Ребенок с задержкой психического развития презентация

Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация .Тема: дети с ЗПР
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2 слайд
Описание слайда:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗПР Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории.
3 слайд
Описание слайда:
У детей с ЗПР отмечаются: низкий уровень познавательной активности; незрелость мотивации учебной деятельности; сниженная способность к приему и переработке информации; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; недостаточная сформированность умственных операций; отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др.
4 слайд
Описание слайда:
Классификация К.С.Лебединской легла в основу критериев отбора детей с ЗПР в коррекционно-образовательные учреждения и до сих пор используется педагогами-дефектологами: Конституционального характера; Соматогенного характера; Психогенного характера; Церебрально-органического характера.
5 слайд
Описание слайда:
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР Классификация, разработанная М.С.Певзнер и Т.А.Власовой , выделяет два основных варианта ЗПР: нарушения познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом; нарушение познавательной деятельности как следствие стойких астенических и церебрастенических состояний.
6 слайд
Описание слайда:
ЗПР КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ГЕНЕЗА Наблюдается у детей с психофизическим инфантилизмом. Эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью, наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Незрелость эмоционально-волевой сферы этих детей проявляется в интеллектуальной недостаточности. У них преобладает конкретно-образное мышление, неравномерная познавательная активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности. Наблюдается выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В процессе игровой деятельности продуктивность внимания улучшается.
7 слайд
Описание слайда:
ЗПР СОМАТОГЕННОГО ГЕНЕЗА Причины: Хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. Эмоциональное развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов, в которых находиться соматически ослабленный ребенок. Отмечается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.
8 слайд
Описание слайда:
ЗПР ПСИХОГЕННОГО ГЕНЕЗА Причины: Семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья); различного рода психические травмы. Характеризуется: многообразием проявлений и зависит от этиологического фактора. При гипоопеке отмечаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости. В условиях гиперопеки у детей отсутствуют черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Малая способность к волевому усилию сочетается с чертами эгоцентризма, нелюбовью к труду, установкой на постоянную помощь и опеку. Невротический тип личности, воспитывающихся в неблагополучных семьях, проявляется в несамостоятельности, нерешительности, малой активности, робости и боязливости.
9 слайд
Описание слайда:
ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА Причины: Токсикозы беременных; Инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт; ПЭП – перинатальная энцефалопатия. Обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности ребенка; Преобладает наличие негрубой органической микросимптоматики. Отсутствуют типичные для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Отмечается слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Варианты: Неустойчивый вариант органической ЗПР – с психомоторной расторможенностью; Тормозимый тип – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью.
10 слайд
Описание слайда:
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ: Типичные неблагоприятные эмоциональные состояния младших школьников с ЗПР: Страх, тревога, агрессия, обида, эмоциональная напряженность. социальные: неправильное семейное воспитание, неконструктивный тип детско-родительских отношений, несформированные способы межличностного взаимодействия со сверстниками, резкое изменение ближайшего социального окружения; психофизиологические, индивидуальные и личностные особенности ребенка: замедленный темп формирования высших психических функций, реакция ребенка на неуспешность в учебной деятельности и др.; педагогические: педагогические ошибки, неэффективный стиль педагогического руководства.
11 слайд
Описание слайда:
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В коррекционно-развивающем обучении участвует группа специалистов – учитель, психолог, дефектолог. Учитель реализует коррекционное направление обучения путем индивидуального подхода к детям на уроке – при объяснении, закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся. Психолог проводит диагностику нарушений психического развития ребенка и определяет индивидуальные потребности. Проводит коррекционные занятия с детьми и консультирует учителя. В соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения индивидуальные и групповые занятия должен проводить дефектолог, но на практике часто такие занятия ведет учитель.
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
1-е направление: Использование средств искусства для коррекции поведения детей с ЗПР Задачи направления: 1) снять эмоциональную напряженность; 2) создать ситуацию успеха; 3) привить новые формы поведения (умение довести начатое дело до конца, дисциплинированность); 4) дать детям возможность почувствовать себя самостоятельными, развить чувство уверенности в себе; 5) воспитывать чувство прекрасного. Занятия проводит психолог или дефектолог в групповой или индивидуальной форме.
14 слайд
Описание слайда:
2-е направление: Использование сказок, игр, этюдов для коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР Задачи направления: 1)коррекция аффективного поведения и эмоционально-личностной сферы; 2) коррекция поведения учащихся в коллективе; 3) формирование моральных представлений Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.
15 слайд
Описание слайда:
3-е направление: Использование природоведческого материала и экскурсий в целях расширения знаний об окружающей действительности и развития познавательного интереса у детей с ЗПР Реализация задач этого направления осуществляется учителем в процессе обучения. При организации работы необходимо руководствоваться знаниями, предусмотренными программой по природоведению для начальной школы: времена года, явления природы, последовательное название месяцев, дней недели; образ жизни животных и его изменения в различные времена года. Занятия проводит учитель или дефектолог в групповой форме.
16 слайд
Описание слайда:
4-е направление: Коррекционно- развивающая работа на уроках русского языка и чтения При выполнении заданий учащиеся не всегда ориентируются в таких его компонентах, как инструкция, учебный материал, образец. Поэтому на первом этапе обучения необходимопроводить коррекционно-развивающую работу по преодолению этих затруднений. Сначала предлагаются задания, которые включают два компонента – инструкцию и учебный материал. Занятия проводит учитель в групповой или индивидуальной форме.
17 слайд
Описание слайда:
ЕСЛИ МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК ОСТАНЕТСЯ ОДИН НА ОДИН СО СВОИМИ СЛОЖНОСТЯМИ В ОСВОЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ЕСЛИ ЕГО РАЗВИТИЕ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ СТИХИЙНО И ЗАВИСЕТЬ ОТ СЛУЧАЙНЫХ ВЛИЯНИЙ, ОН ВРЯД ЛИ СМОЖЕТ НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ. ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ЧУТКОГО, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ВЗРОСЛОГО ВОЗМОЖНА ЕГО НОРМАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ. ОСТАВИТЬ РЕБЕНКА БЕЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕДОПУСТИМО.
18 слайд
Описание слайда:
КОНЕЧНО, РАБОТА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРЕБУЕТ НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЙ И ОПЫТА, НО ЕЩЕ ТЕРПЕНИЯ, ЛЮБВИ К НИМ, А ЭТО ОГРОМНЫЙ И КРОПОТЛИВЫЙ ТРУД.
19 слайд
Описание слайда:
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА – ЦХОВРЕБОВА ЛАНА ВАЖАЕВНА
20 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-библиотекарь
Курс профессиональной переподготовки
Библиотекарь
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-197938
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Задержка психического развития и её варианты. Дефицитарность психических процессов у детей с ЗПР Зологина М.Г., учитель-дефектолог ОБОУ ЦДО «Новые технологии»
2 слайд
Описание слайда:
Задержка психического развития(сокр. ЗПР) ― нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
3 слайд
Описание слайда:
Педагогическая запущенность — это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания. Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Отграничение ЗПР от сходных состояний
4 слайд
Описание слайда:
Причины ЗПР Эндогенные (внутренние) -генетические факторы, -тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, -токсикозы беременности, -хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, -травмы во время беременности и т.д. Экзогенные (внешние) -травмы при родах, -тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте, -недостатки питания и хронические соматические заболевания, -травмы мозга в ранний период жизни ребенка, -тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера и т.д.
5 слайд
Описание слайда:
Классификация детей с ЗПР (К.С. Лебединская) ЗПР конституционального генеза (гармонический психический и психофизический инфантилизм) ЗПР соматогенного генеза ЗПР психогенного генеза ЗПР церебрально-органического генеза (органический инфантилизм)
6 слайд
Описание слайда:
ЗПР конституционального генеза Гармонический инфантилизм ― это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое ― наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединяются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.
7 слайд
Описание слайда:
ЗПР соматогенного генеза Связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек также часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.
8 слайд
Описание слайда:
ЗПР психогенного генеза Связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия ― безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве.
9 слайд
Описание слайда:
ЗПР церебрально-органического генеза Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом-это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга.
10 слайд
Описание слайда:
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР У детей с ЗПР наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это обнаруживается в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений.
11 слайд
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
У детей этой группы недостаточно сформированы и пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
14 слайд
Описание слайда:
Кубики Кооса
15 слайд
Описание слайда:
Все дети с ЗПР без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет.
16 слайд
Описание слайда:
Однако при усложнении сюжета: необычное направление разреза (диагональный), увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут.
17 слайд
Описание слайда:
В качестве наиболее характерных для детей с ЗПР особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкую концентрацию, трудности переключения. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей значительное смысловое и эмоциональное содержание.
18 слайд
Описание слайда:
Характерным признаком ЗПР являются отклонения в развитии памяти. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления наглядно-действенного и наглядно-образного. Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Также для них характерно отставание в становлении речи и слабая эмоциональная неустойчивость.
19 слайд
Описание слайда:
Несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.
20 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс профессиональной переподготовки
Педагог-психолог
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-309297
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник