Ребенок с проблемами в развитии в системе семейных отношений

Ребенок с проблемами в развитии в системе семейных отношений thumbnail

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Ашихмина А. А., г. Ставрополь

Нынешнее общество развивается по пути гуманизации разнообразных сфер деятельности, одной из которых является образование. Особое внимание специалистов в области педагогики, психологии и медицины привлекают проблемы обучения, воспитания и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. По статистическим данным Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. В дошкольном возрасте количество детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи достигает 25%. Среди школьников такие дети составляют 20-30%, а свыше 60% относятся к группе риска [12].

На сегодняшний день существующая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, которая социально обусловлена и зависит от самых разнообразных факторов, таких как состояние окружающей среды, экономический потенциал общества, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье и в образовательном учреждении. Особое значение приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. семья является первичным звеном социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Еще Л.C. Выготский в своих научных исследованиях подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залога их дальнейшей социальной адаптации [3].

Но, к сожалению, в нашей стране до настоящего времени нет единой концепции социальной и психолого-педагогической поддержки таких семей.

Таким образом, изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также разработка программ психолого-педагогической коррекции неадекватных отношений является одной из важнейших задач. Однако исследования особенностей этих отношений в семьях с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, немногочисленны.

Необходимость психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в современных семьях продиктована результатами социально-психологических исследований: для 80% матерей и 60% отцов характерна эмоционально-негативная оценка себя как родителя; только 19% родителей испытывают явное эмоциональное принятие ребенка, и в то же время 28,6% опрошенных родителей испытывают явное эмоциональное отвержение ребенка [10].

По данным Е. М. Мастюковой и А. Г. Московкиной, более половины семей отрицательно влияют на развитие ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, и лишь около40% семей оказывают положительное воздействие [8].

Приведённые статистические данные указывают на необходимость организации комплексной психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с интеллектуальными нарушениями.

Эмпирические исследования специфики детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими проблемы интеллектуального развития, в отечественной специальной психологии и педагогике в основном носят теоретический, описательный характер. Существующие программы коррекции детско-родительских отношений в таких семьях немногочисленны (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Г.А. Мишина, Л.A. Нисевич, В.В. Ткачёва), что является подтверждением актуальности данного исследования. Изучение специфики детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, является актуальным и значимым как в теоретическом плане, в силу не изученности в данной степени темы, так и с практической точки зрения.

Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Детско-родительские отношения–это система отношений между взрослым и ребенком состоящими в непосредственном родстве, которые появляются с рождением ребенка, в процессе взаимодействия родителя и ребенка, имеющие свою динамику и специфическое содержание [14].

Для правильного же воспитания и обучения, наиболее благоприятного развития ребёнка, имеющего интеллектуальные нарушения очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию и непосредственная работа специалиста по оптимизации детско-родительских отношений, в соответствии с принятым в отечественной психологией науке подходом. В качестве методов психологического изучения детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные (беседа-интервью, проективные методы, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др.) методы [9].

Оказывая помощь семье, сᴨециалист должен предоставить полную информацию об особенностях ребёнка: указывает его сᴨецифические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчёркивая последние. Нужно убедить родителей, что такой ребёнок является не столько обузой для них, сколько источником духовного роста. Следует отметить, что при работе с семьей, воспитывающей ребенка с интеллектуальными нарушениями, основными направлениями являются:

— постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка;

— создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;

— формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребёнка с родителями [10].

Это будет способствовать социальной адаптации ребёнка и предотвратит формирование патологического стереотипа поведения.

Нами было проведено исследование, в ходе которого были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей младшего школьного возраста.

Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа.

Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).

Общий анализ данных выглядит следующим образом:

50% из 10 семей имеет полный состав, 40% (4 семьи ) имеют формально полный состав, мать проживает не с отцом ребенка и 10% (1 семья) не полная. Мать развелась с отцом, когда ребенку было 4 года.

По количеству детей:

10% имеет 3 детей.

40% — 2 детей.

50% — 1 ребенка.

Проанализировав результаты методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: практически все рисунки выполнены идентично, в свойственной манере для детей с интеллектуальными нарушениями, у семи детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – рисуют себя дальше от семьи, чем других ее членов (3 ребенка). Причиной могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей. Автор может отдалить себя и в знак протеста, считая, что его забыли.

Шесть детей выражают большую потребность в общении – в свои рисунки они добавляют животных, друзей, родственников, не проживающих с ними, братьев, которых нет на самом деле (дядя, тетя, бабушка, дедушка). Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями – на девяти рисунках из десяти члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга).

Проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно-характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:

— занижение самооценки;

— неуверенность в себе;

— замкнутость;

— склонность к агрессии как средству защиты;

— склонность к асоциальному поведению

Проанализировав результаты методики «ОРО» были сделаны следующие выводы: высокий процентный балл по шкале «симбиоз» – 90 и более % – говорит о том, что устанавливается психологическая дистанция между взрослым и ребенком, родитель всегда старается быть ближе к нему, удовлетворять все его потребности, ограждать от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Такой результат был выявлен у 100% опрошенных родителей.

Высокий процентный балл по шкале «отношение к неудачам ребенка» (или «маленький неудачник») – от 85% и выше – являются признаком того, что родитель считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Такие родители считают своего ребенка не приспособленным, не способным к самостоятельности и открытыми для дурных влияний. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Общая характеристика родителей этой группы: малообщительны, но достаточно тактичны и добродушны, свойственна тревожность, ранимость депрессивность, напряженность, фрустрированность, взвинченность, возбуждение и беспокойство, а также активное неудовлетворение стремлений, склонность все усложнять, пессимистичность в восприятии действительности.

Таким образом, анализируя роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. И для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Поставленная в исследовании цель: исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников с нарушениями интеллекта — достигнута.

Исследование по выявлению соотношения личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку позволило экспериментально доказать наличие связи между этими факторами, сравнить личностные черты родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.

На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию и оптимизацию детско-родительских отношений.

  1. Шипцина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

Психологический словарь А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Источник

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Источник