Речевое развитие ребенка при поступлении в школу

Речевое развитие ребенка при поступлении в школу thumbnail

Речевая готовность к школе

(слайд№1)

Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас в нашей школе. На подготовительных курсах Будущего первоклассника  я буду вести занятия по речевой подготовке.

(слайд№2)

  Речь  — это главный показатель развития всех психических процессов ребёнка, о которых говорила Полина Викторовна – это память, внимание, восприятие, воображение, мышление. Речь венчает  все эти психические функции и отображает умственное развитие ребёнка в целом.      

Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребёнка. При поступлении в школу речевые нарушения усугубляются, т.к. происходит смена игровой деятельности на учебную и переключится таким детям гораздо труднее. Поэтому чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет навыками чтения и письма.

(слайд№3)

 К сожалению, результаты входного контроля  речевой подготовки, говорят о том, что количество детей с низким уровнем увеличивается. А соответственно  с высоким уровнем понижается.

(Слайд №4)

       Поэтому  главная  задача логопеда в школе состоит в том, чтобы помочь тем детям, которые испытывают трудности в усвоении программного материала по русскому языку и чтению. Выявить и предупредить нарушения письма и чтения у этих учащихся.

         Если в детском саду приоритетным направлением логопедической  работы было исправление звукопроизношения, то в школе логопед  уже корректирует последствие этих нарушений и сфера деятельности логопеда становится гораздо шире, так как  появляется и письменная речь.

Коснусь того как же организуется работа учителя – логопеда в школе?

— Так как коррекция речевых нарушений требует специальной логопедической работы, в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий, которые не входят в основное расписание учебной деятельности, а являются дополнительными коррекционными занятиями. Хочу заметить, что не во всех школах учащиеся могут воспользоваться такой помощью. Пользуются платными услугами.

— Основной формой являются групповые и индивидуальные занятия.

Что входит в структуру занятий отображено на слайде

 (Слайд №5)

— Коррекция звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков;

— упражнения для развития артикуляционной моторики;

— Формирование фонематических процессов;

— работа над звуковым анализом и синтезом слов;

— обогащение и активизация словарного запаса;

— упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;

— коррекция письменной речи обусловленной различными видами дисграфии.

(Слайд №6)

   Помимо традиционных методик в нашей школе внедряются новейшие компьютерные технологии.  В частности для эффективности коррекционной работы  у нас успешно используется логотерапевтический  метод биологической обратной связи. Сокращённо мы его называем ЛОГОБОС.

Это уникальная современная технология, которая основана на формировании навыка диафрагмального типа дыхания.      

        Дыхание это основа речи. Мы знаем, что правильная речь организуется на выдохе.

          При неправильном   дыхании могут появиться нарушения темпоритмической стороны речи, а это влечёт за собой такие серьёзные нарушения как заикание, нарушение звукопроизношения, логоневрозы.

ЛОГОБОС позволяет нам сократить сроки коррекции речевых нарушений.  Эту методику используют даже в медицинских учреждениях

     А сейчас хочу обратить Ваше внимание на то, какие компоненты речи должны быть сформированы у детей при поступлении в школу:  

(Слайд №7)

1.К 7-ми годам у ребёнка в онтогенезе, т.е. при нормальном развитии,

заканчивается формирование артикуляционного праксиса, поэтому он произносит  все звуки родного языка. 

      Если звукопроизношение не сформировано, то ребенок пишет так, как проговаривает. Соответственно  делает ошибки

(Слайд №8)

2. У него развит фонематический слух, т.е. умеет слушать и слышать других, 

Это отражается на усвоении:

 — устного материала и

— письме под диктовку.

(Слайд №9)

3.Владеть элементарными функциями звукового анализа и синтеза.

— уметь выделять все звуки в словах;

— устанавливать последовательность звуков в слове.

     Недоразвитие этих функций  проявляется на письме  в виде пропусков букв.

(Слайд №10)

4.Ребёнок обладает словарным запасом,

позволяющим свободно выразить свои мысли. Описать события. Задать или ответить на вопрос.

(Слайд №11)

5.Сформирован грамматический строй речи.

Это влечёт за собой ошибки в падежных окончаниях и неправильном согласовании слов в предложении.

(Слайд №12)

6. Совершенствуется связная речь и монолог.

Это значит, без помощи взрослого дети могут передать содержание рассказа или сказки.

(Слайд №13)

7.достаточно хорошо сформирована пальчиковая моторика, которая напрямую зависит от уровня речевого развития.

На слайде видите рекомендации по развитию мелкой моторики.

         Овладение навыками   письма  вызывает  у  детей  наибольшие  трудности.    Для  того    чтобы  избежать проблемы, я вам рекомендую в августе заняться подготовкой руки к письму, хотя бы по 20 минут ежедневно.

          Если вы видите, что ваш ребёнок недостаточно обладает всеми умениями и навыками перечисленными выше. Вам необходимо обратить внимание на его речевое развитие и обратится к специалисту.

     Если ваш ребёнок посещал логопедическую группу и процесс коррекции не завершён. При выходе из д/сада вам нужно проконтролировать запись логопеда о том, что ребенку рекомендовано продолжить занятия с логопедом. Наличие этой записи даёт нам право зачислить его в школьный логопункт.

(Слайд №14)

    Исходя из предыдущего  опыта, разработана программа подготовки будущих первоклассников, Всего на речевую подготовку отведено 15 часов в неё включена следующая тематика занятий.

Тематика занятий

Кол-во

часов

Обследование уровня речевого развития

2 часа

1

Обследования звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи.

1

2

Обследование экспрессивной речи

1

Предупреждение нарушений письменной речи

10 часов

3

Формирование пространственного  гнозиса.

2

4

Формирование фонематического слуха и фонематического

восприятия

3

5

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

3

7

Развитие мелкой моторики

2

Работа над связной речью

3 часа

8

Составление рассказа по серии картин.

1

9

Пересказ

1

10

Устные сочинения

1

11

Всего на речевую подготовку отведено

15ч.

Индивидуальные консультации родителей

(Слайд №15)

   Для практических занятий потребуется тетрадь из серии «Говорим правильно» автор С. В. Бурдина. «Гласные и согласные». Цветные и простой  карандаши. Спасибо за внимание . У кого есть вопросы задавайте.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Речевая готовность к школе Горлачева Анжелика Владимировна Учитель начальных

Описание слайда:

Речевая готовность к школе Горлачева Анжелика Владимировна Учитель начальных классов, учитель-логопед МБОУ Сычевской СОШ №1

2 слайд

Готовность к школе - Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не

Описание слайда:

Готовность к школе — Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

3 слайд

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произноше

Описание слайда:

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков Умение различать звуки речи на слух Владение навыками звукового анализа и синтеза Словарный запас Сформированность грамматического строя речи Связную речь Речевую коммуникацию Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

4 слайд

Звукопроизношение и фонематический слух: в норме вся звуковая сторона речи д

Описание слайда:

Звукопроизношение и фонематический слух: в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

5 слайд

Мелкая моторика рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию реч

Описание слайда:

Мелкая моторика рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

6 слайд

Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного пси

Описание слайда:

Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

7 слайд

систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются мощным ср

Описание слайда:

систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, а речевые области в головном мозге формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Рис.1.Человечек Пенфилда.

8 слайд

Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуж

Описание слайда:

Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду.

9 слайд

Речевое развитие ребенка при поступлении в школу

Выберите книгу со скидкой:

Речевое развитие ребенка при поступлении в школу

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-354785

Вам будут интересны эти курсы:

Источник

Михайлова Наталья
Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению

Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению

Подготовила: учитель-логопед Михайлова Наталья

Школа и детский сад — два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении будут во многом зависеть от качества знаний и умений, сформированных ещё до школы.

По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют более 200 факторов, но существует фактор, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Это уровень развития речи ребенка.

Доказано: именно речь является средством получения и выражения знаний, основным показателем уровня сформированности познавательных процессов, фактором успешного обучения, познания окружающего мира.

И от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.

С процессами овладения и развития речи дошкольников связан вопрос о речевой готовности дошкольника к учебной деятельности.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? –

Под речевой готовностью понимается:

1. Сформированностьпроизносительной стороны речи.

2. Сформированность фонематических процессов.

3. Сформированность достаточного объема и качества словарного запаса.

4. Сформированность грамматического строя речи.

5. Владение связной речью.

Анализируя раздел речевого развития «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, можно определить критерии речевой готовности ребенка к обучению в школе. Рассмотрим их подробно.

1. Звуковая сторона (звукопроизношение).

У дошкольника должно быть четкое, правильное произношение всех звуков родного языка (а для билингвов – русского языка). Речь внятна, отчетлива и интонационно выразительна.

2. Фонематические процессы

Это подразумевает:

• Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы — умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка)

• различает и называет слова с определенным звуком;

•А также навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова: умеет выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука (начало, середина, конец слова, а также их количество и последовательность звуков в простых словах.

Определяет количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов; делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (нашаМаша, малина, бе-реза) на части; составлять слова из слогов (устно).

Это исключительно важные умения, особенно необходимые ребенку в период обучения грамоте.

3. Словарный запас

Словарь ребенка должен соответствовать возрасту — до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам. Владеть бытовым, природоведческим, обществоведческим словарём.

Использует разные части речи в точном соответствии с их значением. Дети должны интересоваться смыслом слова.

В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий, остроклювый, пользоваться эпитетами. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен подбирать необходимые антонимы и синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов и явлений (белый, как снег).

4. Грамматический строй речи.

Иметь грамматически правильно оформленную речь. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, существительные и прилагательные в роде и числе, употребляют падежные окончания существительных и прилагательных.

Они на практическом уровне осваивают различные способы образования новых слов.

Умеют образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

• Умеют пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер — коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).

• Умеют образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо — уши, лист – листья, много карандашей, пней лис);

• Согласовывают имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);

• Умеют употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева).

Правильно строят сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

5. Связная речь

• Умеют связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.

• Владеют навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. При помощи составляют план рассказа, и придерживаться его.

• Владеют нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

Все перечисленные навыки и умения формируются не только через непосредственно образовательную деятельность, но и через создание развивающей речевой среды:

• Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

• Совершенствовать речь как средство общения.

• Выяснять, что дети хотели бы увидеть, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.

• Опираясь на опыт детей, и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

• Уточнять высказывания детей, помогать им, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

• Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

• Помогать осваивать формы речевого этикета.

• Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

• Приучать детей к самостоятельности суждений.

Анализ результатов мониторинга развития речи дошкольников подготовительных групп и письменных работ по русскому языку учеников начальных классов позволил выявить возможные причины, следствия, трудности в письменной речи. А также необходимую работу по профилактики нарушений при чтении и письме.

1.Причина: Неправильное произношение звуков.

Следствие

Пропуски, замены и смешения дефектно произносимых звуков (пример)

Артикуляторно-акустическая дисграфия, дислексия

«Косноязычие в письме»

Необходимая работа

Коррекция нарушений звукопроизношения до поступления в школу.

2.Причина:Нарушение фонематических процессов: слуховой дифференциации, распознавания звуков речи.

Следствие:

Замены и смешения акустически близких букв, обозначающих акустически сходные звуки в письменной речи. Затруднения в звуко-буквенном анализе, не может усвоить правил грамматики и правописания. Ошибки в чтении, как многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски, перестановки, замены и т. д., что приводит к искажению прочитанного, к неправильному пониманию и обусловливает замедленный темп чтения.

Акустическая дисграфия и дислексия, дисграфия и дислексия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Необходимая работа

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Умение определять

• наличие и место заданного звука в слове,

• первый и последний звук в слове,

• последовательность и количество звуков в слове.

Умение различать:

• различать гласные и согласные

• твёрдые и мягкие согласные

• слова, отличающиеся одним звуком

• понятия «предложение», «слово», «слог», «звук»

3.Причина: Недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Следствие:

• изменение падежных окончаний

• неправильное употребление предлогов, рода, числа

• нарушение порядка слов, ошибки в построении предложений.

• Нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями

Аграмматическая дислексия и дисграфия

Необходимая работа

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Образование

• множественного числа имен существительных (ухо — уши, яйцо — яйца).

• родительного падежа множественного числа существительных (есть уши — нет ушей, есть стулья — нет стульев).

• творительного падежа существительных (Чем режут ткань — ножницами; чем пилят бревно — пилой; а рубят чем — топором).

• приставочных глаголов (Девочка шла по дороге, перешла улицу, подошла к дому).

• относительных прилагательных (Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая).

• сложных слов (Голубые глаза — голубоглазый).

• уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных с помощью упражнения «Назови ласково»: Дом – домик, лист – листик, кошка – кошечка и т. д. Зелёный – зелёненький, сладкий – сладенький, узкий – узенький и т. д.

• Согласование прилагательных с существительными (Мяч зеленого цвета. Какой мяч? Зеленый, Трава – зелёная, платье – зелёное, листья — зелёные).

• Сочетание существительных с числительными (одна кукла, две куклы. пять кукол, один стол, два стола, пять столов).

• Предложно-падежные формы (Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике. Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла).

• Названия детёнышей животных (Как называется детеныш коровы? Лошади? Курицы? Свиньи? Козы? Овцы)

Расширение словарного запаса

•подбор глаголов и прилагательных к существительным: Что делает кошка? — Бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т. д. Мяч — какой? – Резиновый, цветной, красивый, круглый, большой и т. д.

•подбор предмета к действиям:

Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи и т. д.

•обобщения:

Посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние, птицы (домашние, зимующие, перелетные, транспорт, профессии и т. д.

•подбор антонимов: весёлый – грустный, узкий – широкий, лёгкий – тяжёлый

•подбор синонимов: весёлый, радостный; храбрый, смелый, отважный.

• назвать предметы, о которых можно сказать

«он», «мой» (мяч, карандаш, лист, цветок, и т. д.);

«она», «моя» (кукла, машина, книга и т. д.)

•образование притяжательных прилагательных: Хвост лисы (чей) – лисий, берлога медведя (чья) – медвежья, кольцо мамы (чьё) – мамино и т. д.

• образование названий предметов,служащих для хранения чего-либо: Игла – игольница, соль – солонка, хлеб – хлебница и т. д.

•образование названий профессий: Камень – каменщик, музыка – музыкант, учит – учитель…

Развитие связной речи

1. Рассказ по картинке.

• рассмотреть

• ответить на вопросы (кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий)

• самостоятельно составить небольшой рассказ.

2. Рассказ по серии сюжетных картин

•определить последовательность событий: начало, середина и конец,

• установить причинно-следственные связи.

• рассмотреть каждую картинку и составить рассказ.

3. Пересказ сказки

• подберите произведения, доступные для понимания

• прочитайте текст,

• задайте вопросы, касающиеся его содержания

• прочитав ещё раз, попросите малыша рассказать о том, что он запомнил, обращая внимание на соблюдение логической последовательности.

Пересказ – это не заучивание наизусть! Ребёнок должен своими словами передать основное содержание прочитанного.

4.Причина:Несформированность зрительно-пространственных функций:

Зрительного узнавания

Зрительной памяти

Зрительного анализа и синтеза

Пространственных представлений.

Следствие:

Трудности запоминания и воспроизведения зрительного образа буквы, замены графически сходных букв (и –ш, п – т, т –ш, в –д, б – д, л –м, э – с)

«Зеркальное» письмо

Оптическая дисграфия, дислексия

Необходимая работа

• Ориентация в собственном теле (право-лево)

• Ориентация в пространстве (право-лево, верх-низ, над – под — на, в–из, выше — ниже)

• Ориентация на плоскости

«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что добавилось?», «Сделай, как было»

• Штриховка в разных направлениях, обводка

• Орнамент по памяти

• Лепка

• Мозаика, пазлы

•Лабиринт:нарисовать лабиринт на бумаге в клеточку под диктовку: «Одна клеточка вниз, две налево, одна вверх, три клеточки вниз и т. д.».

5.Причина: Развитие мелкой моторики

Следствие:

Смешения и замены букв, схожих по написанию

Плохой, «корявый» почерк

Соскальзывание со строки

Необходимая работа

• Лепка из пластилина.

• Спички и палочки.

• Нитки, верёвочки, шнурки

«Ниткография».

«Узелки»

«Маленький портной».

• Пуговицы

• Шарики, бусинки

• Бумага

• Ножницы

«Фасоль и горох»

• Пробки, камешки, прищепки.

ВЫВОД: Исходя из этого, следует отметить необходимость и важность более тщательной и глубокой подготовки детей к школе ещё в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что гораздо проще создавать предпосылки к обучению, т. е. организовать профилактические мероприятия, чем осуществлять впоследствии коррекцию уже закрепившихся дефектов и возникающих нарушений чтений и письма.

Источник