Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста thumbnail

Публикации Показан раздел «Познавательное развитие»

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Математическая прогулка. Занятие для детей старшего дошкольного возраста

А.Д. Балицкая, воспитатель, ДОУ детский сад № 507, Москва   Цель. Закреплять представления о свойствах и признаках предметов, навыки порядкового счёта, умение ориентироваться…

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Многофункциональный конструктор «Волшебный коробок»

Е.Н. Залуцкая, воспитатель, С.С. Щавелева, воспитатель, С.Л. Трошина, учитель-логопед, МБДОУ Детский сад № 3 «Светлячок», г. о. Красноармейск, Московская область…

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Берегите ёлочки – зелёные иголочки! Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Л.П. Беспалова, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ Детский сад № 15 «Золотая рыбка», п. Развилка, Московская обл.   Цель. Расширять и обобщать представления о хвойном лесе…

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Изготовление кукол-рукавичек к спектаклю «Курочка Ряба»

Н.Ф. Сорокина, заслуженный учитель РФ, педагог дополнительного образования детского ясли-сада ООО«KidsPlanet», Москва Е.В. Степанова, учитель-логопед детского ясли-сада ООО «KidsPlanet», Москва…

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Здесь начинается Родина. Досуг в старшей группе компенсирующей (логопедической) направленности

М.Н. Князева, С.Г. Фролова, воспитатели, О.В. Логинова, учитель-логопед, МБДОУ Детский сад комбинированного вида р. п. Исса, Иссинский район, Пензенская область;…

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Ноябрь-листогной. Конспект занятия

Г.Я. Комкова, учитель начальных классов, ГБПОУ КМТИ им. Г.П. Вишневской, Москва   Материал. Кукла Домовой. Карточки с изображением овощей, фруктов и злаков. Колпак и шарики…

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Осеннее путешествие по родному городу. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

Л.В. Гусенкова, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 24, г. Балахна, Нижегородская область   Цель. Формирование у детей нравственно-патриотических чувств. Задачи.…

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Лесной концерт. Стихи для детей

Н.А. Мигунова, поэтесса, член Союза писателей РФ и Международного писательского сообщества 2019-й год объявлен в России Годом театра. Поэтому предлагаем…

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Зимние заботы. Занятие во второй младшей группе

А.Д. Балицкая, воспитатель, ГОУ детский сад № 507, Москва   Цель. Учить различать понятия «один» и «много», предметы по цвету и величине. Продолжать…

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Заяц Егорка. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

И.Н. Четвертухина, воспитатель, ГБОУ Школа № 64, г. Москва   Занятие проводилось в рамках календарного плана с использованием физкультминутки. Предварительно…

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Моя малая родина – город Павлово. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

В.А. Цибисова, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 31, г. Павлово, Павловский район, Нижегородская область; лауреат Всероссийского конкурса «Моя малая родина»  …

Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Москва театральная. Досуг в подготовительной к школе группе

М.П. Кошелева, музыкальный руководитель, ГБОУ Школа № 460 им. дважды Героев Советского Союза А.А. Головачёва и С.Ф. Шутова, ДГ № 2, Москва   Цель. Развивать мышление, воображение, умение импровизировать. Продолжать…

  • Следующая страница →

Источник

Социально‐коммуникативное развитие

М. Двоеглазова. Психолого‐педагогические условия развития игры как культурной практики дошкольного детства

Познавательное развитие

С. Кожокарь. Дошкольникам – об исследователе Кусто  

Аннотация. В статье раскрывается методика формирования познавательного интереса к творческой деятельности Жака‐Ива Кустó у детей старшего дошкольного возраста. Автор предлагает особый подход в ознакомлении с личностью известного океанографа, исследователя, изобретателя.

Год российского кино

К. Зурабова, Е. Долгая. «Кабы не было зимы…»

Н. Новикова. Сделай мультфильм сам – покажи друзьям! Исследовательский проект

А. Звонар. Пластилиновый лимерик. Мультфильм, созданный детьми и родителями

Речевое развитие

О. Кожемякина, С. Панарина, С. Чулкова. Новогодняя открытка. Старший дошкольный возраст

М. Суркова. Проделки Снежной королевы. Для детей 6–8 лет

Н. Карева. Путешествие снежинки‐пушинки

Читайте также:  Развитие ребенка от месяца до двух месяцев

В. Сперантов. Слон на обоях. О стихах Галины Дядиной

Художественно‐эстетическое развитие

Л. Заикина. Экскурсия в картинную галерею. Для детей 6–8 лет

Е. Чертова, С. Куракова. Лапти‐лапотушечки. Досуг для детей 6–8 лет

И. Литвин, Л. Никонова. Творческая мастерская «Необычными вещами мы рисуем без труда».Взаимодействие с семьей в условиях введения ФГОС ДО

Физическое развитие

М. Кубанкова. Новогодний праздник в бассейне

В. Емельянова, С. Силантьева. «Сказка о глупом мышонке». Физкультурный досуг для детей 3–4 лет

Взаимодействие с семьей

Г. Бычкова. Воспитываем вместе

Т. Суркова, Д. Суркова, Т. Шило, Н. Павлова. В поисках Золушки. Сценарий игры по сказкам Ш. Перро «Золушка» и «Кот в сапогах» для детей 5–8 лет с участием родителей

Коррекционная работа

И. Емельянова, С. Маркова. Специфика работы с детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО (при реализации примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех»)  

Аннотация. В статье описывается специфика работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в группах комбинированной направленности ДОО по предложенной авторами примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Успех» (разработана с учетом требований ФГОС дошкольного образования).

Ранний возраст

Т. Лебедева. Дидактическая игрушка «Цветик‐семицветик». Для детей 1 года – 3 лет

А. Головина. Рисунок на песке. Для детей 2–3 лет

Предметно‐пространственная среда

О. Скотников. Мини‐робот «Умная пчела». Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления у детей 5 лет

О. Терскова. Новая жизнь ненужных вещей

Н. Филюшкина. Дарить радость детям

Е. Сухинина, Л. Храмцова. Покормите птиц зимой

Специалисту детского сада

Е. Рим. Мы играем в театр. Театральный фестиваль для детей 3–6 лет

Л. Еловская. Как Маша поссорилась с подушкой. Сценарий кукольного спектакля для детей 3–4 лет по мотивам одноименной сказки Г. Лебедевой

Профессия – педагог

О. Зайцева, О. Багадаева. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО  

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «таксономия целей педагогической деятельности», «компетентность» воспитателя в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Представлен опыт построения методической работы по развитию компетенций, включающий диагностический компонент, а также комплекс интерактивных форм работы с педагогами.

Научный поиск

О. Шелкунова, А. Квасова. Психолого‐педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Универсальный алгоритм построения индивидуальных программ   

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации психолого‐педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ. Описаны процедура и результаты обследования социального и познавательного развития умственно отсталых дошкольников, психолого‐педагогической компетентности их родителей. Представлен универсальный алгоритм построения индивидуальных программ психолого‐педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Раскрыто содержание разделов индивидуальной программы.

В. Веретенникова. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка в современной системе дошкольного образования  

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изменения содержания образовательного процесса в системе дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Цель статьи – представить методологические основания проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка, в качестве которых выступает система основных и дополнительных принципов, направленных на решение задач, сформулированных во ФГОС ДО.

Готовимся к празднику

С. Буркова, Л. Королёнок. Новогодняя елка. Утренник для детей старшей группы

Л. Лазарева. Защитим елочку. Театрализованное представление для детей 6–8 лет

От редакции. Быстрое преображение: элементы костюмов

Источник

Аннотация. Одним из важных направлений в работе с детьми ДОУ является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Дошкольник по своей сути является неутомимым исследователем он появляется на свет с уже врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым жизненным условиям. Ребенку все интересно, он все хочет знать. От того какие условия мы создадим для познавательного развития ребенка зависит какими знаниями он будет обладать. Если ребенок находится в замкнутом пространстве квартиры, то и мышление у него будет ограниченное.

Ключевые слова: познавательные процессы, дети дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение.

В ДОУ созданы необходимые условия предполагающие вовлекать дошкольника в познавательную активность через образовательную деятельность, совместную и наконец, самостоятельную деятельность.

Читайте также:  Эпилепсия у ребенка отставание в развитии

Благодаря познавательной активности ребенка в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира формирующийся в процессе развития.

Формируются познавательные процессы, такие как: восприятие, внимание, память, воображение, мышление. У дошкольника накапливается информация, собранная человечеством на пути познания мира, их опыт и достижения.

Информация состоит из мыслительных процессов, отдельных сведений, фактов, событий. Стоит рассмотреть, что к ней относится:

  • интерес ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
  • способ получения информации, т.е. способ познания и средства познания;
  • переработка дошкольником информации: систематизация, сбор, упорядочивание и даже забывание;
  • отношение ребенка к миру: его эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира [1, с. 174].

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми компонентами познавательной сферы.

ФГОС ДО выделяет цели и задачи дошкольного образования, среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Рассмотрим задачи:

  • поощрение любознательности дошкольника, развитие и выявление его интересов;
  • формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности;
  • развитие творческих задатков и воображения;
  • формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов [4, с. 5].

Главное условие работы педагога с дошкольниками — развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства, а также ориентироваться на их возможности. Педагог строит образовательную деятельность через игру по эвристическому методу, т.е. он не дает готовых знаний, а вовлекает дошкольников в исследования, развивает их самостоятельность познания и проявления инициативы. По качеству и количеству вопросов педагог может судить, насколько развит у ребенка познавательный интерес.

Итак, познавательный интерес – это стремление ребенка выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности познавать новое, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

В младшем возрасте воспитатель выступает источником информации, а для старшего дошкольника он руководит познавательной деятельностью и создает необходимые условия. Поэтому, для дошкольника имеет большое значение его отношение к воспитателю как к партнеру, знающему, умеющему и авторитетному, которому хочется подражать. В данном случае необходимо строить образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослого и ребенка ориентированную на интересы и возможности каждого ребенка.

Как уже было сказано выше, познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется его ценностное отношение к миру, личностный опыт, а также формируются потребности в знании и познании. В этой деятельности создаются наиболее благоприятные действия для развития таких важных умственных действий, как: анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, классификация и сериация.

Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Неразрывными частями единого процесса отражения и познания действительности являются: ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь. Наглядно представляя себе любой предмет, явление, ощущая, воспринимая, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Содержание познавательного развития детей предполагает:

  • развитие воображения и творческой активности;
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);
  • формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира [3, с. 19].

Огромную роль в развитии познавательных интересов дошкольников играет предметно — пространственная среда. Содержание и насыщенность среды должна соответствовать содержанию Программы и возрастным особенностям ребенка. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно — насыщенной, вариативной, полифункциональной, трансформируемой, доступной и безопасной.

Читайте также:  10 месяцев ребенку развитие что должен уметь рост вес

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при поддержке его инициативы и возможности выбора видов активности и необходимых материалов.

Если ребенок чувствует себя значимым человеком, он прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, когда он понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы. При этом у дошкольника формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора, а также развивается внутренняя целеустремленность.

При условии правильно организованного педагогического процесса и предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

Список литература:

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2010.-360 с.
  2. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-672 с.
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. — М., 2013. — 26 с.
  5. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Педагогика, 2010. – 304 с.

Источник

Иллюстрированный методический журнал для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех видов (общеразвивающих, коррекционных, специализированных детских домов, Центров развития ребёнка, детских садов Монтессори и др.) издаётся с 2001 года. Журнал пользуется популярностью не только в России, но и странах ближнего зарубежья.

Основное направление журнала – методическая помощь педагогам по всем направлениям детской деятельности, ознакомление с передовым опытом, новыми технологиями. И начинающие, и опытные воспитатели, методисты, логопеды, дефектологи, педагоги-психологи найдут на страницах издания нужный им материал.

В течение прошедших лет менялась периодичность выпуска журнала (с 2017 года он будет выходить ежемесячно), его рубрикация, но тематика публикуемых статей всегда была неразрывно связана с государственными программами дошкольного образования, с нормативными документами и рекомендациями Министерства образования и науки РФ.
Введение новых стандартов образования вызвало у практиков много вопросов. Для их разъяснения в журнале появилась рубрика «ФГОС: формы и методы работы в ДОО». Ведущий рубрики кандидат педагогических наук, методист дошкольного учреждения, член редколлегии журнала Ю.А.Гладкова на конкретных примерах, с приведением планирования и мониторинга объясняет содержание каждой образовательной области.

Журнал своевременно реагирует на проблемы современного дошкольного образования и предлагает варианты их решения.

В настоящее время актуальны вопросы социализации, адаптации детей, формирования их эмоционально-волевой сферы, познавательного и коммуникативного развития, толерантности. Решение этих вопросов требует участия различных специалистов, особенно педагогов-психологов.

В журнале есть рубрика «Практикум: психолог – воспитателю», которую ведёт Н.М.Баринова, педагог-психолог, руководитель Психологического отделения Центра Естественного Развития и Здоровья Ребёнка, член редколлегии журнала. Тематика статей рубрики: проявления некоторых «особенностей» детей и рекомендации воспитателю, как работать с такими детьми (приведены методики, игры, упражнения), как привлекать родителей к совместной деятельности, как сохранить своё здоровье и «не сгореть» на работе.

Методы и приёмы работы с «особенными» детьми (они полезны и для дошкольников с нормой развития) можно найти в рубрике «Психолого-педагогическое сопровождение» (например, цикл статей «Песочная терапия», разные виды пальчиковой гимнастики, «Куклотерапия», программы подготовки к школе детей с нарушением речи и детей с ЗПР и др.).

Планирование воспитательно-образовательного процесса, конспекты занятий, досугов, праздников, экспериментальная и творческая деятельность дошкольников, авторские методики адаптации детей к дошкольному учреждению и к школе, формы и методы работы с родителями, консультации специалистов (врачей, педагогов и др.) – все эти материалы вы найдёте в наших рубриках.

Рубрикация каждого номера может варьироваться. Это зависит от планов редакции и актуальности поступающего материала.

Тростянская Г.А.
Главный редактор журнала «Ребёнок в детском саду»

Источник