Ребенок с проблемами интеллектуального развития

        Интеллектуальное развитие дошкольника – это уровень познавательной деятельности подрастающего человека в следующих проявлениях: познавательных процессах, знаниях, способностях. Значимая роль в умственном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Среди факторов, влияющих на развитие интеллекта можно выделить внутренние – врожденная нервно-психическая организация ребенка и внешние – окружающая среда, семейная атмосфера.

        Интеллектуальное развитие выступает в качестве главного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда формируются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, насколько полно были использованы ресурсы интеллектуального развития в  дошкольном возрасте.  На современных детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить ребёнка справляться с нею, обрабатывать, анализировать и контролировать, ежедневно увеличивающийся объем знаний. Особую актуальность проблема интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения.

         В современных условиях при определении готовности ребёнка к школе акцент делается не на сумму усвоенных знаний, а на уровень умственного развития. Конечно же, определенный запас точных знаний о живой и неживой природе, людях и их профессиональной деятельности, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако словарный запас, специальные умения и навыки – это не единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное. Он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Кроме того, у него должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы рука была готова к письму. Дошкольник должен уметь выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Сегодня существует множество образовательных программ для детского сада, и образовательные организации  имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. Современные требования с учетом ФГОС дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

        Огромное влияние на формирование умственных  способностей  дошкольника оказывают окружающие взрослые, особенно родители.  Важность семьи и семейного воспитания на становление и развитие личности ребенка очевидна. От того, как строится процесс взаимодействия со взрослыми, каков  стиль семейных отношений, во многом зависит уровень интеллектуального развития ребенка, его познавательной активности.

         Для интеллектуального развития детей дошкольного возраста необходимо постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи, которое может осуществляться в различных формах. Оно должно предполагать развитие речевых, математических и логических способностей детей, общего уровня  культурных  социальных и этических  навыков. Наиболее важное и обязательное условие для интеллектуального развития дошкольника – это создание эмоционально благоприятной атмосферы в семье.

Как же развить интеллект у детей? Неоспоримый факт, что умственные способности ребенка во многом зависят не от фактора наследственности, а от пытливости ума. Получение информации происходит, прежде всего, при общении с взрослыми. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования.

Играть вместе с детьми необходимо, используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения.

Интеллектуальное развитие тесно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того, чтобы слово стало употребляться, как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в слова.

Экспериментировать с детьми. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к окружающим объектам, условиям жизни людей, растительному и животному миру. От использования простых ситуаций, можно перейти к более сложным, совместно со взрослыми дети могут участвовать в проектной деятельности.

Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовлетворения от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Познавательная, исследовательская и творческая активность позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего познавательного развития и тем самым создать предпосылки для успешного обучения в школе.

Источник

Ноговицына Аграфена
Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях

1.1. Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях

Интеллектуальное развитие – это формирование способности к овладению использованию различными типами мышления. Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное пользование словарным богатством языка [45, с. 146].

Интеллект (от латинского — Intellects — разумение, понимание, разумение) -относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отожествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже). Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношений практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально — волевых особенностей личности [85, с. 189].

Как отмечает М. А. Холодная, с психологической точки зрения назначение интеллекта – создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Интеллект – это психологическая основа разумности, считает этот исследователь. В общем виде интеллект – это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего.

Беглый взгляд на проблему интеллекта в том виде, как она сейчас представлена в литературе, дает основание говорить, что, несмотря на многолетнюю историю становления, эта категория не может быть отнесена к разряду устоявшихся понятий психологии. Так, в ряде психологических концепций интеллект отождествляют:

• с системой умственных операций;

• со стилем и стратегией решения проблем;

• с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности;

• с когнитивным стилем.

Порой, говоря об интеллекте, в психологии имеют в виду развитие познавательных процессов. В начале века В. В. Зеньковский, например, включал в это понятие такие психические познавательные функции, как восприятие, внимание, мышление, память. В наше время, говоря о развитии умственных процессов у дошкольников, Д. Б. Эльконин рассматривал особенности развития ощущений, восприятия, памяти, мышления. В целом же в психологическом знании процессы ощущения, восприятия, мышления относят к познавательной сфере. Процессы внимания и памяти называют процессами, сопровождающими познавательную деятельность человека [85, с. 156].

Существует и тенденция отождествлять или по крайней мере сближать по содержанию понятия «интеллект» и «мышление». Словарь иностранных слов раскрывает понятие «интеллект» как ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. В словаре русского языка интеллект определен как ум, мыслительная способность, умственное начало у человека [60, с. 251].

Словарь синонимов русского языка раскрывает интеллект через понятия «ум», «умственные (мыслительные) способности», «рассудок», «разум». Философский энциклопедический словарь раскрывает интеллект как способность мышления, рационального познания – в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п.

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения [74, с. 96].

Знания включают сведения о методах, то есть способах познавательной и практической деятельности. Исходя из того, что основным структурным элементом интеллекта выступают знания, остановимся на их характеристике. Она изложена на основе дидактической теории, разработанной Ю. К. Бабанским, И. Я. Лернером, В. Ф. Паламарчуком, В. А. Онищуком, Я. А. Пономаревым и другими исследователями теории познания и обучения.

Дошкольная психология является составной частью детской психологии, которая изучает возрастную динамику развития личности ребенка, психических процессов, их особенностей на протяжении первых семи лет.

В современной психологической литературе существует значительное число исследований, позволяющих описать строение мыслительной деятельности, ее генезис, возрастные и индивидуальные отличия (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров, Дж. Браунер, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.) [58, с. 5].

Интеллектуальное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. Основная особенность интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями [50, с. 57].

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в среднем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их [84, с. 137].

Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3-е тысячелетие, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут ценится как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет иные, чем были 30- 40 лет назад, требования к интеллектуальному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддъяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения — от дошкольных учреждений до университетов — отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны- снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся [62, с. 94].

В работах отечественных и зарубежных учёных дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания,- Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова выявлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребёнок может не только познавать внешнее, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач [38, с. 69].

По данным учёных (генетиков, психологов, предпосылки умственных способностей заложены в природе ребёнка на 50-60%. Причём подчёркивается, что интеллектуальные свойства ребёнка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, какое направление они получат. Условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребёнку и к его деятельности — вот факторы от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа [23, с. 138].

Об интеллектуальном развитии ребёнка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность [46, с. 112].

Мозг ребёнка развивается удивительно быстро: к трём годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от её недостатка [49, с. 76].

Не следует допускать и другой крайности, когда путём усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объёму знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. А. В. Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом. С развивающимся мозгом, созревание не закончилось, особенности ещё не сложилось, возможности ещё не ограниченны. При интенсивной тренировке ребёнок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда следует правило: не перегружать и не переутомлять мозг ребёнка [19, с. 114].

Дефекты, допущенные в интеллектуальном развитии ребёнка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более среднем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие. Во, избежание отставания в развитии детей дошкольного возраста широко используются дидактические игры, решающие задачи интеллектуального развития.

Также одной из проблем интеллектуального развития у детей может быть из-за того, что недостаточно развита моторика рук. Все мы знаем что, наша ладонь состоит из множества точек.

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций [45, с. 263].

Вопрос о том, что такое интеллект и чем он отличается от других качеств, характеризующих работу мозга человека, естественно, отнюдь не праздный. Представляется, что его можно рассматривать и в практической плоскости. К настоящему времени уже накоплен такой объем информации, технология информационных систем достигла такого уровня, что если бы человечеству в массе удалось хотя бы чуточку поднять не уровень даже, а просто интеллектуального развития, то это привело бы к качественному скачку в развитии цивилизации за счет резкого повышения эффективности использования того, что уже накоплено [47, с. 88].

Человечество вряд ли станет в массе своей намного умнее в обыденном плане — похоже, что это противоестественно. Едва ли повысится и общая начитанность «интеллигентной» части населения Земли — к сожалению, мозг каждого человека способен впитать хотя и большой, но все же ограниченный объем информации: можно говорить о том, что на определенном этапе срабатывает биологическая защита от информационной перегрузки — противиться нельзя: последствия могут быть самыми печальными — в лучшем случае утрата интереса к предмету и роду занятий, в худшем. К счастью, энциклопедичность (начитанность) — далеко не решающий фактор в процессе познания.

То есть при достаточно высоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровне оптимальные решения и находить ответы на «трудные» вопросы даже при весьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект — это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве.

Не следует путать и два таких понятия, как «интеллект» и «интеллигентность». Хотя второе из них обязательно подразумевает и определенный уровень начитанности, все же оно носит чисто этический характер. Что же касается интеллекта, то усмотреть в нем какое-то этическое начало невозможно: это степень владения содержащейся в мозгу информацией, тем более на уровне подсознания. А неподвластное волевому началу этически оцениваться не может.

Принято считать, что интеллект и интеллигентность, если и не тождественны, то уж всегда между ними есть прямая взаимосвязь. К сожалению, низкий уровень интеллекта при наличии обширных, энциклопедических познаний и всяких внешних атрибутов интеллигентности — не такая уж редкость [52, с. 256].

Таким образом, основным видом деятельности всех детей в дошкольном возрасте является игра, то именно ее необходимо задействовать для развития интеллектуальных способностей ребенка. В игровой форме можно не только способствовать развитию интеллекта, но еще и совершенствовать многие необходимые навыки для дальнейшего развития.

Источник