Речевое развитие ребенка с церебральным параличом

Речевое развитие ребенка с церебральным параличом thumbnail

В сложной структуре нарушений у детей с церебральным пара­личом значительное место занимают речевые расстройства, часто­та которых составляет до 80%.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зави­сят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Отставание в развитии речи при ДЦП связано также с ограничением объема зна­ний и представлений об окружающем, недостаточностью пред­метно-практической деятельности и социальных контактов. Боль­ные дети имеют сравнительно небольшой жизненный опыт, об­щаются с весьма небольшим кругом людей, как сверстников, так и взрослых. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрез­мерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, пре­дупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом у ребенка не формируется потребность в ре­чевом общении, которая является важной предпосылкой развития речи. Отрицательно сказываются на развитии речи, особенно в первые годы жизни, длительное пребывание в различных лечеб­ных учреждениях, а также отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, нередко возникающие у больных детей при отрыве от матери и изменении привычного образа жизни в случае помещения в больницу.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможнос­ти передвижения и познания окружающего мира. Отмечается клиническая и патогенетическая общность между речевыми и двига­тельными нарушениями у детей с церебральным параличом. Длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляцион­ного аппарата. Выраженность тонических рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Подобные нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности и нарушают звукопроизносительную сторону речи. В связи с недостаточностью кинестетического восприятия ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей. Отмечается определенная зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляци­онной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

Все перечисленные факторы определяют специфику наруше­ний доречевого и речевого развития детей с церебральным параличом. Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи. При ДЦП речевые расстройства затрудняют общение детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

Развитие речи у детей с ДЦП в раннем и

дошкольном возрасте

При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.

П очти у всех детей с церебральным параличом в раннем возра­сте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина пред­ложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше ак­тивного. Задерживается развитие мелодико-интонационной сторо­ны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно слож­но усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменя­ются словами, обозначающими предметы.

У всех детей с церебральным параличом в результате наруше­ния функций артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи, стойко нарушено про­изношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится иска­женно либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным пара­личом характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормаль­ном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные укла­ды, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа.

При ДЦП у многих детей отмечаются нарушения фонема­тического восприятия, что вызывает трудности звукового анали­за. В тяжелых случаях дети не различают звуки на слух, не выделя­ют звуки в словах, не могут повторить слоговые ряды. В более лег­ких случаях отмечаются трудности звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух—трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы). У большинства детей с ДЦП отмечаются своеобразные наруше­ния лексического строя речи, обусловленные спецификой заболе­вания. Ограниченный словарный запас при спонтанном развитии в значительной степени свя­зан с ограничением объема, несистематизированностью, неточ­ностью, а иногда и ошибочностью знаний и представлений об ок­ружающем. Дети обладают ограниченными лексическими возмож­ностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира. Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особен­но ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и ка­чества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и упот­реблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкци­ями, а также слов, обозначающих пространственно-временные от­ношения, абстрактные понятия. С трудом усваивают лексическое значение слова (при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; пута­ют значения слов, совпадающих по звучанию).

Часто у детей с церебральным параличом отмечаются наруше­ния формирования грамматического строя речи, которые зачастую обусловлены лексическими расстройствами. Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого общения, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недоразвитием познавательной деятельности. Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных па­дежных окончаний. Нередко отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность предложений, многочисленные повторы одного и того же слова (тут, вот и др.). Даже к началу обучения в школе большинство детей с церебральным параличом практически не умеют пользоваться грамматическими средствами оформления предложений. У них отчетливо выявляется недостаточная сформированность связной речи.

Возрастная динамика речевого развития детей с церебральным параличом во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов.

Источник

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Это онтогенетически молодые отделы мозга, которые наиболее интенсивно развиваются уже после рождения (премоторно-лобная, теменно-височная области коры головного мозга)

Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд, При этом у ребенка не формируется потребность в речевом общении, которая является важной предпосылкой развития речи.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможности передвижения и познания окружающего мира. Отмечается клиническая и патогенетическая общность между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Выраженность тонических рефлексов, Повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Подобные нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности и нарушают звукопроизносительную сторону речи. В связи с недостаточностью кинестетического восприятия ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей. Отмечается определенная зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности.

Все перечисленные факторы определяют специфику нарушений доречевого и речевого развития детей с церебральным параличом.

Доречевой период ребенка с церебральным параличом отличается от того же периода у нормально развивающегося ребенка. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2—3 года. Имеется определенная патогенетическая общность нарушения доречевого развития с двигательными нарушениями в целом.

Индивидуальные сроки появления речи у детей с церебральным параличом значительно колеблются, что зависит от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, времени начала и адекватности коррекционно-логопедической работы. При ДЦП наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни) . На втором году жизни даже при самых тяжелых формах заболевания, развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Чаще всего дети начинают произносить первые слова примерно в 2— 3 года. Значительный скачок в развитии речи при проведении коррекционно-логопедических занятий наблюдается к концу третьего года жизни, На этом возрастном этапе темп речевого развития начинает опережать темп развития общей моторики ребенка. Как правило, фразовая речь формируется к 4—5 годам; в старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) идет ее интенсивное развитие.

При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.

Почти у всех детей с церебральным параличом в раннем возрасте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина предложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно сложно усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменяются словами, обозначающими предметы. Нередко отмечается недифференцированное употребление слов.

У всех детей с церебральным параличом в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита прежде всего фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится искаженно либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным параличом характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух—трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы) . У большинства детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются своеобразные нарушения лексического строя речи, обусловленные спецификой заболевания. Количественное ограничение словаря и медленное его формирование при спонтанном развитии в значительной степени связаны с ограничением объема, несистематизированностью, неточностью, а иногда и ошибочностью знаний и представлений об окружающем. Дети обладают ограниченными лексическими возможностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира. Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкциями, а также слов, обозначающих пространственно-временные отношения, абстрактные понятия. С трудом усваивают лексическое значение слова (при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; путают значения слов, совпадающих по звучанию) .

Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний. Нередко отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность предложений, многочисленные повторы одного и того же слова (тут, вот и др. ) . Даже к началу обучения в школе большинство детей с церебральным параличом практически не умеют пользоваться грамматическими средствами оформления предложений. У них отчетливо выявляется недостаточная сформированность связной речи

Источник:Методическая разработка по теме: Работа психолога с детьми с ДЦП

 Опубликовано 25.03.2012 — 18:58 — Голованова Елена Владимировна

Серия сообщений «Психолого-педагогическое»:
Часть 1 — Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом
Часть 2 — Психическое развитие ребенка с церебральным параличом
Часть 3 — Особенности речевого развития детей с церебральным параличом
Часть 4 — КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП

Источник

    Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется
    количественными и качественными
    особенностями, значительным своеобразием.
    Частота речевых нарушений при ДЦП, по
    разным данным, составляет от 70 до 80%.
    Длительное исследование детей с ДЦП
    позволило выделить ряд патологических
    особенностей уже в предречевой период.
    Е. Ф. Архиповой было проведено исследование
    155 детей церебральным параличом в
    возрасте от 6 мес. до 2 лет, у 73 из них
    лепет отсутствовал, у 62 детей спонтанный
    лепет появился (лишь к 1 году, а у 20 детей
    — только к 2 годам. У детей была малая
    активность звуковых проявлений, их
    лепет был беден звуками (наиболее
    характерными в лепете были сочетания:
    ма, па, эа, аэ), фрагментарен, слоговые
    ряды отсутствовали. Патологическое
    состояние артикуляционного аппарата
    детей с ДЦП препятствовало спонтанному
    развитию артикуляционной моторики,
    появлению новых звуков, а также
    артикулированию слогов в период лепета.
    В большинстве случаев в лепете детей
    не наблюдалось той последовательности
    этапов развития лепета, которая характерна
    для здоровых детей. Рано начатая (уже в
    предречевой период) коррекционно-логопедическая
    работа с детьми, страдающими ДЦП,
    способствует развитию их артикуляционного
    аппарата и подготовке его к членораздельному
    произнесению звуков, что предупреждает
    формирование грубых нарушений
    звукопроизносительной стороны речи,
    носящих чрезвычайно выраженный характер
    при ДЦП. У 60 —70% детей с ДЦП отмечается
    дизартрия, т.е. нарушение звукопроизносительной
    стороны речи, обусловленное органической
    недостаточностью иннервации речевого
    аппарата.

    Нарушение звукопроизношения при ДЦП в
    основном связью с общими двигательными
    расстройствами. Например, у детей
    гиперкинетической формой ДЦП нормальное
    произношение нарушено из-за гиперкинезов
    языка, губ и т.д. Меняющийся мышечный
    тонус при гиперкинетической форме ДЦП
    определяет непостоянство нарушений
    звукопроизношения. При резком повышении
    мышечного тонуса в конечностях может
    наступить спазм мышц языка и гортани.
    При атонически-астатической форме ДЦП
    речь медленная, прерывистая, монотонная.
    Нарушения звукопроизношения выражаются
    в виде пропусков звуков, их искажений
    или замен. Нарушение кинестезии при ДЦП
    ведет к невозможности ощущать положение
    языка, губ, что существенно затрудняет
    артикуляцию. Наиболее тяжелые речевые
    расстройства возникают при нарушениях
    слуха, которые чаще наблюдаются у детей
    с гиперкинезами. Нарушения
    звукопроизносительной стороны речи
    могут усиливаться по причине расстройств
    дыхания и голосообразования.

    При ДЦП может наблюдаться недостаточный
    уровень сформированности
    лексико-грамматической стороны речи.
    Исследование Е. М. Мастюковой показало,
    что первые слова у обследованных детей
    с ДЦП в среднем появились только к 1,5
    годам, фразовая речь — к 3 — 3,5 годам. По
    данным М.В. Ипполитовой, а также
    Н.В.Симоновой, дети с ДЦП 6 — 7 лет очень
    редко употребляют в речи предлоги под,
    над, перед, между, в (середине). Для
    большинства детей характерна недостаточная
    дифференциация и низкая актуализация
    временных и особенно всех пространственных
    связей и отношений в активной речи.
    Зачастую словесное обозначение
    пространственных отношений носит
    примитивный характер, не соответствующий
    возрастной норме: «поближе ко мне», «от
    меня чуть-чуть в сторону» и т.д., что при
    нормальном онтогенезе наблюдается в
    более раннем возрасте — до 4 лет. Качество
    речи определяется характером психической
    деятельности в целом и темпом мышления.

    Исследования Н.В.Симоновой показывают
    также, что дети с ДЦП в возрасте от 5 до
    7 лет проявляют недостаточность
    лексико-грамматического развития. Имеет
    место ограниченность пассивного и
    активного словаря, что свидетельствует
    об узости общих представлений, которые
    формируются в процессе освоения различных
    видов деятельности. Крайне бедно в
    словаре представлены группы слов,
    отражающих определенную тематику:
    транспорт, животный и растительный мир,
    мебель и пр. Ограничен запас слов для
    характеристики предметов, их качеств
    и действий. Многие дети забывали словесные
    обозначения предметов и вынуждены были
    заменять их описанием ситуации, например,
    забыв слово «кормушка», говорили: «Это
    скворечник, нет, это насыпают зерна,
    корм для птичек». По мнению Н.В.Симоновой,
    слабая актуализация словаря, забывание
    словесных формулировок, неточности
    употребления отдельных лексико-грамматических
    групп, частое использование речевых
    штампов указывают на сходство
    лексико-грамматического развития детей
    с ДЦП с детьми, имеющими общее недоразвитие
    речи.

    По данным М. В. Ипполитовой, у детей с
    ДЦП отмечается своеобразие общего
    речевого развития. Сроки речевого
    развития у детей, как правило, задержаны.
    У большинства детей первые слова
    появляются лишь к 2 — 3 годам, фразовая
    речь — к 3 — 5 годам. В наиболее тяжелых
    случаях фразовая речь формируется лишь
    к периоду школьного обучения. Задержка
    в развитии речи у детей с ДЦП вызвана
    как поражением двигательных механизмов
    речи, так и спецификой самого заболевания,
    ограничивающего практический опыт
    ребенка и его социальные контакты. Кроме
    того, у детей с ДЦП наблюдаются нарушения
    восприятия, играющие важную роль в
    формировании речи. У большинства детей
    школьного возраста можно определить
    своеобразие речевого развития, у
    некоторых — разную степень выраженности
    ОНР. У детей с ДЦП отмечается бедность
    словарного запаса, что приводит к
    использованию одних и тех же слов для
    обозначения разных предметов и действий,
    отсутствие ряда слов-названий,
    несформированность многих видовых,
    родовых, других обобщающих понятий.
    Особенно ограничен запас слов, обозначающих
    признаки, качества, свойства предметов,
    а также различные виды действий с
    предметами. Большинство детей пользуются
    фразовой речью, но предложения обычно
    состоят из 2—3 слов; слова не всегда
    правильно согласуются, не используются
    или используются не в полной мере
    предлоги. У большинства детей школьного
    возраста сохраняется задержка в
    формировании пространственно-временных
    представлений, в их обиходной речи
    ограничено употребление слов, обозначающих
    расположение предметов в пространстве,
    в определенной временной последовательности.
    Отмечается и своеобразие в понимании
    речи: недостаточное понимание
    многозначности слов, иногда незнание
    предметов и явлений окружающей
    действительности. Нередко вызывает
    трудности понимание текстов художественных
    произведений, арифметических задач,
    программного материала.

    По данным Л. Б. Халиловой, у школьников
    с ДЦП имеются лексические затруднения,
    свидетельствующие в целом о низком
    уровне языковых способностей. Для
    большинства учащихся с ДЦП характерны
    слабая дифференциация лексических
    значений, незнание языковых правил
    перефразирования, неточности употребления
    антонимов и синонимов, нарушение
    лексической сочетаемости слов. Все это
    часто приводит к неправильному построению
    предложений.

    Мелодико-интонационная сторона речи
    при ДЦП также нарушена: голос обычно
    слабый, иссякающий, смодулированный,
    интонации невыразительны.

    Нарушение речевого развития может
    возникнуть в связи с неправильными
    условиями воспитания ребенка с ДЦП в
    семье. Значимым является развитие
    коммуникативной стороны речи, т.е.
    общения. Речь развивается только в
    процессе общения, в связи с потребностью
    в коммуникации. Ребенок с ДЦП нередко
    лишен возможности общаться со сверстниками
    и взрослыми. Часто родители намеренно
    ограничивают круг его общения, желая
    оградить ребенка от возможной при этом
    психической травмы. Негативно сказывается
    на развитии речи гиперопека со стороны
    родителей, которые пытаются облегчить
    состояние ребенка, стремясь выполнять
    все его просьбы и предугадывать желания.
    В таком случае не возникает даже
    потребность в общении.

    Таким образом, при ДЦП нарушенными
    оказываются все стороны речи, что
    негативно влияет на психическое развитие
    ребенка в целом.

    1. Особенности личностного развития лиц
      с нарушениями ОПДА. Основные направления
      профилактики и психокоррекции.

    1. Особенности семейного воспитания и
      психологической помощи семьям детей
      с нарушениями опорно-двигательного
      аппарата (ОПДА).

    1. Основные направления психокоррекционной
      работы с лицами с нарушениями
      опорно-двигательного аппарата (ОПДА).

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник