Ребенок с синдромом дауна и особенности его развития жиянова

1. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Организация и методика работы адаптационных групп.

Методическое пособие. П.Л. Жиянова при участии М.Ф. Гимадеевой. – М.: Монолит, 2008.

Методическое пособие посвящено проблемам формирования навыков общения и социальной адаптации детей с особыми потребностями. В книге изложены теоретические и практические аспекты психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с синдромом Дауна. Пособие адресовано широкому кругу специалистов, заинтересованных в использовании современных подходов и новых технологий в интеграции детей с особыми потребностями в общество. Оно также может быть использовано при подготовке будущих специалистов в области коррекционной педагогики.

2. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна 

Пособие для родителей

Т.П. Медведева – М.: Монолит, 2007.

Это пособие дает краткое представление об особенностях развития познавательной деятельности детей с синдромом Дауна дошкольного возраста, о принципах занятий с ними и рассказывает о тех заданиях, которые родители могут предложить своему ребенку дома. Брошюра адресована родителям детей с синдромом Дауна дошкольного возраста и может представлять интерес для педагогов, работающих с такими детьми.

3. Малыш с синдромом Дауна

Книга для родителей

П.Л. Жиянова, Е.В. Поле. – М.: Монолит, 2009.

 В книге приводятся среднестатистические данные о развитии детей с синдромом Дауна, характеризуются основные этапы развития; даются подробные советы о том, как организовать занятия с малышом в домашних условиях, описываются методики занятий, которые помогут ребенку расти и развиваться. Книга содержит конкретные рекомендации, которые вполне смогут реализовать даже очень далекие от педагогической науки родители. Издание может быть полезным и широкому кругу специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна раннего возраста.

4. Логоритмика для детей с синдромом Дауна

Книга для родителей

Сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»», 2008.

Пособие содержит краткое изложение сути логоритмических занятий с детьми с синдромом Дауна, а также предлагает вниманию читателей описания игр, которые можно проводить в домашних условиях. Пособие адресовано родителям детей с синдромом Дауна дошкольного возраста и может представлять интерес для педагогов и логопедов, работающих с такими детьми.

5.  Хрестоматия для родителей

Сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» за 1997-2008 гг.

Издание 2-е, переработанное и дополненное

Составители: П.Л. Жиянова, Н.С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008 – 208 с.: ил

В настоящий сборник вошли статьи, написанные специалистами Центра ранней помощи при Благотворительном фонде «Даунсайд Ап», а также переводы некоторых зарубежных материалов. Статьи посвящены широкому спектру вопросов, относящихся к особенностям развития детей с синдромом Дауна, уходу за ними, воспитанию и обучению.

Сборник предназначен для родителей детей с синдромом Дауна. Он может быть также полезен специалистам, работающим с такими детьми, и студентам соответствующих специальностей.

6. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна.

Руководство для родителей и специалистов.

Патриция С. Уиндерс

Пер. с англ. Н.С. Грозной. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии ООО «Альварес Паблишинг», 2003.

Книга из известной на Западе «Серии книг о синдроме Дауна», написанная ведущими американскими специалистами, подробно и четко рассказывает обо всех этапах развития навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна т о том, какую помощь им могут оказать родители и специалисты. Российским читателям представлен пока еще недостаточно распространенный в нашей стране подход, при котором большое значение придается активной роли самого ребенка. Методы, рассмотренные в книге, применимы не только при работе с детьми с синдромом Дауна, но и с другими типами нарушений, для которых характерен пониженный мышечный тонус.

7. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна

Руководство для родителей и специалистов

Марианна Бруни

Пер с англ. А. Курт. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии ООО «Альварес Паблишинг», 2005.

Книга рассказывает о том, как у детей с синдромом Дауна развиваются навыки мелкой моторики и о том, как родители могут помочь ребенку овладеть необходимыми умениями. Автор ориентировался на родителей, но она, несомненно, будет полезна и профессионалам.

Поскольку детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности, отрицательно сказывающиеся на сроках появления двигательных навыков и их качестве, развитие этой сферы требует постоянного внимания. Мелкая моторика позволяет овладеть навыками приема пищи, самообслуживания и графическими навыками, существенно влияющими на адаптацию ребенка в коллективе сверстников.

8. Рождение ребенка с синдромом Дауна.

Брошюра для сотрудников родовспомогательных учреждений

М.: Line Project, 2002.

В брошюре рассматриваются медицинские проблемы новорожденных с синдромом Дауна и основные медицинские проблемы в неонательном периоде. В приложениях характеризуются пороки сердца, часто встречающиеся при синдроме Дауна, приводится примерный план медицинского обследования новорожденного, а также список соответствующих медицинских учреждений.

9. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. Руководство для родителей

Либби Кумин  

Пер. с англ. Н.С. Грозной. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004.

Книга написана известным американским специалистом по развитию навыков общения у детей с синдромом Дауна. В ней представлена развернутая картина последовательного формирования этих навыков; отмечаются характерные трудности; дается много практических советов, как заниматься с ребенком дома. Четко определяются понятия «язык», «речь» и «общение»; рассматриваются возможности использования вспомогательных средств коммуникации; подчеркивается значение умения применять навыки общения в различных жизненных ситуациях. В книге отражен до некоторой степени новый для отечественной логопедии подход, поэтому книга будет интересной и полезной не только родителям, но и специалистам, работающим с детьми с синдромом Дауна.

10. Семейно-центрированная модель ранней помощи

П.Л. Жиянова. – М.: Монолит, 2006.

Методическое пособие посвящено одной из самых актуальных проблем современной специальной педагогики – ранней помощи семье, воспитывающей «особого» ребенка. В книге изложены теоретические и практические аспекты психолого—педагогической помощи семье, которая реализуется в рамках домашних визитов. Пособие адресовано широкому кругу специалистов, заинтересованных в освоении современных подходов и новых технологий интеграции детей с особыми потребностями в общество а также может быть использовано при подготовке специалистов в области коррекционной педагогики.

11. Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство для родителей/ под ред. Сьюзан Дж. Скаллерап/ пер. с англ. О.К. Васильевой, М.Л. Шихиревой.- М: 2009.

В данном издании предоставлена наиболее важная информация для родителей детей с синдромом Дауна от рождения до пяти лет.  Авторы каждой главы приводят рассказы родителей, которым впервые пришлось столкнуться с воспитанием детей с синдромом Дауна. Книга может быть полезна не только членам семей, но и специалистам разного профиля, занимающимся проблемами здоровья, благополучия, воспитания и обучения детей с синдромом Дауна.

12. Иллюстративный дидактический материал к методическому пособию «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия»

13. «Психологическая гостиная» как модель раннего сопровождения семьи, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Пособие для специалистов по сопровождению семей. Предназначено для Ресурсных центров, работающих с семьями, родителями, законными представителями, воспитывающими детей с врожденными пороками развития, генетическими аномалиями, нарушениями в развитии и инвалидностью раннего возраста. Общество «ДАУН СИНДРОМ» г. Новосибирск.

14. Ресурсный центр как форма организации помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Часть 1. Общество «ДАУН СИНДРОМ» г. Новосибирск

Источник

Шаихова Валерия Викторовна
Особенности детей с синдромом Дауна

а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;

б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;

в) Обучение детей с синдромом Дауна

Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта,является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание у таких детейвсегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.

С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.

Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.

Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенноплохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.

Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.

Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.

Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.

Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие — наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.

Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.

Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.

Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.

По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно — педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.

Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:

• Интеллектуальные затруднения

Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.

• Личность

Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.

• Семейная динамика

Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.

• Методы обучения

Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.

• Влияние медицинских проблем

Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.

При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.

При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.

Обучение детей с синдромом Дауна.

Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.

Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.

Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.

Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.

Источник

Ошпайкина Анастасия
Особенности раннего сопровождения детей с синдромом Дауна

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы сопровождения детей с синдромом Дауна и их семей. Выделены проблемы воспитания, обучения и социализации таких детей. Выделена специфика развития детей раннего возраста с синдромом Дауна и клинические проявления нарушений интеллектуального и физического развития. В современных условиях в работе с детьми с синдромом Дауна принято применять процесс непрерывного комплексного сопровождения, включающий медицинскую, реабилитационную и психолого-педагогическую помощь, как к самому ребенку, так и семье, в которой он воспитывается.

Ключевые слова. Дети с синдром Дауна, раннее сопровождение, родители, семья, социально-эмоциональная сфера, моторика, познавательная деятельность.

На сегодняшний день «синдром Дауна» является наиболее распространенной формой хромосомной патологии. Так, порядка 20% тяжелых форм поражения центральной нервной системы вызваны генетическими нарушениями. Среди подобных заболеваний синдром Дауна занимает центральное место, при где умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним видом. Данные симптомы именуются «монголизм» и впервые были описаны в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном. Частота заболеваний колеблется в районе одного случая для 500-800 новорожденных независимо от пола [6].

Появление ребенка с синдромом Дауна возможно в любой семье, поскольку является генетической случайностью. Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, один из 700 новорожденных рождается с синдромом Дауна. При этом, в Российской Федерации с этой генетической патологией ежегодно рождается 2400 детей. С этим генетическим расстройством умственная отсталость и задержка в физическом развитии сочетаются с особым соматическим синдромом и специфической внешностью ребенка [3].

Синдром Дауна исследуется учеными из различных областей знаний. Большое значение по сопровождению таких детей внесли работы М. В. Челышевой, Н. А. Урядницкой, В. В. Юртайкина, П. Жияновой, Н. Штеп, О. И. Пальмова, Г. Ю. Одинковой, Г. Е. Сухарева, Е. Ф. Давиденкова и др.

Синдром Дауна диагностируется специалистами достаточно рано, с момента рождения ребенка, поэтому с первых дней жизни подобного ребенка требуется особое внимание родителей, психологов, педагогов, врачей и социальных работников. Ранее сопровождение означает: комплексную диагностику, составления индивидуальных программ и планов, информирование родителей об особенностях психического развития ребенка и медицинских проблемах, развитие его эмоциональной и познавательной и социальной сферы, коррекции моторики и речи.

Данные особенности ребенка с синдромом Дауна отражаются в поведении матери. В следствии отставания в развитии коммуникативных сигналов ребенка сензитивный период для запуска адекватной поведенческой реакции близкого взрослого человека упускается. Бедность, отсроченность ответов и их неяркость могут быть истолкованы матерью как нежелание ребенка реагировать; особенности деятельности, низкая предсказуемость поведения ребенка дезориентируют взрослого человека в понимании содержания сигналов. В результате матери не понимают детей, часто не реагируют на их инициативы, не оставляют пауз для ответов ребенка.

В дополнение к нарушенной чувствительности матерей воспитывающих детей с синдромом Дауна, научные исследования показывают низкий уровень эмоциональной вовлеченности, чрезмерной активности и директивы, неадекватность предлагаемых методов взаимодействия.

В настоящее время в разных странах мира существует множество теоретических подходов к созданию программ ранней помощи детям с синдромом Дауна. При этом исследования показывают, что обучение и ранняя помощь могут быть более эффективными в том случае, если они нацелены конкретно на траекторию развития, характерную для того или иного синдрома.

Успешное развитие высших психических функций у ребенка с синдромом Дауна зависит выбора направлений и форм работы по развитию познавательной сферы. При выборе развивающих методик следует учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. В коррекционную программу стоит включить, типовые задания, чтобы посмотреть, как ребенок может переносить ситуацию на аналогичную. Вербальные и невербальные задания должны чередоваться и быть направленными на развитие разных форм выбранного компонента познавательной сферы.

Как справедливо отмечает А. В. Алехина «организация развивающей среды должна строиться с учетом ведущего вида деятельности для каждого возрастного этапа в онтогенезе. К ним следует отнести различные стимулирующие формы сотрудничества взрослого с ребенком,которые поэтапно должны преобразовываться в разнообразные виды предметно-практической деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, конструктивной, ручной и др.Указанные виды предметно-практических действий в сочетании с речью оказывают значительное влияние а формирование сенсорных процессов: восприятие цвета, формы, величины, ориентацию в пространстве, а также более совершенных психических процессов (памяти, онтогенетических ранних форм мышления) [1].

Следует выделить задачи коррекционно-педагогического сопровождения ребенка с синдромом Дауна:

— развитие сенсорно-перцептивной сферы у детей с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

— развитие навыков речи у детей с синдромом Дауна. Речь ребенка с синдромом Дауна – одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители.

— развитие познавательного интереса и совместной с взрослым предметно-манипулятивной деятельности.

— развитие познавательной деятельности и моторики.

— повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Для успешного оказания ранней помощи детям с синдромом Дауна, помощь должна быть направлена и на развитие конкретного ребенка, и на его семью с ее окружением, и на взаимодействие мать-младенец. Ранняя помощь наиболее эффективна, если семья, обученная специалистом, активно помогает её осуществлению.

Сенсорное развитие детей с нарушение интеллекта имеет исключительно практическую важность. Занятия с детьми с синдромом Дауна должны быть четко структурированы и проводятся в игровой форме. Коррекционная работа сенсорного воспитания идет по нескольким направлениям – формирование различных эталонных систем.

Формирование средств общения является необходимым структурным компонентом коммуникативной деятельности. Относительная сохранность остальных компонентов коммуникационной деятельности (предмета общения, мотивации, задач общения и продукта общения) при значительном отставании формирования средств общения является типичным для детей с синдромом Дауна. Своевременное формирование средств общения при стимуляции остальных структурных компонентов помогает избежать вторичных нарушений поведения и познавательной деятельности.

На этапе, когда ребенок постепенно учится различать предметы и у него появляется потребность обозначить их доступным для него способом (жестом, звукоподражанием или словом, становится возможным постепенно включить в занятия не только реальные объекты и действия, но и их изображения. Ребенок учится понимать, что нарисовано на картинке, различать знакомые картинки, находить пары и, наконец, называть изображения.

Занятия проводятся в игровой форме. Во время работы важно не терять визуальный и ситуативный контакт с ребенком, обогащать и накапливать практический и чувственный опыт ребенка.

Также в своей работе необходимы совместные детско-родительские консультации. В течение всего периода работы проводить работу с родителями посредством психодиагностических методик,домашних заданий и последующим обсуждением с целью:

-расширение возможностей понимания родителей своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;

-повышение общей сензитивности к ребенку, его проблемам;

-активизации коммуникаций в семье.

Следовательно, с такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.

Список использованной литературы

1. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна / Методическое пособие. М.: Альварес паблишинг. 2008

2. Алехина Анна Васильевна. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна : Дис.. канд. психол.наук : 19.00.10 : СПб., 2000

3. Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. М.: Монолит, 2007

4. Панарина, Л. Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Даунаи их близких взрослых: дис. …канд. психол.наук: 19.00.10 / Панарина Лариса Юрьевна. – Самара, 2004. .

5. Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна : Руководство для родителей и специалистов / пер. с англ. Н. С. Грозной. – 21-е изд. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2011.

6. Челышева М. В., Урядницкая Н. А. Профиль развития как основа разработки программ ранней помощи // Синдром Дауна XXI век. 2008. № 1.

Источник