Ребенок в 6 месяцев развитие и питание по комаровскому
Авторы: Мэрилин Сигал
МИР РЕБЕНКА
Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характере ребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает с опаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не так охотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постоянно навещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. К счастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенок преодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подарить игрушку, и они снова станут добрыми друзьями.
Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил свой мягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегда готов общаться и которым доверяет, — это его родители. В сознании малыша мама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой и удовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица может грозить ему разлукой с родителями.
Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становится веселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознавать свое «я» и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любит покривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых, он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.
Двигательные навыки
В возрасте шести месяцев многие дети способны самостоятельно садиться, вытянув руки вперед, а чтобы сохранить равновесие, крепко упираются ими в пол. Находясь в сидячем положении, они видят мир совсем по-другому. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Катаясь в тележке по магазину, он ощутит себя в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных звуков.
Многие шестимесячные дети уже вполне способны самостоятельно передвигаться. Одни ползают, лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами. Другие перемещаются, упираясь коленями. Кроме того, случается, что некоторые малыши, будучи достаточно развитыми, не могут сдвинуться с места. Если перед таким ребенком положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его попытки продвинуться вперед, изо всех сил отталкиваясь ногами, остаются безуспешными, и в конце концов он даже отодвигается назад от цели. Часто мы замечаем, что ребенок, который способен долго и устойчиво сидеть, не любит двигаться.
В этом возрасте малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем снова протягивает свободную руку и хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Пройдет некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен куда-нибудь положить ту, которую держит.
Теперь малыш осознанно стремится достичь цели, кроме того, он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. По-видимому, этому способствуют два обстоятельства: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет малышу воспринимать изображение на расстоянии. Теперь он будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.
В этом возрасте ребенок начинает разбираться в сложных ситуациях и принимать решения. Обратимся к классическому примеру из психологии, когда шестимесячный малыш, видя (по условиям эксперимента), что может упасть, отказывается ползти к матери через мост. В реальной жизни ребенок скорее всего остановится, приближаясь к краю кровати или к верхней ступеньке лестницы. К сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя осторожно, поэтому родители должны постоянно присматривать за ним. Итак, в этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие, которое отражает сложные физиологические процессы, происходящие в его нервной системе.
Часто родители стремятся обучить шестимесячных детей плавать. Смысл заключается в том, что движения плывущего человека напоминают движения ползущего, и если ваш ребенок уже умеет ползать, то без труда научится и плавать. В действительности, если малыша обучают заботливые родители или опытный тренер, он может задерживать дыхание и перемещаться в воде на короткое расстояние. Очень немногим детям удается поднять голову над водой, чтобы перевести дыхание, и почти никто из них не в состоянии целенаправленно проплыть из одного места в другое. Плавание — прекрасное занятие для взрослых и детей. Однако если ребенка обучать слишком рьяно, он может начать бояться воды, и этот страх будет трудно преодолеть.
Способность видеть, слышать, чувствовать
Для ребенка открывается новый мир звуков и образов. Его внимание начинают привлекать незаметные на первый взгляд детали, и он всегда знает, когда вы радуетесь или грустите. Малышу нравится играть одновременно с несколькими предметами, особенно с теми, которые приятно видеть и трогать. Теперь его любимые игрушки — это мячик, сшитый из разных по текстуре и цвету кусочков ткани, мягкая резиновая зверюшка, издающая громкий писк, звенящие кубики, ключи, ложки, кухонная посуда, яркие прищепки для белья.
Итак, ребенок свободно сидит, опираясь на что-либо, занимается игрушками и получает от этого большое удовольствие. Как правило, внимание малыша приковано только к одному предмету, с которым ему нравится играть. Взяв в руку погремушку, ребенок сначала внимательно рассматривает ее. Две-три секунды спустя он начинает энергично трясти ею, затем перекладывает в другую руку, сильно ударяет погремушкой, некоторое время держит ее во рту, снова трясет и наконец роняет. Через какое-то время малыш может обратить внимание на другой предмет и поступить с ним таким же образом.
Ребенка привлекает шуршание оберточной бумаги. Ему нравится мять руками тонкую папиросную бумагу или мягкую фольгу. Поскольку во время игры малыш может затащить ее в рот, необходимо особенно внимательно наблюдать за ним. Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская краска может повредить здоровью малыша.
На этом этапе развития ребенок начинает узнавать знакомые предметы, даже если они чем-нибудь прикрыты. Погремушка, частично прикрытая материей, вызывает особый интерес ребенка. По-видимому, он начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Однако в этом возрасте ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью. Это можно объяснить, во-первых, тем, что пока ребенок еще не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно или если он куда-нибудь закатился. Во-вторых, малыш не знает, что вещи могут быть не видны, если они спрятаны внутри другого предмета, закрыты чем-нибудь или заслонены.
Понимаем своего ребенка
Несмотря на настороженное отношение шестимесячного ребенка к незнакомым людям, ему необходимо человеческое общение. Он любит играть с братьями и сестрами и рад появлению других детей. Если два шестимесячных малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Создается впечатление, что каждый малыш полностью отождествляет себя со своим партнером по игре.
Одна из самых любимых игрушек ребенка — зеркало. Он может подолгу сидеть перед ним, разговаривать со своим отражением и даже целовать его. Если зеркало в ответ молчит, ребенок способен ударить по нему, словно пытаясь выяснить, в чем дело.
По мере того как мир образов и звуков становится богаче, игры, в которые играет малыш, приобретают более сложный характер. Он с удовольствием предвкушает момент, когда «придет коза-рогатая» и «забодает» его, и уже заранее смеется, ожидая щекотку. Малыша привлекают движения взад и вперед, а если папа прячется за дверь, а затем выглядывает, это вызывает у него бурю восторга. Когда взрослый устает от постоянного движения, ребенок пытается изменить правила игры. Если папе надоедает трясти его на коленях и петь, малыш начинает подпрыгивать самостоятельно в надежде продлить удовольствие.
Стремление ребенка заставить взрослого выполнять свои желания наводит на мысль о том, что он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Ему кажется, что люди, а не вещи являются причиной того, что происходит вокруг. Малыш «разговаривает» с игрушками, не требуя от них ответа. Однако когда он общается с людьми, его лепет звучит намного выразительнее и может означать вопрос, ответ, замечание или команду. Если папа пытается спустить ребенка с рук, а тому не нравится это, в голосе малыша появляются повелительные интонации.
Шестимесячный ребенок старается подражать произношению, характерному для языка, на котором говорят взрослые. Его лепет становится более различимым, даже если он сам этого не осознает. Маленький китаец будет «гулить», подражая китайскому языку, кубинец — испанскому, американец — английскому, а лишенный слуха ребенок будет говорить все меньше и меньше. У малыша проявляется все большая способность подражать поведению окружающих. Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу. Теперь мы видим, что ребенок старается повторять и жесты. Однако пока он ограничивается только теми движениями, которые ему известны. Чтобы имитировать движения чьих-то рук, малыш должен видеть свои. Он начинает хлопать в ладоши или ударять по кастрюле, заметив, как это делают родители.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
Ребенок обследует дом
Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.
Сядьте на пол вместе с ребенком
В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе.
Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.
Называйте своими именами
В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела — глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.
Пригласите в гости друзей
Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.
Время игр
Новые открытия
Ладушки
Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.
Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.
Игра со звуками
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.
Фотографии мамы и папы
При любой возможности произносите слова «папа» и «мама». Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш «гулит» «ма-ма» и «па-па», показывайте ему на фотографии и говорите: «Это мама, а это папа».
Развитие координации
«Птички полетели»
Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите «Птички полетели», поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.
Посадите ребенка на плечи
Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.
Покачайте малыша на ноге
Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.
Если ребенок научился ползать
Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.
Крутящийся шарик
Отличный способ заставить малыша ползать — показать ему, как движется по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: «Скорее иди сюда и возьми шарик».
Игра с мячиком
Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Решение проблем
Третья игрушка
Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.
Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло
Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с игрушки одеяло.
Уроните куклу со стола
Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими действиями.
Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра с формочками
Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как нужно ударять ими друг о друга и о стол.
Спрячьте радиоприемник
Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш найти его.
Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного — если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.
Дайте малышу «доску для игр»
Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской доской для игр. Выберите предметы, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где малышу будет удобно играть.
Помашите рукой на прощание
Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию.
Повседневные дела
Время кормления
Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул
В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.
Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске
Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.
Помогите ребенку стучать по столу
Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова «удар, ударять», чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.
Сладкое желе
Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие скользкие кусочки и отправлять их в рот.
Соломинки
Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте несколько крышек на соломинку, оставляя пустое пространство между ними. Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.
Время отдыха
Занимательная подушка
Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.
Большая тряпичная кукла
Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.
опубликовано 21/05/2007 13:36
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология
Источник
В полгода наступает новый этап в становлении малыша. Нормы развития ребенка в 6 месяцев достаточно условны. Малыш может еще не уметь чего-то, положенного по нормативам, но освоить другие навыки, не свойственные его возрасту. Поэтому несоответствие навыков ребенка установленным нормам не должно вызывать панику.
Развитие малыша на 6 месяце
У 6-месячных девочек превосходство речевых способностей уже становится выраженным, хотя в основном развитие детей обоих полов в полгода происходит синхронно. Но есть и некоторые различия, особенно в психо-эмоциональной сфере. Даже при рождении девочки более зрелые и в последующем опережают мальчиков в развитии на 3-4 недели.
В свою очередь, в 6 месяцев мальчики меньше спят, проявляют большее беспокойство. Если особы женского пола от природы больше ориентированы на выживаемость, то мужского – на развитие и прогресс. По этой причине мальчикам нужно больше пространства для полноценного развития, они чаще получают травмы из-за постоянного обследования новых территорий.
Что касается того, как выглядит ребенок в шесть месяцев, то мальчики крупнее девочек.
Физиологические изменения
В полгода большинство детей уже способно твердо удерживать голову, у них исчезает физиологический гипертонус в конечностях. В этом возрасте иногда прорезываются первые зубы – нижние резцы.
Средняя продолжительность сна малыша в 6 месяцев – 15-16 часов в сутки.
Физическое развитие
Развитие полугодовалого ребенка характеризуется постепенным уменьшением прибавки массы тела.
В соответствии с нормативами развития 6-месячного ребенка, установленными ВОЗ, младенец должен иметь соответствующую возрасту длину тела и массу; вес и рост различается в зависимости от пола ребенка:
- мальчик: рост – 65,5-69,8 см, вес – 7,1-8,9 кг;
- девочка: рост – 63,5-68 см, вес – 6,5-8,3 кг.
Психоэмоциональное развитие
Во время бодрствования малыш активен. Теперь он не всегда плачет, если ему что-то не нравится. Показать недовольство он способен с помощью мимики, жестов, звуков. Ребенок становится более контактным, его взаимодействие со взрослыми приобретает форму игры. При желании поиграть целенаправленно привлекает к себе внимание.
В 6 месяцев начинается период подражания.
Познавательное развитие
Ребенок на шестом месяце жизни постоянно двигается, получает новую информацию. Его увлекают даже самые простые предметы, особенно тот факт, что он может на них воздействовать: двигать, бросать. Проявляет любопытство к новым незнакомым вещам, к старым же теряет интерес.
Что должен уметь ребенок в пол года
В основном то, что умеет ребенок в шесть месяцев, можно свести к следующим ключевым навыкам:
- есть с ложки;
- ползать;
- произносить отдельные слоги;
- переворачиваться с живота на спину.
Двигательная активность
Многие малыши пытаются в этом возрасте самостоятельно сесть.
Постепенно шестимесячный ребенок начинает контролировать и изменять свои движения с помощью зрения – развивается зрительно-моторная координация. Это проявляется в том, что малыш тянет игрушку точно в рот или может стучать ею о поверхность.
Важный момент развития ручных навыков – когда младенец начинает пользоваться большим пальцем независимо от движений остальных пальцев руки.
Зрительное восприятие
Неподвижные предметы младенец видит гораздо яснее. Предпочитает контрастные изображения, четкие контуры и яркие цвета.
Острота зрения в шесть месяцев в несколько тысяч раз выше, чем при рождении.
Слуховое восприятие
Малыш быстро поворачивается на звук. Узнает голоса близких людей. Может выделить в речи слова, состоящие из 2 слогов, например, «ба-ба». У ребенка 6 месяцев появляется способность различать свое имя.
Понимание и развитие речи
Младенец в 6 месяцев наблюдает за окружающими людьми, воркует и лепечет в ответ на вопросы, двигает руками и ногами. Он высказывает удовольствие от общения. Если при разговоре не останавливаться, чтобы дать ему возможность «выговориться», он начинает скучать.
Ребенок может шептать, кричать, ворчать, т.е. по-разному интонировать речь. Может находить взглядом называемый предмет, если тот знаком малышу и занимает постоянное место. По просьбе взрослого делает простые движения («помаши ручкой», «ладушки, ладушки»). Откликается на свое имя.
Психологические изменения
Чтобы у ребенка сформировалась правильная самооценка, он должен чувствовать, что он любим.
Ребенок в 6-месячном возрасте начинает осознавать себя. Он уже понимает, что это в его руке погремушка, что это он заставляет игрушку качаться.
Малыш смотрит на себя в зеркало, но не осознает, что это он. Собственное отражение привлекает его просто как изображение другого ребенка.
В этом возрасте младенец уже понимает, как взрослый относится к нему и к отдельным его поступкам.
Краткая таблица навыков
Показатель развития | Что умеют дети в 6 месяцев |
Крупная моторика | Ползать; переворачиваться с живота на спину; присаживаться, держась за руку взрослого. |
Мелкая моторика | Намеренно сводить руки вместе; есть с ложки; перекладывать игрушку из руки в руку; брать мелкие предметы при помощи указательного и большого пальцев. |
Речевые навыки | Лепетать; произносить отдельные слоги; отзываться на имя. |
Интеллект | Держать по игрушке в каждой руке и переключать внимание с одной игрушки на другую. |
Развивающие занятия и игры для полугодовалого малыша
Многие будущие успехи связаны с тем, как развивался ребенок в шесть месяцев двигательно. Важно, чтобы сохранялась последовательность в развитии двигательных умений ребенка в 6 месяцев. Если малыш еще не ползает и не делает попыток присесть, можно его простимулировать.
Для тренировки ползания необходимо положить младенца на живот. Спереди поставить привлекательный предмет. Малыш потянет ручку вперед, стараясь схватить его. Если он при этом не пытается ползти, следует немного помочь – подставить свою руку к ножкам для опоры. Скорее всего, он воспользуется поддержкой и попробует продвинуться вперед.
Для тренировки у ребенка 6 месяцев способности сидеть необходимо взять палочку диаметром 3-4 см. Малыша нужно уложить на спину. Держа палочку за края, протянуть ее младенцу, чтобы он взялся за середину. Теперь нужно начинать подтягивать палочку вверх, малыш постепенно оторвет спинку от поверхности и присядет. Затем следует плавно опускать, контролируя, чтобы младенец не ударился головой.
Для развития речевых навыков следует показывать и называть предметы, картинки в книжках. Важно не допускать двух крайностей: скупости на слова и чрезмерного многословия.
Игры и игрушки
Увеличение объема питания дает энергию для активных игр, например, ползания по детским трубам и тоннелям, что хорошо развивает моторику и координацию движений у 6-месячного ребенка.
Если малыш уже уверенно сидит, в ежедневные занятия вводится игра с мячом. Усадив младенца, следует катнуть к нему мяч и побудить его толкнуть предмет обратно.
Катание ребенка на больших гимнастических фитболах способствует формированию правильной осанки и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Катать малыша можно на спине и на животе.
Самые подходящие для младенца погремушки – гантелеобразной формы. Такая погремушка не выскальзывает из руки, балансирует, ее легко удержать за узкую часть.
Как играть с полугодовалым малышом
Игры в 6 месяцев направлены на тренировку и освоение необходимых навыков:
- Тренируем мышцы ног. Все дети дрыгают ручками и ножками. Но если ласково прикасаться к малышу и легонько тормошить, его движения станут более интенсивными и продолжительными. Так тренируются мышцы ног, что важно для будущего навыка ходьбы, и рук – для будущих ручных навыков.
- “Самолетик”. Взять малыша правой рукой под грудь, левой за ноги и покружиться вместе с ним, поднимая чуть вверх и опуская вниз. Это поможет ребенку преодолеть страх необычного положения и высоты.
- “Эй, малыш!”. Позвать ребенка по имени с другого конца комнаты и дождаться, пока он посмотрит в сторону зовущего. Сказать еще что-нибудь из этого же места, после чего сменить положение и позвать снова.
То, чему учить ребенка в этом возрасте уже можно:
- определять источник звука;
- различать фактуры поверхностей (гладкая, мягкая, шершавая и т.д.), дотрагиваясь его ручкой до разных предметов;
- манипулировать различными предметами: катать машинку, надевать кольцо на стержень, ставить кубики друг на друга.
Уход
Правильный уход за ребенком предусматривает соблюдение некоторых условий:
- Помещения необходимо регулярно проветривать, чтобы обеспечить постоянный приток свежего воздуха.
- Комната малыша должна подвергаться ежедневной влажной уборке. Это поможет не только избавиться от пыли, но и увлажнить воздух.
- Постоянное проведение процедур закаливания: купание, воздушные и солнечные ванны.
- Обеспечение младенцу условий для двигательной активности во время бодрствования.
- Делать массаж и гимнастику нужно каждый день.
- Поддержание температуры в детской на уровне +18°С.
- Неукоснительное следование установленному распорядку дня.
Режим дня и сон
Ребенок 6 месяцев активно бодрствует около 2-2,5 часов, спит 3 раза в день по 2-2,5 часа.
Примерный режим дня ребенка 6-9 месяцев:
- 7.00 – кормление;
- 7.00-9.00 – бодрствование;
- 9.00-11.00 – сон;
- 11.00 – кормление;
- 11.00-13.00 – бодрствование;
- 13.00-15.00 – сон;
- 15.00 – кормление;
- 15.00-17.00 – бодрствование;
- 17.00-19.00 – сон;
- 19.00 – кормление;
- 19.00-21.00 – бодрствование;
- 20.30 – купание;
- 21.00-7.00 – ночной сон;
- 23.00 – ночное кормление.
Питание
У ребенка шести месяцев развитие и питание тесно взаимосвязаны. Т.к. питательных веществ из грудного молока или смеси становится недостаточно, детям обязательно вводят прикорм, если это не было сделано раньше.
Если прикорм уже введен, а у младенца прорезались первые зубы, то малыша после 6 месяцев необходимо приучать к пище кусочками. Делать это нужно постепенно, не заставляя ребенка. Для начала можно положить ему на тарелочку несколько ярких ломтиков отваренных овощей, выложив какой-нибудь рисунок.
Все вкусовые пристрастия и антипатии прививаются родителями еще в раннем детстве.
Основные правила
Основные правила питания в полугодовалом возрасте таковы:
- переход на режим 5-разового питания с интервалами между приемами пищи в 4 часа;
- в рационе уже должны присутствовать или постепенно вводятся овощи, каши, мясо;
- если принято решение отнять ребенка от груди полностью, нужно постараться не совмещать это с другими кардинальными переменами (болезнь, прорезывание зубов, переезд, путешествие).
Введение прикорма
Традиционно первая еда для прикорма – это овощное пюре. Затем вводят каши. Если эти продукты введены в рацион ребенка ранее, то в полгода малютке дают мясо. Для этого подойдет телятина, которую наскабливают ножиком и проваривают в воде, а потом протирают через сито.
Полугодовалые малыши уже могут кушать свежие фрукты, но понемногу. Можно давать бананы, персики, абрикосы, авокадо.
Доктор Комаровский рекомендует вводить прикорм с полугода и начинать его с молочных продуктов: сначала кефир и творожок, затем каша на молоке и только потом овощи.
Прикорм полезные советы
Соблюдение следующих рекомендаций позволит избежать дискомфорта при введении прикорма ребенку в полгода:
- Объем вводимого вида пищи в первый раз должен составлять несколько капель. Если негативной реакции со стороны организма не последовало, можно постепенно увеличивать количество, за 1-2 недели доведя его до суточной нормы.
- Следующий вид прикорма дается только тогда, когда младенец уже привык к предыдущему.
- Не следует принуждать ребенка есть, если он отказывается. Детям нужно время, чтобы распробовать и полюбить новую пищу.
- Во время кормления сначала малышу дается прикорм, а потом материнское молоко или смесь. Велика вероятность, что младенец после основной еды не захочет кушать новое блюдо.
Отучаем от соски
Отучать малыша от бутылочки следует тогда, когда он научился пить из кружки.
Чаще всего полугодовалый ребенок уже способен на это. Отучать нужно постепенно и ненастойчиво. Помочь могут следующие советы:
- предложить младенцу попить из чашки как бы «случайно»;
- предлагать ребенку питье из кружки нужно продолжать (но не заставлять), даже если он постоянно отказывается;
- когда малыш освоит чашку, следует заменить одно кормление из булочки на питье молока из кружки и так постепенно полностью убрать соску.
Частые проблемы
Полугодовалого младенца сопровождают следующие распространенные проблемы:
- Во время сна раскрыт рот. Причиной может быть заложенность носа из-за простуды или увеличение аденоидов.
- Повышенное слюноотделение. Может свидетельствовать о скором прорезывании зубов.
- Трудное появление зубов. Отмечается припухание и болезненные ощущения в деснах, из-за чего ребенок проявляет нервозность.
- Неправильное расположение прорезавшихся зубов. Причиной может стать слишком частое сосание пальцев или соски. Необходимо срочно принять меры по отучению от этих привычек.
- Аллергия на прикорм.
Все эти проблемы требуют консультации педиатра, а по части зубов – стоматолога.
Когда стоит беспокоиться
Проблемы со здоровьем или развитием малыша можно заподозрить, если он не:
- переворачивается с живота на спину;
- ползает даже по-пластунски;
- проявляет желания сесть;
- реагирует на громкие звуки;
- гулит.
Эти факты служат причиной дополнительного, более углубленного обследования младенца.
Сочетание таких факторов, как полноценное питание и сон, режим дня, физическая активность – залог правильного развития ребенка в дальнейшем.
Источник