Ребенок с задержкой развития в школе
Вообщем вопрос в теме .
мой ребенок с зпр, обычная школа, отличница. у вас что то серьезное? действительно зпр?
Есть! Если не будете сидеть сложа руки,а заниматься и лечиться.
анонимище:
мой ребенок с зпр, обычная школа, отличница.
:ugu: Только не отличник, а хорошист. Такой хороший хорошист, простите за тавтологию. Даже психиатр перед школой проверяла, рекомендовала кор. класс в обычной школе, но я, зная сына объективно, не согласилась и была права. Тянет неплохо обычную школу.
анонимище,
проблемы есть речевые , интеллект сохранен как мне сказали на комиссии главное работать. С рождения были отставание в развитии поздно встала , пошла , заговорила и теперь это еще добавилось.
Ого. Не знала, что ЗПР могут быть отличниками. А почему тогда не снимают диагноз???
1. Сколько лет ребёнку?
2. У нас нынче инклюзия. Всё идёт к тому, что коррекционных классов и школ вообще не будет.
3. Комиссия только рекомендует тип образовательного учреждения. Выбор за родителями.
vulpes pilum mutat, non mores
Аноним,
анонимище,
скажите что вы делали? куда обращались? в садик обычный ходили или коррекционный?
Аноним ,
Дс компенсирующего типа в группу ЗПР. Не бойтесь, это пед. диагноз. Помимо логопеда, я обошлась без дефектолога, потому что у нас в дс отличный специалист, и я сама,хоть не дефектолог, но педагог. Мы каждый день, помимо воскресенья, занимались по тетрадям,разным мат-ке, окружайке, речевым и т.д. Развитие мелкой моторики—рисование, лепка,. Дидактические игры, особенно по методикам Никифорова( погуглите). Ну и везде, гуляя, в магазине, зоопарке и т.д. говорите, буквально,что видите, то и говорите, н-р, покупая овощи, просите назвать все, что есть в отделе, и т.д. как говорится, что вижу, то пою. Все вместе поможет развитию вашего ребенка. Удачи вам.
Был зпр. Учится в обычной школе. Закончил 2 класс с 3 четверками остальные пятерки и то лень виновата))) учится сам со 2 класса с учебой не сидим с ним. Но…. До школы и первый класс это большой труд))) было все и специалисты и лечение и спец садик и дома каждый день занятия. Так что все в ваших руках.
_ЭлегиЯ,
нам ни невролог ни психиатр не ставили. На пмпк поставили.
Племянница с ЗПР , гимназию окончила с золотой медалью.
Аноним автор темы:
На пмпк поставили.
перед школой могут снять диагноз
Железный Феликс:
Племянница с ЗПР , гимназию окончила с золотой медалью
Вот, такие у нас специалисты- интересно они своим детям ставят такие диагнозы? Сколько специалистов столько и разных диагнозов.
Железный Феликс,
Вы о чем.Ей диагноз в садике поставили,а в школе ни разу ПМПК не проходила ? Не смешите мои подковы.Гимназия инклюзию ей предлагала ?Вот не надо бла-бла.
Аноним автор темы:
проблемы есть речевые , интеллект сохранен как мне сказали на комиссии главное работать. С рождения были отставание в развитии поздно встала , пошла , заговорила и теперь это еще добавилось.
Один в один как у нас! Только у нас сын!
С этого года в группе с ЗПР — пока не жалею!
И что-то очень хочу попасть не в обычную школу, а в речевую!
Автор, вы сами то видите по своему ребенку — потянет он обычную школу?
Мой, на данный момент, не потянет, хотя конечно еще очень рано нам (5,5 лет).
И если в 7 лет мой также не потянет — то возможно в речевую отдадим! хотя там тоже не всех берут….а говорят, школа хорошая!
Родители а долго ждали садика коррекционного.? Самое главное сейчас развивать всесторонне как я поняла , а пособия должны быть по возрасту или в меньшую сторону .? Еще хочу спросить, на комиссии мне сказали ни в коем случае не ставить кортексин так как он еще больше тормозит.
Аноним автор темы:
проблемы есть речевые , интеллект сохранен как мне сказали на комиссии главное работать. С рождения были отставание в развитии поздно встала , пошла , заговорила и теперь это еще добавилось.
Аноним:
Не знала, что ЗПР могут быть отличниками. А почему тогда не снимают диагноз???
Автор, я вам напишу в качестве мотивации.
Мне ставили зпр. Как итог — коррекционный д/с и класс. В началке мама добилась перевода в обычный класс, но взяли в самый слабый. В 7-ом перевели в самый сильный, в 8-ом перевели в одну из сильнейших гимназий в Екатеринбурге. Далее 9 класс — с отличием, 11 класс — золотая медаль. Одновременно — музыкалка с отличием.
Далее — юридическая академия бюджет и красный диплом.
Далее — европейское образование.
Сейчас — уехала и живу в Москве, топовая должность в крупном холдинге, высокая зарплата, моя фамилия в российских рейтингах.
Но, если бы не усилия мамы, ежедневные занятия, ее вера в меня, ничего бы не было.
Автор, все достижимо, но начальном этапе нужна ваша помощь ребенку и вера в него.
Найдите, что должен знать и уметь ребенок вашего возраста. И тестируем, что знает и что нет… Печатаем задания, разрезные картинки, карточки, » обводилки» , графические диктанты итд.. Логические задания возьмите по возрасту, не тянет, на год младше. Надо, чтоб после объяснения понял и делал сам аналогичные. Развивайте кругозор, читайте энциклопедию, ходите на занятия к дефектологу- логопеду, ходите в интересные места.обычно зпр проходит, если корректировать. моя бабушка в садике и школе работала, говорит, многим зпр ставят и учатся в обычных школах. Зпр тоже разное бывает, одни ближе к норме, другие ближе к у.о., с более грубой задержкой. Бывают и ошибочные диагнозы. У речевиков есть немного отставание и надо много работать.
Задержка психического развития. Развитие происходит, но медленнее и сложнее. Если ребенку помогать, способствовать, то ребенок начинает догонять сверстников в большинстве случаев. ЗПР снимается. Тут масса примеров уже в теме.
Моему среднему сыну ЗПР поставил психиатр в 5 лет. Я и сама видела, что развитие как то слабо идет, особенно в сравнении со старшим сыном. Ребенок с рождения развивался не очень, пошел аж в 1 год 4 мес.это поздно очень. А к психиатру обратились с проблемой энуреза, до кучи и ЗПР получили. Самое интересное, что у невролога наблюдались и подозрений на ЗПР не было, только задержка речевого развития, ММД.
Сейчас сын в 5 классе обычной школы. Учится хорошо, после 4 класса ВПР написал на 5 по русскому и математике, окружающий мир 4. За год 3 по анлийскому была, остальные 4 и 5.
Теперь расскажу как мы лечились. Психиатр нам выписала лечение на 6 мес, посоветовала спец.садик, занятия с логопедом дефектологом. Я лекарства выкупила, прочитала инструкции и давать забоялась, там какая то жуть была в показаниях и побочках. Стали заниматься усиленно с дефектологом по 3 раза в неделю, задания каждый день выполняли. Эффекта надо сказать особого не было. В специальный садик не пошли т.к он в нашем районе на жби, а работала я на Сортировке. Возить было некому, муж постоянно в командировках, а кого находила в качестве сопровождающего просили сильно дорого, по тем временам нам было дорого. Решили, что попытаемся без спец.садика обойтись, а если не получится то увольняться и заниматься только ребенком до школы. Развитие пошло на глазах как только начали принимать прописанное психиатром. От отчаяния решилась на таблетки ребенку и помогло, зря сразу не стала давать. Через полгода снова пошли к психиатру и снова получили курс лечения на 6 мес. Так до школы лечились и занимались, очень тяжело всем было. Первые два года в школе ребенок учился не очень хорошо, но потом выправился. Сейчас вообще никаких проблем с учебой, уроки делает сам, в основном 4 и 5, тройки редко бывают.
Вообщем то и все, мы даже без садика специального обошлись, а если по всем фронтам взяться, то думаю все хорошо будет у вас.
Аноним1,
А фамилию психиатра и контакты можно в личку?
Не будите во мне зверя …. Он и так не высыпается!
Источник
Особенности и условия обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза. По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе.
Понятие «задержка психического развития» — психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Задержка психического развития – временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием.
Особенности обучения в школе. Дети стойко не успевают в массовой школе: не усваивают знаний, предусмотренных программой, т. к. не достигли того уровня развития, на который она рассчитана. Не формируется учебная мотивация — дети не хотят учиться. Наблюдается преобладание игровых мотивов и несформированность произвольного поведения. Ведущий вид деятельности — игра, поэтому они во время урока могут вскочить, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к уроку, без конца переспрашивать учителя.
Самоконтроль низкий, дети не умеют планировать свою деятельность, ориентироваться в задаче, не воспринимают и не выполняют школьных заданий. Трудности учебной деятельности детей с ЗПР связаны с необходимостью перестройки мотивов деятельности — смены игровых мотивов ориентацией на указания учителя, его требования.
В одних условиях эти дети могут работать достаточно заинтересованно, сосредоточенно и продуктивно, в других – оказываются неработоспособными. На уроках в состоянии сосредоточенности дети могут сравнительно быстро понять учебный материал небольшого объема, правильно выполнить упражнения и, руководствуясь образцом или целью задания, исправить допущенные в работе ошибки. Однако сосредоточенность и напряжение длятся лишь недолгие минуты, после которых наступает утомление. Колебания уровня работоспособности и активности, смена настроений связаны с нервно-психическими состояниями, порой они возникают без видимых внешних причин.
В состоянии утомления работоспособность и внимание резко снижаются, возникают импульсивные, необдуманные действия; в работах появляется множество исправлений и ошибок. У некоторых детей в ответ на замечания педагога и указания на ошибки вспыхивают реакции раздражения, другие категорически отказываются работать, особенно если задание оказывается относительно трудным. Полное истощение наступает после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения, безразличие к качеству выполняемой работы, нежелание исправлять допущенные ошибки.
С наступлением утомления дети начинают вести себя по-разному. Одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, не мешают педагогу, но и не работают. Старательность и активность сменяются небрежностью и неряшливостью. Работы остаются незаконченными, количество ошибок резко возрастает, дети их не видят и не исправляют, иногда учащиеся не могут повторить за педагогом простых формулировок. Частая смена «рабочих» и «нерабочих» состояний в сочетании с пониженной познавательной активностью приводит к тому, что получаемые на занятиях обрывочные знания, недостаточно закрепленные и не связанные в системы, очень быстро угасают, порой создается впечатление, будто материал вовсе не изучался.
У других наоборот, появляется повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть детей, порой становятся жестокими. Осознавая свои затруднения в учебе, некоторые обучающиеся пытаются самоутверждаться собственными путями: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют ими, заставляют выполнять за себя неприятную работу, показывают свое “геройство”, совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной лестнице и др.); могут сказать неправду. В то же время эти дети обычно чувствительны к несправедливым обвинениям, остро на них реагируют, с трудом успокаиваются. Физически более слабые школьники легко подчиняются “авторитетам” и могут поддерживать своих “вожаков” даже тогда, когда те явно не правы. Неправильное поведение, проявляющееся у младших школьников в сравнительно безобидных поступках, может перерасти в стойкие черты характера, если своевременно не принять соответствующих воспитательных мер.
Какие методы работы необходимо использовать с детьми с ЗПР.
1.Комплекс наглядных методов обучения и воспитания
В работе с детьми с ЗПР наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения.
Соединение в восприятии языкового материала и зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) способствует более прочному усвоению материала. Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя у школьников, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной активности и позволяет обеспечить основу восприятия информации.
2.Комплекс словесных методов обучения и воспитания
Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с ЗПР и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Работа учащихся со схемами, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.
Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет детям с ЗПР полноценно воспринимать, осмысливать, удерживать и перерабатывать информацию.
Все эти меры на отдельных этапах обучения, безусловно, приводят к положительным результатам, позволяют достигнуть временных успехов, что дает возможность учителю считать ученика не умственно отсталым, а лишь отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал.
В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке.
В таком состоянии при индивидуальной работе с ними дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать переносный смысл пословиц).
Аналогичная картина наблюдается и на уроках. Дети могут сравнительно быстро понять учебный материал, правильно выполнить упражнения и, руководствуясь образом или целью задания, исправить ошибки в работе.
К 3–4-му классу у некоторых детей с ЗПР под влиянием совместной работы учителя, психолога и логопеда развивается интерес к чтению. В состоянии относительно хорошей работоспособности многие из них последовательно и подробно пересказывают доступный текст, правильно отвечают на вопросы, оказываются в состоянии при помощи взрослого выделить в нем главное; интересные детям рассказы нередко вызывают у них бурные и глубокие эмоциональные реакции.
Во внеклассной жизни дети обычно активны, интересы их, как и у нормально развивающихся детей, разнообразны. Некоторые из них предпочитают тихие, спокойные занятия: лепку, рисование, конструирование, с увлечением работают со строительным материалом и разрезными картинками. Но таких детей меньшинство. Большинство предпочитают подвижные игры, любят побегать, порезвиться. К сожалению, и у “тихих”, и у “шумных” детей фантазии и выдумки в самостоятельных играх, как правило, бывает мало.
Оптимизация процесса обучения
- При проверке домашнего задания учащимся рекомендуется излагать лишь самое главное. Разрешается отвечать по плану, составленному дома, пользоваться опорными конспектами, памятками.
- При объяснении подчеркивать главное, существенное, возвращаясь к нему неоднократно по ходу урока. Больше работать с учебником, обучая приемам работы с ним, выделяя в его содержании главное. Делать краткие записи на доске и в тетрадях.
- По ходу урока работать над типичными ошибками, выявленными при изучении материала.
- Отрабатывать общие учебные умения и навыки на большом количестве простых заданий.
- Необходимо разнообразить структуру уроков. Учитывая динамику работоспособности школьников, чаще начинать уроки с объяснения новой темы, больше привлекать наглядные средства и использовать практические работы для включения в процесс познания всех органов чувств детей.
- Учитывая, что работоспособность детей к концу урока падает до 6-10%, особо продумывать формы обобщения результатов урока.
Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи и логопеды. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.
Крайне важен высокий профессиональный уровень педагогов, психологов, логопедов работающих с этой категорией детей. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогам сделать учебный процесс более интересным и продуктивным. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть нашей работы (о чём свидетельствует тема наша семинара).
(подводя итог сказанному, хочу отметить, что
Целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения, дети этой категории, способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся обучающихся общеобразовательной школы.
Соблюдение режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий.
Ну и в заключении хочется отметить, что по окончании неполной средней школы выпускники школы, как правило, поступают в различные учебные заведения общего типа. Некоторые выбирают дальнейшее обучение уже в 10-м классе общеобразовательной школы и после этого продолжают дальнейшее обучение в колледжах и Вузах.
Методические рекомендации по применению дидактических материалов В целях достижения максимального педагогического эффекта при обучении детей с задержкой психического развития в инклюзивном пространстве, прогнозирования и пропедевтики возможных трудностей необходимо учитывать ряд рекомендаций к отбору и применению дидактических средств и ресурсов.
- Предлагая задание, учитывайте, что актуальные и потенциальные возможности одного и того же ученика могут различаться как на уроках по разным предметам, так и при выполнении разных типов учебных заданий на занятиях по одному предмету.
- Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание.
- Привлекайте различные виды деятельности — игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную — для повышения уровня умственного развития учащихся.
- Для того, чтобы избежать быстрого утомления целесообразно переключать учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. При смене видов деятельности или задания необходимо убедитесь, что ребенок Вас понял.
- Рационально используйте разнообразный наглядный материал в соответствии задачами урока.
- Поддерживайте и поощряйте любое проявление детской любознательности и инициативы.
- Используйте разнообразные педагогические меры по отношению к ученику: интересы детей с задержкой психического развития, как правило, имеют узкую направленность, малоустойчивы; найти нужную меру воздействия удается не всегда сразу – одна и та же мера нередко теряет силу в связи с адаптацией ученика к ней.
- Оценивайте успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению.
- Учитывайте и не нарушайте этапность формирования способов учебной деятельности: сначала детей учат ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной инструкции при ее последовательном изложении.
- Проявляйте особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой психического развития – необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой.
- Используйте индивидуальный подход при оценивании деятельности детей: обязательно поощряйте ребенка, если он справился с заданием, и не допускайте никаких упреков в адрес тех детей, которые что-то хуже сделали.
- Не оценивайте результаты труда ребенка в сравнении с другими учащимися. Важно поощрять каждое отдельное продвижение вперед конкретного ученика и оценивать не столько конечный результат, сколько познавательный процесс, деятельность ребенка, его динамику в развитии.
Источник