Речевая активность в развитии ребенка дошкольного возраста
Татьяна Черкашина
Консультация для педагогов «Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
«Чтобы научиться говорить, надо говорить» М. Р. Львов.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества. Этот опыт к детям приходит от взрослых, он передается с помощью языка.
Развитию речи — Это обучение родному языку, правильной речи, развитию речевого общения, расширению словаря, обучение пересказу. Компонентами речевой активности является быстрота речевых реакций и в диалоге и в других ситуациях, выбор игр и игровых увлечений, связанных с речью, речевое воображение, овладение на определенном уровне системой языка.
Овладение связной речью — это не только умение правильно построить предложение, а именно цепочку слов, объединенную одним глаголом.
Предметно-развивающая среда группы должна способствовать развитию речи детей: книжный, театральный, речевой уголки, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.
Нужно стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно называли предметы, их признаки, действия, могли классифицировать. Для этого можно оформить речевую коробочку, где размещены различные сюжетные и предметные картинки. Дети смогут самостоятельно составлять загадки-описания, рассказы по картинкам.
Следует чаще использовать в работе пальчиковые игры и игры с элементами оригами (Дети делают для своих пальчиков стаканчики-колпачки, а затем играют в игру): «Пять помощников у нас есть в резерве каждый раз,
Бреют, клеят и стирают, месят, гладят, убирают.
Шляпками накрою я, пальцы — все мои друзья.
Повышение уровня коммуникативных навыков, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, совершенствование звуковой культуры, в том числе звукопроизношение и общие речевые навыки, практическое осознание детьми элементов языка, развитие связной речи (монологической и диалогической) происходит на занятиях с играми следующего содержания:
«Найди (придумай) слова со звуком…»
(соберём слова в корзинку,
«Лови слова, если услышишь в них звук…» или Хлопушка
«Помоги найти место в слове звуку», (звуковые дорожки,
«Кто победит — гласные или согласные звуки в слове….? Посчитай, каких звуков больше?»,
«Сколько звуков ты слышишь в слове….?»
, «Определи последовательность звуков в слове»,
«Придумай слово на звук (слог….».
«Давай делить слова на части и считать, сколько получилось!» (конусы, кубики, хлопки, шаги, пуговки на Слоговичке,
«Волшебные превращения» или рифмы (упражнения на словообразование и словоизменение).
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (Снег.) С неба всё скользят пушинки – Серебристые… (Снежинки.) На посёлки, на лужок Всё снижается… (Снежок.) Вот веселье для ребят – Все сильнее… (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в… (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился… (Снеговик.) Рядом снежная фигурка – Это девочка – (Снегурка.) На снегу-то, посмотри – С красной грудкой… (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил… (Снег.) «Подбери родственное слово»: Стрекоза – стрекозы, стрекозка; Зима –зимний, зимующий, зимовье; Лето –летний, однолетний, многолетний; Лист – листья, листопад, лиственный; Стол – столы, столешница, столовая; Дом – домашний, домовой, домовитый; Муравей – муравьи, муравейник, муравушка; День – дни, дневной, полдень; Час – часы, часовой, часом; Голова – головной, головы, головастик. «Придумай предложение с заданным словом или по картинкам»,
«Закончи предложение»: На улице стало сухо, потому что…
Ночью темно, потому что…
Начался дождь, поэтому…
Реки и озёра замерзают ночью, так как…
Дети поливают морковь для того, чтобы…
Мы пойдём гулять, если…
«Чтобы слова не потерялись» (составление схем предложений,
«Паровозик» (распространение предложений,
«А дело было так!» (составление рассказов по серии сюжетных картинок). «Однажды….» (составление рассказа по заданному плану или сюжетной картинке) «Давай раскрашивать слова!» (подбор эпитетов)
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем! «Найди похожее!» (подбор синонимов,
«Упрямый ослик» (подбор антонимов,
«Если буква заблудилась…» (подбор паронимов) и т. д.
Загадывание загадок:
Солнышко утром рано встаёт. Лучики тянет – тепло нам даёт.
Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? (тополиный пух)
У этого крошки Столбики – ножки. У этого крошки. Глаза поварёшки А ушки покуда С кухонное блюдо (слонёнок). Рассказ «Для чего руки нужны?» Е. Пермяк Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы. Спросил как-то дедушка внука: — А для чего, Петенька, людям руки нужны? — А чтобы в мячик играть, — ответил Петя. — А ещё для чего? – спросил дед — Чтобы ложку держать — А ещё? — Чтобы кошку гладить. — А ещё? — Чтобы камешки в речку бросать. А как бы вы ответили на вопрос Петиного дедушки?
Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы. Язык сказки прост и доступен. Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь. Дети любят показывать настольные и пальчиковые театры по сказкам. Также, детям проще выполнить математическое задание со своими любимыми сказочными персонажами.
Заучивание стихов — это утомительный процесс, поэтому полезно использование таких приемов, как: «расскажите парами», «нарисуй стихотворение», «пропой».
Зарисовка стихов — это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Упражнения для развития речевого творчества у детей: 1. Составлять рассказ по наблюдаемым действиям. 2. Составлять рассказ по нескольким сюжетным картинкам. 3. Составлять рассказ по прослушанному тексту и картине. 4. Составлять рассказ по одной сюжетной картине. 5. Составлять рассказ по памяти. 6. Составлять рассказ по символам. 7. Составлять рассказ по схемам. 8. Составлять рассказ по натуральным предметам. 9. Составлять рассказ по предметным картинкам. 10. Составлять рассказ по заданным словам. 11. Составлять рассказ с заменой в представленном тексте какой-нибудь одной детали или эпизода. 12. Составлять конец рассказа, начатый воспитателем 13. Составлять рассказ на заданную тему. 14. Сочинение сказок.
Полезно проводить игры с глобусом и географической картой. Здесь развивается не только речь, но и кругозор. Ребенок становится путешественником, он покоряет моря и страны, запоминает названия городов, растительный и животный мир других стран.
Можно изготовить интересные очки разной геометрической формы. Надев их, дети находят предметы такой же формы и придумывают различные названия этих предметов.
Пословицы и поговорки являются жанрами устного народного творчества. В них нашли отражение разнообразные стороны жизни и быта людей. Они расширяют кругозор детей, помогают лучше узнать народное творчество. В России считают, что поговорка — это цветочек, а пословица — ягодка. В свободное время можно поиграть в отгадывание пословиц, инсценирование их, в игру «Закончи пословицу».
Многие слова русского языка имеют не одно, а два-три, иногда – по десятку и более значений. Существует закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми ими предметами и явлениями окружающего мира. Слово «нос» нарасхват. Оно понадобилось людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам, которые стали с гордостью бороздить своими носами воды морей, океанов, озер и рек. Слово «хвост» пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолетам, ракетам и кометам. Работа над многозначностью слов обеспечивает речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развития произвольности речи, умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит для развития уровня общей речевой культуры.
Особое значение имеют литературно-речевые праздники, посвященные творчеству детских писателей. Главная задача таких праздников -дарить радость от встречи с любимыми произведениями, и при этом, решаются речевые задачи.
Заучивание стихов, оформление книжек-малышек, проведение речевых викторин, конкурсов, турниров помогают развивать мышление у детей, учат отражать основные эмоциональные состояния.
Речевое развитие старшего дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает ему возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.
Вывод: Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится.
Источник
Татьяна Бурмистрова
Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, и своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий его нормального психического развития. Активное пользование ею имеет большое значение для формирования полноценной личности, гармоничного психофизического развития и успешного обучения в школе.
Задержка речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания ребенка. Изучению речи дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены многочисленные исследования. Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская, говоря об отклонениях в формировании произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словаря, грамматического строя и понимания речи, отмечают низкую речевую активность детей данной категории. У детей, как правило, возникают замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.
Доказано, что отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. Следовательно, нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие. Среди практических разработок комплексного развития речевых и психических процессов в условиях общего недоразвития речи нами не найдено решение проблемы активизации речевого общения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
В научной литературе имеются различные подходы к рассмотрению понятия «речевая активность». И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин рассматриват её как один из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью. Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, Л. И. Божович, О. Е. Грибова, Р. М. Фрумкина как условие речевого общения. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия как показатель интеллектуального развития.
Наряду с термином «речевая активность» в литературе встречаются
термины «коммуникативно-речевая активность» и «активная речь». Под
коммуникативно-речевой активностью понимается свойство человека характеризующееся стремлением к разнообразной речевой деятельности. Она может изменяться в связи с изменениями самой личности, социальной среды, в которой развивается личность под воздействием обучения. «Речевая активность» и «активная речь» часто используются как синонимы.
Проявлениями речевой активности исследователи считают: быстроту
речевых реакций; выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстроту и
точность выбора слов, правильность развертывания синтаксических конструкций, текста; способность ребенка без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль; темп речевых высказываний; словоохотливость, которые прослеживаются во всех функциях речи.
Проявления речевой активности зависят, прежде всего, от потребности в
общении. На каждом этапе развития ребенка потребность в общении предстает как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения основных для его возраста задач. Процесс общения ребенка с взрослым зависит от того, как складываются их взаимоотношения, существует ли между ними эмоциональные связи, эмоциональный контакт. В зависимости от того на каком этапе становления сотрудничества находится ребенок, его нужда во взрослом будет различной: взрослый – помощник, соучастник или образец для подражания.
Для осуществления коммуникативной деятельности и проявления речевой активности, по мнению Л. А. Венгер, необходима потребность в новых впечатлениях или познавательная активность. На протяжении дошкольного возраста развитие познавательной деятельности ребенка способствует изменению характера активной поисковой деятельности. Это проявляется в поиске информации и для этого важно, чтобы работа по развитию речи проводилась одновременно и взаимосвязано с ориентировкой в окружающем.
Изучив и проанализировав анализ трудов вышеупомянутых авторов изложим основные положения по проблеме речевой активности дошкольников.
1. Формирование речи в дошкольном возрасте определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми по поводу этих видов деятельности.
2. Высшие психические функции внутренне связаны с развитием речевой активности и языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка — его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления.
3. Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка — важные факторы социального и общего развития ребенка в дошкольном возрасте, поэтому особые требования предъявляются к речи педагога и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников.
Проявление коммуникативно-речевой активности зависит от:
а) особенностей характера ребенка;
б) наличии потребности в самовыражении; конкретной ситуации, обстановки; уровня владения языком; организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); характера педагогического общения педагога с обучающимся; характера общения товарищей по учебной группе.
Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей предполагает:
1. Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям.
2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм.
Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие. Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации. Самым важным достижением являются следующие умения, которыми должен обладать ребёнок:
— слушать и понимать обращённую к нему речь;
— вступать в разговор и поддерживать его;
— отвечать на вопросы и спрашивать самому;
— уметь объяснять;
— пользоваться разнообразными языковыми средствами;
Основными показателями речевой активности детей дошкольного возраста являются:
— присутствие инициативы в речевой деятельности;
— поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т. д.)
— присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т. д.)
— высокая трудоспособность в речевой деятельности
Работа по формированию речевой активности включает в себя:
• поддержание и развитие естественного и живого интереса дошкольников
к звучащей речи;
• развитие речевого внимания;
• формирование грамматически правильной речи;
Работа в данном направлении строилась с учетом следующих принципов
• Ориентация на зону ближайшего развития.
• Включение детей в различные формы организации деятельности
общения с взрослым.
• Обеспечение успеха организуемой познавательной деятельности.
• Стимуляция потребности детей в коммуникации со взрослым.
• Тесное взаимодействие воспитателя с логопедом при построении работы.
Для того чтобы у детей с ТНР сформировать речевую активность, необходимо, чтобы у них возникла потребность высказываться, общаться с окружающими — нужна мотивация.
Развитая потребность в общении стимулирует самопознание ребенка в целях регуляции деятельности — своей и своих партнеров — и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. Коммуникативный опыт — один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои способности и связанные с ним возможности.
Формированию мотивации способствует увлекательное изложение материала, интересная форма преподнесения, эмоциональность речи педагога, поддержка, красочный наглядный материал.
Кроме этого необходимо создавать определенные условия:
1. Развивающая речевая среда:
• Книжные уголки;
• разнообразные виды театра;
• аудиотека, музыкальный уголок;
• познавательная литература;
дидактические игры;
Все это важные составляющие «речевой среды», «речевого пространства».
2. Детское речевое творчество, его поддержка и развитие:
Здесь очень хорошо использовать устное народное творчество — малые фольклорные формы: загадки, потешки, пестушки.
В своей работе на логопедических занятиях используя, например, загадки, развиваем интерес и внимание, чуткость к народному слову. Составление загадок — описаний с использование схем, способствует формированию грамматически правильной, связной речи, речевой активности у детей с ТНР.
Еще одним из важнейших условий является:
3. Широкая речевая практика:
• совместные праздники, досуги (с детьми из других групп);
• театрализованная деятельность;
Т. е. общение с взрослыми и сверстниками, с детьми младше и старше себя. Любая совместная деятельность дает возможность формировать положительное отношение к сверстникам. Непринужденное общение способствует развитию детского коллектива. Все это является подтверждением народной мудрости: «Уметь общаться — в счастье купаться».
Подводя итоги выше сказанного, формирование речевой активности — одна из целей всего коррекционного процесса, требующая длительной, кропотливой, совместной работы логопеда, воспитателя и родителей. От того, как дети овладеют связной речью, насколько их речь будет активна — зависит дальнейший успех в обучении.
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА
(Стимуляции речевой активности)
— Используйте конкретные примеры из повседневной жизни;
— Чаще давайте детям поручения: -выполнить несложные задания, — использовать предметы в разных условиях и др. ;
— Все игры проводите с использованием игрушек, реальных предметов или их изображений;
— Формирование у детей навыков общения и грамотной речи должно строиться таким образом, чтобы дети не догадывались об истинном назначении игр и заданий;
— Для опыта речевого творчества включайте в игры материал знакомый детям, но еще не вошедший в их активный словарь;
— Больше читайте и пересказывайте с ребенком сказок, многократное обращение к одной и той же сказк — благоприятное условие для ее запоминания;
— Разыгрывайте диалоги из сказок, пересказы в форме вопросов и ответов.
Источник