Ребенок с трех до четырех лет и физическое развитие

Три-четыре года — это период младшего дошкольного возраста. Дети в это время в большинстве своем открывают двери в детский сад, постепенно начинают готовиться к школе. Изменяются их физические и психологические характеристики.
Основные физиологически показатели детей в 3-4 года: риски и нормы
Трех- четырехлетние малыши, как правило, весят около 12,5 кг (+/- 1 кг). Рост их колеблется в области 96-100 см. Грудная клетка в окружности составляет 51,7 см (+/- 1,9 см), окружность головы составляет 48 см. В этом возрасте число молочных зубов достигает 20 штук, а общий объем черепа практически идентичен черепу взрослого человека.
В это время дети имеют некоторые особенности опорно-двигательного аппарата. У малышей пока еще не устойчив позвоночник, суставы и кости легко изменяют форму под воздействием внешних условий.
Деформации может поддаваться не только позвоночник, но и суставы пальцев, например, если ребенку приходится часто работать с неподходящими для его возраста видами пластилина. Некорректные позы в сидячем или стоячем положении обязательно станут причиной нарушения осанки, что, в свою очередь, приведет к нарушению работы системы кровообращения и дыхания.
Начиная с трех-четырех лет у детей в несколько раз увеличивается мышечная масса, мышечные волокна совершенствуются в результате процессе дифференциации. В конце третьего года и начале четвертого у детей особенно хорошо получается совершать движения одной рукой, например кидать мяч или катить игрушку. Основная причина — более развитая, по сравнению с мелкой, крупная мускулатура.
Игровая деятельность позволяет совершенствовать движения кистей и пальцев. Ребенок в 3-4 года становится более координированным. А вот что касается дыхательных путей, то их развитие еще не окончено. Малыши пока имеют отличные от взрослых дыхательные пути, отчасти за счет более узких воздухоносных путей:
- бронхов;
- гортани;
- носовых ходов;
- трахеи.
Имеет свои особенности и слизистая оболочка, для которой сейчас характерна повышенная ранимость. Главным побочным эффектом недоразвитости слизистой в этом возрасте являются частые заболевания органов дыхания.
В 3-4 года ребенок не способен самостоятельно контролировать дыхание, подстраивая его ритм под ритм движения. Поэтому родителям нужно помочь малышам научиться дышать носом без задержки дыхания. Для этого хорошо подойдут игровые задания, например с пушинками или легкими бумажными элементами.
Развитие внутренних систем и головного мозга
Если сравнивать сердечно-сосудистую систему с системой органов дыхания в возрасте 3-4 лет, то она на порядок более развита. При этом нужно понимать, что как часы сердце малыша будет работать только при условии соблюдения адекватных возрасту нагрузок.
В младшем дошкольном возрасте активно происходит развитие нервной системы. К концу третьего года жизни ребенок учится анализировать и синтезировать воздействие на него окружающего мира. Во многом это становится возможным за счет развития речи дошкольника, которая помогает малышу лучше воспринимать действительность.
В 3-4 года дети способны лучше концентрироваться, поэтому с ними можно работать над изучением и закреплением учебного материала. Нужно учитывать, что степень концентрации может изменяться в зависимости от влияния на ребенка окружающих факторов. Например, ребенок легко отвлекается на посторонних, а также на звуки и движения в помещении, где проводятся занятия.
Нельзя пока назвать совершенным и развитие процессов возбуждения и торможения. Дети в этом возрасте бывают нелогичны, что проявляется излишней суетливостью или неожиданной сдержанностью. Повышенная возбудимость в возрасте 3-4 лет как раз и является главной причиной утомляемости дошкольников.
У малышей в этом возрасте свои особенности имеют и сигнальные системы. А межанализаторные связи находятся на такой степени развития, что пока дошкольники не всегда способны адекватно реагировать на замечания воспитателей. Чтобы добиться результата в этом возрасте, куда более эффективным будет помочь ребенку, указав ему правильное направление действий, чем высказывать пожелания в словесной форме.
Особенности развития личности дошкольника
После трех лет ребенок начинает больше задумываться о себе как о личности. Он уже знает, к какому полу принадлежит, знает свое имя, сколько ему лет, как он выглядит. Местоимение «я» в речи малыша будет свидетельствовать о том, что кроха полностью осознал себя как отдельную личность. Вместе с этим в его психике появляются новые особенности. Одна из них — это желание нравиться взрослым, получать похвалы за поступки.
Другая — желание быть самостоятельным и делать все так, как хочется. На почве развития этих прямо противоположных направлений в душе малыша возникает первый внутренний конфликт, который ему отчаянно мешает жить в гармонии с собой.
Именно поэтому три-четыре года для большинства малышей — это кризисный возраст, с которым им могут помочь справиться только родители и опытные воспитатели. Признаками кризисного возраста станут:
- упрямство;
- частые перепады настроения;
- негативизм.
Еще одна особенность, неизменно отмечающая развитие детей в возрасте 3-4 лет — это намеренный характер игровых действий. Дети четко знают, во что они будут играть и как. Они выбирают для себя разные роли, строят объекты из кубиков, рисуют и лепят, создавая первые композиции.
В целом можно отметить, что для развития ребенка младшего дошкольного возраста характерна преднамеренность, приходящая на место произвольности действий. Пока, на четвертом году жизни, действия преднамеренны лишь отчасти. Малыш не всегда способен до конца придерживаться цели, часто отвлекается как в бытовой, так и в игровой деятельности.
В среднем за время игры ребенок может потерять концентрацию до 13 раз! Также кроха пока не всегда может планировать свою деятельность – это умение придет чуть позже. В 3-4 года дети чаще останавливают выбор на нескольких предметах, необходимых им для игры, особо не думая о том, как будут развиваться события дальше.
Источник
И. А. Галкина (к.пс.н.)
Возраст от трех до пяти лет называют средним дошкольным. По словам Л.С. Выготского, у детей в этот период складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение. Рассмотрим возрастные особенности развития ребенка от трех до пяти лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможные сложности и скорректировать их.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их крупная и мелкая моторика совершенствуется.
- Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека, центр тяжести смещается вниз.
- Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек — жировой. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. В этом возрасте важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес. В раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.
- Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.
- Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.
- Совершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.
- К четырем годам у ребенка уже должен быть весь комплект молочных зубов. Если их меньше двадцати, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Три года. Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, надевать обувь на липучках. В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки.
Четыре года. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходить задом наперед, прыгать в сторону, вперед и назад, чередовать бег с прыжками, перепрыгивать через невысокие препятствия, маршировать в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой / левой руки.
Пять лет. Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками, ездит на двухколесном велосипеде, катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Возраст от трех до пяти лет — важнейшая ступень в становлении ребенка. Данный период развития отличается быстрым усвоением информации, поэтому родителям стоит позаботиться об организации увлекательных занятий со своим малышом.
В возрасте трех лет ребенок взаимодействует с миром, опираясь только на полученные знания. Он вспоминает то, что было с ним в прошлом и на основании прошлого опыта принимает решения, подтверждая старые или приобретая новые умения. Память ребенка в этом периоде развития непроизвольная: запоминание информации и запечатление образов происходят сами собой. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки, диалоги из фильмов, сопереживают героям из книг и кино. К пяти годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Внимание становится произвольным – ребенок в четыре-пять лет, если его просить постоянно говорить вслух то, что он держит в поле внимания, то он будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, загадки).
К четырем-пяти годам формируются математические понятия и навыки счета. Дети используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы, научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток. Различают правую и левую руку.
Совершенствуется воображение ребенка, к четырем-пяти годам воображение настолько развито, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий. Он постепенно научается замещать в воображении реальные предметы и ситуации воображаемыми, особенно эта способность развивается к шести-семи годам.
С четырех-пяти лет дети начинают мыслить образами. Ребенок легко запоминает, воспроизводит полученную информацию и активно расширяет свои знания об окружающем мире. Такой скачок в развитии ребенка происходит за счет развитие речи и творческого мышления.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В возрасте трех-пяти лет продолжается активное освоение речи: значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей. Расширяется употребление предлогов, используются формы повелительного наклонения глаголов, предложения становятся сложносочиненным. Ребенок способен пересказать небольшую сказку, составить рассказ по картине, совершенствуется диалоговая речь: он поддерживает беседу, задает вопросы и правильно отвечает на них. В целом речь становится более выразительной, контекстной, т.е. ребенок способен описать ситуацию так, что она понятна без непосредственного восприятия этой ситуации. Период четырех-пяти лет – это пик сензитивного периода развития речи, и при условии сформированности произношения родного языка, отсутствии логопедических проблем ребенку можно рекомендовать начинать освоение иностранного языка.
В норме ребенок четырех — пяти лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то следует обратиться за помощью к логопеду. Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, — возможно, он не слышит их.
Для того, чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, нужно чаще с ним разговаривать. И важно, чтобы контакт как можно чаще был обоюдный, то есть в форме диалога. Родителям не стоит ограничиваться простейшими темами, уже можно обсуждать мультфильмы и прочитанные книги, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Возраст от трех до пяти лет — важнейшая ступень в становлении ребенка как личности. В этом возрасте формируется долговременная память. Малыш уже воспринимает себя как отдельную неповторимую личность, а чувства и эмоции складываются в воспоминания детства и свой уникальный опыт. В данном возрасте у ребенка зарождаются и активно развиваются такие черты характера, как самоуважение, ценность собственной личности, чувство достоинства.
Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок четырех — пяти лет оценивает себя более реалистично, чем в трехлетнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка является группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают зеркалом – сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает определить собственные качества.
В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако имеет значение не столько одноразовый успех, сколько устойчивость успехов. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности. У него формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.
После трех лет ребенок начинает видеть себя со стороны и осознавать свою половую принадлежность. Это тоже необходимо учитывать родителям, чтобы вовремя привить необходимые женские и мужские образцы поведения.
ИГРЫ И ИГРУШКИ
Игра для ребенка – это ведущая деятельность. Со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается, но на самом деле он выполняет важную работу. В игре дети реализуют свое стремление к самостоятельности, учатся терпению, настойчивости, общаться со сверстниками, контролировать свое поведение, а также развивают волю, воображение, мышление и нравственные установки.
В играх дети уже придерживаются определенных правил и строго их контролируют, заранее продумывают сюжет игры и разделяют между собой роли. Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте очень важна, но ребенок должен уметь играть не только в компании, но и в одиночестве — когда задействована только его фантазия. Малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить одного, и он не будет испытывать чувства тревоги. Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начинаете с ним игру, увлекаете его, потом на несколько минут выходите из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один и привыкает к тому, что постоянное присутствие взрослого необязательно.
Для того, чтобы развивать различные стороны интеллекта ребенка, необходимо, чтобы и игрушки были разные: игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки создает из сырого песка. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин и глина. Почаще занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, аппликацией и т.д. Эти занятия развивают творческое мышление и творческие способности ребенка.
Средний дошкольный возраст является важной ступенью развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. Задача родителей — как можно больше расширять кругозор ребенка. Этот возраст можно назвать возрастом «интеллектуального голода» — малыш хочет знать обо всем и задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Очень важно на них отвечать и формировать у малыша правильные ценности. Делая это в игровой форме в этот период, вы сможете заложить основы нравственного развития, которые в более поздние годы обязательно принесут свои плоды.
Для того чтобы развитие ребенка в возрасте от 3 до 5 лет прошло успешно, важно не только правильное воспитание детей родителями, но желательно также посещение детьми и специальных занятий, проводимых опытными психологами. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть дополнительная общеразвивающая программа «Психологические развивающие занятия», которая рассчитана на детей этого возраста. Об этой программе мы расскажем во второй части нашей статьи.
Источник
Анна
Особенности физического развития детей дошкольного возраста 3–4 лет
Особенности
Врачи называют следующие особенности физического развития детей 3-4 лет,которые соответствуют нормам:
1. Обычно физическое развитие ребёнка 3 лет определяется следующими параметрами: рост 96 (допускается отклонение в 4 см, вес 12 (плюс-минус 1 кг, окружность груди 51 (больше-меньше на 2 см, окружность головки 48 см, молочных зубов должно быть около 20.
2. За два года все эти параметры, естественно, изменяются. К пятилетнему юбилею физическое развитие ребёнка 4 лет должно соответствовать уже иным числам: рост 104 (допускается отклонение в 4 см, вес 17 (плюс-минус 1 кг, окружность груди 55 (больше-меньше на 2 см, окружность головки 50 см, молочные зубы ещё не должны меняться на коренные.
3. Объём черепной коробки в 3 года составляет почти 80% от примерного объёма черепа, диагностируемого у взрослого человека.
4. Изгибы позвоночника неустойчивы, суставы и кости легко деформируются под влиянием негативных внешних воздействий.
5. Диаметр мышц существенно увеличивается в несколько раз, мышечные волокна дифференцируются. На начальном этапе крупная мускулатура развита больше, чем мелкая. Но с течением времени движения пальцев и кистей совершенствуются, если физическое развитие идёт в соответствии с нормой.
6. Просветы дыхательных путей (носовые ходы, трахея, гортань, бронхи) пока всё ещё максимально узкие. Выстилающая их слизистая оболочка нежна и быстро ранима. Поэтому одной из физических особенностей этого возраста являются частые воспалительные заболевания органов дыхания. Ребёнок не может регулировать дыхание на сознательном уровне и сочетать его с собственными движениями.
7. Сердце работает без проблем в условиях посильных нагрузок. Кровообращение очень быстрое. Давление — 95 на 58.
8. Строение и деятельность центральной нервной системы постоянно совершенствуется. Ребёнок способен к анализу и синтезу. Он умеет воспринимать окружающий мир, обладает речью, которая помогает ему обобщать и уточнять воспринимаемое.
9. Процессы возбуждения и торможения легко рассеиваются. Поэтому дети в этом возрасте делают много ненужных, совершенно лишних движений, суетливы, много говорят или резко замолкают. Повышенная возбудимость приводит к скорой утомляемости.
Нужно понимать, что все эти особенности физического развития детей в 3-4 года достаточно условны. Маленькие организмы могут развиваться по индивидуальным траекториям с учётом каких-то болезней, но отклонения от этих норм не должны быть значительными. В соответствии с этими моментами ребёнок должен обладать определённым набором знаний, умений и навыков, характерным для данного возраста.
Разбираясь в особенностях физического развития детей 3-4 лет, можно грамотно организовать занятия с ними. Усиливая тренировки в одном месте и ослабляя напряжение в другом, можно добиться очень хороших результатов. С таким подходом к этому делу ваш ребёнок станет физически крепким и здоровым дошкольником. Вот какие упражнения окажутся весьма полезными в этом возрасте.
1. Чтобы совершенствовать движения пальцев и кистей, ребёнку требуется рисование, строительные и дидактические игры. Это — основы развития мелкой моторики. Овладеть собственным телом ребёнку помогают поднимания рук в стороны и вверх, повороты туловища и его покачивания.
2. Регулярное выполнение упражнений,требующих усиленного выдоха: разнообразные игры с пушинками или лёгкими изделиями из бумаги. Это способствует нормальному развитию дыхательной системы.
3. Бег трусцой (не более 500 м, бег на носочках. Вспомогательная игра — кто быстрее добежит.
4. Ходьба змейкой между различными предметами, на носочках.
5. Прыжки одновременно на двух ногах и попеременно на одной. Прыжки через предметы (их высота — не более 5 см). Вспомогательная игра — классики.
6.Приседания: не более 5 раз за 1 заход.
7. Для физического развития ребёнка очень важно равновесие. Поэтому его нужно заставлять ходить по прямой линии, приставляя пятки одной ноги к носкам другой. Вспомогательные игры — качели, карусель. При ходьбе по прямой линии можно давать ему предметы — стакан с водой или ложку с теннисным шариком.
8. Вис и качание на перекладине, кольцах, трапеции, турнике.
9. До 5 кувырков за день.
10. Очень важны для физического развития в 3-4 года упражнения на пресс. Предлагайте малышу подтягивать ноги к туловищу во время виса на турнике.
11. Работайте с ребёнком над осанкой. Упражнения со спиной — кошечка и лодочка. Можно попробовать ходить с книгой на голове.
12. Ползание между предметами и под ними высотой 50 см, по туннелю.
13. Гонять мяч по полю, ловить его двумя руками, пытаться играть в футбол, пробовать забивать в ворота, бросать его в цель (она должна быть пока только горизонтальной — учитывайте эту возрастную особенность физического развития детей 3-4 лет).
14. Катания на трёхколёсном велосипеде, самокате.
При регулярности таких занятий физическое развитие ребёнка в 3-4 года будет соответствовать нормам. Однако родителям необходимо учитывать здесь такой момент, как отсутствие противопоказаний для нагрузок подобного рода. Если малыш здоров, можете приступать к физкультуре хоть сегодня. При наличии же патологий и болезненных состояний необходима консультация врача. Нужно учитывать все особенности подобного рода занятий. Несколько полезных советов помогут сориентироваться.
Источник