:
— в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень 76 % детей, в конце года – 7%; средний уровень в начале года – 14%, в конце года – 86%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 7%;
— в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 72%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года – 7%, в конце года – 79%.
Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений, без положительной динамики на конец 2010/2011г. остались – 7% – это случаи сложных речевых расстройств у детей с ЗПР, обусловленных органическим поражением ЦНС. В 2012 /13 уч. г. у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.
— в формировании навыков звукопроизношения:
— в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень – 71% детей в конце года – 21%; средний уровень в начале года – 29%, в конце года – 65%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 14 %;
— в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 65%, в конце года – 21%;высокий уровень в начале года – 14%, в конце года – 79%;
Вывод: прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения, без положительной динамики 2011/ 2012 остались – 21% детей, дети продолжили обучение в подготовительной группе. В 2012/2013 уч. г. г. у 100% детей отмечается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения.
-в формировании грамматического строя речи:
— в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень – 42% детей в конце года – 15%; высокий уровень в начале года – 15%, в конце года – 50 %;
— в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года — 79%, в конце — 21%; высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 79%.
Вывод: по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников.
— в формировании слоговой структуры слова:
— в 2011/2012 уч.году: начало года низкий уровень – 65% детей в конце года – 21%; средний уровень в начале года – 35%, в конце года – 65%;высокий уровень в начале года – 0%, в конце года – 14 %;
— в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 65%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года – 14%, в конце года – 86%;
Вывод: в 2012/2013 уч. году отмечается 100 % положительная динамика в формировании слоговой структуры слова.
— в обучении грамоте:
— в 2012/2013 уч.году: начало года низкий уровень – 72% детей, в конце года – 0%; средний уровень в начале года – 28%, в конце года – 14%;высокий уровень в начале года –0%, в конце года – 86%;
Таким образом, мониторинг за 3 года обучения показывает положительную динамику по всем направлениям коррекционно-логопедической работы.
Анализ результатов коррекционной работы в выпускной группе 2012/13уч. год показал, что 100%детей усвоили программу подготовительной группы: у 85 % детей (высокий уровень) проведена полная коррекция речевых нарушений – речь норма, у 15 % детей (средний уровень) – речь в пределах возрастной нормы. Все выпускники подготовительной группы продолжили обучение в 1 классе общеобразовательной школы.
Такие показатели коррекционно-логопедической работы подтверждают эффективность использования педагогом методических приемов и технологий по преодолению системного недоразвития речи у детей с задержкой психического развития.
Источник
Степаненкова Ирина
Динамика речевого развития
Этапы в становлении речи детей:
1-й — подготовительный — до одного года;
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3-й — дошкольный — до 7 лет;
4-й — школьный.
Первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить,что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами.Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес— лепет (агу-угу. тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух).Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7—9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков
С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одни тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришёл папа; нет папы; папа, подойди и т. п.
Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний. накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, затем — примитивными фразами без согласования («Мама, пить»). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.
Параллельно с развитием словаря идет в развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это везет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение (Я была в магазин, брала игрушки).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40—50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок. рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
Средний дошкольный возраст — это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими. Главным образом через игровые и реальные отношения со сверстниками. В этом возрасте общение детей становится более регулятивным и продолжительным.
Новый значительный шаг развития общения в условиях взаимоотношения происходит в связи с поступлением ребенка в школу.Он определяется: во-первых, тем, что существенно расширятся круг общения, вовлекаются много новых людей. Во-вторых, в связи с изменениями внешних и внутренних позиций младшего школьника, расширяется тематика его общения с людьми.
В круг общения включаются вопросы, относимые с учебой и трудовой деятельностью. Параллельно круг общения ребенка быстро растет, появляются постоянные привязанности.
Источник