Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Разделы публикаций
Публикации Показан раздел «Познавательное развитие»
Математическая прогулка. Занятие для детей старшего дошкольного возраста
А.Д. Балицкая, воспитатель, ДОУ детский сад № 507, Москва Цель. Закреплять представления о свойствах и признаках предметов, навыки порядкового счёта, умение ориентироваться…
Многофункциональный конструктор «Волшебный коробок»
Е.Н. Залуцкая, воспитатель, С.С. Щавелева, воспитатель, С.Л. Трошина, учитель-логопед, МБДОУ Детский сад № 3 «Светлячок», г. о. Красноармейск, Московская область…
Берегите ёлочки – зелёные иголочки! Занятие для детей старшего дошкольного возраста
Л.П. Беспалова, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ Детский сад № 15 «Золотая рыбка», п. Развилка, Московская обл. Цель. Расширять и обобщать представления о хвойном лесе…
Изготовление кукол-рукавичек к спектаклю «Курочка Ряба»
Н.Ф. Сорокина, заслуженный учитель РФ, педагог дополнительного образования детского ясли-сада ООО«KidsPlanet», Москва Е.В. Степанова, учитель-логопед детского ясли-сада ООО «KidsPlanet», Москва…
Здесь начинается Родина. Досуг в старшей группе компенсирующей (логопедической) направленности
М.Н. Князева, С.Г. Фролова, воспитатели, О.В. Логинова, учитель-логопед, МБДОУ Детский сад комбинированного вида р. п. Исса, Иссинский район, Пензенская область;…
Ноябрь-листогной. Конспект занятия
Г.Я. Комкова, учитель начальных классов, ГБПОУ КМТИ им. Г.П. Вишневской, Москва Материал. Кукла Домовой. Карточки с изображением овощей, фруктов и злаков. Колпак и шарики…
Осеннее путешествие по родному городу. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Л.В. Гусенкова, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 24, г. Балахна, Нижегородская область Цель. Формирование у детей нравственно-патриотических чувств. Задачи.…
Лесной концерт. Стихи для детей
Н.А. Мигунова, поэтесса, член Союза писателей РФ и Международного писательского сообщества 2019-й год объявлен в России Годом театра. Поэтому предлагаем…
Зимние заботы. Занятие во второй младшей группе
А.Д. Балицкая, воспитатель, ГОУ детский сад № 507, Москва Цель. Учить различать понятия «один» и «много», предметы по цвету и величине. Продолжать…
Заяц Егорка. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
И.Н. Четвертухина, воспитатель, ГБОУ Школа № 64, г. Москва Занятие проводилось в рамках календарного плана с использованием физкультминутки. Предварительно…
Моя малая родина – город Павлово. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
В.А. Цибисова, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 31, г. Павлово, Павловский район, Нижегородская область; лауреат Всероссийского конкурса «Моя малая родина» …
Москва театральная. Досуг в подготовительной к школе группе
М.П. Кошелева, музыкальный руководитель, ГБОУ Школа № 460 им. дважды Героев Советского Союза А.А. Головачёва и С.Ф. Шутова, ДГ № 2, Москва Цель. Развивать мышление, воображение, умение импровизировать. Продолжать…
- Следующая страница →
Источник
Социально‐коммуникативное развитие
М. Двоеглазова. Психолого‐педагогические условия развития игры как культурной практики дошкольного детства
Познавательное развитие
С. Кожокарь. Дошкольникам – об исследователе Кусто
Аннотация. В статье раскрывается методика формирования познавательного интереса к творческой деятельности Жака‐Ива Кустó у детей старшего дошкольного возраста. Автор предлагает особый подход в ознакомлении с личностью известного океанографа, исследователя, изобретателя.
Год российского кино
К. Зурабова, Е. Долгая. «Кабы не было зимы…»
Н. Новикова. Сделай мультфильм сам – покажи друзьям! Исследовательский проект
А. Звонар. Пластилиновый лимерик. Мультфильм, созданный детьми и родителями
Речевое развитие
О. Кожемякина, С. Панарина, С. Чулкова. Новогодняя открытка. Старший дошкольный возраст
М. Суркова. Проделки Снежной королевы. Для детей 6–8 лет
Н. Карева. Путешествие снежинки‐пушинки
В. Сперантов. Слон на обоях. О стихах Галины Дядиной
Художественно‐эстетическое развитие
Л. Заикина. Экскурсия в картинную галерею. Для детей 6–8 лет
Е. Чертова, С. Куракова. Лапти‐лапотушечки. Досуг для детей 6–8 лет
И. Литвин, Л. Никонова. Творческая мастерская «Необычными вещами мы рисуем без труда».Взаимодействие с семьей в условиях введения ФГОС ДО
Физическое развитие
М. Кубанкова. Новогодний праздник в бассейне
В. Емельянова, С. Силантьева. «Сказка о глупом мышонке». Физкультурный досуг для детей 3–4 лет
Взаимодействие с семьей
Г. Бычкова. Воспитываем вместе
Т. Суркова, Д. Суркова, Т. Шило, Н. Павлова. В поисках Золушки. Сценарий игры по сказкам Ш. Перро «Золушка» и «Кот в сапогах» для детей 5–8 лет с участием родителей
Коррекционная работа
И. Емельянова, С. Маркова. Специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО (при реализации примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех»)
Аннотация. В статье описывается специфика работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в группах комбинированной направленности ДОО по предложенной авторами примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Успех» (разработана с учетом требований ФГОС дошкольного образования).
Ранний возраст
Т. Лебедева. Дидактическая игрушка «Цветик‐семицветик». Для детей 1 года – 3 лет
А. Головина. Рисунок на песке. Для детей 2–3 лет
Предметно‐пространственная среда
О. Скотников. Мини‐робот «Умная пчела». Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления у детей 5 лет
О. Терскова. Новая жизнь ненужных вещей
Н. Филюшкина. Дарить радость детям
Е. Сухинина, Л. Храмцова. Покормите птиц зимой
Специалисту детского сада
Е. Рим. Мы играем в театр. Театральный фестиваль для детей 3–6 лет
Л. Еловская. Как Маша поссорилась с подушкой. Сценарий кукольного спектакля для детей 3–4 лет по мотивам одноименной сказки Г. Лебедевой
Профессия – педагог
О. Зайцева, О. Багадаева. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Аннотация. В статье рассматриваются понятия «таксономия целей педагогической деятельности», «компетентность» воспитателя в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Представлен опыт построения методической работы по развитию компетенций, включающий диагностический компонент, а также комплекс интерактивных форм работы с педагогами.
Научный поиск
О. Шелкунова, А. Квасова. Психолого‐педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Универсальный алгоритм построения индивидуальных программ
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации психолого‐педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ. Описаны процедура и результаты обследования социального и познавательного развития умственно отсталых дошкольников, психолого‐педагогической компетентности их родителей. Представлен универсальный алгоритм построения индивидуальных программ психолого‐педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Раскрыто содержание разделов индивидуальной программы.
В. Веретенникова. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка в современной системе дошкольного образования
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изменения содержания образовательного процесса в системе дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Цель статьи – представить методологические основания проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка, в качестве которых выступает система основных и дополнительных принципов, направленных на решение задач, сформулированных во ФГОС ДО.
Готовимся к празднику
С. Буркова, Л. Королёнок. Новогодняя елка. Утренник для детей старшей группы
Л. Лазарева. Защитим елочку. Театрализованное представление для детей 6–8 лет
От редакции. Быстрое преображение: элементы костюмов
Источник
Аннотация. Одним из важных направлений в работе с детьми ДОУ является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Дошкольник по своей сути является неутомимым исследователем он появляется на свет с уже врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым жизненным условиям. Ребенку все интересно, он все хочет знать. От того какие условия мы создадим для познавательного развития ребенка зависит какими знаниями он будет обладать. Если ребенок находится в замкнутом пространстве квартиры, то и мышление у него будет ограниченное.
Ключевые слова: познавательные процессы, дети дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение.
В ДОУ созданы необходимые условия предполагающие вовлекать дошкольника в познавательную активность через образовательную деятельность, совместную и наконец, самостоятельную деятельность.
Благодаря познавательной активности ребенка в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира формирующийся в процессе развития.
Формируются познавательные процессы, такие как: восприятие, внимание, память, воображение, мышление. У дошкольника накапливается информация, собранная человечеством на пути познания мира, их опыт и достижения.
Информация состоит из мыслительных процессов, отдельных сведений, фактов, событий. Стоит рассмотреть, что к ней относится:
- интерес ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
- способ получения информации, т.е. способ познания и средства познания;
- переработка дошкольником информации: систематизация, сбор, упорядочивание и даже забывание;
- отношение ребенка к миру: его эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира [1, с. 174].
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми компонентами познавательной сферы.
ФГОС ДО выделяет цели и задачи дошкольного образования, среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
Рассмотрим задачи:
- поощрение любознательности дошкольника, развитие и выявление его интересов;
- формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности;
- развитие творческих задатков и воображения;
- формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов [4, с. 5].
Главное условие работы педагога с дошкольниками — развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства, а также ориентироваться на их возможности. Педагог строит образовательную деятельность через игру по эвристическому методу, т.е. он не дает готовых знаний, а вовлекает дошкольников в исследования, развивает их самостоятельность познания и проявления инициативы. По качеству и количеству вопросов педагог может судить, насколько развит у ребенка познавательный интерес.
Итак, познавательный интерес – это стремление ребенка выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности познавать новое, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
В младшем возрасте воспитатель выступает источником информации, а для старшего дошкольника он руководит познавательной деятельностью и создает необходимые условия. Поэтому, для дошкольника имеет большое значение его отношение к воспитателю как к партнеру, знающему, умеющему и авторитетному, которому хочется подражать. В данном случае необходимо строить образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослого и ребенка ориентированную на интересы и возможности каждого ребенка.
Как уже было сказано выше, познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется его ценностное отношение к миру, личностный опыт, а также формируются потребности в знании и познании. В этой деятельности создаются наиболее благоприятные действия для развития таких важных умственных действий, как: анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, классификация и сериация.
Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Неразрывными частями единого процесса отражения и познания действительности являются: ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь. Наглядно представляя себе любой предмет, явление, ощущая, воспринимая, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.
Содержание познавательного развития детей предполагает:
- развитие воображения и творческой активности;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);
- формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира [3, с. 19].
Огромную роль в развитии познавательных интересов дошкольников играет предметно — пространственная среда. Содержание и насыщенность среды должна соответствовать содержанию Программы и возрастным особенностям ребенка. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно — насыщенной, вариативной, полифункциональной, трансформируемой, доступной и безопасной.
Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при поддержке его инициативы и возможности выбора видов активности и необходимых материалов.
Если ребенок чувствует себя значимым человеком, он прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, когда он понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы. При этом у дошкольника формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора, а также развивается внутренняя целеустремленность.
При условии правильно организованного педагогического процесса и предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.
Список литература:
- Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2010.-360 с.
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-672 с.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. — М., 2013. — 26 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Педагогика, 2010. – 304 с.
Источник
Иллюстрированный методический журнал для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех видов (общеразвивающих, коррекционных, специализированных детских домов, Центров развития ребёнка, детских садов Монтессори и др.) издаётся с 2001 года. Журнал пользуется популярностью не только в России, но и странах ближнего зарубежья.
Основное направление журнала – методическая помощь педагогам по всем направлениям детской деятельности, ознакомление с передовым опытом, новыми технологиями. И начинающие, и опытные воспитатели, методисты, логопеды, дефектологи, педагоги-психологи найдут на страницах издания нужный им материал.
В течение прошедших лет менялась периодичность выпуска журнала (с 2017 года он будет выходить ежемесячно), его рубрикация, но тематика публикуемых статей всегда была неразрывно связана с государственными программами дошкольного образования, с нормативными документами и рекомендациями Министерства образования и науки РФ.
Введение новых стандартов образования вызвало у практиков много вопросов. Для их разъяснения в журнале появилась рубрика «ФГОС: формы и методы работы в ДОО». Ведущий рубрики кандидат педагогических наук, методист дошкольного учреждения, член редколлегии журнала Ю.А.Гладкова на конкретных примерах, с приведением планирования и мониторинга объясняет содержание каждой образовательной области.
Журнал своевременно реагирует на проблемы современного дошкольного образования и предлагает варианты их решения.
В настоящее время актуальны вопросы социализации, адаптации детей, формирования их эмоционально-волевой сферы, познавательного и коммуникативного развития, толерантности. Решение этих вопросов требует участия различных специалистов, особенно педагогов-психологов.
В журнале есть рубрика «Практикум: психолог – воспитателю», которую ведёт Н.М.Баринова, педагог-психолог, руководитель Психологического отделения Центра Естественного Развития и Здоровья Ребёнка, член редколлегии журнала. Тематика статей рубрики: проявления некоторых «особенностей» детей и рекомендации воспитателю, как работать с такими детьми (приведены методики, игры, упражнения), как привлекать родителей к совместной деятельности, как сохранить своё здоровье и «не сгореть» на работе.
Методы и приёмы работы с «особенными» детьми (они полезны и для дошкольников с нормой развития) можно найти в рубрике «Психолого-педагогическое сопровождение» (например, цикл статей «Песочная терапия», разные виды пальчиковой гимнастики, «Куклотерапия», программы подготовки к школе детей с нарушением речи и детей с ЗПР и др.).
Планирование воспитательно-образовательного процесса, конспекты занятий, досугов, праздников, экспериментальная и творческая деятельность дошкольников, авторские методики адаптации детей к дошкольному учреждению и к школе, формы и методы работы с родителями, консультации специалистов (врачей, педагогов и др.) – все эти материалы вы найдёте в наших рубриках.
Рубрикация каждого номера может варьироваться. Это зависит от планов редакции и актуальности поступающего материала.
Тростянская Г.А.
Главный редактор журнала «Ребёнок в детском саду»
Источник