Речевое развитие ребенка в подвижной игре

Речевое развитие ребенка в подвижной игре thumbnail

юля кузьмина
Использование подвижных игр для речевого развития детей дошкольного возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физиологи уже давно доказали, что чувство движения тесно связано с памятью, языком, обучением и эмоциями. Физические движения стимулируют мозг.

Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.

Самыми привлекательными для детей являются игры, которые дают возможность подвигаться, попрыгать побегать, т. е. подвижные игры. Подвижную игру можно и нужно приспособить к интересам развития языка ребенка.

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи.

Под воздействием взрослого, подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Проведение игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Игры малой подвижности используются в НОД, как в соответствии с тематикой, так и в качестве физкультминутки.Например: «Ровным кругом», «Чей голосок», «Шепот, шепот, ты узнай», «Колпачок», «Подарки».

Развитие ребенка идет от движения и эмоции к слову, поэтому народные игры являются прекрасным помощником в организации детей. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. текст игры связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает речь, доставляет радость. Например, для детей младшего возраста подбираются игры – «Тишина», «Огуречик», «Курица и цыплята»; для старшего дошкольного возраста – «Горелки», «Капуста», «Чурилки», «Воевода», «Заря – зарница».

Подвижные игры используются как часть двигательной и музыкальной деятельности, проводиться на утренниках, развлечениях, на прогулке, в самостоятельной деятельности.

Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия. В разных возрастных группах руководство детскими играми имеет свои особенности. С детьми младшего возраста педагог активно играет сам, что доставляет детям особое удовольствие, дает им образец игрового поведения. Такие игры не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. Малышам особенно интересны подвижные игры, которые строятся на основе имитационных движений.

Например: такие игры,как: «Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Самолеты», «Поезд», «Лохматый пес» и др. [1, с. 3]. Благодаря таким играм дети учатся согласовывать речь с движением, развивается речь, внимание, память, мышление. Учатся взаимодействовать в коллективе, проявлять инициативу, самостоятельность, а часто и творчество, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.

Традиционные игровые тексты – одно из важных звеньев игры – уже сами по себе могут активизировать, успокаивать, «завораживать», т. е. оказывать психокоррекционное воздействие. Считалки, ролевые слова, как нельзя лучше отвечают потребностям детства. Все они имеют для ребенка большое значение и поддерживают настроение игры, радостное состояние. В течение игры стихи прочитываются несколько раз. Сами игры повторяются много раз. Неудивительно, что дети скоро запоминают текст, стихотворения и часто произносят его вне игровых действий. Детям старшего возраста предлагаются игры на автоматизацию звуков. Например, подвижные игры: «Медведь». «Лиса», «Сова и комары», «Курочка – рябушечка», «Кот на крыше», «Жуки», «Щука и пескари». «Вороны и собаки», «Апельсин»

Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий, например, когда дети должны начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом. У детей младшего возраставоспитателю следует вызывать звукоподражания: «пи-пи-пи» – кричат воробушки, «би-би-би» – гудит автомобиль (игры «У медведя во бору», «Волк и зайки», «Воробушки и автомобиль»).

Для детей старшего дошкольного возраста подбираются игры с более сложным текстом (игры «Карусель», «Два Мороза», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Часы и мыши»).

Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Игры подбираются с учетом возможностей детей (как физических, так и речевых, с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе педагога.

Проводя подвижную игру, воспитатель стремимся к тому, чтобы дошкольники достигали игровой цели. Например, проводя подвижную игры «У медведя во бору», условия которой известны, педагог ставит речевые цели: автоматизация звука р изолированно и в тексте; развитие фразовой речи, развитие дыхания; развития голоса; нормализация темпа и ритма речи. Целями физического развития,в данном случае являются: развитие общих движений, скорости реакции, собранности, а цели познавательного развития могут быть решены перед началом или завершением в беседе о диких животных и растительности лес. В эту игру могут играть и малыши, и старшие дети.

Подвижные игры объединённые с дидактическими задачами обучения должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо, развивать речевую активность детей. Перед детьми обязательно должна ставится игровая цель, определяться игровые правила и сигналы. Важно раскрыть последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и атрибутов. Объясняя игру, педагог не должен отвлекаться, делая замечания детям. С помощью вопросов проверяет, все ли дети поняли игру. В старшей группе игра объясняется перед началом игровых действий.

Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая даже малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Таким образом, подвижная игра способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке, обеспечивает необходимую физическую нагрузку, развивает моторику.

Источник

Марина Смородина
Развитие речи в раннем возрасте через подвижные

Развитие речи в раннем возрасте через подвижные

Дошкольный возраст — это время активного усвоения разговорного языка ребенком, это мощнейший процесс становления, развития и совершенствования всех сторон речи. Осваивая речь, ребенок овладевает сильным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Малыш учится с помощью слова выражать свои желания и стремления, а также понимать других, договариваться. На первых этапах развития речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями — очень важный принцип формирования активной речи у детей. Малыши очень любят играть. Игра — это естественное состояние ребенка, его основное занятиеИ именно игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей.

Игра развивает язык, а язык создает саму игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение невозможно без помощи основного учителя — языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.

Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. в частности, подвижные игры.

Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе, и за развитие мелкой моторики.

Велика роль подвижной игры в речевом развитии ребенка. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Они овладевают поэтической образной речью

Подвижная игра подразумевает решение одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам. Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса.

Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки. Основные задачи речевого развития Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи.

Вывод

Между подвижнойигрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием речи.

Воробышки

«Воробышки»

Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

(дети, сидя на корточках, поворачивают голову вправо и влево)

Погулять они хотят

И тихонечко летят.

(Встают, бегут, взмахивая руками. Темп средний)

Полетели, полетели

И на веточки уселись.

(садятся на скамейки)

Пёрышки почистили,

Хвостиком встряхнули.

(Трут руками плечи, крутят попками)

Опять полетели.

(снова «летят» (бегают)

На дорожку сели,

(Садятся на корточки)

Прыгают, чирикают,

Зёрнышки клюют.

(Поворачивают головки вправо-влево, имитируют птенцов)

Зайка серенький сидит

«Зайка серенький»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(дети присели, шевелят кистями поднятых рук)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(встают, хлопают в ладоши)

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп –

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Дети прыгают на месте на обеих ногах. Темп средний)

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то (мишка, лисичка, волк) зайку испугал.

Зайка прыг –

И ускакал!

Источник

Подвижные игры на занятиях по развитию речи.

По новым требованиям ФГОС дети на занятиях должны как можно больше двигаться, вот для этого мной были разработаны, переработаны народные подвижные игры, которые можно использовать на занятиях для развития речи по определённой лексической теме. Надеюсь, что подобранные мною игры помогут вам проводить занятия, активизируя двигательную активность детей.

Организация двигательной активности детей на занятии развитие речи с использованием подвижных игр

Всем известно такое изречение — «Движение — это жизнь». Подвижный человек — активный человек, всё успевает, меньше устаёт. Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека, но ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов, маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже напрямую связано с развитием речи. Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в занятия подвижных игр. Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую. Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры — потешки с пальчиками и.т.д. Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком. Предлагаю вам подвижные игры для развития речи: народные, игры с мячом, авторские игры.

Народные подвижные игры для развития речи. Народные подвижные игры — вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь. Народный фольклор устно передаётся от поколения к поколению и никогда не стареет.

«Иголка, нитка, узелок» Цель: активизировать словарь существительных по теме, развитие высших психических функций. Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают среди детей иголку, нитку и узелок. Нитка, иголка, узелок встают в круг, остальные дети берут друг друга за руки и проходят через круг нитки, иголки, узелка, называя разные виды одежды (зимнюю, летнюю, одежду для мальчика или девочки), тот ребёнок, который не смог назвать нужную одежду становиться в круг.

«Достань шапку» Цель: развивать словарь детей, дифференцировать предметы по определённым признакам, развитие высших психических функций, общей моторики. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметы разных категорий, например, головные уборы и одежда. Дети должны собрать каждая команда свои предметы. Играющие дети, парами двигаются к столу, либо прыгают, либо шагают, либо идут на носочках.

«Жмурки-носильщики» Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия. На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

«Угадай и догони» Цель: развитие фонематического слуха. Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему и называет его по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он отгадал, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой играющий.

Игры с мячом для развития речи.

Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.

«Большой мяч» Цель: активизировать словарь глаголов, развитие общей моторики и высших психических функций. Дети встают в круг, в кругу ведущий у него в руках мяч. Ведущий называет слово и кидает мяч кому-либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный ведущим (снег — идёт, падает, тает, хрустит, сверкает).

«Мяч бросай – животных называй» Цель: активизировать словарь по данной теме. Можно выбрать любое другое обобщающее понятие. Ведущий загадывает выбранную им категорию, дети должны перебрасывая мяч называть слова, соответствующие обобщающему понятию.

«Катание мяча» Цель: активизация словаря по теме. Педагог задаёт задание: например, назвать как можно больше красивых слов про маму (Мама какая?). Дети по очереди катают мяч в обруч, называя прилагательные.

— Авторские подвижные игры для развития речи

«Карусель» Цель: закреплять умение детей составлять короткий рассказ-описание, используя в речи простые и сложные предложения Ход игры: Дети встают в два круга. Во внешнем круге два-три человека. Остальные — во внутреннем. Один круг движется по часовой стрелке, другой — против. Внешний круг проговаривает считалку: Карусель, закружись, А потом остановись. Кто словечко угадает, В дружный круг к нам попадает. Затем ребёнок из внешнего круга загадывает короткую загадку — описание предмета. Дети из внешнего круга отгадывает загадку, если отгадал, то встаёт во внутренний круг.

«Покажи, отгадай и повтори» Цель: активизировать словарь по заданной теме, развитие общей моторики, уметь согласовывать движения и речь. Ход игры: Дети встают в круг, выбирается ведущий, он загадывает профессию (либо какой-либо фрукт, посуду), но её не называет, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать, тот ребёнок, кто первый отгадал, становиться ведущим.

«Волшебные следы» Цель: активизировать словарь по теме, учить образовывать притяжательные прилагательные. Ход игры: Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Детям предлагают, идти по следам называя, чьи это следы — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждёт это животное.

«Кто ловкий» Цель: активизировать словарь по теме, учить обобщать, классифицировать. Ход игры: Дети делятся на команды, определяют, кто какую категорию будет собирать. У педагога на столе расположены предметы разных категорий. По команде педагога по одному участнику от команды подходят к столу и собирают, только те предметы, которые необходимы к его категории.

«Летаю, еду, плыву» Цель: развивать общую моторику, активизировать словарь по теме. Ход игры: Дети встают в круг. Педагог называет транспорт, а дети должны показать, как передвигается транспорт.

Заключение

Как мы знаем, что развитие речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он не готов. Задача воспитателя заинтересовать ребенка, увлечь его полезными играми.

Для формирования связной речи у детей мы использовали различные подвижные игры с речевыми движениями. В результате мы пришли к выводу: эту работу необходимо продолжать, либо ее результат налицо.

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку  положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяют говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью она проводится, как отвечает  на полученную нагрузку детский организм.

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух.

Литература: 1. Инновации в логопедическую практику.// Составитель О.Е. Громова Линка- пресс. 2008 2. Детские народные подвижные игры. //Составитель А. В. Кенеман, Т. И. Осокина М: «Просвещение» «Владос» 1995 3. Л. В. Виноградова «Игротека. Детская площадка», «Расти, первоклашка» № 6/7 4. Е. Великина « Меломания», « mamas & papas», май 2011.
Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников (программа «Я-человек»). Кн.1.-М.: Школьная Пресса, 2004.-128с

Выготский Л.С. Сборник  сочинений.-М., 1984.-Т.6.

Источник