Речевое развитие ребенка младшего возраста

Татьяна Бочкарева
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
«Развитие речи детей младшего возраста«
Подготовили: воспитатели младшей группы
Симдянкина Н. М.
Бочкарева Т. А.
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова. но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.
Таков этот великий народный педагог — родное слово!
К. Д. Ушинский
Возраст от года до трех иногда называют «ходячее детство», и длится оно, приблизительно, от года до трех лет.
Раннее детство — исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малышом.
Прежде всего, в этом возрасте у малыша активно формируются действия с предметами. Развивается мотивация,которую можно сформулировать в виде вопроса: «Что с этим делают?». Малыш активно исследует окружающую среду.
Одновременно видоизменяется интерес ребенка ко взрослому: ему становится интересно наблюдать за действиями окружающих, и особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослым.
Общение ребенка и взрослого происходит в основном в конкретной ситуации и чаще всего сопровождает их совместную деятельность. Поэтому оно получило название «ситуативно-деловое общение». Ситуации для общения могут быть разными – события повседневной жизни, совместная игра, чтение книг. Поскольку малыш все больше проявляет интерес не просто к самому предмету, но и к способам действия с ним, играя со взрослым или наблюдая за его действиями, он проявляет крайнюю заинтересованность тем, что и как делает взрослый. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные.
Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения, то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии
С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.
Потребность ребенка в речевом общении со взрослы» должна всячески взрослыми поддерживаться. Важную рол играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать словами свои желания — и только в этом случае исполнять их.
С другой стороны, развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.
Наблюдая развитие речи своего малыша,вы можете выделить в нем две линии: во-первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей; во-вторых, складывается его собственная активная речь.
Если ребенок на втором году не говорит или говорит мало, значительно меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Однако не всегда подобные тревоги основательны. Темп развития речи у детей неодинаков. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности.
Если малыш уже «все понимает», но не говорит и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребенком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.
Особенности развития речи в раннем возрасте:
развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;
складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;
формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания.
Главная особенность развития активной речи детей раннего возраста -развитие их потребности в речевом общении со взрослым, которое формируется в результате эмоционального и делового общения последнего с ребёнком. Проведение специальных игр, занятий, наблюдение за окружающей обстановкой способствуют развитию речи детей.
Голосовой тренинг.
Нужно избегать любого голосового напряжения, напряжения мышц шеи и в то же время постараться научить ребёнка говорить выразительно, используя
оттенки тембра голоса. Малыш должен уметь говорить тише, громче, с различной интонацией, повышать и понижать голос, усиливать и ослаблять его.
«Отзовись».
Предложите ребёнку произносить «АУ» громче или тише в зависимости от того, «близко» или «далеко» он от вас находится.
«Громче–тише».
Ребёнок стоит и громко произносит гласные звуки, затем, медленно опускаясь на корточки, он говорит всё тише и тише. Далее он поднимается, постепенно говоря всё громче и громче. Покажите ребёнку, как нужно выполнить задание. Все звуки произносятся слитно, переходя друг в друга.
А-у А-о-А О-е-У
о-Ы У-и-У И-а-Ы
И-ю И-о-И Ю-о-Ы
я-О Ы-э-Ы А-и-Э
«Кто как кричит?»
Ребёнок рассматривает картинки с изображением животных и птиц и имитирует их голоса.
Цыплёнок–пи-пи-пи
индюк–бла-бла-бла
лягушка–ква-ква-ква
тигр–р-р-р
волк–у-у-у
свинья–хрю-хрю-хрю
кукушка–ку-ку-ку
коза–ме-ме-ме
кот–мяу-мяу-мяу
баран – бе-бе-бе
Источник
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………….3
Характеристика речи детей младшего дошкольного возраста…………………4
Диагностика речевого развития детей младшего дошкольного возраста………………………………………………….……………………………….6
Методика обследования по Ушаковой О.С., Струниной Е. М…..…………7
Заключение…………………………………………………………………………….13
Список использованных источников………………………..……………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе. [1]
Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам правильно произносит все звуки родного языка, владеет значительным словарным запасом, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения и т. д. Он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога), стремится освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности целом.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?) Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими.
Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой — маленький), его цвет. Вместе с тем ребенок начинает замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин), может характеризовать состояние, которое испытывает (голодный, мокрый), передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый),
Отмечая наличие в речи детей наречий и прилагательных, следует указать, что эти части речи лишь начинают формироваться. Ребенок осваивает простейшие, самые недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств ребенок испытывает трудности и очень нуждается в помощи воспитателя. Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи, указывают на наличие трех уровней усвоения слов — названий предметов, действий, качеств, отношений: [3]
Ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи.
Узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ноготки);
Понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.
Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом (действием, качеством и т. п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.).
Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3-4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.
2 ДИГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство — период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Диагностика — это комплекс методик для точной оценки уровня развития, достигнутого индивидуумом или группой.
Диагностика проводится с целью:
– получения информации об уровне развития каждого ребенка;
– создания условий для развития, обучения и коррекции нарушений у детей;
– развития творческой индивидуальности детей.
Выделяют несколько принципов организации диагностической работы.
1. Принцип законности. Диагностика должна проводиться на законных основаниях, с соблюдением нормативно-правовых документов (“Конвенции о правах ребенка”; “Конституции Российской Федерации”; Закона Российской Федерации “Об образовании”; приказов и индивидуальных писем Министерства образования Российской Федерации; Устава образовательного учреждения; договора с родителями и т.п.).
2. Принцип научности. Диагностика должна опираться на научные исследования. Программы диагностической работы должны быть научно обоснованы, т.е. должны включать основные теоретические положения, послужившие базой для ее составителей, с указанием авторов и публикаций. Если педагоги сами разрабатывают диагностические методы, они должны дать информацию об их валидности и надежности, о времени ее проведения, а также характеристику выборки испытуемых.
3. Принцип этичности. Диагностика должна проводиться с соблюдением этических норм и правил. Она должна быть беспристрастной (т.е. носить объективный характер), конфиденциальной (полученные результаты должны храниться в тайне), к тому же необходимо согласие ребенка на совместную деятельность.
4. Принцип оптимальности. Данный принцип предполагает, что достаточное количество информации должно быть получено минимальными усилиями .
Результаты диагностики могут быть использованы при:
– планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми;
– создании современных методик и технологий развивающего обучения;
– организации предметно-развивающей среды (в группе, в кабинете);
– проведении подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
– комплектовании групп;
– определении временной нагрузки на каждого ребенка.
Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить педагогическое общение с каждым ребенком.
2.1 Методика обследования (по Ушаковой О.С., Струниной Е. М.)
Младший возраст (3-4 л.) [4]
Цель: диагностика сформированности словаря детей.
Задание 1. Кукла.
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.
1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);
2) дает имя (одним словом);
3) не дает имя (повторяет слово кукла).
2. Скажи, какая Марина?
1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);
2) называет одно слово (хорошая);
3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).
3. Что на ней (Марине) надето?
1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);
2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…» (Это — носочки, это — платье);
3) показывает предметы одежды, но не называет.
4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки — это…?») 1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);
2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта…);
3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).
5. Какая одежда надета на тебе?
1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);
2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);
3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).
6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)
1) Ребенок называет все действия;
2) называет два действия (встала, подняла руку);
3) называет одно слово — действие (стоит или сидит).
7. Что можно делать с куклой?
1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);
2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);
3) называет одно слово (играть).
Задание 2. Мяч.
1. Какой мяч (дать в руки ребенка)?
1) Называет два признака и более (круглый, резиновый);
2) называет одно слово;
3) не называет качеств, говорит другое слово (играть).
2. Что с ним можно делать?
1) Называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);
2) называет два действия (играть, бросать);
3) называет одно слово (играть).
3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит: -Что я сделала (бросает мяч)? (Бросила.) — А ты что сделал? (Поймал.) — Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.) — А я что сделала? (Поймала.)
1) Ребенок называет все глаголы в нужной форме;
2) называет 2-3 глагола правильно;
3) называет только одно действие.
Задание 4.
1. Как одним словом назвать куклу, мяч?
1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушки);
2) перечисляет названия (Катя, мяч);
3) говорит одно слово (кукла).
2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем? 1) Составляет рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж);
2) перечисляет игрушки;
3) называет одну игрушку
Оценка ответов производится следующим образом.
Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:
I уровень — высокий Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень — средний Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом.
III уровень – низкий Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речь — средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает.
Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.
И еще: одна из самых важных профессий — это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка раннего возраста невосполнимы. Педагоги, работающие с малышами, достойны всяческой поддержки, внимания и уважения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 197 с.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с
Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.
Ушакова, О.С. . Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О.С. Ушакова, Е.М.Струнина.– М.: «Владос», 2004 – 288с. 10000экз. – ISBN 5 – 691- 00871 – 4.
Источник