Речь ребенка и развитие его мышления курсовая
ФГОБУ ВПО «Тверской государственный технический университет»
Институт дополнительного профессионального образования и переподготовки
Кафедра социологии и социальных технологий
ПРЕДМЕТ: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ТЕМА: РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Особенности человеческого мышления 5
2. Развитие мышления 9
3. Особенности человеческой речи 12
4. Развитие речи у ребенка 15
Заключение 21
Список использованных источников 23
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.
Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, — это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.
В данном реферате рассмотрены основы мышления и речи, а также их развитие у человека.
1. ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не-образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Ощущение и восприятие дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
Этот многоступенчатый переход — от единичного к общему и от общего опять к единичному — осуществляется благодаря особому психическому процессу — мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков (рис.1). Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
Рис 1. Общая характеристика мышления как психического процесса
Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому. Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристиках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно.
2
Следует отметить, что опосредованное мышление не искажает окружающую нас действительность, а, наоборот, позволяет познать ее глубже, вернее и полнее. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем. Например, опираясь на чувственное восприятие, но выходя за его пределы, в процессе мышления мы в состоянии познать прошлое Земли, развитие растительного и животного мира. Благодаря мышлению мы в состоянии с определенной степенью достоверности предсказать даже будущее Земли. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.
Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.
Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышления как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, втом числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением. Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды (рис. 2).
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.
Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.
Рис. 2. Основные виды мышления
Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы
2
мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.
2. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. Это связано с позицией автора по данной проблеме. В настоящее время существует несколько наиболее известных классификаций этапов развития мышления человека. Все эти подходы имеют определенные отличия друг от друга. Однако среди общепризнанных концепций и учений можно найти и общее.
Так, в большинстве существующих в настоящее время подходов к периодизации этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что находит свое выражение в одних и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает проявляться уже в конце первого года жизни. Проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку имеет практическую направленность. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи. Так, ребенок в возрасте одного года и одного месяца, для того чтобы достать орехи со стола, может подставить к нему скамейку. Или другой пример — мальчик в возрасте одного года и трех месяцев, для того чтобы передвинуть тяжелый ящик с вещами, сначала вынул половину вещей, а потом выполнил необходимую операцию. Во всех этих примерах ребенок опирался на опыт, полученный им ранее. Причем этот опыт не всегда является личным. Очень многое ребенок узнает, когда наблюдает за взрослыми.
Следующий этап развития ребенка связан с овладением им речью. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень
2
быстро приобретают для него общее значение и легко переносятся с одного предмета на другой. Однако в значения первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя слово к этим предметам. Вполне естественно, что существенный для ребенка признак на самом деле является далеко не существенным. Слово «яблоко» детьми часто сопоставляется со всеми круглыми предметами или со всеми предметами красного цвета.
На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к трем — трем с половиной годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.
На основании изложенной информации мы можем выявить несколько наиболее существенных особенностей мышления ребенка дошкольного возраста. Так, существенной особенностью мышления ребенка является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит действуя. Другая характерная особенность детского мышления — его наглядность. Наглядность детского мышления проявляется в его конкретности. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми.
При достижении ребенком школьного возраста отмечается прогрессирующий рост мыслительных возможностей ребенка. Это явление связано не только с возрастными изменениями, но в первую очередь с теми интеллектуальными задачами, которые необходимо решать ребенку, обучаясь в школе. Круг понятий, приобретаемых ребенком в процессе обучения в школе, все более расширяется и включает в себя все больше новых знаний из различных областей. При этом осуществляется переход от конкретных ко все более абстрактным понятиям, а содержание понятий обогащается: ребенок познает многообразие свойств и признаков предметов, явлений, а также их связи между собой; он узнает, какие признаки являются существенными, а какие — нет. От более простых, поверхностных связей предметов и явлений школьник переходит ко все более сложным, глубоким, разносторонним.
В процессе формирования понятий происходит развитие мыслительных операций. Школа учит ребенка анализировать, синтезировать, обобщать, развивает индукцию и дедукцию. Под воздействием школьного обучения развиваются необходимые качества мыслительной деятельности. Знания, приобретенные в школе, способствуют развитию широты и глубины мысли учащихся.
Источник
Çíà÷åíèå äèäàêòè÷åñêîé èãðû äëÿ óìñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ìûøëåíèÿ: åãî îñíîâíûå ïîíÿòèÿ è âèäû (èíòóèòèâíîå, àíàëèòè÷åñêîå (ëîãè÷åñêîå), ïðîäóêòèâíîå, ðåïðîäóêòèâíîå è äð.). Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÃÎÓ ÑÏÎ Íîâîêóçíåöêèé ïåäàãîãè÷åñêèé êîëëåäæ ¹2
Òåìà: Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà
Âûïîëíèëà: ñòóäåíòêà 2 êóðñà çàî÷íîãî îòäåëåíèÿ ãðóïïû 3-14
Ðîæêîâà Ñâåòëàíà Àëåêñååâíà
Ïðîâåðèë: ïðåïîäàâàòåëü ïñèõîëîãèè Àíàñòàñèÿ Ñåðãååâíà Çàñûïàëîâà
Íîâîêóçíåöê 2015
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
1. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ìûøëåíèÿ
2. Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå
3. Ïðàêòè÷åñêàÿ ÷àñòü ( 5 èãð èëè êîíñóëüòàöèÿ ðîäèòåëÿì)
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
Íåîáõîäèìûì óñëîâèåì êà÷åñòâåííîãî îáíîâëåíèÿ îáùåñòâà ÿâëÿåòñÿ óìíîæåíèå åãî èíòåëëåêòóàëüíîãî ïîòåíöèàëà. Ðåøåíèå ýòîé çàäà÷è âî ìíîãîì çàâèñèò îò ïîñòðîåíèÿ îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà. Áîëüøèíñòâî ñóùåñòâóþùèõ îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì îðèåíòèðîâàííî íà ïåðåäà÷ó îáó÷àåìûì îáùåñòâåííî íåîáõîäèìîé ñóììû çíàíèé, íà èõ êîëè÷åñòâåííûé ïðèðîñò, íà îòðàáîòêó òîãî, ÷òî ðåá¸íîê óæå óìååò äåëàòü. Îäíàêî óìåíèå èñïîëüçîâàòü èíôîðìàöèþ îïðåäåëÿåòñÿ ðàçâèòîñòüþ ïðè¸ìîâ ìûøëåíèÿ è, â åù¸ áîëüøåé ìåðå, ñòåïåíüþ èõ îôîðìëåííîñòè â ñèñòåìó. Ïîòðåáíîñòü â öåëåíàïðàâëåííîì ôîðìèðîâàíèè ïðè¸ìîâ ìûøëåíèÿ â ïðîöåññå èçó÷åíèÿ êîíêðåòíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ äèñöèïëèí óæå îñîçíà¸òñÿ ïñèõîëîãàìè è ïåäàãîãàìè. Ñåãîäíÿ îñòàåòñÿ îòêðûòûì âîïðîñ î ïðèåìëåìûõ è äåéñòâåííûõ ôîðìàõ îáó÷åíèÿ äîøêîëüíèêîâ, ïîçâîëÿþùèõ ðåøàòü ïðîáëåìó ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì, âîçíèêàåò ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó íåîáõîäèìîñòüþ ñòðóêòóðíîãî ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ è îòñóòñòâèåì ýôôåêòèâíîãî ñðåäñòâà, ïîçâîëÿþùåãî îñóùåñòâèòü ýòî íà ïðàêòèêå. Êàê ïîêàçûâàþò ñîâðåìåííûå èññëåäîâàíèÿ, íà ïðîòÿæåíèè äîøêîëüíîãî äåòñòâà ó ðåáåíêà èíòåíñèâíî ðàçâèâàþòñÿ âñå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè, ôîðìèðóþòñÿ ñëîæíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè — èãðà, îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè è âçðîñëûìè, ïðîñòåéøèå òðóäîâûå äåéñòâèÿ, è ïðîèñõîäèò çàêëàäêà îáùåãî ôóíäàìåíòà ïîçíàâàòåëüíûõ ñïîñîáíîñòåé.
Íà îñíîâå èñòîðè÷åñêîãî àíàëèçà óñòàíîâëåíî, ÷òî â îòå÷åñòâåííîé ïåäàãîãèêå èíòåðåñ ê ïðîáëåìå èãðû è åå îðãàíèçàöèè èìååò äàâíþþ òðàäèöèþ.  Ðîññèè èãðà áûëà âàæíîé ÷àñòüþ ñîöèîêóëüòóðíîé ïðàêòèêè è íàðîäíîé ïåäàãîãèêè, âåäóùåé ìîäåëüþ äîñóãà.
Ó÷èòûâàÿ ïîëîæåíèå îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè î òîì, ÷òî èãðà ÿâëÿåòñÿ âåäóùèì âèäîì äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà äîøêîëüíèêà, ìû ñ÷èòàåì, ÷òî èìåííî â íåé âîçìîæíî íàéòè ðåçåðâû, ïîçâîëÿþùèå íåíàñèëüñòâåííî îñóùåñòâèòü àäåêâàòíîå ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ ðåáåíêà.
Î÷åíü âåëèêî çíà÷åíèå äèäàêòè÷åñêîé èãðû äëÿ óìñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé.  èãðàõ ñ èãðóøêàìè, ðàçíûìè ïðåäìåòàìè, ñ êàðòèíêàìè ó ðåáåíêà ïðîèñõîäèò íàêîïëåíèå ÷óâñòâåííîãî îïûòà. Ðàçáèðàÿ è ñêëàäûâàÿ ìàòðåøêó, ïîäáèðàÿ ïàðíûå êàðòèíêè, îí ó÷èòñÿ ðàçëè÷àòü è íàçûâàòü ðàçìåð, ôîðìó, öâåò è äðóãèå ïðèçíàêè ïðåäìåòîâ.
Ñåíñîðíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà â äèäàêòè÷åñêîé èãðå ïðîèñõîäèò â íåðàçðûâíîé ñâÿçè ñ ðàçâèòèåì ó íåãî ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ è óìåíèÿ âûðàæàòü ñâîè ìûñëè â ñëîâå. ×òîáû ðåøèòü èãðîâóþ çàäà÷ó, òðåáóåòñÿ ñðàâíèâàòü ïðèçíàêè ïðåäìåòîâ, óñòàíàâëèâàòü ñõîäñòâî è ðàçëè÷èå, îáîáùàòü, äåëàòü âûâîäû. Òàêèì îáðàçîì, ðàçâèâàåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê ñóæäåíèÿì, óìîçàêëþ÷åíèþ, óìåíèå ïðèìåíÿòü ñâîè çíàíèÿ â ðàçíûõ óñëîâèÿõ. Ýòî ìîæåò áûòü ëèøü â òîì ñëó÷àå, åñëè ó äåòåé åñòü êîíêðåòíûå çíàíèÿ î ïðåäìåòàõ è ÿâëåíèÿõ, êîòîðûå ñîñòàâëÿþò ñîäåðæàíèå èãðû.
Óâëåêàòåëüíûå äèäàêòè÷åñêèå èãðû ñîçäàþò ó äîøêîëüíèêîâ èíòåðåñ ê ðåøåíèþ óìñòâåííûõ çàäà÷: óñïåøíûé ðåçóëüòàò óìñòâåííîãî óñèëèÿ, ïðåîäîëåíèå òðóäíîñòåé ïðèíîñèò èì óäîâëåòâîðåíèå. Âñå ýòî äåëàåò äèäàêòè÷åñêóþ èãðó âàæíûì ñðåäñòâîì ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ äîøêîëüíèêîâ
äèäàêòè÷åñêèé âîñïèòàíèå ìûøëåíèå äîøêîëüíûé
1. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ìûøëåíèÿ
Ìûøëåíèå îõâàòûâàåò ñôåðó óìñòâåííîãî îïåðèðîâàíèÿ îáðàçàìè, èäåÿìè, ñëîâàìè, ñóæäåíèÿìè, âîñïîìèíàíèÿìè, óáåæäåíèÿìè, íàìåðåíèÿìè è ò.ï. Îíî ïðèñóòñòâóåò âåçäå, ãäå òðåáóþòñÿ ïðèíÿòèå ðåøåíèé, òâîð÷åñêèå ïðåîáðàçîâàíèÿ, òåîðåòè÷åñêèå ðàçðàáîòêè, ïðîãíîçèðîâàíèå íåäîîïðåäåëåííûõ â èíôîðìàöèîííîì ïëàíå ñîáûòèé è äð.
Ñëîæíîñòü ýòîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî ôåíîìåíà ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé òîãî, ÷òî â ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè äî ñèõ ïîð îòñóòñòâóåò åäèíîå îïðåäåëåíèå ìûøëåíèÿ. Êàê òîíêî ïîäìåòèë îäèí èç ïñèõîëîãîâ: «Ìûøëåíèå, îïðåäåëÿåìîå øèðîêî, ýòî ïî÷òè âñÿ ïñèõîëîãèÿ; îïðåäåëÿåìîå óçêî — îíî, êàæåòñÿ íå èìååò ê íåé íèêàêîãî îòíîøåíèÿ».
Ìûøëåíèå — ñîöèàëüíî îáóñëîâëåííûé, íåðàçðûâíî ñâÿçàííûé ñ ðå÷üþ ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ ñàìîñòîÿòåëüíîãî èñêàíèÿ è îòêðûòèÿ ÷åëîâåêîì ñóùåñòâåííî íîâîãî, ò.å. ïðîöåññ îïîñðåäîâàííîãî è îáîáùåííîãî îòðàæåíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè â õîäå åå àíàëèçà è ñèíòåçà, âîçíèêàþùèé íà îñíîâå ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè èç ÷óâñòâåííîãî ïîçíàíèÿ è äàëåêî âûõîäÿùèé çà åãî ïðåäåëû (ïî Ñ.Ðóáèíøòåéíó).
Ìûøëåíèå — ýòî âûñøèé ïñèõè÷åñêèé ïîçíàâàòåëüíûé ïðîöåññ, ïîçâîëÿþùèé îòðàçèòü â ñîçíàíèè ÷åëîâåêà íå÷òî íåäîñòóïíîå íåïîñðåäñòâåííîìó îùóùåíèþ è âîñïðèÿòèþ.
Ñ ýòèõ ïîçèöèé ìûøëåíèå ïî ñóòè ñâîåé âñåãäà ïîèñê è îòêðûòèå ÷åãî-òî íîâîãî. Ïî ìíåíèþ Ñåðãåÿ Ðóáèíøòåéíà, ìûøëåíèå íà÷èíàåòñÿ òàì, ãäå âîçíèêàåò ïðîáëåìíàÿ ñèòóàöèÿ. Ïîä ïðîáëåìíîé ñèòóàöèåé ïîíèìàåòñÿ ïðîòèâîðå÷èå, âîçíèêàþùåå ìåæäó óñëîâèÿìè è òðåáîâàíèåì çàäà÷è, êîãäà ïîÿâëÿåòñÿ íîâàÿ öåëü, à ñòàðûå ñðåäñòâà è ñïîñîáû åå äîñòèæåíèÿ íåýôôåêòèâíû.
Ïîäòâåðæäåíèÿ ýòîé ïîçèöèè ìîæíî íàéòè è â ðàáîòàõ ïñèõîëîãà Ã. Êó÷èíñêîãî, ðàçðàáàòûâàâøåãî ïðîáëåìû ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè.  ÷àñòíîñòè, â ñîäåðæàíèè ôàç ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè â êà÷åñòâå îáÿçàòåëüíûõ îí âûäåëÿë ÿâëåíèÿ âîçíèêíîâåíèÿ ïðîòèâîðå÷èé, ïðîöåññû âûäâèæåíèÿ ãèïîòåç, äîêàçàòåëüñòâà èëè îïðîâåðæåíèÿ è ðåôëåêñèþ êàê ïðîöåññ ïîçíàíèÿ ñóáúåêòîì ñàìîãî ñåáÿ.
Ìûøëåíèå ôîðìèðóåò íîâîå çíàíèå ÷åðåç îòðàæåíèå è ïðåîáðàçîâàíèå ðåàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòè.
Ìûøëåíèå — ôîðìà ïñèõè÷åñêîãî îòðàæåíèÿ â ñîçíàíèè ÷åëîâåêà ñâÿçåé è îòíîøåíèé ìåæäó ïîçíàâàåìûìè îáúåêòàìè, ïðîöåññàìè è ÿâëåíèÿìè.
Ìûøëåíèå — ñïåöèôè÷åñêèé âèä äåÿòåëüíîñòè ñ ýëåìåíòàìè èññëåäîâàòåëüñêîãî, ïðåîáðàçîâàòåëüíîãî è ïîçíàâàòåëüíîãî õàðàêòåðà.  ýòîì ïëàíå îíî ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ïðîöåññ ðåøåíèÿ àêòóàëüíûõ äëÿ ÷åëîâåêà çàäà÷.
Ñàìûì òåñíûì îáðàçîì ìûøëåíèå «ñîòðóäíè÷àåò» ñ äðóãèìè ïîçíàâàòåëüíûìè ïðîöåññàìè (âîñïðèÿòèåì, âîîáðàæåíèåì, ïàìÿòüþ, âíèìàíèåì, ðå÷üþ). Ýòè ÷óâñòâåííûå ïðîöåññû «äîáûâàþò» èñõîäíóþ èíôîðìàöèþ äëÿ ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Èñïîëüçóÿ ýòó èíôîðìàöèþ, ìûøëåíèå ïðåîáðàçóåò åå ê òàêîìó âèäó, êîòîðûé íåâîçìîæíî ïîëó÷èòü ñ ïîìîùüþ ÷óâñòâåííîãî îïûòà.
Âìåñòå ñ òåì ìûøëåíèå èìååò ñâîè ñîáñòâåííûå; «îáÿçàííîñòè, ñòàòóñ è õàðàêòåð», âûäåëÿþùèå åãî èç äðóãèõ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ. Òàê, îáðàçû âîñïðèÿòèÿ âîçíèêàþò â ðåçóëüòàòå íåïîñðåäñòâåííîãî âîçäåéñòâèÿ âíåøíèõ ñèãíàëîâ íà îðãàíû ÷óâñòâ. Ìûøëåíèå æå ôîðìèðóåò òî, ÷òî â äàííûé ìîìåíò íå îêàçûâàåò òàêîãî âîçäåéñòâèÿ. Îò âîîáðàæåíèÿ îíî îòëè÷àåòñÿ ñâîåé áëèçîñòüþ ê ðåàëüíîñòè. Áîëåå òîãî, âîîáðàæåíèå ïîðîæäàåò îáðàç, à ìûøëåíèå — ìûñëü.
Ìîæíî âûäåëèòü îñíîâíûå âèäû ìûøëåíèÿ:
Íàãëÿäíî-äåéñòâåííîå ìûøëåíèå — âèä ìûøëåíèÿ, îïèðàþùèéñÿ íà íåïîñðåäñòâåííîå âîñïðèÿòèå ïðåäìåòîâ, ðåàëüíîå ïðåîáðàçîâàíèå â ïðîöåññå äåéñòâèé ñ ïðåäìåòàìè.
Íàãëÿäíî-îáðàçíîå ìûøëåíèå — âèä ìûøëåíèÿ, õàðàêòåðèçóþùèéñÿ îïîðîé íà ïðåäñòàâëåíèÿ è îáðàçû; ôóíêöèè îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ ñâÿçàíû ñ ïðåäñòàâëåíèåì ñèòóàöèé è èçìåíåíèé â íèõ, êîòîðûå ÷åëîâåê õî÷åò ïîëó÷èòü â ðåçóëüòàòå ñâîåé äåÿòåëüíîñòè, ïðåîáðàçóþùåé ñèòóàöèþ. Î÷åíü âàæíàÿ îñîáåííîñòü îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ — ñòàíîâëåíèå íåïðèâû÷íûõ, íåâåðîÿòíûõ ñî÷åòàíèé ïðåäìåòîâ è èõ ñâîéñòâ.
Ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå — âèä ìûøëåíèÿ, îñóùåñòâëÿåìûé ïðè ïîìîùè ëîãè÷åñêèõ îïåðàöèé ñ ïîíÿòèÿìè.
Ðàçëè÷àþò òåîðåòè÷åñêîå è ïðàêòè÷åñêîå, èíòóèòèâíîå è àíàëèòè÷åñêîå, ðåàëèñòè÷åñêîå è àóòèñòè÷åñêîå, ïðîäóêòèâíîå è ðåïðîäóêòèâíîå ìûøëåíèå. Òåîðåòè÷åñêîå è ïðàêòè÷åñêîå ìûøëåíèå ðàçëè÷àþò ïî òèïó ðåøàåìûõ çàäà÷ è âûòåêàþùèõ îòñþäà ñòðóêòóðíûõ è äèíàìè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé. Òåîðåòè÷åñêîå ìûøëåíèå — ýòî ïîçíàíèå çàêîíîâ, ïðàâèë. Îñíîâíàÿ çàäà÷à ïðàêòè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ — ïîäãîòîâêà ôèçè÷åñêîãî ïðåîáðàçîâàíèÿ äåéñòâèòåëüíîñòè: ïîñòàíîâêà öåëè, ñîçäàíèå ïëàíà, ïðîåêòà, ñõåìû. Òåîðåòè÷åñêîå ìûøëåíèå èíîãäà ñðàâíèâàþò ñ ìûøëåíèåì ýìïèðè÷åñêèì. Çäåñü èñïîëüçóåòñÿ ñëåäóþùèé êðèòåðèé: õàðàêòåð îáîáùåíèé, ñ êîòîðûìè èìååò äåëî ìûøëåíèå; â îäíîì ñëó÷àå ýòî íàó÷íûå ïîíÿòèÿ, à â äðóãîì — æèòåéñêèå, ñèòóàöèîííûå îáîáùåíèÿ.
Ïðîâîäèòñÿ òàêæå ðàçëè÷èå ìåæäó èíòóèòèâíûì è àíàëèòè÷åñêèì (ëîãè÷åñêèì) ìûøëåíèåì. Îáû÷íî èñïîëüçóþòñÿ òðè ïðèçíàêà: âðåìåííîé (âðåìÿ ïðîòåêàíèÿ ïðîöåññà), ñòðóêòóðíûé (÷ëåíåíèå íà ýòàïû), óðîâåíü ïðîòåêàíèÿ (îñîçíàííîñòü èëè íåîñîçíàííîñòü). Àíàëèòè÷åñêîå ìûøëåíèå ðàçâåðíóòîãî âðåìåíè èìååò ÷åòêî âûðàæåííûå ýòàïû, â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ïðåäñòàâëåíî â ñîçíàíèè ñàìîãî ìûñëÿùåãî ÷åëîâåêà. Èíòóèòèâíîå ìûøëåíèå õàðàêòåðèçóåòñÿ áûñòðîòîé ïðîòåêàíèÿ, îòñóòñòâèåì ÷åòêî âûðàæåííûõ ýòàïîâ, ÿâëÿåòñÿ ìèíèìàëüíî îñîçíàííûì.
Ðåàëèñòè÷åñêîå ìûøëåíèå íàïðàâëåíî â îñíîâíîì íà âíåøíèé ìèð, ðåãóëèðóåòñÿ ëîãè÷åñêèìè çàêîíàìè, à àóòèñòè÷åñêîå ìûøëåíèå ñâÿçàíî ñ ðåàëèçàöèåé æåëàíèé ÷åëîâåêà (êòî èç íàñ íå âûäàâàë æåëàåìîå çà äåéñòâèòåëüíî ñóùåñòâóþùåå). Èíîãäà èñïîëüçóåòñÿ òåðìèí «ýãîöåíòðè÷åñêîå ìûøëåíèå», îíî õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðåæäå âñåãî íåâîçìîæíîñòüþ ïðèíÿòü òî÷êó çðåíèÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà.
2. Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå
Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå ïðîõîäèò ðÿä ïîñëåäîâàòåëüíûõ ñòàäèé, êîòîðûå òåñíî ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé è ïîòîìó íå ìîãóò áûòü ñòðîãî ðàçãðàíè÷åíû.
 ðàííåì äåòñòâå ïðåîáëàäàåò íàãëÿäíî-äåéñòâåííîå ìûøëåíèå, êîãäà ðåáåíîê, åùå íå âëàäåÿ ðå÷üþ, ïîçíàåò ìèð ãëàâíûì îáðàçîì ïóòåì âîñïðèÿòèÿ è äåéñòâèÿ (ïðåä äîøêîëüíûé âîçðàñò).
Íà ñëåäóþùåì ýòàïå ðàçâèòèÿ íà÷èíàåò äîìèíèðîâàòü (ïðåîáëàäàòü, ãîñïîäñòâîâàòü) íàãëÿäíî-îáðàçíîå è ðå÷åâîå ìûøëåíèå, ïðè êîòîðîì ïðåäìåòû èëè èõ îáðàçû ñâÿçûâàþòñÿ ñî ñëîâîì. Ýòîò âèä ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè õàðàêòåðåí äëÿ äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, êîãäà ðåáåíîê ìûñëèò îáðàçàìè, à ñëîâî, êîòîðûì îí âëàäååò, ïîìîãàåò åìó äåëàòü îáîáùåíèÿ. Ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê ðàññóæäåíèÿì (â ïðåäåëàõ åãî îïûòà).
Ñ íà÷àëîì øêîëüíîãî îáó÷åíèÿ ó äåòåé íà÷èíàåò áûñòðåå, ÷åì äî øêîëû, ðàçâèâàòüñÿ ïîíÿòèéíîå ìûøëåíèå, â ïðîöåññå êîòîðîãî ðåáåíîê îïåðèðóåò ïîíÿòèÿìè. Âíà÷àëå îíî òåñíî ñâÿçàíî ñ êîíêðåòíûìè ïðåäìåòàìè è ÿâëåíèÿìè (ïðåîáëàäàåò êîíêðåòíî-ïîíÿòèéíîå ìûøëåíèå), íî ïîñòåïåííî ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ôîðìèðóåòñÿ óìåíèå àáñòðàãèðîâàòüñÿ (îòâëåêàòüñÿ) îò êîíêðåòíîãî, äàâàòü îáîáùåíèÿ è áîëåå èëè ìåíåå îòâëå÷åííûå âûâîäû (àáñòðàêòíî-ïîíÿòèéíîå ìûøëåíèå).
3. Ïðàêòè÷åñêîå çàäàíèå. 5 èãð äëÿ ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ ó äåòåé
×òî ëèøíåå. Âûáðàòü èç íåñêîëüêèõ êàðòî÷åê ñ êàðòèíêàìè èçîáðàæåíèå ñ ëèøíèì ïðåäìåòîì.
Îïèøè ñëîâàìè.Îòêðûâàÿ êàðòî÷êó ñ êàðòèíêîé, è íå ïîêàçûâàÿ åå äðóãèì èãðîêàì íóæíî ïîñòàðàòüñÿ îïèñàòü ñëîâàìè, ÷òî èçîáðàæåíî ó òåáÿ íà êàðòèíêå, ïðè ýòîì ñàìî íàçâàíèå ïðåäìåòà íàçûâàòü íåëüçÿ.
Íðàâèòñÿ — íå íðàâèòñÿ. Ìîæíî èãðàòü ñ êàðòî÷êàìè, à ìîæíî ñëîâåñíî. Âûáèðàåì ïðåäìåò, èëè ÿâëåíèå è ðàññêàçûâàåì ÷òî èìåííî íðàâèòñÿ, à ÷òî íåò, òî åñòü îöåíèâàåì ïðåäìåò. Íàïðèìåð, êàðòèíêà êîøêè: íðàâèòñÿ — ìÿãêàÿ, ïðèÿòíàÿ íà îùóïü, èãðó÷àÿ, ëîâèò ìûøåé ; íå íðàâèòñÿ — öàðàïàåòñÿ, óáåãàåò è ò.ä.
Íàçîâè îäíèì ñëîâîì. Íàçûâàåì íåñêîëüêî ïðåäìåòîâ îäíèì ñëîâîì. íàïðèìåð, ïðè íàçâàííûõ ñëîâàõ òàðåëêà, ÷àøêà, ëîæêà — íóæíî îçâó÷èòü ñëîâî ïîñóäà.
Áûâàåò — íå áûâàåò. Âàðèàíò èãðû ñúåäîáíîå -íå ñúåäîáíîå. Áðîñàåì ìÿ÷ è ãîâîðèì ïðàâäó ëèáî íåáûëèöû. Ïðè ïðàâèëüíîé ôðàçå ðåáåíîê ìÿ÷ ëîâèò, ïðè îáíàðóæåíèè îøèáêè — íóæíî ìÿ÷ îòáðîñèòü. Ïðèìåðíûå íåáûëèöû: ñàìîëåò ïëûâåò ïî ìîðþ, êâàäðàòíûé ìÿ÷èê, ñîëåíûé ñàõàð.
Îòâå÷àåì áûñòðî. Òîæå èãðà ñ ìÿ÷îì. Âçðîñëûé áðîñàåò ìÿ÷ ðåáåíêó ñ íàçâàíèåì ïðåäìåòîâ (ñóùåñòâèòåëüíûì), à ðåáåíîê äîëæåí áûñòðî íàçâàòü ïðèëàãàòåëüíîå. Ìîæíî äîãîâîðèòñÿ ÷òî ìàëûø áóäåò íàçûâàòü òîëüêî öâåòà ïðåäìåòîâ. Íàïðèìåð: îãóðåö — çåëåíûé, ñîëíöå — æåëòîå, ïîòîëîê — áåëûé Êàê âàðèàíò, ìîæíî èãðó óñëîæíèòü: âçðîñëûé áóäåò ãîâîðèòü òî ñóùåñòâèòåëüíûå, òî ïðèëàãàòåëüíûå ïî î÷åðåäè. Åñëè èãðîê ñêàçàë îòâåò íåâïîïàä, è îí íå ñîîòâåòñòâóåò äåéñòâèòåëüíîñòè — ðîäèòåëü è ðåáåíîê ìåíÿþòñÿ ìåñòàìè.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Äóáðîâèíà È. è äð. Ïñèõîëîãèÿ [òåêñò]: Ó÷åáíèê äëÿ ñòóäåíòîâ ñðåäíèõ ïåäàãîãè÷åñêèõ çàâåäåíèé / È.Â. Äóáðîâèíà, Å.Å Äàíèëîâà, À.Ì Ïðèõîæàí; Ïîä ðåäàêöèåé Äóáðîâèíà. — 2-å èçä., ñòåðåîòèï. — Ì.: «Àêàäåìèÿ», 2002. — 464ñ.
Êðóòåöêèé Â.À Ïñèõîëîãèÿ [òåêñò]: Ó÷åáíèê äëÿ ó÷àùèõñÿ ïåäàãîãè÷åñêèõ ó÷èëèù.- Ì.: «Ïðîñâåùåíèå», 1986-336ñ.
Îáùàÿ ïñèõîëîãèÿ[òåêñò]: ó÷åáíèê äëÿ ñòóäåíòîâ ïåäàãîãè÷åñêèõ èíñòèòóòîâ /Ïîä ðåäàêöèåé À.Â. Ïåòðîâñêîãî- Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1986-464ñ.
Óðóíòàåâà Ã.À Äîøêîëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ[òåêñò]: Ó÷åáíîå ïîñîáèå äëÿ ñòóäåíòîâ ïåäàãîãè÷åñêèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé. 5-å èçäàíèå., ñòåðåîòèï. — Ì.: «Àêàäåìèÿ» 2001,-336ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник