Речь и речевая активность как основа развития ребенка

Кастюнина Юлия
Речевое развитие детей дошкольного возраста как основа развития личности и общества в целом

Речь является основным средством человеческого общения, основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.

Внутренняя речь — то, что мы произносим в своих мыслях.

Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Эгоцентрическая речь – это речь со своей точки зрения, про себя и о себе. Жан Вильям Фриц Пиаже, швейцарский психолог и философ, считал, что детская речь эгоцентрична прежде всего, потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки зрения» и, самое главное, он не пытается стать на точку зрения собеседника.

Монолитическая речь обращена к одному или группе слушателей (собеседников, иногда – к самому себе. По сравнению с диалогической речью, характеризуется развернутостью (что связано со стремление широко охватить тематическое содержание высказывания).

Целью обучения монолитической речи является формирование речевых монологических умений:

1) перессказать текст, сделать описание, сообщение на заданную или свободную тему, составить рассказ;

2) логически последовательно раскрыть заданную тему;

3) обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации.

Все названные умения формируются в процессе выполнения языковых и речевых упражнений.

Умение правильно общаться – основа, которая необходима человеку на протяжении всей жизни, поскольку через общение с другими людьми он реализует себя, как личность.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи со взрослым. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Задача педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников.

Средства развития речи у детей дошкольного возраста

Существующая методика предполагает такие средства развития речи у детей, как:

общение;

— речь воспитателя, культурно-языковая среда;

— чтение художественной литературы;

— обращение к различным искусствам (например, к актерскому).

— обучение родной речи в рамках игровых занятий;

Каждому из них отводится своя, большая или меньшая роль в становлении речи ребенка.

Общение как важнейшее средство развития речи у детей

Общение – это важнейшее из всех существующих средств развития речи. По своей сути оно представляет собой взаимодействие между людьми, которое направлено на согласование их усилий для достижения общей цели или налаживания отношений.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. При этом формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении.

Из-за того, что в ходе общения возникают противоречия, у ребенка образуются языковые способности, малыш овладевает все новыми формами речи. Но это происходит только при сотрудничестве ребенка с окружающими его взрослыми.

Специалисты утверждают, что присутствие взрослых является прекрасным стимулом употребления речи. Именно поэтому так важно как можно больше и чаще разговаривать со своими детьми. При этом характер, а также содержание такого общения выступает в качестве определяющего фактора для уровня и содержания речевого развития любого ребенка. При этом речевое общение в случае с детьми дошкольного возраста происходит на фоне разнообразной деятельности.

Культурно-языковая среда

Речь воспитателя непременно должна иметь культуру звукового строя, характеризоваться содержательностью и доброжелательностью тона. Речь педагога может быть указывающей и оценивающей. В рамках культурно-языковой среды создается наиболее благоприятная среда для развития детей. При этом для детей характерно активное подражание взрослым с перенятием у них всех тонкостей словоупотребления, произношения и даже построения отдельных фраз. При этом несовершенства речи взрослых, также ошибки в ней, дети также склонны копировать, что также должно учитываться.

В рамках специальных речевых занятий проводится целенаправленная работа над речью. Поэтому они предполагают речевую активность каждого из детей. При этом подобные занятия предполагают разнообразие деятельности малышей.

Художественная литература и искусство как средства развития речи у детей дошкольного возраста

Помимо основных средств развития речи у малышей существуют и вспомогательные. Тем не менее, и они важны. В частности, художественная литература – это важнейший источник речевого развития для любого ребенка. Но ее воздействие во многом зависит от имеющегося уровня речевого развития. Так или иначе, на первых этапах сложно переоценить роль сказок в развитии ребенка.

Всевозможное искусство также оказывает на малышей эмоциональное воздействие. Тем не менее, и оно выступает в качестве стимула усвоения языка. Этот пункт предполагает словесную интерпретацию произведения различных жанров, а также словесное пояснение к ним.

Искусство актерского мастерства, воплощенное в форме театрализованной деятельности оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализация способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Читайте также:  Цели для развития ребенка раннего возраста

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

— потешки, хороводы, игры – инсценировки, звукоподражательные и др.

— игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

— разгадывание простых загадок;

— игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

Другими словами, развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных приемов в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.

Заключение.

Не раз каждый из нас мог слышать: «С виду казался приличным человеком, но стоило ему открыть рот…». Так говорят зачастую о людях, которые не умеют правильно и красиво выражать свои мысли. Казалось бы, откуда в век всеобщего доступа к различным видам информации берутся такие «неряшливые» в плане речевого развития люди? Ответ прост и очевиден: все они родом из детства. Из детства, в котором родители были постоянно заняты, им некогда было общаться с детьми. Как следствие, вокруг ребенка не было создано благоприятной среды, способствующей формированию личности с лаконичными мыслями, с красивой и грамотной речью. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе, в ВУЗе, становления его как личности. Поскольку все основы речевого развития закладываются в дошкольный период, то именно мы – педагоги дошкольного образования совместно с родителями ответственны за то, каким является речевой фон нашего общества.

Источник

Речевая активность как основной фактор развития речи детей. Повышение речевой активности как социально-педагогическая проблема и пути ее решения.

Статью подготовила воспитатель

МДОУ-детский сад №47 «Радуга» г. Серпухов

Баженова Валентина Анатольевна.

Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни.  Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания.

В психолингвистике выделены основные факторы ее развития у индивида. Подчеркивается, что одним из наиболее значимых является речевая активность.  Ведь «…чтобы научиться плавать, надо плавать, а чтобы научиться говорить, надо говорить. Нужна огромная, разнообразная, инициативная, постоянная (без существенных перерывов) практика речи» [4]

В последние годы проблема повышения речевой активности у детей стала одной из наиболее актуальных в педагогике. Это обусловлено, не только ее значимостью для развития речи, но и рядом других причин: резким ухудшением здоровья молодого поколения, тянущим за собой снижение речевой активности из-за легкой ранимости данной функции (как наиболее сложно организованной в своей психофизиологической основе); существенным  падением общего уровня культуры в обществе; значительным уменьшением объема общения взрослых с детьми из-за занятости родителей и их неподготовленности в вопросах воспитания; недостаточным вниманием воспитателей к ее формированию, что обусловлено низким уровнем осознания значимости и глубины проблемы речевой активности; ростом малышей, чье раннее развитие происходит в ситуации социальной депривации. Низкий ее уровень в ранний период развития особенно опасен, поскольку  ограничивает возможности самореализации детей, не обеспечивает свободной коммуникации, а это, в свою очередь, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельностей, препятствует овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение.

Под речевой активностью следует  понимать «устойчивое свойство  личности  ребенка,  проявляющееся  в  способности  воспринимать  и понимать  речь  окружающих,  самостоятельном,  разнообразном,  инициативном использовании речи в практике общения, активном овладении  языком».

В исследованиях Львова Р. М [4] выделены основные условия развития речевой активности:

      общая активность человека, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в компании;

      умение преодолевать скованность, застенчивость;

      способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Автором выделены также компоненты речевой активности:

•        количество речевых реакций в разнообразных ситуациях;

•        выбор игр, занятий, связанных с речью;

•        быстроту и точность выбора слов, а также элементов содержания речи;

•        быстроту и правильность развертывания синтаксических конструкций;

•        реакцию на поступок или высказывание других. [4]

Эти условия и компоненты речевой активности доступны детям дошкольного возраста и остаются в силе на более поздних возрастных этапах.

Львов Р.М. подчеркивает, что помехами речевой активности являются неразвитость вышеназванных качеств личности, дефекты речи, вызывающие насмешки в среде сверстников и подавляющие детей психологически, болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха, неустойчивость внимания, плохая память и т.п.

Анализ перечисленных проблем позволяет сделать вывод об особых требованиях к организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие речи, и о необходимости поиска новых путей и средств развития речевой активности.

В работе  Ковалевой  М. Н. [3] выделены ряд педагогических условий, необходимых для повышения речевой активности у младших школьников. Доказано, что это возможно при определенных психологических условиях, ключевым из которых является создание речевых ситуаций, вызывающих интенцию к говорению. Для детей младшего школьного возраста такую ситуацию можно реализовать, используя личностно значимый предмет речи, обеспечивая свободу авторского самовыражения, игровую форму занятий, элементы новизны, организацию равноправного речевого взаимодействия, устранение «ошибко-боязни» в выражении собственного мнения, безоценочную манеру общения.

Читайте также:  От чего у ребенка врожденные отклонения в развитии

В исследовании Орлянской Р. Р. [5] такие условия изучены в  отношении детей-сирот раннего возраста. К ним автор относит:

      организацию и рациональное использование предметно-развивающей

среды, способствующей повышению общей, познавательной и речевой активности детей;

      установление доверительных отношений, эмоционального контакта между взрослыми и детьми, повышающих активную позицию детей;

      организацию постоянной речевой практики детей;

      учет уровня развития речевой активности детей;

      взаимодействие всех специалистов дома ребенка в работе по развитию речевой активности детей, повышение уровня подготовленности

В исследовании Сафоновой О.В [6] о состоянии речевой активности, речевой деятельности и личности детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста изучалась речевая активность детей в игровой, трудовой, учебной деятельности и общении. Были выделены уровни речевой и личностной активности и взаимосвязь с уровнями личностного развития детей, Полученные данные послужили критерием при установлении количественного показателя активности речевого общения.

В результате этого исследования выделены 3 группы детей, различающихся по степени активности пользования речью.

В 1 группу вошли дошкольники, которые за 15 минут сказали от 0 до 20 слов; во 2-ую – от 20 до 50 слов; в 3-ю – от 50 и более слов.

Большинство старших дошкольников с общим недоразвитием речи мало говорят во время деятельности, они находятся на низком уровне активного пользования речью. Дети, вошедшие в первую группу, самостоятельно за 15 минут сказали в среднем 14 слов. Все они предпочитают игры в одиночестве (игры с куклами, мягкими игрушками, машинками; мозаику, пазлы, конструктор). Во время деятельности молчат или сопровождают свои действия констатирующими одно-двух-трехсловными предложениями. Выбирают занятия трудом, не требующие речевых действий – чистка снега, постройка горки, лепка, рисование, помощь в накрывании столов. На занятиях воспитателя и логопеда стараются молчать, отвечают односложно, только на вопросы взрослых. В общении не проявляют инициативу, подчиняются инструкциям со стороны взрослых или сверстников.

Самая малочисленная в количественном отношении 3 группа 10 человек. Детьми в среднем было произнесено 66 слов. Наблюдения показали, что дети задают тему игры и стараются вовлечь в нее других. Их речевые действия инициативны и отличаются быстрой реакцией на действия и вопросы партнеров по общению. В речи присутствуют простые развернутые предложения и сложные синтаксические конструкции. В трудовой деятельности проявляют речевую активность, обращаясь с предложениями, просьбами, вопросами к сверстникам и взрослым. Выбирают занятия, где требуется совместная деятельность. На учебных занятиях поднимают руки для ответа, выкрикивают с места, перебивают других, отвечают полными ответами и развернутыми предложениями с элементами грамматического недоразвития. С радостью откликаются на общение и разворачивают его, стараются вовлечь в разговор взрослых и детей. Они относительно легко привыкают к незнакомым людям, стремятся к контактам с окружающими, отличаются желанием выделиться среди сверстников.

Наблюдения Сафоновой показали, что активность речи детей вариативно выражена в зависимости от вида деятельности. Сравнительно одинаковые показатели количества детей оказались в игровой деятельности и общении. Снижение речевой активности детей  в трудовой деятельности объясняется ею тем, что занятия трудом изначально предполагают индивидуальное выполнение заданий и ограничение речевой коммуникации. Бедный словарный запас, недостаточный уровень владения связной речью и другие проявления речевого недоразвития отразились на увеличении количества детей 1 группы в учебной деятельности.

В работах  Ш. Ишмухамедовой [2] показано, что весьма эффективным видом работы для повышения речевой активности у дошкольников является использование семейных фотографий. «Правильный выбор наглядности на начальном этапе обучения детей в значительной степени предопределяет успех всего процесса обучения. Правильно подобранная наглядность помогает активизировать речь ребенка на занятии, делает ее более эмоциональной и выразительной. Такой наглядностью являются семейные фотографии, так как у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях.» [2]

Семейные фотографии могут использоваться как самим педагогом на занятиях, так и родителями при самостоятельной работе с детьми дома. Такая наглядность:

— связана лично с ребенком, интересна ему, побуждает к выражению мысли. Составляемые ребенком рассказы имеют более творческий характер. Количество возможных творческих отступлений в рассказах детей увеличивается, что положительно влияет на общий эмоциональный фон занятия и способствует улучшению усвоения материала.

— по составленному по фотографиям рассказу ребенка, где героями являются он и члены его семьи, очень хорошо прослеживаются отношения внутри семьи, а это, в свою очередь, помогает педагогу при работе с родителями;

-правильно подобранные семейные фотографии могут использоваться и для обучения детей правильному использованию грамматических слов — предлогов и частиц.

       Данный метод рекомендуется использовать как в индивидуальных, так и во фронтальных формах работы с дошкольниками.

В исследовании Филаретовой Г.И. [7] показано, что для повышения речевой активности можно использовать на занятиях с детьми нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, что способствует повышению  речевой активности дошкольников. Данные виды работ позволяют повысить и уровень межличностного взаимодействия, дети активнее вступают в диалог, как со взрослым, так и сверстниками. Рисование способствует эмоциональному, познавательному развитию дошкольников, обогащает их социальные представления, а также развивает все функции речи, обогащает словарь за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д.

Изучив техники, Филаретова выделила те, которые можно использовать с детьми старшей группы.  Более эффективные она считает: рисование ладошками и пальчиками, рисование печатками,  кляксография с трубочкой, раздувание краски, рисование мыльными пузырями.

«Рисование ладошками и пальчиками» стимулирует интерес ребенка к данной изобразительной деятельности из-за более легкого процесса  выполнения, по сравнению с кистью или карандашом. В сочетании  действия  руки и пальцев с проговариванием, происходит усвоение   названий форм или образов, цвета и их оттенков, углубляются представления  об окружающих предметах,  развивается мелкая моторика. Если давать названия получившимся картинкам, то это развивает воображение, мышление, что  способствует проявлению не только умственной, но и речевой активности.

«Рисование печатками»: рисуя поролоном, кубиком обмотанным нитками, пенопластом, донышком от пластиковой бутылки, пробкой от бутылки, рельефной тканью и т.д., сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции. Если из поролона сделать самые разнообразные геометрические фигурки или изображения животных, то получая оттиск, у ребенка можно спросить о названии животного или форме, величине и  цвете фигурки (квадрат, круг, треугольник). Это развивает представление о предмете, зрительное восприятие, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, память, воображение.  Можно рассказать детям небольшую сказку и, с помощью фигурок, последовательно изобразить ее на бумаге, а потом попросить ребенка рассказать ее по картинке. Это  развивает фразовую и связную речь, вербальную память.

Читайте также:  Физические упражнения для развития внимания ребенка

«Раздувание краски», «кляксография с трубочкой»; «рисование мыльными пузырями».  При их использовании  ребенок создает изображение с помощью выдувания красок. Очень увлекательное и желаемое занятие для малышей, особенно рисование мыльными пузырями.  При этих видах работ, к выше перечисленной коррекции, добавляются такие как развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания.

Данные нетрадиционные техники рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на любых других, как фронтальных, так и индивидуальных. [7]

    Гаврилушкина О.П. [1] исследуя коммуникативное поведение дошкольников, для речевого развития детей предлагает использовать в работе занятия по коммуникативному развитию на которых:

— создаются оптимальные условия для подлинной мотивации речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;

— обеспечивается главное условие общения — адресованность речи: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);

— стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;

— осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;

— широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

         Чтобы обеспечить максимальную речевую активность дошкольников и предупредить утомляемость, наступающую вследствие гиподинамии, создается располагающая к общению обстановка: дети могут сидеть на напольных подушках, на коленях, стоять около педагога

      Гаврилушкина О.П. предлагает совершенно новый (авторский) вид работы по повышению речевой активности, который получил название «комментированное рисование».

       Основные правила проведения комментированного рисования:

 • Использование приема транслирования информации выступает в качестве основного правила поведения взрослого.

 • В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Нового года), повседневная жизнь в детском саду (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в природе и пр.

• Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети (воспитанники группы), их занятия, игры и взаимоотношения.

 • Взрослый не стремится сразу исправлять речь детей. Его поведение напоминает поведение матери полутора- или двухлетнего ребенка, которая все время “переводит” его высказывания “с русского — на русский”, придавая им понятную всем языковую форму.

 • Педагог создает схематические, информационно-смысловые изображения, не прорисовывает детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.

• В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказать о том, что нарисовано, но и показать посредством имитационных движений.

 • В качестве физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.

       Взрослый только по мере необходимости обращается с вопросами, сообщениями и просьбами непосредственно к ребенку. В основном он делает это через посредника, в качестве которого выступает другой ребенок. Для этого он побуждает детей обращаться друг к другу с различными просьбами, вопросами и сообщениями, что еще больше стимулирует речевую активность. На основе ответов взрослый создает схематическое изображение (на бумаге или на доске) коммуникативной ситуации, отражая только главное и сопровождая свои действия эмоциональными пояснениями. Важно рисовать быстро, чтобы общение детей не было вытеснено изобразительной деятельностью взрослого. Продолжительность комментированного рисования — не более 10 минут (даже в старших группах). Затем дети переходят к рассказыванию и, если они не устали и в запасе есть время, — к словесным играм, составлению коммуникативных высказываний по картинкам и т. Д. [1]

Наблюдения за детьми показывают, что они любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что их удивило.

 Когда им «по душе» процесс, они могут говорить, даже сами с собой и при этом удовлетворены такой «самобеседой».

Можно сказать, что детям нравиться, прежде всего, то, что вызывает восхищение, удивление, радость и предвкушение чего — то интересного. Для речевой мотивации важно использовать следующие методы:

1. Предложение интриги, тайны.

2. Загадки, которые можно разгадывать вместе.

3. Наглядность, не только зрительная, но и языковая, музыкальная.

4. Позитивные реплики на высказывания детей.

5. Просьба взрослого к детям посоветоваться, поделится опытом, сделать вывод, уточнение.

6. Задания, позволяющие включить фантазию ребёнка.

7. Соревновательные моменты.

8. Игры – путешествия.

9. Упор на желание ребёнка сделать приятное для  близких (друзей, родных).

10. Речевое общение с живыми субъектами (присутствие животных на занятии).

11. Применение активизирующих речь техник:

— провокация: побуждение словами или наглядными действиями, средствами добровольно вступить в обсуждение, высказаться. (Например: Я – снеговик, у меня нет друзей, мне скучно и хочется плакать…)

 — абсурд: предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не в обидном виде. (Например: Это бегемот. А мне кажется, что это заяц, почему вы думаете, что это бегемот?)

Для развития речи и речевой активности важны условия, в которых будет развиваться ребенок. Нужно создать для него комфортную, непринужденную обстановку, в которой ребенок будет хотеть говорить и работать над развитием правильной речи. Кроме того важную роль играет взрослый, который должен всячески помогать ребенку и поддерживать его. 

Основные источники:

1.      Гаврилушкина О.П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. // Ребенок в детском саду, 2003

2.      Ишмухамедова. Д.Ш.  Новые возможности обучения школьников с общим недоразвитием речи.- https://www.twirpx.com/file/318459/

3.      Ковалева, М. Н. Психологические условия развития речевой активности младших школьников Текст. : автореф. дис. . канд. Психол. наук : 19.00.07 / М. Н. Ковалева; Психол. ин-т Рос. акад. образования. М., 2005

4.      Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для стул, высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2000.]

5.      Орлянская Р.Р. Педагогические условия повышения речевой активности детей раннего возраста в условиях дома ребенка//Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции. — Невинномысск: НИЭУП, 2009

6.      Сафонова О.В. Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи- https://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/aktivizacija-rechevogo-obwenija-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obwim.html

7.      Филаретова Г.И. Использование нетрадиционных техник рисования в коррекции речевых нарушений у дошкольников ОНР

Источник