Речевая среда как фактор развития речи ребенка
Татьяна Скиданова
Речевая среда как фактор развития смысловой стороны речи
(Тема: Осень)
Цель: создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по созданию речевых пятиминуток для детей старшего возраста и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания (Л. С. Выготский)
Девиз: Послушай — и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай — и ты научишься, сделай лучше нас!
Реформа дошкольного образования в рамках реализации ФГТ предполагает личностно-ориентированное отношение к ребенку, акцентирует внимание воспитателей и педагогов на создание в каждой группе ДОУ развивающей среды, в том числе и речевой.
Речь ребенка обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни, но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.
В условиях организации среды стала популярной точка зрения: для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг дошкольников благоприятную развивающую речевую среду.
Среда развития речи ребенка – важный компонент предметно-развивающей среды в целом. Знание требований, принципов построения развивающей среды, направленных на создание условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого, помогут воспитателям создать центры речевого развития в полном объеме.
Согласно требованиям центры речевого развития должны служить интересам и потребностям каждого ребенка, а ее элементы (дидактический материал, игры, сюжетные картинки, книги) – развитию речи ребенка и создавать условия:
а) для самостоятельного активного действия в данном центре, где размещены разнообразные дидактические игры и упражнения, рассказы, сюжетные картинки и т. д.
б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
Т. Н. Доронова, В. В. Гербова и другие предлагают следующее определение развивающей речевой среды: «развивающая речевая среда – это речь, с которой воспитатель обращается к детям: рассказы, сказки, песни, загадки, скороговорки и т. д. ; это и дидактические наглядные материалы, которые воспитатель отдает в распоряжение детей»
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Очевидна важность ранней пропедевтической (подготовительной) работы с детьми. Исправить недостатки звукопроизношения в старшем возрасте, когда уже достаточно сформирован характер, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Для создания в логопедической группе речевой среды мы ввели логопедические пятиминутки.
Логопедические пятиминутки – способствующие развитию всех компонентов речи, психических процессов (памяти, внимания, мышления) у детей;
«Логопедические пятиминутки» составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. Каждое утро провожу сама, а затем воспитатели в течение дня закрепляют с детьми полученные знания. К каждой лексической теме подбираю речевой материал, определяю коррекционные цели и приемы их реализации. Отработанные мной на подгрупповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять упражнения, закреплять правильное звукопроизношение.
В «Логопедических пятиминутках» предлагается работа на неделю по лексической теме и следующим разделам:
— работа по развитию артикуляционного аппарата, и над правильным звукопроизношением;
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, вы увидите, что постановка звуков пошла быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
— работа над общей и мелкой моторикой;
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие — может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Виды упражнений для развития общей и мелкой моторики:
логоритмические упражнения (развитие координации речи с движением)
пассивная гимнастика (массаж)
активная гимнастика — пальчиковые игры
— преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме;
Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь — это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь — это слова, которые ребенок говорит.
Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно проводить тематические занятия.
Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры, а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы.
Типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.
Что бывает в это время года
«Один — много»
«Чудесный мешочек»
«Назови ласково»
«Загадки Зайца»
«Что пропустили»
«Разрезные картинки»
«Что убрали»
«Чего не хватает»
«Какой предмет лишний»
«Игры на развитие правильного употребления предлогов»
«Собери фигуру»
— развитие правильного речевого дыхания;
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Как выполнять упражнения
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Упражнения для речевого дыхания
«футбол»
«ветряная мельница»
«снегопад»
«листопад»
«бабочка»
«кораблик»
«одуванчик»
«шторм в стакане»
— развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
Умение сосредотачиваться на звуке — слуховое внимание — очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить.
Цель упражнений на развитие фонематического слуха — научить ребенка слушать и слышать.
И я предлагаю использовать «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений, как логопедами, так и воспитателями детских садов, начиная с младшей группы, используя их во всех режимных моментах. Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических пятиминутках и поучаствовать в них вместе с детьми.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Итак, лексическая тема «Осень»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.
Артикуляционная гимнастика
«Осенние листики»- «лопаточка»
«Листопад» — язык бегает по губам
«Птицы улетают» — «КАЧЕЛИ»
«Грибок» — рот открыт, язык присасывается к нёбу.
«Дождь идёт» — произносим ТД-ТД-ТД-Д-Д-Д-Д
Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать
Листья берёзы
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет отнесём. Загибаем пальцы на обеих руках по одному, начиная с большого. Сжимаем и разжимаем кулачки
Идем по тактильным дорожкам и выполняем задание, показываем.
На данном этапе у детей развивается мелкая моторика, память, координация речи и движения, диалогическая речь, закрепляются поставленные звуки.
Работа с мячами – ёжиками
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох Катаем мяч между ладоней
Круговые движения между ладоней
Каждым пальчиком касаемся мяча одной рукой
Сжимаем мяч в руках по очереди
Каждым пальчиком касаемся мяча другой рукой
Катаем мяч ладошкой по столу
Речевое дыхание «Осенние листочки» — Развитие длительного плавного выдоха. Закрепление знания основных цветов, названий деревьев.
На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев.
Рассматриваем их, называем, определяем цвет.
Дети стоят напротив листочков.
Медленно набираем воздух через нос.
Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. (Повторяем 3—5 раз.)
Упражнение
«ДОЖДИК»
Координация речи и движения
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. (Прыжки на одной ноге по кругу.)
В лужице — смотри, смотри! —
Он пускает пузыри. (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)
Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу,
потряхивания кистями.)
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей. (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями).
Источник
Инфоурок
›
Доп. образование
›Презентации›Презентация к консультации для воспитателей по речевому развитию детей дошкольного возраста «Речевая среда, как основной фактор развития речи детей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Речевая среда, как основной фактор развития речи детей
2 слайд
Описание слайда:
Едва появившись на свет, ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через предметы, окружающие его, через игрушки, речь. Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – воспитателями и родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущем. Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на развитие личности человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет. Ю. Азаров
3 слайд
Описание слайда:
Цель содействие совершенствованию речи ребенка дома, в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста, а также определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада.
4 слайд
Описание слайда:
Задачи 1. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями). 2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. 3. Сенсорное развитие. 4. Формирования способности к активной умственной деятельности. 5. Знакомство с родным языком. 6. Становление речи.
5 слайд
Описание слайда:
Создание речевой среды Создание речевой среды — это речевые потоки, которые окружают ребенка, льются из уст близких ребенку людей — мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестер, из уст педагогов и сотрудников детского сада, просто посторонних людей: соседей, дворовых ребятишек и т.д. Ребенок слышит речь когда смотрит телевизор, видеомагнитофон, слушает радио, посещает театр, ему читают книги. Изолировать малыша от речевых потоков невозможно, да и не нужно, ведь его речь формируется на их основе. Ребенок оказывается в речевой среде сразу после рождения. Но какая это среда? Какого качества речь слышится в ней? Чистота речи ребенка, правильность его речевых высказываний, культура выражений полностью зависят от среды. Ребенок (точнее его речевая функция) сам не занимается отбором чистых речевых потоков. Он выбирает их такими, какие они есть.
6 слайд
Описание слайда:
Приципы 1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения». 2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный». 3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры». 4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».
7 слайд
Описание слайда:
Основные составляющие речевой среды 1. Речь педагога. 2. Методы и приемы разных сторон речи детей. 3. Специальное оборудование для каждой группы
8 слайд
Описание слайда:
Речь педагога 1). ПРАВИЛЬНОСТЬ – т.е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы. 2). ТОЧНОСТЬ – т.е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. 3). ЛОГИЧНОСТЬ – т.е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, ос-новная часть и конец высказывания. Также авжно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания. 4). ЧИСТОТА – т.е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педа-гога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений. 5). ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания. 6). БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложнопод-чинённых, бессоюзных и т.д. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью. 7). УМЕСТНОСТЬ – т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям обще-ния. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правиль-ность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.
9 слайд
Описание слайда:
Методы и приемы разных сторон речи детей. РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предустатривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие: — Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пре-делах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками , поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания. — Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения. — Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого про-исходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи. — Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сто-рона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь. — Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.
10 слайд
Описание слайда:
Модель предметной речевой среды Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр Уголок для театрализации Уголок для сенсорно – моторного развития Книжный уголок Развивающая речевая среда
11 слайд
Описание слайда:
Значение: — Активизация процессов мышления и восприятия, ощущения, внимания, памяти; — Стимуляция функций зрения, слуха, осязания, обоняния; — Снятие эмоционального и физического напряжения; — Стимуляция двигательной активности развития мелкой моторики; — Побуждение к самостоятельной деятельности; — Получение положительных эмоций детей и взрослых; — Повышение работоспособности детей. Шнуровки; Мозаика; Сенсорная подушка; Сухой бассейн; Вкладыши; Чудесный мешочек; Природный материал (семена злаковых и бобовых растений). Уголок для сенсорно – моторного развития
12 слайд
Описание слайда:
1 мл .гр.
13 слайд
Описание слайда:
2 мл.гр 2 мл.гр
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Театрализованный уголок Значение: Развитие коммуникативных навыков, развитие связной, диалогической речи, знакомство с окружающим миром и социальной действительностью, снятие тревожности, застенчивости, развитие эмоциональной сферы. Пальчиковый театр Кукольный театр Игры — драматизации Плоскостной театр на фланелиграфе
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд
23 слайд
Описание слайда:
Предметно – развивающая игровая среда В детском саду (сюжетно-ролевые игры) — крупное организующее игровое поле; — игровое оборудование; — игрушки; — игровая атрибутика разного рода; — игровые материалы. — «Дочки-матери»; — «Семья», «Больница»; — «Строители»; — «Магазин». Младший дошкольный возраст : Значение: Развитие коммуникативных навыков, развитие связной, диалогической речи, знакомство с окружающем миров и социальной действительностью.
24 слайд
25 слайд
26 слайд
27 слайд
28 слайд
29 слайд
Описание слайда:
Условия создания речевой среды интересы и способности детей Учитывать: особенности детей конкретной возрастной группы; уровень речевого развития каждого ребенка. Речевая среда первой младшей группы грамотная, педагогически целесообразная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение); самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи).
30 слайд
31 слайд
Описание слайда:
Речевая среда второй младшей группы грамотная, педагогически целесообразная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение); организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
32 слайд
33 слайд
Описание слайда:
1 Речевая среда средней группы грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета) методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя — акцент на стимулирование познавательного интереса); организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
34 слайд
35 слайд
Описание слайда:
Речевая развивающая среда старшей и подготовительной к школе групп грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);, методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения); организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением) индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка. создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.
36 слайд
37 слайд
38 слайд
Описание слайда:
Заключение Одним из оптимальных путей решения названной проблемы сегодня признана организация речевой развивающей среды в каждой группе детского сада. В теории и практике дошкольного образования отмечается, что подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенной предметной развивающей среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребенка и обогащение его речевого опыта. Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста
39 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Методист образовательной организации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-767773
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник