Речь как показатель развития ребенка
Юлия Жукова
Красивая речь как яркий показатель всестороннего развития ребенка
Какую речь мы можем считать «красивой»?
— Речь с правильным звукопроизношением, лексически сформированную (богатый словарный запас: предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, грамматически сформированную речь (взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях; словообразование, словоизменение, согласование, формирование предложений и словосочетаний). Каждая из этих тем очень насыщенна, очень важна.
Но свое внимание снова и снова хочется уделить звукопроизношению.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым складкам. Но из-за ряда причин: общая физическая ослабленность, недостаточная степень развития фонематического слуха, неправильного воспитания речи в семье, педагогической запущенности, дефектов речевого аппарата работа может быть разлажена, звукопроизношение становится нарушенным. Проявляется оно по-разному: отсутствие звука, искажение звука, замена одного звука другим. Нормативный возраст для формирования правильного звукопроизношения от 4 до 5 лет. Если к 5 годам у ребенка наблюдаются нарушения звукопроизношения, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Специалист проводит обследование и начинает работу.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Важность занятий артикуляционной гимнастикой определяется:
— улучшением кровоснабжения артикуляционных органов и их нервной проводимости;
— улучшением подвижности артикуляционных органов;
— укреплением мышечной системы языка, губ, щек;
— увеличением амплитуды движений;
— уменьшением напряженности артикуляционных органов;
— подготовкой ребенка к правильному произношению звуков;
— развитию гибкости органов речевого аппарата.
Показания к проведению артикуляционной гимнастики для дошкольников:
— дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно, что позволяет впоследствии не прибегать к помощи логопеда;
— на фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процессс устранения дефектов речи;
— помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи.
Упражнения бывают статические — неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ, языка; динамические — подвижные — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:
1 группа — вырабатывают основные движения и положения ОАА
2 группа — способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных)
3 группа — специфические упражнения, направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого неба, для растягивания подъязычной уздечки.
Учитывая вышесказанное, привожу подборку основного комплекса артикуляционной гимнастики:
«Лопаточка» — рот приоткрыт, широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживать положение на счет до 10.
«Чашечка» — рот широко раскрыть. Широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе. Удерживать положение на счет до 10.
«Иголочка» — рот открыт. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать положение на счет до 10 — 15.
«Горка» — рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать положение на счет до 10 .
«Трубочка» — высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Удерживать положение на счет до 10.
«Часики» — высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уголку губы, то к левому. Двигать языком в медленном темпе. Проделать упражнение 10.
«Лошадка» — присосать язык к небу, щелкнуть языком. Проделать упражнение 10.
«Качели» — рот широко открыть. Попеременно тянуться кончиком языка к верхним, затем нижним зубам. Проделать упражнение 10.
«Вкусное варенье» — рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать упражнение 10 раз, меняя направление.
И не забудем про основные требования к проведению артикуляционнои гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детеи навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнении за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционнои позы в одном положении).
4. При отборе упражнении для артикуляционнои гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнении к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровои форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнении новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнении, лучше отрабатывать старыи материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокоином положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнении. Поэтому ребенок и взрослыи во время проведения артикуляционнои гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослыи должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнении для губ.
9. Взрослыи, проводящии артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движении: точность движения, плавность, темп выполнения, устоичивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правои и левои стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своеи цели.
Таким образом, если понимать важность проведения артикуляционной гимнастики, и следовать ее простым правилам, результатом окажется четкое, правильное произношение, красивая речь.
Спасибо за внимание.
Источник
Управление образования администрации Шебекинского района
Центр диагностики и консультирования
Постоянно действующий семинар для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений Шебекинского района и города Шебекино
Речь как показатель психического развития дошкольников
Подготовила:
педагог-психолог МАДОУ
«ЦРР-ДС №12 г. Шебекино»
Соловьева Е.В.
Шебекино 2017
Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения. Речь представляет собой последовательность слов, предложений. Речь теоретически бесконечна: количество текстов не может быть сочтено даже теоретически.
Выделяют три основные функции речи:
- Межиндивидуальня функция. Речь – это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми.
- Внутрииндивидуальная функция. Речь служит орудием многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.
- Общечеловеческая функция. Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи.
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.
Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.
Особенности речевого развития детей
дошкольного возраста
Согласно психологической периодизации выделяются следующие возрастные периоды, характеризующиеся определенным речевым развитием в дошкольном возрасте:
1. Младший дошкольный возраст
На четвёртом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становиться более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги.
Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространённые предложения.
Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения дети употребляют, но очень редко. Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей носит в основном ситуативный характер, она ещё недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребёнок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.
2.Средний дошкольный возраст
К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становиться чище, отчётливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.
Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.
3. Старший дошкольный возраст
На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка.
Всё чище становиться произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.
Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Всё чаще в речи ребёнка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк – это дикие звери, а корова, лошадь, кошка – домашние животные. Дети используют в своей речи отвлечённые существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок ещё далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – существительные (вход-выход), прилагательные (хороший-плохой), наречия (быстро-медленно), глаголы (говорит-молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь?- Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный) наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? — быстро, хорошо, медленно, чётко, тихо, громко и т.д.), близкие по смыслу слова-синонимы (ходить-идти, шагать, топать, вышагивать и др.).
Предлагая детям такие задания, нетрудно убедится в том, что их словарь все еще небогат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно.
Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.
В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний. Всё реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует, существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей — учитель, читает книги – читатель, строит дома – строитель), прилагательные из существительных (ключ из железа — железный, банка из стекла – стеклянная).
Однако в речи детей все чаще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («на пианине» стоят часы»).
Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.).
В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.
В старшем дошкольном возрасте мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить различной сложности слова.
В общении со сверстниками и взрослыми дети пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, т. е. могут соизмерять громкость речи с учетом расстояния до слушателя, характера высказывания. В повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания част не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.
Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности; они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.
Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других- — неправильное их формирование: р – горловое, одноударное, звуки ш, ж – боковые, с, з – межзубные. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки л и р. Такое смещение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.
Ясность, внятность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребенок. У детей, говорящих быстро, как правило, речи менее отчетлива.
Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность могут быть причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи. Смена молочных зубов в 5-6 л. на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи: ухудшаются звукопроизношение, дикция.
Итак, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями; его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее, также наблюдается тенденция к обобщению, установлению логических связей. Возникновение обобщения важно для дальнейшего развития интеллекта. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью.
В психическом развитии дошкольников речь и внимание неразрывно связаны, при помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, направляют внимание ребенка на нужное действие или предмет, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения.
Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:
- Быть психически и соматически здоровым;
- Иметь нормальные умственные способности;
- Иметь полноценный слух и зрение;
- Обладать достаточной психической активностью;
- Обладать потребностью в речевом общении;
- Иметь полноценное речевое окружение.
Таким образом, речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития.
Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник — мозг человека.
Если познавательные (психические) процессы — восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.
Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи — диалога и монолога.
Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/Под редакцией Дубровиной И.В.. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
- Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д. Б.Эльконина, А. Л.Венгера. – М., 1988.
- Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: 2002. – 146 с.
- https://festival.1september.ru/articles/568565/
Источник