Речевое развитие ребенка к школе
Речевая готовность к школе: цель, задачи, направления обучения детей.
Что такое обучение грамоте?
Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.
Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.
Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.
Овладение письменной речью предусматривает:
— наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),
— свободное владение лексическими единицами языка: умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,
— свободное владение грамматическими единицами языка:
использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок
придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);
умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.
— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,
— умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.
Почему так важна речевая готовность к школе?
Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.
Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.
Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:
- фонетической (овладение звуковой стороной речи),
- лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
- грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
- развития связной речи (умения строить диалог и монолог)
Речевая готовность к школе: цель
Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.
Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников. Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:
— «Правильная речь» — речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.
— «Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения ( т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).
Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.
Речевая готовность к школе: основные задачи
Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:
1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.
2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.
3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)
4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова . Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.
Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.
Что такое готовность к школе?
Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.
В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:
- Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
- Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
- Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
- И какое развитие нужно детям?
- Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
- Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
- Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
- Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
- Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
- Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
- Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
- Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
- Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
- Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
- Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
- Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
- Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
- И многие другие вопросы.
Подробнее о книге здесь.
Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.
В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.
Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.
Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.
Желаю Вам и Вашим детям успехов!
Игры и упражнения по развитию речи детей на сайте «Родная тропинка»:
Мир вокруг нас: развитие речи и ознакомление с окружающим миром
Игры со словами: материалы для речевых игр и речевых занятий с детьми. Стихи для развития речи детей.
Занимательно о русском языке: знакомим детей с фразеологизмами.
А Вы допускаете эти ошибки? Какие типичные речевые ошибки встречаются чаще всего в речи педагогов и родителей?
10 игр для предупреждения грамматических ошибок в речи детей
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Источник
Мария Алейник
Речевое развитие ребёнка — основной критерий его готовности к школе
Речевое развитие ребёнка, как основной критерий готовности его к обучению в школе.
Осталось совсем немного до того счастливого момента, как Ваш ребёнок пойдёт в школу.
У Вас появятся новые заботы, радости, а, возможно, и огорчения. Так вот, чтобы их было как можно меньше, уже сейчас необходимо начать подготовку ребёнка к школе. Ведущие педагоги страны считают, что главным критерием интеллектуальной готовности ребёнка к школе является развитие речи. По словам К. Д. Ушинского «родное слово является основой всякого умственного развития, сокровищницей всех знаний». И в это легко поверить, поскольку мы знаем, как неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии ребёнка задержка речевого развития.
Какими же знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий школьник; как, за счёт чего должна осуществляться амплификация (обогащение) его речевого развития, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к результатам освоения программы? Среди родителей принято считать, что главное при подготовке ребёнка к школе — это умение читать и писать. Конечно, и эти навыки Вашему малышу в школе пригодятся. Но не надо спешить учить буквы и складывать их в слоги. На первом этапе Ваших занятий с ребёнком учите его слышать и различать звуки речи. Помните, что буква является графическим изображением звука. Следовательно, для того, чтобы усвоить буквы, необходимо очень чётко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или отсутствие, а также место расположения данного звука в слове. Важно, чтобы у ребёнка было в полной мере сформировано фонематическое восприятие, которое лежит в основе аналитико-синтетического способа обучения детей чтению. Ребёнка необходимо научить давать характеристику каждому звуку (гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, научить пользоваться цветовой символикой разных групп звуков (твёрдые согласные — синие, мягкие согласные – зелёные, гласные звуки – красные). Необходимо также сформировать представления о способах образования звуков (гласные звуки образуются голосом, при этом язык спокойно лежит на дне ротовой полости и не принимает участия в их образовании). Согласные же, напротив, образуются с помощью преграды (это могут быть губы при образовании губно-губных звуков; зубы, язык — при образовании свистящих). Здесь важно помнить, что основой обучения чтению и письму являются не буквы, а звуки родной речи, хотя параллельно со звуками, как уже было сказано ранее, мы изучаем и их графическое изображение – буквы. Но всё — таки главное, что должно быть сформировано у ребёнка к концу дошкольного возраста – это умение делать звуко — слоговой анализ и синтез, то есть умение ребёнка определять последовательность каждого звука в слове, давать характеристику звуку.
Другой, не менее важной задачей в процессе подготовки детей к школе, является обогащение словарного запаса. Словарь ребёнка старшего дошкольного возраста должен включать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, местоимения, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. В словаре должны быть широко представлены как видовые (персик, оса, стол и т. д., так и родовые понятия (насекомые, фрукты, мебель и т. д.). Ребёнка необходимо научить свободно подбирать слова- признаки к различным предметам с учётом характерных для них величины, цвета, формы, веса, вкуса, запаха, температуры, материала, принадлежности и т. п; называть свойства и качества различных предметов, а также называть слова-предметы, имеющие какой- то определённый общий признак. Например: Что бывает сладким? (сахар, конфета, ягода, банан и т. д.). Работая над обогащением глагольного словаря, необходимо обратить внимание, использует ли ребёнок в речи слова, обозначающие способы передвижения животных: ходит, летает, ползает т. д. ; способы питания: ест, грызёт, лакает и т. д. ; употребляет ли в речи слова, обозначающие трудовые действия: лечит, учит, строит и т. д, а также повадки животных: крадётся, выслеживает, охотится и т. д. Для выяснения имеющегося у ребёнка запаса наречий можно побеседовать с ними о повадках животных, о состоянии погоды, о временах года и суток, о расположении предметов в пространстве. Ребёнок, у которого большой словарный запас, свободно пользуется такими словами, как пасмурно, завтра, вчера, слева, вверху и т. п.
Не менее важно, чтобы дети умели подбирать слова, противоположные или одинаковые по смыслу (антонимы и синонимы, использовали в речи многозначные слова и слова с переносным значением, а также предлоги и союзы.
Таким образом, важно, чтобы ребёнок использовал в речи не только привычные слова, но и оперировал более тонкими понятиями, подбирал более точные определения, имел достаточный словарный запас.
К концу дошкольного возраста параллельно с обогащением словаря происходит и освоение ребёнком грамматического строя речи, то есть ребёнок на чисто практическом уровне осваивает существующие в языке закономерности словообразования и словоизменения. Формирование грамматического строя речи – важная задача и прежде всего потому, что даже большой словарный запас не компенсирует речевое недоразвитие и не решит проблему полноценности устной речи. Важно уметь активно пользоваться имеющимися словами, грамматически правильно согласовывать их между собой, строить из них предложения и связные высказывания. К концу дошкольного возраста ребёнок должен уметь образовывать множественное число существительных (озеро — озёра, лист –листья, зайчонок — зайчата, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (дерево-деревце, пень – пенёк, вишня — вишенка, образовывать приставочные глаголы (пошёл, пришёл, подошёл и т. д). В этом возрасте дети свободно пользуются простыми предложными конструкциями, выражающими пространственные отношения двух предметов, то есть, используют в речи предлоги на, в, под, за, над и другие. Согласовывают существительные с числительными (пять кукол, два окна) и прилагательными (синий свитер, синяя рубашка, синее полотенце). Образуют относительные (из стекла — стеклянный, из бумаги — бумажный) и притяжательные (у волка уши чьи? – волчьи; у зайца хвост чей? — заячий) прилагательные от имён существительных.
Не менее важной задачей при подготовке детей к школе является развитие связной речи.
Овладение умением связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, передавать содержание художественных произведений, сочинять собственные рассказы – трудно переоценить.
Это именно та основа знаний и умений, которой должен овладеть ребёнок в полной мере в том образовательном пространстве семьи и детского сада, которое мы стремимся с Вами создать, и на которой строится весь учебно — образовательный процесс в школе.
Поэтому развитие связной, контекстной речи ребёнка является приоритетным направлением в системе дошкольного образования. Тем более оно актуально для детей с речевыми дефектами. Научить ребёнка воплощать свои мысли в развёрнутое речевое высказывание можно с помощью пересказа коротких текстов, составления описательных и повествовательных рассказов. Учитывая, что у детей дошкольного возраста ведущим является наглядно — образное мышление, целесообразнее при этом использовать картинки, серии картинок, игрушки или натуральные предметы. Использование серии картинок в работе по речевому развитию помогает сформировать у ребёнка элементарные знания о структуре рассказа (начало, середина, конец, установить логическую последовательность изображённых событий, воспроизвести все смысловые звенья рассказа. При этом необходимо обращать внимание ребёнка на эмоциональный фон при описании событий, изображённых на картинках, правильно интонировать предложения, использовать все части речи, указывая на признаки предметов (объектов, использовать глаголы, наречия и другие части речи; учить ребёнка пользоваться разными видами связи между предложениями или структурными частями рассказа.
Источник