Ребенок с зпр соматогенного развития
ЗПР соматогенного происхождения – это вариант задержки психического развития. Он формируется после рождения из-за внешних особенностей воспитания и ослабленного физического здоровья ребенка.
Особенность, отличающая соматогенную форму ЗПР от других, заключается в постепенном регрессе личности, происходящем по мере взросления. Изначально здоровый ребенок, под влиянием внешних факторов, теряет ранее сформированные навыки и умения.
Один из типов болезни, зависящий от психического состояния человека, поэтому достаточно легко поддается коррекции. Лучше – на фоне тесного сотрудничества специалистов психологов, дефектологов и близких родственников ребенка.
Этиология
ЗПР соматогенного генезиса имеет после родовое происхождение. Патология формируется в раннем детстве или младенчестве под влиянием разнообразных болезней соматического характера:
- туберкулез;
- болезни дыхательной системы (астма, муковисцидоз);
- желудочно-кишечные заболевания, продолжающиеся долгое время;
- пороки сердца разного типа;
- почечная недостаточность;
- ревматизм;
- аллергия;
- частые инфекционные заболевания.
Из вышеперечисленных причин возникновения ЗПР соматогенного типа, можно сделать вывод, что проблема всегда приобретенная.
Ребенок рождается здоровым и некоторое время развивается соответственно возрасту. Однако постоянное болезненное состояние приводит к тому, что психические процессы начинают отставать в развитии. К 5-6 годам, при переходе к обучению, это становится наиболее заметно.
Проявления заболевания
ЗПР соматогенного происхождения характеризуется не только первичным отставанием, но и регрессом психических функций, чем объясняется постепенное ухудшение состояния больного с возрастом.
Это один из интереснейших типов ЗПР, так как провоцирует его развитие не столько физическое состояние, сколько влияние окружения. Родители, сами того не подозревая, в попытке позаботиться, часто наносят своим больным детям существенный ущерб.
Насчитывается 10 наиболее явных признаков, позволяющих диагностировать ЗПР соматического генеза:
- Болезненность. Слабое физическое здоровье с рождения.
- Успеваемость ниже выявленных интеллектуальных способностей.
- Быстрая утомляемость.
- Рассеянность.
- Слабая память, обусловленная быстрым развитием усталости.
- Проблемы с вниманием.
- Невропатические реакции, вызванные психологическим восприятием своего дефекта. Нарушения сна, кошмары, страхи, расстройство аппетита.
- Эмоциональные нарушения поведения. Низкая самооценка, капризность, плаксивость, впечатлительность, чрезмерная возбудимость, раздражительность, неустойчивость настроения.
- Даже в школьном возрасте преобладают игровые интересы.
- Невозможно проводить продолжительные занятия. Необходима постоянная смена деятельности.
В таком состоянии больного виноваты исключительно окружающие его взрослые. Изначально психически здоровый, равномерно развивающийся малыш начинает отставать не только из-за постоянного чувства истощенности, усталости, вызываемого болезнями, но и из-за отношения к нему окружающих.
Болезненных детей окружают гиперопекой, стараются создать им комфортные условия, избавить от малейших трудностей, которые приходится разрешать человеку на пути своего становления. Желая максимально облегчить существование ребенку, взрослые, сами того не желая, лишают его необходимых жизненных задач, которые должны бы понудить к развитию адекватных психических реакций.
Характеристика особенностей ЗПР соматогенного происхождения в научных статьях начинается с описания проблем интеграции в общество.
ЗПР соматогенного типа характерна для «домашних» ребят, которые из-за состояния здоровья или активной опеки взрослых лишены регулярного общения с сверстниками. Значит, не имеют опыта общения в социуме, быстро привыкают к своему «особому» положению больного.
Постепенно это приводит к эмоциональной неустойчивости, капризности, заниженной самооценке.
Такой ученик избегает сложных, неизвестных ему задач, при неудаче в выполнении операции надолго бросает ее и любую другую деятельностью, боится выйти из «зоны комфорта».
Диагностика
Диагностика задержки психического развития в современной системе здравоохранения выполнима с первых месяцев жизни. Уже в 1 месяц жизни ребенок проходит полное обследование, в том числе попадает на прием к невропатологу. Врач обязан определить уровень развития первичных рефлексов у дитя, в норме ли его реакции на окружающий мир, правильно ли он реагирует на взрослых.
На приеме психолог, невропатолог, проводят тесты, призванные продемонстрировать развитость психических реакций различных типов, а затем делают свое заключение.
Для выявления причины расстройства проводится опрос родителей, изучается медицинская карта, организовываются исследования головного мозга малыша.
Лечение и профилактика
Лечение детей с диагнозом ЗПР соматогенного происхождения строится комплексно. Кроме лекарств для улучшения внимания, концентрации и памяти, хорошие результаты дают занятия у логопеда, психолога, дефектолога.
Внимание уделяется работе психолога, дефектолога, так как занятия с ними снимают первопричину расстройства, за относительно короткий срок преодолевают образовавшееся отставание.
Прогнозы
При раннем выявлении (в 5-6 летнем возрасте) ЗПР соматического происхождения, прогнозы специалистов оптимистичные. От отставания возможно полностью избавиться к подростковому возрасту. Но только с учетом тщательной коррекционной комплексной работы специалистов с ребенком и родителями.
Наиболее значимую роль в данном случае имеет окружение ребенка, так как именно его отношения чаще всего приводит к развитию заболевания.
Важно, чтобы близкие родственники поменяли свое восприятие малыша, проводили коррекционные мероприятия, которые им посоветуют психологи, дефектологи, логопеды.
При этом диагнозе, успех – в руках у родителей и членов семьи ребенка.
Общие рекомендации
Рекомендации специалистов направленны в первую очередь на то, чтобы избежать развития соматического ЗПР у детей.
Для этого нужно с вниманием относиться к болезненному ребенку, но не перегибать с опекой. Несмотря на болезненность, ему нужно пройти тот же путь развития, что и сверстникам. Ребенку придется сталкиваться с теми же задачами, трудностями, осваивать требующиеся навыки.
Также важную роль играет присутствие социального общения.
Если погрузить малыша в общество сверстников невозможно, подбирается социальная группа, среда, в которой он сможет оттачивать социальные навыки.
При выявлении диагноза ЗПР соматогенного генеза, нужно в первую очередь обратиться к психологам, работающим с подобными расстройствами. Положительные изменения в психическом развитии появятся после разрешения психологических проблем, коррекционной работы над самооценкой самого пациента, оценкой им окружающего мира, людей и взаимоотношений с ними.
- Крыжановский Г.Н., Магаева С. В., Макаров С. В. Нейроиммунопатология.— М.,1997.— 283 с.
- Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под ред. А. Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 432 с.
- Esser G. Umschriebene Entwicklungs storungen [Текст]: Lehrbuch der Klinischen Kinderpsychologie und psychotherapie / G. Esser, A. Wyschkon; -Gottingen: Hogrefe, 2000.-S.
- A., Kuchma V.R., SuharevaL.M. Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to conditions of education, training and labor activity. Moscow.: GJeOTAR-Media; 2007.
- Крыжановский Г.Н., Магаева С. В., Макаров С. В. Нейроиммунопатология.— М.,1997.— 283 с.
- Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под ред. А. Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 432 с.
- Esser G. Umschriebene Entwicklungs storungen [Текст]: Lehrbuch der Klinischen Kinderpsychologie und psychotherapie / G. Esser, A. Wyschkon; -Gottingen: Hogrefe, 2000.-S.
- A., Kuchma V.R., SuharevaL.M. Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to conditions of education, training and labor activity. Moscow.: GJeOTAR-Media; 2007.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник
Главная»Статьи»Задержка психического развития соматогенного происхождения
Опубликовано: 27 июня 2016 в 08:01
Маленькие дети часто болеют. Во время болезни организм ребенка находится в состоянии покоя по отношению к собственному развитию. Другими словами время болезни и период восстановления после неё как бы выброшены из развития ребенка. В результате длительной соматической недостаточности различной этиологии может возникнуть задержка психического развития ребенка — временное отставание в развитии от возрастных норм.
Задержка психического развития носит временный характер и определяет отставание в развитии ребенка от сверстников. Вызвать соматическую недостаточность может целый ряд факторов:
- хронические инфекции;
- врожденные и приобретенные пороки;
- аллергические состояния;
- детские неврозы;
- астения.
Эти состояния вызывают замедление психического и физического развития детей, речевых и двигательных функций. Они оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания, игровой и учебной деятельности.
Характеристика ЗПР соматогенного происхождения
Этот тип ЗПР характеризуется замедлением психического развития с одновременной утратой приобретенных навыков и возвращением к ранним формам поведения. В результате длительных болезней не только не наблюдается прогресса в развитии, но, напротив, наблюдается регресс.
После соматических заболеваний возникает астения, проявляющаяся лабильностью, утомляемостью, истощаемостью и колебанием активности психических процессов и внимания. Дети с задержкой психического развития соматогенного происхождения характеризуются нарушением концентрации внимания. Часто в этом типе ЗПР констатируется задержка эмоционального развития, называемая соматогенным инфантилизмом, который обусловлен целым рядом невротических наслоений: боязливость, неуверенность, капризность. Эти особенности связаны с переживанием своей физической неполноценности и с режимом ограничений и запретов, который сопровождает жизнь болезненного ребенка.
Таких детей называют «домашними». И круг общения значительно органичен, в следствие чего межличностные отношения разрушаются, коммуникативные навыки не развиваются. Родители ограждают таких детей от разных трудностей, решают за ребенка определенные вопросы и проблемы, в результате чего не происходит развитие мышления на практическом (бытовом уровне). Гиперопека оказывает влияние намного большее, чем сама болезнь.
Остановка детского развития возникает только по вине окружающих взрослых. Именно по этой причине нельзя внушать ребенку мысль о безнадежности его состояния и ставить его в особые опекающие условия, ограждая его от влияний окружающего мира.
Эмоциональная лабильность ослабленных детей связана с особенностями нервной системы. При малейших неудачах дети сильно расстраиваются и даже плачут. После трудностей они долго не приступают к следующему заданию. Самооценка болезненных детей и детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения очень занижена. Ребенок абсолютно не уверен в своих силах.
В поведении ребенка преобладают игровые интересы.
Дети с ЗПР соматогенного генеза имеют особенности функционирования памяти, внимания, мышления. Ослабленный организм ребенка не дает возможности проводить работу в ровном темпе, в результате чего ребенок с ЗПР нуждается в частой смене деятельности, переключаемости внимания, создании специальных условий для осуществления определенной деятельности.
В образовательных учреждениях нужно соблюдение охранительного режима для такого ребенка.
Особенности обучения детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития не могут обучаться в обычных условиях общеобразовательных школ. Их обучение строится по специальным программам с использования особых методов обучения и воспитания.
Дети с диагнозом ЗПР направляются для обучения:
- в специальные (коррекционные) образовательные учреждения VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении – задержкой психического развития);
- классы коррекционно-развивающего обучения (VII вида);
- классы выравнивания.
Коррекционные классы открываются в общеобразовательных школах. Дети направляются для обучения в такие классы по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации. В работе с детьми учитываются особенности детей с ЗПР, поэтому организован специальный щадящий режим обучения, предполагающий дневной сон и усиленное питание. Кроме того, в режиме обязательно предполагается прогулка и специальные коррекционно-развивающие занятия.
Подобные классы являются формой активной помощи детям с проблемами в обучении. При этом ребенок находится в обычном социуме и его коммуникативные навыки развиваются.
Дети с ЗПР соматогенного происхождения нуждаются в определенном темпе и специфических методах обучения.
Классы коррекционно-развивающего обучения способны решать ряд задач:
- Повышение уровня умственного развития детей;
- Коррекция проблем эмоционально-личностного развития;
- Активизация познавательных процессов;
- Социальная адаптация;
- Развитие коммуникативных навыков.
- Нормализация учебной деятельности.
Наполняемость классов 9-12 человек, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Курс начальной школы в таком классе продолжается дольше, чем в обычных условиях: не 4, а 5 лет. Однако это дает возможность перехода из классов КРО в обычные классы по окончанию начальной школы и при наличии соответствующего направления ПМПК.
Если диагноз ЗПР поставлен в дошкольном возрасте, то ребенок направляется в специальные группы дошкольных образовательных учреждений. Если же по каким-либо причинам общественное воспитание невозможно, то ребенок может осваивать коррекционную программу в специальных группах детей с ЗПР в психологических центрах. Обязательным условиям в таком случае является наличие квалифицированного специалиста и активная помощь родителей.
Источник
Задержка психического развития по типу гармонического инфантилизма.
Гармонический психофизический инфантилизм – задержка психического развития конституционального происхождения. В этих случаях инфантилизм нередко является семейно обусловленным, встречается и у других членов семьи, не достигая однако патологического уровня. При гармоническом психофизическом инфантилизме задержка затрагивает не только психическое, но и физическое развитие ребенка. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5-2 года, для них характерны живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения; круг интересов ограничивается игровой деятельностью. При этом игра развитая, сюжетно-ролевая, в которой ребенок может проявлять много выдержки и творчества. В то же время учебно-познавательная деятельность для этих детей малопривлекательна, при выполнении учебных заданий наступает быстрая пресыщаемость. Они неутомимы в игре и быстро утомляются при выполнении учебных заданий. Особенно быстро им надоедают однообразные занятия, требующие удержания сосредоточенного внимания на довольно продолжительное время (рисование, счет, чтение, письмо). Они могут плакать по пустякам, но быстро успокаиваются при переключении внимания на игру и другие удовольствия. Такие дети любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами неприятные для них жизненные ситуации. Эмоции и мотивация у них не соответствуют возрасту, самооценка слабо дифференцирована. При этом задержка в основном затрагивает эмоционально-волевую сферу, приводя к недостаточности произвольной регуляции деятельности (особенно учебной), мышления, запоминания, сосредоточения внимания. При оказании организующей помощи и постоянном поощрении такие дети показывают достаточный уровень достижений в интеллектуальной сфере. В дальнейшем возможно приближение развития таких детей к норме с переходом от выравнивающего обучения к обычному — массовому.
Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения:
• хроническими инфекциями;
• аллергическими состояниями;
• врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);
• детскими неврозами;
• астенией.
Эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой, элементарной учебной деятельности.
Этот тип задержки психического развитиязаключается в замедлении и регрессе психического развития с утратой недавно приобретенных навыков и возвращении к более ранним формам поведения. Астения, возникающая после соматического заболевания, проявляется в виде эмоциональной лабильности, утомляемости, истощаемости, колебаний активного внимания. У детей с соматогенной задержкой психического развития наряду с истощаемостью по гипостеническому типу отмечаются нарушения концентрация и распределения внимания. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов, в которых находится соматически ослабленный или больной ребенок.Такие дети — «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия.
Выражена эмоциональная лабильность: при малейших неудачах в выполнении заданий дети плачут, долго не могут приступить к следующему заданию. Самооценка занижена. Преобладают игровые интересы.
При обследования детей с ЗПР данного типа особое внимание необходимо обращать на состояние психических процессов: памяти, внимания, мышления, а также на физическое развитие (уровень развития общей, тонкой моторики, координированность движений, переключаемость и т. д.). Поскольку ослабленный организм ребенка с ЗПР соматогенного генеза не позволяет ему выполнять работу в ровном, запланированном темпе, педагогам и психологам необходимо выявить момент активности ребенка, определить степень нагрузки, создать оптимальные условия для соблюдения охранительного режима как в дошкольном образовательном учреждении (детском саду, детском доме), так и в условиях семейного воспитания. При организации первоначального обучения детей с задержкой психического развития соматогенного генеза целесообразно использовать соответствующий развитию ребенка этап «Программы». В дальнейшем при благоприятной картине развития занятия с ним продолжаются по «Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».
Источник