Речевое развитие ребенка норма и патология


Первый зубик, первый самостоятельный шаг, первое слово… Как много значат эти события для всех родителей. Хочется, чтобы ребенок был самым умным, самым сообразительным, в общем, самым-самым во всем.
В поликлиниках и на детских площадках молодые мамочки любят хвастаться достижениями своих малышей. Стоит ли расстраиваться, если ребенок не говорит в те же сроки, что и сверстники? Ведь речь – важнейшая форма общения. Когда же дети должны «заговорить»?
Нормы речевого развития детей
Первый год жизни можно назвать подготовительным в развитии речи. Первые три месяца ребенок начинает реагировать на обращенную речь — затихает, замирает, прислушивается к словам. Крик ребенка становится все более модулированным, появляются нотки радости и недовольства.
Следующие четыре месяца своей жизни малыш радует родителей гулением и лепетом. Гуление представляет собой протяжные гласные звуки. Лепет – это сочетания звуков, имитирующие «взрослую» речь, не несущее смысловой нагрузки.
Возраст 6–10 месяцев можно охарактеризовать фазой активного лепета, воспроизведения целого ряда сложных слоговых цепочек. В этот период ребенок начинает понимать речь, смотреть или даже указывать на называемые мамой предметы.
К 10-12 месяцам дети повторяют звуки и слоги вслед за взрослыми, понимают ряд инструкций («дай игрушку», «как дитя спит?»), произносят первые «лепетные» слова: «ава» — собачка, «му» — корова и т.п. Слова, состоящие из одинаковых слогов («баба», «мама», «ляля») появляются к концу первого года жизни.
К 1,3 года словарный запас составляет порядка 6-9 слов. Ребенок пока не умеет изменять их по падежам и родам.
К 1,8-1,10 года появляется фраза, представляющая из себя набор 2-3 слов, связанных лишь интонацией.
Ближе к двум годам словарный запас пополняется до 50 слов и ребенок начинает улавливать связь между словами в предложении, однако в речи все еще присутствует большое количество аграмматизмов («хочу гулять улика»).
В возрасте 2-2,6 лет в речи детей появляются простые предлоги («у», «с», «на», «в»), предложения состоят уже из 5-8 слов. Следующие полгода ребенок совершенствуется в употреблении служебных частей речи, использует сложные предлоги («из-за», «из-под»). К школьному возрасту речь детей совершенствуется, словарный запас обогащается, уровень владение языком становиться очень высоким.
Не стоит паниковать, если речевое развитие ребенка несколько отличается от приведенных выше норм, ведь речь развивается в зависимости от условий жизни и воспитания. Рамки достаточно гибкие. Отклонения от норм в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-4 месяцев. Однако существуют признаки, указывающие на отставание в речевом развитие, на которые следует своевременно обратить внимание.
Нарушение речи: тревожные признаки
Частой ошибкой молодых родителей является легкомысленное отношение к неправильной речи ребенка. Ведь даже небольшой с первого взгляда речевой дефект может быть следствием серьезного неврологического заболевания или задержки психического развития.
На что необходимо обратить внимание:
4 месяца
– нет эмоциональной реакции (улыбка, смех, оживление) на жесты и обращенную речь.
9 месяцев
– отсутствие лепета.
18 месяцев
– ребенок испытывает сложности в глотании, сосании, жевании; не произносит простые слова;
– не понимает своего имени и названия окружающих предметов.
2 года
– словарный запас не пополняется и ограничивается несколькими словами.
3 года
– речь представляет собой отдельные слова;
– ребенок не в состоянии составить фразу;
– произношение непонятно даже в семейном кругу;
– темп или слишком быстрый (с глотанием окончаний) или слишком медленный;
–понимание простых инструкций и рассказов ограничено, одним словом называются разные вещи;
–произошло «затухание речи» — речь появилась, а потом ребенок замолчал.
Кто разговорчивее: мальчик или девочка
Не стоит забывать, что мозг девочек и мальчиков уже с рождения развивается по-разному. Речевые способности также отличаются. Для девочек характерно более раннее начало речи (примерно на 4-5 месяцев). Словарный запас быстро пополняется словами, обозначающими предметы. Мальчики начинают говорить позже. Зато у них, в отличие от девочек, достаточно быстро формируется грамматически оформленная фразовая речь. Преобладают глаголы.
Причины задержки речи
1. Наследственная предрасположенность. Нарушение речи может передаваться генетически, чаще по мужской линии (может быть скачок через поколение).
2. Неблагополучное протекание беременности – пагубное влияние алкогольных и наркотических средств на плод, неблагоприятное воздействие лекарственных препаратов, вирусные и инфекционные заболевания матери, поздние токсикозы и т. п.
3. Осложненное течение родов. Родовые травмы, стремительные или затяжные роды, большой безводный период, асфиксия плода.
4. Заболевания ребенка. Различные наследственные заболевания (тугоухость, глухонемота, эпилепсия, мигрень), патологии ротовой полости (короткая уздечка, расщелины неба, аденоиды). Нейроинфекции, травмы головного и спинного мозга, повреждения шейного отдела позвоночника, психические и интеллектуальные отклонения, инфекционные и вирусные заболевания.
5. Ошибки в воспитании. «Педагогическая запущенность» детей из неблагополучных семей. Недостаточное внимание к развитию ребенка или, наоборот, повышенная опека. Билингвизм (двуязычие) в семьях, приводящий к множественным ошибкам в речи.
Задержка речи: как быть?
Любой недостаток ребенок воспринимает острее, нежели взрослый. Именно поэтому поддержка семьи – это залог успешного разрешения проблем. Отношение к дефекту речи ребенка должно представлять некую «золотую середину». Заострение внимания на существующие недостатки в произношении ведет к выработке комплекса неполноценности и нежеланию общаться. С другой стороны, из-за равнодушного или попустительского отношения родителей к речевым дефектам ребенок придет к выводу, что его речь нормальна и нет необходимости что-либо исправлять.
Не стоит спорить со специалистами, если они говорят о возможных проблемах в речи. Многие родители думают, что если ребенок четко выговаривает звуки, то проблем в речевом развитии нет. Это заблуждение. На грамматические и речевые ошибки необходимо обращать внимание уже с малых лет. Неправильное изменение слов («ухи», «много ключёв»), неумение составить рассказ, пропуски и замены предлогов – все это может в дальнейшем мешать хорошей успеваемости в школе.
Помните, что задержка развития речи успешно исправляется, а то и вовсе устраняется с помощью логопеда и регулярного выполнения домашних занятий с ребенком.
Юлия СТЕПАНОВА,
логопед, психолог
Читайте также:
Советы логопеда: как говорить правильно?
Говорим правильно!
Поход в детский сад: проблемы и решения
nebolei.ru »
Источник
Развитие речи в норме описывается ВОЗ (всемирной организацией здравоохранения), педиатрами РФ. Многолетний опыт позволяет ученым и практикам сделать вывод, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда появляются в норме первые слова, речь становится связной и логичной. Опираясь на имеющиеся данные, можно понять, имеются ли у ребенка нарушения, стоит ли обращаться к логопеду, неврологу.
Что такое норма речевого развития
Педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на нормы речевого развития. К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.
Психологи предупреждают, опираться полноценно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.
Нормы речевого развития по возрастам
Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие. Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики.
После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.
От 0 до года
Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы в несколько недель, месяц. Воспринимать информацию нужно в совокупности. Только если ребенок на протяжении нескольких месяцев отстает от параметров ВОЗ, можно обращаться к неврологу.
Возрастной этап | Характеристика |
0-2 месяца | Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком. |
3 месяца | Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, «гуление», «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет. |
4 месяца | Возраст, когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: «ооооооуууу, ааааааооооо». |
5 месяцев | Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния: ма, ба, па, ня, ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление. |
Полгода | Малыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления, возникает спонтанное соединение слогов: гуга, дади, нати, мами, баба и т. д. |
7 месяцев | Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника. |
8-12 месяцев | Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя. К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи. |
От года до 7 лет
Активно проявляются зачатки речи в дошкольном периоде. В 3 года важно провести первую диагностику, показать ребенка логопеду, если имеется отставание в развитии, возникли неврологические проблемы. Ранняя консультация поможет малышу легче адаптироваться в детском саду, освоить процесс говорения.
Возраст | Характеристика |
От 1 до 2 лет | На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом. |
От 2 до 3 лет | Нормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять». К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов. |
От 4 до 5 лет | Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные. |
От 5 до 7 лет | Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов. |
Советы логопеда
Если невролог или психиатр при первом осмотре поставил ребенку диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не стоит паниковать. У каждого ребенка имеется запас времени до 3 лет, когда он может начать говорить. Это может произойти в год, опережая развитие по нормам ВОЗ или ближе к 3 годам. Главное, при недоразвитии речи пройти полноценное обследование, чтобы исключить наличие патологий неврологического или органического характера.
Если помимо ЗРР врачи не ставят малышу сопутствующих диагнозов, ребенок вполне здоров, задержка речи − его индивидуальная особенность, он заговорит позже. Родители в силах помочь крохе быстрее справиться с трудной задачей, для этого нужно:
- больше читать сказки, петь песенки, рассказывать истории и стихи малышу;
- гулять на свежем воздухе и общаться с крохой во время прогулки, обсуждая окружающие явления природы;
- играть в подвижные и настольные игры, проговаривая цвета, формы, времена года и т. д.;
- собирать с малышом пирамидку, кубики, мозаику;
- больше разговаривать с малышом, даже если он пока не может полноценно ответить взрослому;
- посещать театры, спектакли, цирк музеи.
Следует уделять достаточно времени для общения с ребенком. Желательно отказаться от просмотра телепередач и компьютерных игр. Внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.
Источник
О нормах речевого развития детей, а также о клинико-педагогических видах речевых нарушений рассказывает логопед-дефектолог, директор воскресной школы Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону, руководитель Родительского клуба «Благовест» для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (дети с синдромом Дауна) Дарья Андреевна Моисеенко.
Речь – высшая психическая функция, формирующаяся прижизненно. Это исключительно человеческая функция, ее значение в жизни человека переоценить невозможно. Посредствам речи мы вступаем во взаимодействия с другими людьми, можем существовать в социуме и, в конце концов, мыслить. Поэтому так важно еще в детском возрасте предупредить задержки и нарушения речи, при наличии речевых патологий как можно скорее приступить к их преодолению, поскольку нарушения речи в значительной степени отражаются на психическом здоровье ребенка, ограничивая его возможности.
Развитие речи в детском возрасте проходит ряд этапов, время возникновения каждого этапа очень индивидуально, но, тем не менее, существуют условные нормы речевого развития:
• С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции, это крик и плач.
• В 2-3 месяца появляется гуление и лепет. Уже в этом возрасте молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
• 9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. В этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
• 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
• 1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
• 1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
• 2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1500 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
• В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
• К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.
Существует несколько классификаций речевых нарушений, наиболее распространенные клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации. Психолого-педагогическая классификации строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, устной и письменной. Нарушения речи в этой классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Вторая группа — нарушения в применении средств общения: заикание. Существует и международная классификация болезней, включающая все речевые нарушения.
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений представлена в таблице:
Физиологические (возрастные) причины | Периферические расстройства | Расстройства ЦНС | |
Нарушения фонетической стороны устной речи | Физиологическая дислалия | Органическая или функциональная дислалия, Ринолалия | Дизартрия |
Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи | Задержки развития речи | Задержки развития речи при нарушениях слуха | Алалия, Афазия, Задержки развития при нарушениях интеллекта и психики |
Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи | Детский голос, Изменения голоса при мутации | Дисфония | Фонастения, Афония |
Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи | Физиологические итерации | Не наблюдаются | Брадилалия, Тахилалия, Полтерн, Баттаризм, Заикание |
Нарушения чтения | Особенности письменной речи в период обучения | Задержки формирования чтения при нарушениях зрения, Дислексия | Алексия |
Нарушения письма | Особенности письменной речи в период обучения | Задержки формирования письма при нарушениях зрения, Дисграфия | Аграфия |
Система комментирования SigComments
Источник