Ребенок в 5 лет особенности развития и психология

У детей кризис 5 лет проходит по-разному, порой родители могут даже не заметить никаких изменений в поведении малыша. Но чаще всего случается наоборот — поведение кардинально меняется, ребенок становиться агрессивным и неуравновешенным. Родители в такой ситуации не знают, как правильно себя вести, наказывают его, но делать этого категорически нельзя.
Особенности развития ребенка в этом возрасте
Пять лет — очень сложный период в жизни, каким бы смешным ни казалось это утверждение. Ребенок начинает быстро развиваться, его интересует сразу все, появляются новые хобби и увлечения. Часто малыш просто не может справиться с такой нагрузкой, появляются раздражительность и агрессия. Родители должны набраться терпения и стараться помочь своему ребенку, а не наказывать его.
В пять лет происходит окончательное становление личности. Конечно, у некоторых деток этот процесс начинается раньше, у некоторых позже, но средний возраст — именно 5-6 лет. Малыш начинает усиленно подражать взрослым. Часто используются фразы: «Я взрослый», «Я сам». Очень важно убрать излишнюю родительскую опеку в этот период, если хотите, чтобы ваш малыш вырос самостоятельным.
Кризис 5 лет у детей — это интенсивный процесс формирования характера, мозг ребенка активно развивается. Родители должны обеспечить поддержку, а не пресекать попытки самостоятельности.
Симптомы и причины появления
Основные симптомы кризиса 5-ти лет у ребенка — проявление повышенной самостоятельности, интерес ко всему, фантазии. Малыш может придумать сам игры, друзей, события. Порой рассказы ребенка в таком возрасте настолько реалистичны, что ему верят взрослые, а когда выявляется обман — наказывают его.
Не нужно этого делать, просто помогите своему ребенку преодолеть этот кризисный возраст. Если заметили буйство фантазии, предложите малышу вместе сочинять сказки и рассказы — это интересно и увлекательно, а после, возможно, станет настоящим хобби.
Резкая смена поведения, агрессия на слова и действия взрослых — это также симптомы кризиса. Если малыш раньше был послушным и спокойным, то к пяти годам его поведение может кардинально поменяться, будьте к этому готовы. Скованность, закрытость, нежелание разговаривать — это тоже симптомы возрастного кризиса.
Малыш пробует что-то новое, хочет быстрее повзрослеть, но это не получается. Вследствие этого он закрывается в себе, становиться замкнутым, на все вопросы родителей отвечает агрессией. Взрослые должны спокойно реагировать, стараться разобраться в ситуации и помочь. Слишком агрессивное поведение родителей в сторону малыша может спровоцировать возникновение дополнительных проблем с психикой.
Можно выделить несколько основных симптомов, показывающих, что у вашего ребенка начался кризис пяти лет:
- несвойственное ему поведение, например, повышенная агрессивность, нежелание подчиняться взрослым, непослушание;
- демонстративное поведение — ребенок может манерничать, подражать взрослым, вызывать тем самым раздражение у родителей;
- замкнутость, скованность — малыш может стать неуверенным в себе, бояться совсем простых и очевидных вещей;
- повышенная активность и, как следствие, быстрая утомляемость.
Продолжительность
Стоит помнить о том, что кризис пяти лет наступает не строго в этом возрасте, каждый малыш индивидуален и родители должны помнить об этом и готовиться к возможным трудностям. Кризис пяти лет может начаться неожиданно и закончиться внезапно. Для некоторых процесс происходит незаметно, а некоторые отмечают сильные изменения. В общей сложности кризис пяти лет длиться неопределенное время — от нескольких недель до нескольких месяцев. В некоторых случаях он может продолжаться и год.
Просмотрите видео по обучению, проконсультируйтесь с психологом — и вы поймете, что возрастной кризис — это не такая большая проблема, как может показаться изначально.
Как должны вести себя родители?
Если родители замечают сильные изменения в поведении ребенка, то его либо начинают активно воспитывать, либо ситуация пускается на самотек. Оба пути неверны. Ведь родители должны понимать, что ребенок в пятилетнем возрасте просто не понимает, что с ним происходит, ему необходимо помочь преодолеть трудности, а не наказывать за все начинания.
Часто на ребенка кричат, иногда родители используют и телесные наказания. Не делайте этого, таким поведением вы можете настроить малыша против себя и в итоге воспитать жестокого и обидчивого человека. Подходите ко всем проблемам с пониманием и терпением, дайте ребенку свободу. При этом должна быть практика категорических запретов — малыш должен понимать все с первого раза. Агрессивное поведение и хамство сразу должно пресекаться, ребенок должен это понимать даже не по тону родителя, а по взгляду.
Родители должны постоянно разговаривать с ребенком, при этом важно дать ему понять, что к нему относятся серьезно. Давайте малышу проявить самостоятельность, не стоит этого бояться. Если появляются трудности, малыш может расстроиться и воспримет ситуацию как личную неудачу. Старайтесь не допускать подобных ситуаций, если вы видите, что у него что-то не получается — помогите.
При этом уберите из лексикона подобные фразы: «Отойди», «У тебя не получиться», «Я сам сделаю все за тебя». Необходимо именно помочь ребенку, скажите ему об этом примерно так: «Я знаю, что ты уже взрослый, но просто позволь мне помочь тебе, вместе мы обязательно справимся». Такой простой фразой вы сможете подчеркнуть самостоятельность и индивидуальность ребенка, при этом сможете контролировать любой процесс. Важно отметить, что если ребенок о помощи не просит, не стоит навязываться и поучать. Пусть малыш сам обратится к вам за помощью.
Очень важно в этот период начать приучать ребенка к домашнему труду и выполнению определенных обязанностей. Предложите ему ежедневно покупать хлеб или мыть чашки. Объясните, что свои обязанности в семье необходимо выполнять своевременно, что есть они у каждого и именно от небольших мелочей может зависеть слаженность жизни и семейного уюта.
Не бойтесь хвалить ребенка: в этом возрасте это необходимость. Особенно, если малыш начинает что-то новое, вы просто обязаны поддержать его, а похвала будет лучшим вариантом. Конечно, не стоит увлекаться этим, ведь переборщить легко — чрезмерная похвала может вызвать появление эгоистического поведения. Хвалите, но так, чтобы ребенок понял — он сделал это хорошо, но если постараться, то можно и лучше.
Давайте ребенку проявить свою самостоятельность, не проявляйте агрессии и раздражительности. Не учите, а помогайте и доверяйте малышу — именно это поможет быстро и незаметно пережить кризис 5 лет и воспитать настоящего, достойного человека для общества.
Автор: Святослава Шепс, психолог,
специально для Mama66.ru
Полезное видео о том, как справляться с неуправляемыми детьми
Источник
В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.
Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис
Почему наступает кризис в 5 лет?
При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.
Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.
Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.
Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.
Ребенок замкнут, не хочет или не может ни с кем поговорить – еще одно обстоятельство, указывающее на кризис
Запаситесь терпением, ведь все в ваших силах. Не стоит сразу обращаться за помощью к психологу или другому специалисту. Иначе из-за посторонних людей ребенок может еще больше испугаться.
Сколько может длиться кризис?
Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.
Признаки начала кризиса
Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:
- если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
- если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
- малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
- ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
- слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
- малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).
В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным
Кризиса все равно не избежать, поэтому постарайтесь облегчить этот процесс для вашего крохи. Уделяйте ему больше внимания, принимайте участие в совместных играх, дарите ему свою любовь и ласку. Не относитесь слишком серьезно к его капризам и истерикам, ведь у вас больше опыта и вы в ответе за своего малыша.
Что советует доктор Комаровский?
В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:
- выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
- создайте комфортную и спокойную обстановку;
- попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
- никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
- не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.
Во время кризиса важно сохранить теплые отношения с вашим малышом и не утратить его доверие. Если между вами будет царить взаимопонимание, вам обоим будет намного легче преодолеть этот трудный в жизни период.
Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком
Что делать родителям?
Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:
- ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
- в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
- малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
- дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.
Родители должны придерживаться следующих правил:
- Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
- Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
- Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: как справляться с агрессией у ребенка 5 лет?).
Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным
Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.
Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.
По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.
Как вести себя с ребенком в 6 лет?
Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.
Проявляйте интерес к жизни ребенка, к его кружкам, школе и ко всему, что нравится самому чаду
Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.
Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.
Родители обязаны оказать малышу поддержку и помощь в самоутверждении как личности. Считайтесь с его мнением и выбором. Дайте ему чуть больше свободы. Если родители будут вести себя правильно, то и тяжелый период для ребенка пролетит легко и быстро.
Действия, которые родителям не следует совершать
Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, это может только усугубить проблему (рекомендуем прочитать: как перестать срываться на ребенка, если он раздражает?)
В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:
- Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
- Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
- Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
- Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.
Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник
Психология детей в 5 и 6 лет раскрывает изменения, которые в этот период претерпевает психика малыша. Дошкольник приобретает новые необходимые навыки, которые помогают ему перейти на новую ступень социального взаимодействия — начать обучение в школе. Навыки и умения, освоенные в период с 5 до 6 лет, являются базовыми. От их правильного формирования зависит самоопределение ребенка, как самостоятельной личности, успешное построение взаимоотношений с другими детьми и взрослыми.
Познавательные процессы
В возрасте 5 лет ребенок уже имеет определенный набор сенсорных шаблонов: звуков, запахов, вариантов форм. Анализируя предмет, он использует уже полученный опыт, чтобы оценивать отдельные свойства: высоту, ширину, цвет. Он замечает детали, может сравнивать предметы между собой.
Психические процессы в этом возрасте очень активны. Дети совершенствуют свою речь, используя ее не только для передачи информации, но и для обработки данных, поступающих от других людей. Дошкольник стремиться общаться со взрослыми, превращаясь в «почемучку». Ему важно получать аргументированные ответы, сопоставлять информацию, полученную от разных людей. Это помогает малышу изучать окружающий мир, углублять и обогащать свои знания. Родителям важно поддержать активность дошкольника:
- отвечать на вопросы терпеливо;
- выслушивать его мнение;
- принимать позицию ребенка;
- поощрять любознательность;
- не высмеивать, даже если мнение малыша ошибочно.
В дошкольном возрасте активно формируется еще один важный процесс, влияющий на дальнейшее развитие ребенка — воображение. Он использует его для более качественного усвоения информации в процессе учебной деятельности или качественной рефлексии. С помощью воображения он фантазирует, получая положительные эмоции. Фантазии в этом возрасте еще не отделены полностью от реальности, поэтому для ребенка воображаемые друзья становятся так же важны, как и реальные.
Общение
В дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет для детей такое же значение, как и общение с более старшими детьми и семьей. К 5 годам у них появляются первые устойчивые дружеские контакты. Дети учатся воспринимать желания друг друга, различают настроение и эмоции. Каждый ребенок в глазах своих товарищей приобретает индивидуальные черты и запоминается благодаря одной яркой особенности (Вова любит играть с машинками, любимое блюдо Маши — торт).
Осознавая себя, как часть детского коллектива, малыш формирует свою самооценку. На нее влияет и количество друзей, и качество самого общения. В зависимости от типа характера, малыш стремиться быть лидером в группе или занимает позицию ведомого. Но для каждого ребенка необходимо, чтобы его замечали и принимали. На основе его положения в коллективе закладывается будущий уровень притязаний, активная или пассивная позиция.
Чтобы помочь малышу сформировать правильную самооценку, родителям и другим значимым взрослым нужно чаще хвалить его, отмечая даже незначительные успехи. Чем выше будет уверенность дошкольника, тем проще ему будет справляться с постоянно возрастающими требованиями и в дальнейшем осваивать школьную программу.
Игровая деятельность
Игра для дошкольника в возрасте 5–6 лет приобретает особое значение. Она становится сложнее, продуманнее, приобретает сюжет. Дети учатся играть не по отдельности, а вместе, вписывая в один сценарий несколько ролей. Сюжетно-ролевая игра выполняет роль социального тренинга, учит управлять своими эмоциями, искать компромисс, учитывать желания товарищей по игре.
Сюжеты игр отражают окружающую ребенка действительность. Дети, посещающие детский сад, имеют достаточный набор игрушек для моделирования основных социальных ситуаций. Мальчики и девочки в соответствии со своими предпочтениями могут выбирать любые роли: учитель, пожарный, водитель автомобиля, повар, продавец и многие другие. Также дети часто воспроизводят сюжеты сказок и мультфильмов, с которыми знакомятся в детском саду и дома.
Играя дети уже не просто механически выполняют набор действий. Они меняют свое поведение, подстраиваясь под выбранную роль. Сюжет игры помогает им выразить свои эмоции, развить воображение. Во время игры дети часто не только используют предметы по назначению, но и могут замещать ими недостающими. Например, карандаш может стать волшебной палочкой, кубики — заменить недостающий по рецепту продукт. Так дошкольник учится с помощью воображаемой ситуации прорабатывать реальные варианты взаимоотношений.
Основные функции игры в дошкольном возрасте:
- Развитие вербального общения. Общаясь со сверстниками в процессе игры, дошкольники нарабатывают необходимый словарный запас.
- Развитие творческих способностей. Игры стимулируют фантазию.
- Преодоление эгоцентризма. Ребенок избавляется от упрямого желания настаивать на своем видении, если понимает, что другие дети не согласны с ним и готовы исключить из общей игры.
- Развитие произвольности. Потребность координировать действия с действиями других детей развивает волевые процессы.
Чтобы получить от игровой деятельности максимум пользы, взрослым следует только слегка направлять детей, предлагая возможные варианты, но не вмешиваясь в сам процесс игры.
Особенности других видов деятельности
Характерными чертами психологии ребенка в 5-6 лет являются стимулирующие виды деятельности, сопровождающие игру:
- Изобразительная деятельность. Рисование — одно из любимых занятий детей обоих полов. В младшем дошкольном возрасте рисунок примитивен и изображает простые графические шаблоны. Постепенно сюжет рисунка становится сложнее, появляется индивидуальность. Рисуя, малыш отображает свое восприятие мира, поэтому анализ рисунка — один из основных методов психодиагностики детей дошкольного возраста.
- Учебная деятельность. Ребенок обучается в течение всего дошкольного периода, но непосредственно перед поступлением в школу учеба приобретает статус обязанности. Занятия в детском саду готовят малыша к строгому распорядку дня, помогают вырабатывать ответственность, стремление получить похвалу за правильно выполненное задание.
Как и в случае с ведущей деятельностью, дошкольник нуждается в стимуляции и одобрении результатов своего изобразительного и учебного труда. Для него важно получить похвалу своей деятельности, чтобы осознавать себя принятым.
Формирование самостоятельности
В дошкольном возрасте у малыша еще нет необходимого жизненного опыта, который позволяет принимать по-настоящему самостоятельные решения. Но он уже нуждается в частичной свободе и независимости. Важно, чтобы оба родителя придерживались одного мнения и не заставляли малыша постоянно метаться между двух позиций, когда мама разрешает, а папа запрещает. Это только путает его и лишает любого желания проявлять инициативу.
Освоение самостоятельности начинается с обучения навыкам самообслуживания. Дошкольник должен уметь без посторонней помощи одеваться, мыть и вытирать руки, пользоваться столовыми приборами. Важно научить его ориентироваться в пространстве, знать свой адрес и телефоны родителей, но не быть доверчивым. Дошкольник должен усвоить, что взрослые не всегда руководствуются благими намерениями, и нужно уметь правильно вести себя в опасной ситуации.
Самооценка дошкольника
В дошкольном возрасте ребенок постепенно перестает ориентироваться на мнение родителей о нем и больше внимания уделяет сверстникам. Для него важно признание в детском коллективе, чувство причастности.
Чтобы создать благоприятные условия для развития нормальной самооценки, нужно хвалить и поощрять ребенка, стимулировать к новым достижениям. Получая поддержку родителей, малыш обретает уверенность в себе, перестает бояться ошибок. Он активно пробует новые виды деятельности, легко знакомится с новыми людьми и стремится быть в центре внимания.
Неуверенный в себе малыш становится обидчивым, проявляет беспричинную агрессию. Он постоянно сравнивает себя с другими детьми и даже когда объективно не уступает им, все равно считает себя хуже. Для исправления низкой самооценки нужны внимание и поддержка со стороны всех членов семьи. Ребенку важно чувствовать себя нужным и любимым. Чем больше родительского внимания получает малыш в дошкольном возрасте, тем проще ему будет адаптироваться к новому детскому коллективу.
Авторитет взрослого
В дошкольном возрасте взрослый остается для малыша непререкаемый авторитетом. Малыш верит всему, что говорят ему взрослые. Разговоры с родителями и воспитателями — его главный источник информации об окружающем мире. Когда его словарный запас становится достаточным для понимания речи взрослых, он стремиться участвовать в общей беседе и обижается, если его исключают.
В этом же возрасте ребенок начинает осознанно врать родителям. Главная причина обмана — страх наказания. Поскольку у детей еще нет тех рычагов влияния, которые есть у взрослых, их единственным оружием становится манипуляция. Когда дошкольник врет маме или папе, он понимает, что совершает плохой поступок, но продолжает бояться взрослых, как авторитетных фигур в своей жизни. Ругать малыша за вранье не следует, но важно дать понять, что это родителям неприятно, когда их обманывают. Так дети будут уверены, что их потребности ценят и понимают, воспринимают как равных личностей.
Кризис 6 лет
Некоторые родители полагают, что чем раньше ребенок пойдет в школу, тем проще ему будет адаптироваться к ее требованиям. Это не так. У дошкольника еще не сформированы навыки, которые позволят ему успешно усвоить школьную программу. В идеале, малыша нужно отправлять в школу после того, как ему исполнится 6 лет, чтобы начало обучения совпало с очередным возрастным кризисом.
Возрастная детская психология 6–7 лет выделяет «кризис первоклассника» — переломный момент, связанный с изменением у ребенка понимания мироустройства и своего места в нем. Основные признаки кризиса:
- Появление собственной точки зрения. Малыш уже обладает достаточным багажом знаний, чтобы иметь свои предпочтения и отстаивать их. Это второй важный период отстаивания своей самостоятельности, который нужно разумно поощрять.
- Подражание взрослым. Осознав себя как личность, ребенок выбирает ролевую модель — как правило, ей становится родитель. Малыш подражает манере речи, копирует жесты и стремиться повторять действия.
- Утрата непосредственности. В дошкольном возрасте дети усваивают правила поведения в обществе. Они понимают, что одни их действия вызывают одобрение, а другие — резко негативную реакцию со стороны взрослых.
- Стремление к независимости. Дошкольникам важно осознать свою автономность. Поступив в школу, они должны будут значительную часть дня проводить вдали от родителей и выполнять требования учителя — чужого, но очень важного человека. Необходимо, чтобы у ребенка выработалась первичная самостоятельность, которая позволит ему перенести стресс и не нуждаться в постоянной помощи родителей.
- Осознание уязвимости. В 5 лет у детей появляется первичное понимание о смерти и болезнях. Малыш осознает, что однажды родители и он сам перестанут существовать, но еще не может осмыслить этот процесс. Непонимание усиливает страх перед неизвестностью, поэтому дети становятся капризными, специально провоцируют родителей, чтобы убедится в том, что они никуда не уйдут.
Кризис 6 лет протекает сложно и может затянуться на 1–1,5 года. Родителям нужно проявить особую чуткость и терпение, чтобы не усугублять положение малыша. Иногда позволять ему вредничать, но четко задавать границы допустимо.
Источник