Речь воспитателя как средство развития речи ребенка
Татьяна Одинцова
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей»
Речь воспитателя как средство развития речи детей
Развивающий потенциал речевой среды в ДОУ целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя владение связной речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Воспитатель обязан развивать в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаёт детям. Необходимо, чтобы дети слышали речь правильную, хорошую, выразительную, богатую и образную без ошибок и недостатков.
К хорошей речи предъявляется много требований.
1. Содержательность речи.
Содержательность и насыщенность информацией речи может быть разной и зависит от многих условий. Насыщенность информацией, например, газетной может быть высокой, а бытовой — низкой. В любом случае надо избегать многословия, которое проявляется в употреблении лишних слов. Многословие может принимать форму излишества особенно при неправильном употреблении синонимов, повторений: ведущий лидер; спросить вопрос можно?
Важным качеством хорошей речи является сжатость. Одну и ту же мысль можно выразить коротким и сложным предложением. Употребление сложных предложений – это отличительная черта книжных стилей, а в разговорной речи чаще используются простые предложения.
Диалогическая речь — обычно бывает не полностью развёрнутой, много в ней не высказывается, а подразумевается, благодаря ситуации понятной разговаривающим. Отсутствие сложных конструкций предложений и многих слов компенсируется выразительными средствами, которые увеличивают силу воздействия речи на собеседника, и делает её понятной. Средства: интонация, с которой произносится высказывание, мимика, которой сопровождается речь, пантомимика.
Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. Она значительно более развёрнута, и грамматически оформлена. Примером такой речи может быть выступление докладчика или человека, подробно рассказывающего о событии. Таким образом, использование развёрнутого или сжатого высказывания зависит от задач говорящего, от ситуации общения.
2. Логичность.
Это важнейшее условие хорошей речи. В речи не должно быть неопределенности, неконкретности.
3. Точность, ясность, простота.
Наши мысли отражаются в словах. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Точность и ясность речи зависит от выбора типов предложения, порядка слов, словосочетаний. Например: «Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, были выполнены мастерски».
4. Богатство речи.
Самый первый критерий богатства или бедности речи – это количество слов, которые мы используем. В словаре Пушкина насчитывалось 22 тысячи слов. Русский язык насчитывает огромное количество слов. В толковом словаре собрано 250 тысяч слов. Язык как достояние нации требует нашей постоянной заботы. Необходимо сохранить данное нам в наследие богатство.
О богатстве языка можно судить не только по количеству слов. Слова могут использоваться в разных значениях: ветреный день, ветреный человек; свежий хлеб, свежая газета…
Критерием богатства языка является использование в речи многозначных слов, омонимов, антонимов.
5. Чистота речи.
Воспитателю следует избегать употребления слов-паразитов, засоряющих речь, которая должна служить образцом для воспитанников. В последнее время всё чаще можно услышать такие выражения: типа, ну-у-у, т-а-а-а-к, значится так и т. д. Другая крайность воспитателей сюсюканье и употребление уменьшительно ласкательных слов: ножки, ручки, глазки и т. д.
6. Уместность речи.
Теснейшим образом связано с её стилем. Мы по-разному говорим на официальном собрании или общаясь с близкими людьми. Употребление языка в разных сферах общения людей выработало определенный набор языковых средств, в соответствии с задачами общения. Так общению людей:
• в быту соответствует разговорный стиль;
• в государственном учреждении – официально-деловой стиль;
• в агитационно-массовой деятельности – публицистический;
• словесно-художественному творчеству соответствует художественный стиль.
7. Правильность речи.
Требование к правильности речи касается всех сторон речи:
• произношения,
• словообразования,
• грамматики,
а также предполагает соблюдение при письме правил орфографии и пунктуации. Слова следует использовать в соответствии с их точным значением, изменять по правилам. В русском языке есть несколько несклоняемые существительные: кино, пальто. Трудными в изменении оказываются числительные, а иногда нужно просто запомнить правильно построение словосочетаний. Например: обиделся на резкие слова; обижен резким замечанием; удивляться трудолюбию; удивлён вашей смелостью…
8. Образность речи.
В художественном произведении образность присутствует всегда, где художественная мысль выражается при помощи различных выразительных средств: сравнений, метафор. Искусству образной речи учат нас поэты и писатели.
«Кленовый лист напоминает нам янтарь» — сравнение
«От вёсел к берегу кудрявый след бежал»
Образцом тонкого умения пользоваться метафорическими выражениями служат стихи А. С. Пушкина.
«Синея, блещут небеса».
9. Живость, эмоциональность, выразительность.
Общая культура речи включает в себя звуковую культуру:
• правильное произношение слов и фраз,
• нормальное речевое дыхание,
• достаточная громкость голоса,
• средний темп речи
• и различные интонационные средства выразительности.
10. Благозвучие
Забота о культуре речи предполагает работу над её звуковой стороной. Хороший писатель, поэт в своей работе языком произведении отбирает не только слова, но и звуки. Чувство слова и профессиональный слух подсказывает поэту наилучшее звуковое выражение мысли. Намеренно Тютчев включает слова со звуком – р.
«Люблю грозу в начале мая.
Когда весенний первый гром…»
Воспитатель должен знать все требования, предъявляемые к речи и работать над её совершенствованием. Настольной книгой хорошего воспитателя должен быть словарь, правильному произношению можно учиться, прослушивая аудиозаписи художественных произведений, а отрабатывать артикуляцию и мимику лучше всего перед зеркалом.
Источник
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
«РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ»
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:
НЕЧАЕВА О. И.
Консультация для педагогов:
«Речь воспитателя, как средство развития речи детей»
Культурная речь — является обязательным элементом общей культуры человека.
Речь воспитателя является для детей основным образцом родного языка.
В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
От культуры речи педагога, зависит культура речи детей. Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.
При воспитании речи ребёнка:
первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;
второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;
третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.
Речь педагога должна быть:
грамматически правильно построенной, связной;
с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
должна быть интонационно выразительной;
доступной для понимания;
с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Расставьте, пожалуйста правильно ударение в словах:
порт — порты, торт — торты, крем — крема, инженер — инженеры, договор, ножницы — ножницами, кресло.
Так к недочетам речи педагога относиться:
Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;
Невнятность произношения;
Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
Нарушения в лексико — грамматическом оформлении;
Употребление в речи слов — паразитов;
Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье(щастье) и т. д.;
Речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;
Произнесение слов с неправильным ударением;
Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость). Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае — воспитатель.
Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.
Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее лексико — грамматическому оформлению:
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;
Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;
При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;
Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления
Речь педагога оценивается с трёх сторон:
- содержательность: о чём и сколько говорит, что сообщается детям;
- безупречная правильность формы: как говорит, возрастная и педагогическая направленность, умеет ли говорить с дошкольниками;
- может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики — родителям и коллегам.
Я предлагаю вам рассмотреть некоторые правила литературного произношения слов:
- Гласные звуки — находящиеся под ударение всегда звучат чётко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой, сравните произношение звука «о», в таких словах: «молодость — произноситься, как «молодость» — слабый неясный звук, такие звуки произносятся, как средний звук между «а и ы», «договор» — произносится, как «догавор», «сороконожка» — произносится, как «сараканожка».
- Безударные гласные: «а и о» в произношении ослабевают, звук «о», заменяется и произносится, как звук «а», или как средний звук между «а и ы», например: «вода» — вада,«окно» — акно, «молоко» — малоко; гласные звуки «у, ы, э. ю» и в некоторых случаях звук «и», и в безударном положении не изменяются, например: утюг, юла, рыбак, экзамен, игра.
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию
интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка, для примера, хочу предложить следующие предложения, для описания природных явлений, отрывок из стихотворения А. С. Пушкина: «Зимний вечер»:
«Буря мглою, небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…», или «За окном сегодня непогода…»
В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:
Частое употребление слов с уменьшительно — ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);
Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей; Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и так далее, необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.
В целом рассказ педагога должен быть:
Полным;
Красочным;
С точно подобранными словами;
Грамматически правильно оформлен;
Выразителен;
Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;
При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;
Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.
Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
- Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.
- Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:
- Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.
- Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.
- Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.
Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность, игра: «Волшебный
стул!»
Цель: формировать у детей умения, активизировать в своей речи ласковые, нежные
слова.
Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в
ней стремится к их устранению.
Источник
Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.
Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.
В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка.
Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.
Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.
При воспитании речи ребёнка:
первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;
второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;
третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.
Речь педагога должна быть:
- грамматически правильно построенной, связной;
- с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
- должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
- должна быть интонационно выразительной;
- доступной ;
- с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Так к недочетам речи педагога относится:
- Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
- Невнятность произношения;
- Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
- Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
- Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- Нарушения лексики – в грамматическом оформлении;
- Употребление в речи слов – паразитов;
- Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
- Произнесение слов с неправильным ударением;
- Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).
Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае — воспитатель.
Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.
Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее
лексики – грамматическому оформлению:
Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;
Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;
Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;
При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;
Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления.
При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет — особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.
Образец используется:
— при работе с картинкой;
— при пересказе;
— при рассказывании из личного опыта;
— для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.
В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.
В качестве недостатков словаря педагога можно назвать:
Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);
соренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);
В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей;
Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.
Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.
Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.
В целом рассказ педагога должен быть:
- Полным;
- Красочным;
- С точно подобранными словами;
- Грамматически правильно оформлен;
- Выразителен;
- Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;
- При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;
- Шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
- Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.
Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:
4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.
7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.
8. Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.
Вывод. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет готов к школе.
Список использованной литературы
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.
Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
Столяр А.А.. Давайте поиграем. — М.: Наука, 2008.
Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.
Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.
Тихеева. Е.И «Развитие речи детей». Москва, «Просвещение» , 1985.
Источник