Речевое развитие ребенка с моторной алалией
Содержание работы
Задачи
Задания и упражнения
1.Понимание речи
Формировать у детей умения:- различать слова (сущ.), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком);- различать слова (глаголы), близкие по звучанию;
— не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации;
— различать названия действий, противоположных по значению;
— понимать действия, изображённые на сюжетных картинках;
— различать значения приставок в страдательных причастиях;
-определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному лицу или нескольким лицам;
— по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие;
«Покажи, где земля, а где змея»«Покажи, где …»горшок – порошок
бочка – точка
полено – колено
мыло – Мила
крыша – крыса
нос – воз
«Кого несут, а кого везут»
«Что висит, а что стоит»
«Кто купается, а кто катается»
«Кто копает, а кто покупает»
«Покажи, кто спит, а кто лежит»
«Покажи кто …»
моет – умывается – стирает
бежит – прыгает
лежит – спит
несёт – везёт
шьёт – вяжет
строит – чинит
«Застегни пальто – расстегни пальто, сними шапку – надень шапку; отнеси – принеси, намочи – отожми, завяжи – развяжи, открой – закрой, найди – спрячь, войди – выйди, вымой – вытри, включи – выключи».
Вытирается – вытирают, одевается – одевают, купается – купают, катается – катают, умывается – умывают, качается – качают, обувается – обувают, причёсывается – причёсывают.
Завёрнут (-а, -ы) – развёрнут (-а, -ы) кукла, конфета;
завязан ( -а, -ы) – развязан (-а, -ы) узел, бант, шнурки;
застёгнут (-ы, -о) – расстёгнут (-ы, -о) пальто, воротник;
одет (-а) – раздет (-а) кукла, девочка;
открыт (-а, -о) – закрыт (-а,-о) окно, шкаф, форточка.
«Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят»
«Где девочка прыгает, а где дети прыгают»
«Покажи, где девочка сидит на скамейке, а где девочки сидят на скамейке»
«Где машина едет по дороге, а где машины едут по дороге»
«Послушай и выбери ту картинку, о которой я тебе говорю: в синем небе летят что? (самолёты). В синем небе летит что? (самолёт). По реке плывёт что? По реке плывут что?
Женя упал. – Женя упала.
Женя встал. – Женя встала.
Женя вымыл руки.
– Женя вымыла руки.
2.Общие речевые навыки
— различать, кому из них надо совершать действие;- определять взаимоотношения действующих лиц, уточнить реальность ситуации;- понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около, из, из-под. Дифференцировать предлоги: в-на; под –из-под; из-от; около-за;
— объединять демонстрируемые предметы (или их изображения) по общему назначению;
— различать падежные значения;
— различать множественное и единственное число предложного падежа существительных;
— понимать значения прилагательных, противоположных по значению;
— различать пространственные наречия;
Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.
Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк?
Где лиса поймала курицу, а где курица поймала лису?
Где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике?
Где кошка ловит мышку, а где мышка ловит кошку?
Где девочка везёт на санках мишку, а где мишка везёт девочку?
Где девочка даёт сено козе, а где коза даёт сено девочке?
Где девочка кормит своих зверей, а где звери кормят девочку?
Практическое усвоение предлогов в знакомой для ребёнка ситуации: дети ставят предметы на стол, в шкаф, достают игрушки, книги из шкафа, достают из-под шкафа закатившийся туда мяч.
«Возьми карандаш, который лежит в коробке (на коробке, около коробки)».
«Покажи, где машина выехала из гаража (стоит около гаража)»
«Где кошка залезла на диван (под диван, за диван)»
«Из предметных картинок отобрать всё то, что тебе понадобится, если ты будешь рисовать, если пойдёшь гулять, если захочешь есть и т. д.»
«Покажи карандаш авторучкой; покажи авторучку карандашом; покажи карандашом тетрадь…»
«Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»
«Покажи, кто скачет на лошади, а кто скачет на лошадях»
«Покажи, где девочки сидят на стуле, а где они сидят на стульях»
«Покажи вазы, стоящие на ( одном) столе, покажи вазы, стоящие на столах»
Большой – маленький (-ая)
Узкий – широкий (-ая)
Длинный – короткий (-ая)
Низкий – высокий (-ая)
Толстый – тонкий (-ая)
Вниз (внизу) – вверх (вверху)
Далеко (близко)
Вперёд (впереди)
Назад (сзади)
По словесной просьбе выполнять действия типа: «подними руки вверх», «опусти руки вниз», «посмотри вверх – посмотри вниз», «стань сзади товарища – впереди товарища», «брось мяч высоко – низко; далеко – близко».
«Узнай овощ». Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.
Ребёнок с завязанными глазами нюхает и узнаёт по запаху предложенный ему овощ.
«Осенние листочки». Ребёнок стоит напротив подвешенных на ниточках листьев. Медленно набирает воздух через нос, чтобы не поднимались плечи. Вытягивает губы трубочкой, дует на листья, не раздувая щёк.
«Надуем шарик». Стать прямо, не напрягаясь. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота. Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос (5 секунд).
Задержать воздух в лёгких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, — плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, логопед выполняет счёт до трёх- четырёх). Затем
продолжительность выдоха можно увеличить до 5-6 секунд (счёт до пяти, шести).
«Пароходы». Ребёнок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус кораблика, который находится в тазу с водой на уровне рта ребёнка.
«Сосчитай овощи». Ребёнку предлагается сосчитать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе считать вслух, не спеша: «Один, два, три, четыре, пять».
Выполнить это упражнение ещё раз, затем добрать воздух (1 секунда) диафрагмальным дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнести: «Пять овощей».
«Сосчитай фрукты» и т. п.
«Продолжи предложение». Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы:
Мальчик.
Мальчик идёт. И т.п.
«Ветер». Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.
«Эхо». На картинке изображены дети, кричащие в лесу «Ау!»
Ребёнку предлагается кричать громко, а затем тихо, как эхо.
«Приятный запах». Ребёнок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином и т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».
«Вьюга». Ребёнок стоит, спина прямая; делает глубокий вдох, на выдохе начинает тянуть: у-у-у… Сильная вьюга – ребёнок увеличивает силу голоса, вьюга затихает – сила голоса уменьшается.
«Кто кого?». Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.
«Тихо – громко». Логопед составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребёнок повторяет громко и наоборот.
«Укачивание». А-а-а-а-а…(с понижением голоса).
«Лесенка». Пропевание гласных с повышением и понижением голоса и движением по «лесенке».
Проговаривание предложений типа:
Ася умывается.
Алла ушла.
Инна идёт.
Чтение сказки К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания).
Произносить слова, фразы, выражая голосом разные чувства.
«Хочу!» — гневно, грустно, радостно, раздражённо, подавленно.
«Узнай по интонации». Сначала логопед, а потом дети изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом произносят с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т. п.
Отражённое проговаривание предложений.
Дорисовать лицо (пиктограмму), чтобы были видны: радость, печаль, гнев, удивление.
Ребёнку предлагается изобразить эмоции, которые возникают у него в определённой ситуации (при прослушивании текста).
«Осенний дождь». Ребёнку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм: // ///; // //; // // //.
«Накорми птиц». Логопед передаёт ритм, как дружно клюют курица с цыплятами и другие птицы, постукивая кончиками пальцев по столу, а затем просит ребёнка повторить:
Курица с цыплятами: // ///
Утка с утятами: // //
Гусыня с гусятами: / / ///
Ребёнку предлагается повторить.
Логопед: Сели птицы на деревья и запели:
«Ти-ти, (пауза) ти-ти-ти, (повторяет ребёнок)
ти-ти-ти, (пауза) ти.»
Затем повтор с усилением голоса на заданный слог.
Ти-ти-ти, ти-ти-ти,
Ти-ти-ти, ти-ти-ти,
Ти-ти-ти, ти-ти-ти.
«Весёлые строители». Ребёнок повторяет звуки, которые доносятся со стройки: «Тук-тук — тук, тук — тук-тук».
«Мамы и детки». Условием игры является то , что птицы «говорят» важным, низким голосом, не торопясь, а птенцы «отвечают» им быстрее, тонким, высоким голоском.
Гусыня учит гусёнка: «ГА-ГА-ГА» (С понижением тона голоса, медленно.)
Гусёнок отвечает: «Га-га-га» (С повышением тона голоса, быстрее.)
Утка: «КРЯ-КРЯ, КРЯ-КРЯ-КРЯ».
Утёнок: «Кря-кря, кря-кря-кря».
Курица: «КО-КО-КО, КО-КО».
Цыплёнок: «Ко-ко-ко, ко-ко».
Ребёнку предлагается послушать и узнать звуки, которые доносятся из-за окна, из коридора, соседней группы.
«Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»
«Какой предмет издаёт такой звук?»
«Шумовые коробочки». Предлагается 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребёнок выбирает одинаково звучащие коробочки.
«Угадай, кто тебя позвал «Ау»?» Дети по очереди зовут ребёнка (водящего), он определяет, кто его позвал.
«Где гудит пароход?». «У-у-у» — далеко (тихо) или близко (громко).
«Кто плачет?». «А-а-а» — низким голосом (мальчик), высоким (девочка).
«Кто сказал «Мяу»?» («Му-у», «Бе-е»)
Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребёнок показывает картинку с изображением животного или его детёныша.
Ребёнку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зелёный кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке. «Вакон – фагон – вагон – вагом – факон – вагон».
На наборном полотне выставляются картинки, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, сок, сук, дом, ком, коза, коса и т. п. Ребёнку предлагается отобрать названные картинки.
«Кто (что) это? Что (он, она) делает?»
Папа – сидит, идёт, стоит.
Девочка – прыгает, плачет, читает.
Мама – шьёт, варит, гладит, пишет, читает.
Дедушка – спит, лежит, читает.
Мальчик – пишет, читает, бежит, рисует, плывёт.
Собака – спит, сидит, лежит, кусает, прыгает.
Птичка – прыгает, летает.
Самолёт – летит, гудит.
«Кто быстрее принесёт картинку».
На столике разложены картинки с изображением действий (девочка читает, кошка сидит и т. д.). Логопед вызывает двух детей. Чётко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы:
«Кто (что) это? Что он (она) делает?»
Идёт кто? что? (мама, папа, дедушка, бабушка, мальчик, девочка, снег, дождь).
Стоит кто? что? (мама, девочка, бабушка, лошадь, корова, кошка, петух, стол, стул, шкаф, ваза, тарелка, чашка).
Сидит кто? (девочка, мальчик, мама, кошка).
Бежит кто? (мальчик, девочка, собака, кошка, лошадь).
Прыгает кто? (девочка, мальчик, кошка, собака).
Спит кто? (мама, девочка, собака, кошка).
Лежит кто? что? (мама, девочка, мальчик. лошадь, собака, кошка, книга, тетрадь, ложка, вилка).
Висит что? (картина, лампа, полотенце, пальто, платье).
Летит кто? что? (птица, голубь, муха, жук, бабочка, оса, самолёт, ракета).
Едет что? (машина, поезд, автобус, велосипед).
Читает кто? (мама, папа, дедушка, девочка, мальчик).
Ребёнку предлагается из предметных картинок, на которых нарисованы собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик, отобрать того, кто умеет читать;
— найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит;
— посмотреть на улицу и сказать, кто идёт, кто (что) едет, а кто бежит.
Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается ,вытирается, причёсывается.
Мальчик идёт – мальчики идут.
Мальчик бежит – мальчики бегут.
Девочка стоит – девочки стоят.
Мальчик спит – дети спят.
Девочка поёт – дети поют.
Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребёнку что-либо выполнить, например: «Коля, дай команду Тане: Таня, спи». Другой ребёнок констатирует: «Таня спит».
Дети самостоятельно договаривают выделенные слова.
Дождик, дождик, кап да кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
Светит солнышко в окошко.
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шёрстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Ребёнок легко на носочках ступает по разложенным на полу листочкам-черепицам и произносит выделенные слова.
Кто там топает по крыше?
— Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
— Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли.
— Топ-топ-топ.
Может кошек подковали?
— Топ-топ-топ.
Ребёнок выполняет характерные действия и произносит выделенные слова.
Дождик, дождик…
Кап-кап. (Указательными пальцами стучит по столу).
И по грядкам..
Тяп-тяп. (По столу стучат все пальцы).
По дорожке…
Топ-топ. (Указательные пальцы стучат по столу).
А по лужам…
Шлёп-шлёп. (Ладошки шлёпают по столу).
Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев поверхности стола)
Дождик… кап-кап-кап (постукивание пальцами по столу).
Где сучок давно засох,
Серый…мох, мох, мох (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук).
Где листок к листку прилип,
Вырос…гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко).
Кто нашёл его друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочерёдно всех пальцев левой руки.)
Это…я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца , его показ.)
Испугались зайца.
Мы (показать на себя)
Ходили (три шага)
По грибы, (руками сделать гриб)
Зайца испугались, (на каждый слог ушки на макушке наклоняются и поднимаются)
Убежали за дубы, (ладони на уровне лица)
Потеряли (резко разжать кулаки и «бросить»)
Все (помахать раскрытыми ладошками)
грибы (руками сделать гриб),
А потом смеялись: (рисуем пальцами улыбку до ушей)
— Зайца испугались (ушки на макушке шевелятся на каждый слог).
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.
Массаж «чётками»: перебирать чётки пальчиками, сочетая со счётом.
Массаж шестигранным карандашом:
— «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола);
— «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям);
— «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой).
«Ладошка» (пальчики, а потом ладошки «здороваются»).
«Пианино» (логопед «играет» пальчиком ребёнка на пианино, отпускает пальчик, ребёнок играет на пианино одноименным пальчиком второй руки).
Игры со счётными палочками.
Выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики.)
Будем листья собирать.(Сжимают и разжимают кулаки.)
(Первое слово произносит ребёнок, загибая пальцы, начиная с большого, остальной текст читает логопед.)
Листья берёзы,
листья рябины,
листья тополя,
листья осины,
листья дуба мы соберём,
маме осенний букет отнесём.
«Кулачки».
Кулачки мы вместе сложим (кулаки прижаты друг к другу),
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться (пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх).
«Пальчики «здороваются». (На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним,безымянным, мизинцем. «Здороваются» одноимённые пальцы двух рук.)
«Ладушки».
Ладушки, ладушки!
Пекла бабушка оладушки.
Маслом поливала.
Детушкам давала.
Даше – два, Паше – два,
Ване – два, Тане – два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки.
(Руки лежат на столе. Попеременно показываются то ладонь, то её тыльная сторона. Ладонь одной руки накрывает другую. Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. В завершение показать большие пальцы.)
3.Фонематическое восприятие
Развивать глубокий вдох.Развивать длительный плавный выдох.Развивать речевой выдох.
Развивать речевое дыхание, силу голоса.
Развивать силу голоса.
Развивать умение изменять силу голоса.
Развивать высотный диапазон голоса.
Развивать умение изменять тембр голоса.
Развивать интонационную выразительность речи.
4.Самостоятельная речь
Формировать умение пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.Формирование понимания эмоций, выраженных мимикой.Развивать умение выражать эмоции с помощью мимики.
Развивать восприятие и воспроизведение ритмических структур
Развивать чувство речевого ритма.
Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.
Развивать умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Формировать умение различать слова, близкие по звуковому составу.
Формировать у детей умения:
— отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам;
5. Координация речи с движением
— подбирать названия предметов к названным действиям;- употреблять возвратную форму глаголов 3-его лица единственного числа настоящего времени;- различать вопросы что делает? что делают? и давать ответы на поставленные вопросы с правильным оформлением грамматической формы слова;
— сопоставлять грамматические формы одних и тех же глаголов: повелительного наклонения 2-го лица единственного числа и изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени;
— договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях.
6. Мелкая моторика.
Упражнять в выполнении заданного количества одинаковых слов и движений.Упражнять в последовательной смене слов и движений.Формировать умение вставлять нужное слово в произносимый педагогом текст, развивать чувство ритма и рифмы.
Упражнять в подборе и использовании движения для стимуляции собственной речи.
Укреплять мышцы пальцев рук при помощи массажа.
Упражнять в соотнесении одноимённых пальцев рук.
Развивать силу и точность движений пальцев.
Развивать автономность движения каждого пальца – загибать (разгибать) пальцы без помощи второй руки.
Развивать синхронность движения пальцев.
Расширять спектр кинестетических ощущений пальцев рук.
Источник
Алалия − не такое хорошо изученное речевое нарушение как, например, дизартрия, входит в список заболеваний МКБ-10. Специалисты не могут определить точно механизмы ее возникновения и предлагают способы по эффективной коррекции этого дефекта. При алалии нарушаются все речевые компоненты. У ребенка искажено не только звукопроизношение, но и грамматический строй, связная речь. Чтобы преодолеть алалию, необходимо проводить комплексные занятия не только с логопедом, но и с неврологом, дефектологом, нейропсихологом, психологом.
Краткая характеристика и классификация
Алалия − это частичное или полное отсутствие речи у детей при сохранном слухе. Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Алалия считается одним из самых трудных речевых нарушений, потому что без помощи логопеда у ребенка не формируются средства общения.
Есть два вида алалии, отличающиеся механизмами образования:
- Моторная алалия − это когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может самостоятельно ответить. Про таких детей часто родители говорят, что они все понимают, только ответить не могут.
- Сенсорная − у ребенка нарушен не только механизм воспроизведения речи, но и ее восприятие. То есть он не понимает, что говорят окружающие. Характерная особенность этой формы − эхолалия − ребенок автоматически повторяет слова и фразы окружающих.
Родителям нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
- Не отвечает, когда его зовут, и не обращает внимания на речь окружающих. Но на неречевые и тихие звуки (скрип, шуршание бумаги) реагирует.
- Не вслушивается в речь, как это свойственно слабослышащим детям.
- Не стремится понять, что ему говорят, и не использует для общения мимику, жесты.
Для коррекции любой формы алалии нужно обратиться к специалисту. Это позволит сформировать у малыша все речевые компоненты и поможет ему их использовать при общении с окружающими.
Особенности моторной алалии
При этой форме нарушена произносительная сторона речи (экспрессивная) из-за органического поражения речевых участков коры головного мозга, а именно зоны Брока. Из-за этого нарушен процесс формирования высказываний, при этом понимание речи остается сохранным. Причины возникновения моторной алалии разнообразны, практически все они обусловлены тяжелым течением беременности, внутриутробными патологиями и болезнями, влияющими на формирование структур головного мозга, родовыми и послеродовыми травмами.
Все эти факторы оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему, из-за чего происходит нарушение работы моторных нейронов.
Нарушается программа движений вследствие изменения работы речевого центра головного мозга. Но, кроме перечисленных причин, моторная алалия (как и сенсорная) может быть симптомом более серьезных нарушений:
- Задержка развития − ребенок медленнее развивается умственно. Он затрудняется с выполнением несложных заданий, ему трудно составлять предложения, потому что для этого нужно приложить умственные усилия, а из-за задержки развития малышу трудно это сделать.
- Аутизм − одно из наименее изученных и сложных нарушений. В этом случае у малыша просто нет потребности во взаимодействии с окружающим миром − ему комфортно в своем. У некоторых детей речь отсутствует вплоть до школьного возраста, другие используют речь только в быту.
При этих вариантах алалия является признаком более сложных нарушений. Обычно этот дефект обусловлен несколькими причинами, поэтому и коррекционная работа должна быть комплексная.
Формы моторной алалии
Существует две разновидности этого дефекта:
- Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.
В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.
Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.
- Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.
Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.
Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.
Проявления моторной алалии
Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.
Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.
В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.
У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.
У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.
Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.
У детей имеются и неречевые признаки этого нарушения.
Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности. У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление.
Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.
Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.
Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии
Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:
- Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
- Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
- Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
- Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
- Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
- Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
- Принцип поэтапности коррекционной работы.
- Принцип опоры на сохранные речевые функции.
- Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
- Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
- Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
- Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.
Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.
Этапы логопедической помощи
Независимо от формы алалии и структуры дефекта, логопедическая работа по преодолению этого нарушения состоит из четырех этапов:
- Подготовительный. На этом этапе логопед формирует предпосылки для речевой деятельности. Специалист создает ситуации, побуждающие малыша к общению. Также он формирует у него понятие о важности речи в жизни человека. На подготовительном этапе проводят работу по развитию темпо-ритмической стороны речи и высших психических функций.
- На втором этапе формируют начальные речевые навыки. Проводят работу над расширением и уточнением словаря, учат ребенка соотносить слово с предметом. Логопед учит малыша узнавать слова по их звуковому оформлению, занимается коррекцией звукопроизношения. Кроме того, дают упражнения на обобщение и классификацию предметов.
- Цель третьего этапа − формирование высказывания как главной речевой единицы. Логопед делает акцент на коррекцию грамматического строя и учит малыша структурировать высказывание.
- На четвертом этапе происходит формирование понятия о коммуникативной и познавательной функциях речи. Логопед дает больше заданий для формирования связной речи − это ее планирование, воспитание навыков самоконтроля. Специалист учит алалика выбирать речевые средства для формирования высказывания.
Упражнения для каждого этапа логопед подбирает в соответствии с формой алалии. Учитывая особенности структуры дефекта, специалист сможет организовать работу так, чтобы удалось добиться высоких результатов и максимально скорректировать недостатки речевого развития.
Особенности логопедической помощи при моторной алалии
Коррекция моторной алалии, кроме основных принципов и этапов работы, имеет особые направления:
- нормализация моторных функций − все задания необходимо комментировать;
- развитие эмоционально-волевой сферы − работа проводится также в контексте речи, тем самым она выполняет регулирующую функцию;
- развитие психологической базы речи − коррекция высших психических функций;
- развитие словесно-логического мышления и регулирования речи;
- коррекция звукопроизношения и преодоление оральной а