Ребенок в детстве при развитии

Ребенок в детстве при развитии thumbnail

Минусы раннего развития  ребенка в детстве

Чего могут недополучить дети, чьи родители увлечены ранним развитием и воспитанием в детстве? Время детства ограничивается возрастом. В этой статье мы рассмотрим  5 особенностей раннего развития детей дошкольного возраста.

Для года, двух, трех, четыре, пяти и т. д. лет природой предусмотрено развитие определенных функций. А для их развития нужны определенные условия: мама рядом, свобода движение, игры, друзья…

  1. Материнское тепло. Очень часто «читать раньше, чем говорить» учат амбициозные мамы и папы, ориентированные на результат, стремящиеся сделать из ребенка что-то особенное – вместо того чтобы сделать его счастливым. При этом индивидуальность малыша, его ежедневные нужды часто остаются без внимания. Эмоциональное развитие такого ребенка легко искажается: растущий в атмосфере соревнования, он не учится любить и в дальнейшем может столкнуться с трудностями в общении.
  1. Двигательная активность. Совершенно необходимая составляющая детства порой признается несущественной по сравнению с овладением энциклопедическими знаниями, хотя обычно в понятие «раннее развитие» включают и физическое воспитание: плавание, занятия на спорткомплексе, освоение велосипеда и т. п. Настоящий риск гиподинамии возникает при посещении ребенком трех – шести лет многочасовых занятий по подготовке к школе.
  1. Игры, соответствующие возрасту. В них малыш изучает предметы и осваивает действия с ними, моделирует человеческие отношения, узнает, что такое границы и правила, учится принимать на себя различные роли. Рано интеллектуально развитым детям чаще всего не хватает как раз тех жизненных представлений и навыков, которые должны были сформироваться в игре – сначала с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, а потом со сверстниками. Порой это сказывается на школьном обучении. В компании обычных детей такой ребенок чувствует себя некомфортно: он не только не умеет придумать и начать игру, ему трудно ее поддержать, остаться в рамках правил.
  1. Общение со сверстниками. Оно может пострадать по двум причинам. Первая: из-за более широкого кругозора (в случае достаточно гармоничного раннего развития) или из-за сужения области интересов к одному предмету (скажем, математике) ребенок не может говорить с ровесниками на одном языке. Вторая: насыщенное информацией, но бедное эмоциями общение с мамой не даст развиться коммуникативным возможностям ребенка, он будет испытывать трудности каждый раз, когда надо будет войти с кем-то в контакт.

развитие ребенка в детстве плюсы и минусы

Замечу, что все вышеописанные неприятности случаются скорее от перекосов в деле раннего развития: от слепого следования методикам, от перепоручения совсем маленьких детей посторонним людям… Всего этого при разумном подходе можно избежать.

А теперь о том, что спрогнозировать трудно.

Напряжение мозга и здоровье малыша

Детские врачи и психологи не связывают проблемы со здоровьем с конкретными методиками раннего развития, как правило, речь идет просто об интеллектуальной нагрузке не по возрасту. Причем получить ее дети могут в первые годы жизни, а эффект проявится спустя годы, с началом школьного обучения.

Спазмы сосудов, приводящие в разных случаях к заиканию, тикам, недержанию мочи и даже эпилепсии могут быть связаны как с психологическим и интеллектуальным напряжением, так и с особенностями работы головного мозга у детей. Дело в том, что детство – это период бурного развития организма. Больше в нашей жизни не будет такого времени, когда бы столько сил уходило на «доращивание» систем и органов, структурирование и их работы, рост и развитие…

Что бы ни делал ребенок, он познает, развивается и учится.

Дополнительная нагрузка на мозг как бы сбивает баланс, и ему просто не хватает питания.

Формирование структур мозга иногда происходит искаженно. Раннее начало обучения не дает качественно со зреть нижним отделам, отвечающим за его питание. И к школьным годам обнаруживается, что верхние отделы, отвечающие за многие учебные навыки, недостаточно связаны между собой, недополучают питания и не могут полноценно работать. А ребенок с

особенности развития ребенка раннего детства

трудом контролирует свое поведение, не может выстроить программу действий, не умеет учитывать правила… Получается парадокс: даже высокие показатели интеллекта не компенсируют недостатки общего развития. Таким детям в школе трудно. Но это не самое главное, им трудно в жизни именно из-за перекоса в развитии.

Я утверждаю: «После трех еще не поздно» – не поздно сосредоточиться на тех навыках, которые, как вам кажется, ребенку нужны, соответствуют его способностям и отвечают сегодняшним желаниям. Именно в это время – старшего дошкольного и младшего школьного возраста – методика развития, которую вы будете практиковать, ляжет на прочную основу развития общего, то есть гармоничного.

5 особенностей  развития ребенка в раннем детстве

Особенность№ 1

Проблема в самом способе получения знаний. Ребенок не добывает их, как охотник, напротив, он полностью обеспечен, завален информацией – только впитывай.

(Причем, если вы решили сосредоточиться, например, на математике, малыш будет завален сведениями о цифрах и правилах счета, ему не нужно будет соображать, искать примеры в жизни, испытывать потребность в счете, и он вряд ли попадет в ситуацию, когда хорошо бы посчитать, а не умеешь. Вы научите его складывать и вычитать пальчики, яблоки, кубики, а потом и цифры, но прочувствовать важность этих операций для жизни ребенку не придется.

А нет потребности – нет и интереса, чаще всего. То же самое с чтением…)

Особенность№ 2

Девиз раннего развития: обогащайте среду обитания, ребенок сам выберет то, что ему нужно. Следуйте за потребностью, отвечайте на запросы (и вопросы!)

От природы ребенок обладает способностью самостоятельно получать знания с помощью органов чувств – новое и неизведанное ему надо потрогать, ощутить, понюхать, попробовать на зуб, разобрать, потом собрать и т. д. Загружая ребенка отобранной нами информацией, мы эту способность к самообучению легко можем сломать. Или просто лишить малыша времени, когда он может заниматься самостоятельным исследованием мира. Поэтому чем разнообразнее среда обитания малыша, тем больший выбор он получает, чем больше он может исследовать сам или сам с вашей помощью, тем сильнее его исследовательский интерес, чем сильнее он  заинтересуется, тем естественнее будет получение знаний…

минусы раннего развития ребенка

При этом малыш до трех лет как бы сам регулирует нужное количество информации и время ее получения. Он в нее играет.

Давайте не будем забывать, что для ребенка дошкольного возраста игра – главный способ познания мира, получения навыков и познания себя. Отрывая малыша трех лет от игры, мы отрываем его от жизни и от самого себя. Но это вовсе не означает, что на раннем развитии надо поставить крест. Я хочу подчеркнуть разницу между ранним развитием, то есть развитием ребенка с младенчества до 3–4 лет, и ранним обучением.

Особенность№ 3

Раннее развитие – направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3–4 лет, стимулирующая познавательный интерес. Малыш усложняет правила игры, научился перебираться с кресла на диван, не спускаясь на пол, запомнил на какой кнопке пульта «живет» мультик, на вопрос: «Сколько тебе кусочков положить?» – показывает два пальчика, помнит, что этого кролика мы уже встречали на картинке в начале книги, сам ладошками умывает личико, придумал историю про чудище и т. д. – развивается.

Ранее обучение – направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3–4 лет, в результате которой ребенок приобретает знания и умения выполнять те или иные виды деятельности (обучение, прогресс в пределах какой-либо одной сферы развития ребенка).

Запомнил цифры, животных из лото, бодро показывает буквы, складывает кубики по цветам

– обучается.

Развитие всегда разносторонне, подключает воображение и творчество, использует инициативу самого ребенка и… чаще всего захватывает зону ближайшего развития , естественным путем сбалансированно развивая малыша. Обучение – направленно и более всего использует концентрацию внимания, ресурс памяти и механическое освоение навыков.

Особенность №4

Сторонники раннего обучения утверждают, что наиболее важным периодом в обучении является возраст от трех месяцев до трех лет. «После трех уже поздно», – убеждают они себя и других. Возникает вопрос: «Что именно поздно?» И на него мы имеем реальный и подтвержденный практикой ответ. После трех трудно научить ребенка говорить, если он до этого не слышал человеческой речи, трудно социализировать «дикаря», если он жил вместе с животными, трудно научить прямохождению и т. д. То есть если ребенок пропускает периоды естественного развития человеческих навыков, потом с ними возникают трудности.

Но читать, писать и считать, а также стоять на коньках или играть на музыкальном инструменте до трех лет – совсем не естественный навык. Он не нужен малышу для жизни.

Может быть, но необязателен… Более того, обучение ему может притормозить развитие навыков, положенных от природы: будет читать, но не освоит ложку и вилку, будет считать, но не сможет договориться с носовым платком, сыграет вам «Во поле березка», но так и не запомнит дорогу из дома до детского сада, не найдет товарищей по песочнице и не придумает своей игры во время купания.

Особенность №5

До трех лет ребенок обучается через «метод обезьянки». Он повторяет то, что вы делаете, то что вы говорите. И чаще всего дети делают это виртуозно. Головушка еще свободная, ничем не забитая, почему бы не поместить туда названия двенадцати месяцев и имена русских царей заодно? Они запомнят. Не очень поймут, зачем и куда эти знания потом девать, но запомнят…

До 6–7 лет память ребенка впитывает все, что вы ей предложите. Впитывает и даже выдает на гордость родителям в ответ на вопросы родных и соседей. Но… малыш не систематизирует и не анализирует то, что запоминает.

Ребенок в детстве при развитии

Последователи раннего обучения считают, что наиболее эффективно стимулировать мозговую активность в период интенсивного роста мозга – до 6–7 лет: чем младше ребенок, тем проще его обучать. Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Действительно, не стоит бояться «перекормить» детский мозг, потому что он, как губка, быстро впитывает знания, а, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. На этом тезисе построены все известные методики раннего умственного развития: Глена Домана, Зайцева, Никитиных. Это так, «перекормить» получится вряд ли, а вот «забить» и «обленить» при определенной настойчивости получится наверняка.

У преждевременной «интеллектуализации» существует масса «подводных камней», и они именно подводные. Поэтому внешне все может быть очень даже хорошо. И скорее всего, ваш малыш справится с вашим желанием вложить в него основы астрофизики в дошкольном возрасте, в конце концов, человек – самое адаптивное существо на земном шаре. Но все-таки…

Есть психологический закон, чтобы новая информация, навык и т. д., которые получил ребенок до 3–4 лет не вызвали в нем отторжения и не легли мертвым грузом, ему надо их проиграть. Играет ли ваше чадо в «читателя книги»? Умеет ли считать его любимый динозавр?

Поет ли ваш юный Карузо сам для себя?

Нет?.. Тогда будьте внимательны. Возможно, перегрузки уже начали свое темное дело. И в первую очередь трудности могут быть связаны с особенностями физиологического развития мозга.

Таким образом, раннее развитие и воспитание детей имеет разные стороны, как положительные, та и отрицательные. При развитии детей в раннем детстве необходимо учитывать особенности дошкольного возраста и возраст ребенка.

Источник

«Это всё из детства» — расхожая фраза для объяснения самых разных вещей. Детские годы действительно влияют на жизнь куда больше, чем мы предполагаем. Учёные выяснили, что в это время может измениться даже ДНК, повлияв на то, какие заболевания и когда разовьются у человека во взрослом возрасте. Исследование, в котором приняли участие пятьсот филиппинцев, за которыми следили от рождения до двадцати одного года, показало, что определённые ситуации и факторы из детства способны приводить к модификации генов, связанных с воспалением. Разбираемся, какие вещи действительно закладываются в детстве, а какие приходят с возрастом.

Текст: Марина Левичева

Распространено мнение, что многие проблемы психического здоровья, с которыми человек сталкивается во взрослом возрасте, связаны с событиями из детства. Многочисленные исследования на тему показывают, что это действительно так.

Доказано, например, что у мужчин с патологическими зависимостями часто есть история детских травм, включая физическое насилие или насилие в семье, а девочки с детскими травмами с большей вероятностью будут курить, когда вырастут. Сильный стресс в детском возрасте — из-за изменения активности тучных клеток в мозге — увеличивает склонность человека к депрессии в будущем. А просмотр телевизора в течение двух или более часов в день детьми в возрасте от двух до пяти лет может спровоцировать трудности с поведением и социализацией.

Кроме того, исследования одно за другим подтверждают, что между телом и психикой существует тесная связь. Так, например, учёные доказали, что травматические события детства увеличивают риск ранней смерти (причём чем их больше, тем этот риск выше). А частоту инфекционных заболеваний в детском возрасте связали с риском психических расстройств. Новые исследования показывают, что негативное влияние на ментальное здоровье детей может оказывать и воздействие выхлопных газов. В то время как загрязнение воздуха в целом почти наверняка провоцирует тревожность у детей и подростков.

Хорошие новости? Учёные сходятся во мнении, что взаимодействие с природой в детстве способно улучшить ситуацию. А если учесть, что общение с домашним скотом ещё и укрепляет естественный иммунитет ребёнка, бонусы летнего отдыха у бабушки в деревне окажутся неоспоримы.

Невероятно, но факт: если говорить о развитии мозга ребёнка, то время, проведённое за уроками, может быть менее важно, чем время, проведённое на игровой площадке возле дома. Исследования показывают, что опыт игры изменяет связи между нейронами в областях мозга, ответственных за социальное взаимодействие и социальные навыки, которые, в свою очередь, по крайней мере частично определяют успеваемость ребёнка при взрослении.

Исследование 2015 года, проведённое в Гарвардской школе бизнеса, показало, что дочери работающих матерей чаще добиваются более высоких карьерных результатов и могут претендовать на более высокую заработную плату, тогда как их сыновья больше занимаются домашними делами и проявляют больше заботы о членах семьи, когда вырастают. А дополнительное исследование в рамках той же темы позволило утверждать, что в итоге дети работающих мам не менее счастливы в среднем, чем дети неработающих мам.

Каждый человек хоть что-нибудь да слышал о том, что если включать младенцам или ещё не рождённым детям музыку Моцарта, они вырастут умными людьми. Идея стала невероятно популярна среди родителей после публикации в журнале Nature в 1993 году подтверждающего «эффект Моцарта» исследования. Больше того, в 1998 году губернатор штата Джорджия просил выделить бюджет на диски с музыкой Моцарта, чтобы выдавать их молодым родителям.

Но проблема с оригинальным исследованием состояла в том, что в нём не только не использовался термин «эффект Моцарта» (упс!), но эксперименты вообще проводились не на детях, а на студентах в количестве 36 человек. Метаанализ сразу 16 исследований на тему, проведённый в 1999 году, показал, что хотя музыка Моцарта улучшает способность человека к мысленным манипуляциям, этот эффект непродолжителен и он уж точно не делает нас умнее. Ещё более масштабный анализ, опубликованный в 2010 году, продемонстрировал, что музыка в целом может дать небольшой положительный эффект в смысле улучшения продуктивности, однако это не относится только к Моцарту или только к классическим произведениям.

Учёные из Корнеллского университета говорят, что изучение второго языка не вызывает языковой путаницы, задержки развития или когнитивных нарушений. Больше того, дети, которые говорят на двух языках, удерживают внимание под влиянием внешних стимулов лучше, чем дети, которые знают только один язык.

Исследования предполагают, что у первенцев могут быть лучшие навыки мышления по сравнению с младшими братьями и сёстрами. Но дело здесь не в генетике. Это, уверены учёные, объясняется тем, что при равной степени эмоциональной привязанности к детям родители больше поддерживают первого ребёнка в задачах, развивающих когнитивные способности. Хотя здесь не обходится без недостатков: именно первенцы на 20 % чаще страдают близорукостью.

Что касается теории порядка рождения, выдвинутой в начале XX века австрийским психологом Альфредом Адлером, то её современная наука предлагает обходить стороной. Исследования убедительно доказывают, что на личностные черты ребёнка не оказывает влияния тот факт, был он в семье «старшеньким», «средненьким» или «младшеньким».

Ранние исследования показывали, что единственные дети в семье, как правило, якобы «избалованны» и «сверхчувствительны», однако в более поздних работах на тему было установлено, что единственное их отличие от сверстников, которые растут с братьями и (или) сёстрами, — более сильная связь с родителями. И, возможно, более нарциссическое поведение, хотя это ещё нужно проверить.

Впрочем, если версия о нарциссизме верна, то единственным детям будет чем крыть. Современной науке удалось доказать, что у детей без родных братьев и сестёр больший объём серого вещества в определённых областях мозга, что делает их мышление более гибким и творческим. Хотя на интеллекте, справедливости ради, это никак не отражается.

Многие считают, что маленькие дети очаровательны: маленький нос и подбородок, большие щёчки и глаза. Исследования показывают, что как у родителей, так и у неродителей младенцы часто вызывают реакцию, которую невозможно контролировать, в областях мозга, связанных с вознаграждением. Это приводит к повышенному вниманию, необходимому малышам для выживания. А ещё — к «миленькой агрессии», которую мы обычно испытываем и по отношению к детёнышам животных.

Пытаясь выяснить, почему дети растут значительно медленнее, чем детёныши млекопитающих, и дольше зависят от родителей, учёные из Северо-Западного университета в Эванстоне пришли к выводу, что всё дело в ресурсах и энергии, необходимых для развития сложного человеческого мозга. Рост тела отодвигается организмом на второй план, в то время как мозг растёт и развивается с невероятной скоростью.

Было бы здорово, если бы на что-то подобное были способны взрослые (особенно в пятницу), но именно дети могут прыгать и бегать часами, делая совсем небольшие перерывы. И вот суровая правда: детская выносливость может конкурировать с выносливостью профессиональных спортсменов, в то время как их мышечная ткань восстанавливается даже быстрее. Кроме того, мышцы в детском организме медленнее устают, что вообще удивительно, поскольку у детей более короткие конечности, так что при ходьбе и беге они вынуждены тратить больше энергии.

Эксперименты показали, что дело здесь в использовании аэробных (зависимых от кислорода) энергетических путей, которые производят энергию медленнее, но сохраняется она дольше. Ну, а взрослые в это время — и особенно в случае необходимости быстро сделать что-то — полагаются в основном на анаэробные (независимые от кислорода) энергетические пути, которые обеспечивают мощный заряд энергии, однако расходуется она довольно быстро.

У большинства людей нет воспоминаний о первых трёх-четырёх годах жизни — и это нормально. Явление, также известное как «детская амнезия», занимает психологов десятки лет, но выяснить окончательно, почему она всё-таки возникает, пока не получается. Но дело не в неспособности детей в этом возрасте формировать долгосрочные воспоминания — в одном эксперименте шестимесячные малыши в течение нескольких недель помнили, как управлять игрушечным поездом с помощью рычага (чему их обучили лишь однажды).

Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что, поскольку с возрастом точка отсчёта воспоминаний сдвигается (взрослые могут помнить себя уже с шести или семи лет), проблемным является не формирование воспоминаний, но их сохранение. У науки есть основания предполагать, что на воспоминания влияет и освоение языка. Если в момент происходящего ребёнок может рассказать о событии, вероятность того, что он будет помнить о нём спустя годы, значительно возрастает. Кстати, большинство наших детских воспоминаний вымышлены. Хотя если они позитивные, то это, возможно, помогает поддерживать самооценку.

Тесты, предлагающие определить психологический возраст, могут врать. Но учёные такой привычки не имеют, так что если они говорят, что мы взрослеем позже, чем принято считать, значит, так оно и есть. О том, что подростковым следует считать возраст с десяти лет до двадцати четырёх лет, учёные заговорили ещё в 2018 году, мотивируя это более продолжительным образованием и отложенным браком и родительством, которые свойственны современным молодым людям.

Теперь же речь идёт не о строгой классификации, а том времени, когда человек окончательно становится взрослым. И последние данные выглядят крайне обнадёживающе: учёные из Кембриджского университета говорят, что изменения в мозге происходят в течение трёх десятилетий, так что и взрослеем мы где-то в районе тридцати лет. Не так уж плохо, правда?

Оказывается, в том, что в детстве три месяца лета длились бесконечно, а сегодня они пролетают за один миг, виноват наш мозг. А именно снижающаяся по мере старения тела скорость приёма и обработки поступающей информации, выяснили учёные из Университета Дьюка. Поскольку нейроны со временем увеличиваются в размерах, а связи в мозге становятся сложнее, всё это приводит к более длинным путям прохождения сигналов. Кроме того, сами пути тоже стареют, так что сигналы вынуждены справляться ещё и с большим сопротивлением. В итоге взрослый человек за день просматривает меньше изображений, чем подросток, так что ему кажется, что день прошёл «как-то слишком быстро».

Несмотря на то что зависимость от видеоигр внесли в МКБ-11, тлетворное влияние компьютерных игр на детей и подростков сильно преувеличивают. Хотя что касается компьютерных «стрелялок», то они, кажется, и правда могут несколько изменить поведение детей при взаимодействии с оружием. С другой стороны, эксперты призывают родителей перестать обвинять во всех грехах компьютеры и мобильные устройства, напоминая, что, во-первых, социальные сети могут быть полезны, а во-вторых, если что-то и увеличивает риск опасных для общества действий с применением оружия, так это насилие в семье (анализ 2018 года показал, что это имело место в 54 % случаев массовой стрельбы в США).

ФОТОГРАФИИ: store.moma

Источник