Речевое развитие ребенка к поступлению в школу
Речевая готовность к школе
(слайд№1)
Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас в нашей школе. На подготовительных курсах Будущего первоклассника я буду вести занятия по речевой подготовке.
(слайд№2)
Речь — это главный показатель развития всех психических процессов ребёнка, о которых говорила Полина Викторовна – это память, внимание, восприятие, воображение, мышление. Речь венчает все эти психические функции и отображает умственное развитие ребёнка в целом.
Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребёнка. При поступлении в школу речевые нарушения усугубляются, т.к. происходит смена игровой деятельности на учебную и переключится таким детям гораздо труднее. Поэтому чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет навыками чтения и письма.
(слайд№3)
К сожалению, результаты входного контроля речевой подготовки, говорят о том, что количество детей с низким уровнем увеличивается. А соответственно с высоким уровнем понижается.
(Слайд №4)
Поэтому главная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы помочь тем детям, которые испытывают трудности в усвоении программного материала по русскому языку и чтению. Выявить и предупредить нарушения письма и чтения у этих учащихся.
Если в детском саду приоритетным направлением логопедической работы было исправление звукопроизношения, то в школе логопед уже корректирует последствие этих нарушений и сфера деятельности логопеда становится гораздо шире, так как появляется и письменная речь.
Коснусь того как же организуется работа учителя – логопеда в школе?
— Так как коррекция речевых нарушений требует специальной логопедической работы, в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий, которые не входят в основное расписание учебной деятельности, а являются дополнительными коррекционными занятиями. Хочу заметить, что не во всех школах учащиеся могут воспользоваться такой помощью. Пользуются платными услугами.
— Основной формой являются групповые и индивидуальные занятия.
Что входит в структуру занятий отображено на слайде
(Слайд №5)
— Коррекция звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков;
— упражнения для развития артикуляционной моторики;
— Формирование фонематических процессов;
— работа над звуковым анализом и синтезом слов;
— обогащение и активизация словарного запаса;
— упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;
— коррекция письменной речи обусловленной различными видами дисграфии.
(Слайд №6)
Помимо традиционных методик в нашей школе внедряются новейшие компьютерные технологии. В частности для эффективности коррекционной работы у нас успешно используется логотерапевтический метод биологической обратной связи. Сокращённо мы его называем ЛОГОБОС.
Это уникальная современная технология, которая основана на формировании навыка диафрагмального типа дыхания.
Дыхание это основа речи. Мы знаем, что правильная речь организуется на выдохе.
При неправильном дыхании могут появиться нарушения темпоритмической стороны речи, а это влечёт за собой такие серьёзные нарушения как заикание, нарушение звукопроизношения, логоневрозы.
ЛОГОБОС позволяет нам сократить сроки коррекции речевых нарушений. Эту методику используют даже в медицинских учреждениях
А сейчас хочу обратить Ваше внимание на то, какие компоненты речи должны быть сформированы у детей при поступлении в школу:
(Слайд №7)
1.К 7-ми годам у ребёнка в онтогенезе, т.е. при нормальном развитии,
заканчивается формирование артикуляционного праксиса, поэтому он произносит все звуки родного языка.
Если звукопроизношение не сформировано, то ребенок пишет так, как проговаривает. Соответственно делает ошибки
(Слайд №8)
2. У него развит фонематический слух, т.е. умеет слушать и слышать других,
Это отражается на усвоении:
— устного материала и
— письме под диктовку.
(Слайд №9)
3.Владеть элементарными функциями звукового анализа и синтеза.
— уметь выделять все звуки в словах;
— устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие этих функций проявляется на письме в виде пропусков букв.
(Слайд №10)
4.Ребёнок обладает словарным запасом,
позволяющим свободно выразить свои мысли. Описать события. Задать или ответить на вопрос.
(Слайд №11)
5.Сформирован грамматический строй речи.
Это влечёт за собой ошибки в падежных окончаниях и неправильном согласовании слов в предложении.
(Слайд №12)
6. Совершенствуется связная речь и монолог.
Это значит, без помощи взрослого дети могут передать содержание рассказа или сказки.
(Слайд №13)
7.достаточно хорошо сформирована пальчиковая моторика, которая напрямую зависит от уровня речевого развития.
На слайде видите рекомендации по развитию мелкой моторики.
Овладение навыками письма вызывает у детей наибольшие трудности. Для того чтобы избежать проблемы, я вам рекомендую в августе заняться подготовкой руки к письму, хотя бы по 20 минут ежедневно.
Если вы видите, что ваш ребёнок недостаточно обладает всеми умениями и навыками перечисленными выше. Вам необходимо обратить внимание на его речевое развитие и обратится к специалисту.
Если ваш ребёнок посещал логопедическую группу и процесс коррекции не завершён. При выходе из д/сада вам нужно проконтролировать запись логопеда о том, что ребенку рекомендовано продолжить занятия с логопедом. Наличие этой записи даёт нам право зачислить его в школьный логопункт.
(Слайд №14)
Исходя из предыдущего опыта, разработана программа подготовки будущих первоклассников, Всего на речевую подготовку отведено 15 часов в неё включена следующая тематика занятий.
№ | Тематика занятий | Кол-во часов |
Обследование уровня речевого развития | 2 часа | |
1 | Обследования звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи. | 1 |
2 | Обследование экспрессивной речи | 1 |
Предупреждение нарушений письменной речи | 10 часов | |
3 | Формирование пространственного гнозиса. | 2 |
4 | Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия | 3 |
5 | Развитие навыков звукового анализа и синтеза | 3 |
7 | Развитие мелкой моторики | 2 |
Работа над связной речью | 3 часа | |
8 | Составление рассказа по серии картин. | 1 |
9 | Пересказ | 1 |
10 | Устные сочинения | 1 |
11 | Всего на речевую подготовку отведено | 15ч. |
Индивидуальные консультации родителей |
(Слайд №15)
Для практических занятий потребуется тетрадь из серии «Говорим правильно» автор С. В. Бурдина. «Гласные и согласные». Цветные и простой карандаши. Спасибо за внимание . У кого есть вопросы задавайте.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Речевая готовность к школе Горлачева Анжелика Владимировна Учитель начальных классов, учитель-логопед МБОУ Сычевской СОШ №1
2 слайд
Описание слайда:
Готовность к школе — Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
3 слайд
Описание слайда:
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на: Правильное произношение всех звуков Умение различать звуки речи на слух Владение навыками звукового анализа и синтеза Словарный запас Сформированность грамматического строя речи Связную речь Речевую коммуникацию Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)
4 слайд
Описание слайда:
Звукопроизношение и фонематический слух: в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
5 слайд
Описание слайда:
Мелкая моторика рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
6 слайд
Описание слайда:
Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.
7 слайд
Описание слайда:
систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, а речевые области в головном мозге формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Рис.1.Человечек Пенфилда.
8 слайд
Описание слайда:
Уважаемые родители! Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду.
9 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-354785
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
«Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».
Консультация для родителей о необходимости своевременной логопедической помощи
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую играет речь в развитии человека.
Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.
Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи.
К моменту поступления в школу у ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению. Отставание в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются ещё задолго до обучения в школе. Дети с речевыми нарушениями входят в группу риска по адаптации в школе и должны быть под особым вниманием школьного учителя-логопеда. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.
«Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».
Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.
Задачи:
1)Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.
2)Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.
3)Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.
Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Давайте определим:
•Что входит в понятие «речевая готовность к школе».
• Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.
• Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.
• Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть трудности при обучении.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи — правильно произносить все звуки речи;
Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.
— четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
— говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
— изменять темп речи с учетом содержания высказывания.
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.
3. Функции языкового анализа.
Дети должны уметь:
-делить предложения на слова;
-делить слова на слоги;
-уметь выделять все звуки в словах;
— устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
— слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
— пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);
— пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
— перестановки букв (комната – «конмата»).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Дети должны уметь:
— точно подбирать слова;
— ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
— дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
— употреблять сложные слова (например: длинноногий);
— пользоваться эпитетами (например: чистое поле);
— подбирать метафоры (например: туча комаров);
— использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);
— подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.
5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения:
Дети должны уметь:
— изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
— употреблять различные предлоги;
— согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
(н-р: голубое полотенце);
— согласовывать существительные с числительными (например:один карандаш, два, пять карандашей);
— правильно употреблять глаголы (нап: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
— ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
— пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
— ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
б) Навыки словообразования:
Дети должны уметь:
— образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
— образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
— образовывать название детенышей животных;
— образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
— замены суффиксов (козлята – «козленки»);
— замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.
Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Дети должны уметь:
— свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
— поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
— рассказывать о пережитых событиях;
— пересказывать содержание сказки, рассказа;
— описывать окружающие предметы;
— раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
Перечисленные выше особенности устной речи будущих первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.
Источник