Ребенок с отстованием в развитии
Любящие и ответственные родители внимательно наблюдают за ростом и развитием чада, вместе с ним радуясь успехам и достижениям, сопереживая неудачам. Они анализируют поведение малыша, фиксируют появление новых навыков, соотносят их с возрастом ребенка и делают предварительные заключения касательно уровня его развития.
Несмотря на то, что каждый родитель гордится своим ребенком, при проявлении явных признаков в отставании развития он обязан принять меры — для начала как минимум проконсультироваться с медиками.
Конечно, некоторых родителей угнетает понимание того, что малыш, возможно, не поспевает за сверстниками в развитии. Пытаясь не замечать очевидного, они надеются, что ситуация со временем разрешится сама собой и стараются избегать общества, таким образом не поддавая поведение ребенка критике или осуждению.
Такой выход из ситуации понятен, но не оправдан. Дети, родители которых будут закрывать глаза на проблему, пытаясь уйти от реальности, получат меньше шансов найти свое место в жизни. Чем раньше родители обратят внимание на некоторые несоответствия развития малыша его возрасту и свяжутся с врачами, тем больше шансов будет у крохи на эффективное лечение.
Поговорим о том, в каких областях фиксируются задержки развития чаще всего, какие причины вызывают данную проблему и как найти правильный выход из ситуации.
Задержка психического развития
Сбои в процессе психического развития ребенка явление совсем не редкое. Проявляется проблема по-разному. Но, так или иначе, дети с отставанием в психическом развитии имеют некоторые особенности поведения.
Дети с задержкой психического развития отличаются особым поведением, нехарактерным для их возраста. Обычно это проявляется:
- инфантильностью;
- повышенной утомляемостью;
- нежеланием выполнять задания до конца;
- быстрой сменой деятельности.
Причины, которые влекут за собой сбои в процессе психического развития ребенка, могут быть самыми разными. Для удобства разделим их на биологические и социальные.
К биологическим причинам стоит отнести:
- заболевания мамы во время беременности, нарушения в работе ее внутренних систем и органов;
- злоупотребление алкоголем;
- никотиновая и наркотическая зависимости;
- употребление сильнодействующих психотропных препаратов;
- психосоматические заболевания ближайших родственников ребенка;
- тяжелые роды с патологиями;
- перенесенные в раннем возрасте инфекции.
К социальным причинам относят:
- гиперопеку родителей;
- педагогическую запущенность;
- подавление личности ребенка в семье;
- перенесенные в раннем детстве травмы психологического характера.
Все перечисленные выше причины могут повлиять на психическое развитие ребенка и вызвать его задержку.
Диагностика задержки психического развития
Обнаружить отставание в психическом развитии ребенка опытные специалисты смогут в первые недели его жизни. Родители же могут понять, что что-то пошло не так, в младшем дошкольном возрасте, если внимательно понаблюдают за тем, как ведут себя дети дома, на улице, во время общения с другими людьми.
О задержке психического развития можно говорить при неправильном развитии основных рефлексов:
- у ребенка не снижается сосательный рефлекс на протяжении долгого времени после трех месяцев, он старается сосать палец, кулак, одежду и пр;
- на третьем месяце жизни малыш не в состоянии сфокусировать взгляд, не проявляет интереса к общению;
- ребенок не интересуется источниками звуков либо слишком нервно на них реагирует;
- малыш с трудом следит за движущимся предметом либо не делает этого вовсе;
- младенец на 3-м или 4-м месяцах по-прежнему не улыбается при ласковом к нему обращении;
- на 4-м, 5-м месяцах жизни ребенок не пытается «гулить».
Более старшие дети с отставанием в психическом развитии будут испытывать сложности, когда придет время учиться проговаривать и запоминать новые буквы, они с трудом научатся читать, а грамота для них станет непостижимой наукой.
Обычно дети с задержкой психического развития страдают дисграфией, неспособны работать с цифрами в нужном порядке, невнимательны, не умеют сосредоточиться на одной деятельности. Дополнительно у таких малышей в дошкольном возрасте отмечаются заметные нарушения речевых навыков.
Отставание детей в двигательном развитии — характеристика заболевания
Задержка двигательного развития подразумевает собой опоздание в отношении становления позы и движений детей, не имеющих проблем с функционированием нервной системы. Считается, что заболевание провоцируют:
- сохранение первоначальных примитивных рефлексов;
- повышенная подвижность суставов;
- рождение ребенка раньше срока с серьезным недобором веса;
- анамнез нарушения движений.
Диагностировать задержку в двигательном развитии в первые 6 месяцев жизни ребенка очень непросто, если не сказать больше — почти невозможно. Больной ребенок так же, как и здоровый, способен удерживать голову, использует руки для захвата игрушек и предметов. Вполне сносно дети в большинстве случаев умеют и ползать.
Говорить о наличии синдрома задержки двигательного развития можно только на втором году жизни малыша, если он не до этого времени не освоит навыки стояния и хотя бы примитивной ходьбы. Дети, страдающие этим синдромом, начинают ходить, как правило, не раньше 20-го месяца жизни, а в отдельных случаях первые шаги появляются лишь к 25-му месяцу жизни.
Чтобы определить наличие проблемы до этого времени, специалисты используют ряд временных критериев:
- неумение сидеть в возрасте 10 месяцев;
- ползание в возрасте от 12 до 18 месяцев;
- отсутствие навыка ходьбы в 14 месяцев.
Дети, которые начинают ходить с опозданием, отличаются незрелой координацией движений. Визуально это выглядит так: малыш широко ставит ноги, не сгибая их в коленях. Первые полгода после освоения навыка ходьбы ребенок будет отрабатывать ее азы и лишь во втором полугодии почувствует себя более уверенно для того, чтобы ходить и даже бегать без поддержки взрослых.
Особенности синдрома ЗДР
Огромное влияние на двигательное развитие оказывает гипермобильность суставов, которая выступает в данном случае в роле тормозящего фактора. Повышенная эластичность связок с увеличенной подвижностью суставов также может негативным образом влиять на развитие общей моторики ребенка в первые 2 года.
Наиболее серьезным нарушением является излишняя подвижность в области голеностопного сустава. Ребенку будет сложно удерживать тело в вертикальном положении как минимум до двух лет.
Приятная новость заключается в том, что на фоне задержки общего двигательного развития у детей может вполне нормально развиваться мелкая моторика. Более того, малыш сравняется с другими детьми к середине третьего года жизни, когда задержка сойдет на нет.
Нужно ли лечить синдром ЗДР?
Признанного лечения синдрома ЗДР пока не существует. По отношению к ребенку, которому был поставлен такой диагноз, действительно применяют ряд мероприятий с целью активировать ОДС, но все они имеют общий характер.
Чаще всего детям прописывают массаж конечностей и спины, предлагают комплекс упражнений для пассивной разработки суставов. Если проблема связана с нарушениями строения стопы, что влечет за собой проблемы во время ходьбы, ребенку рекомендуют носить специальную обувь с устойчивым задником, супинатором и жесткой подошвой, чтобы не допустить усугубления проблемы.
Признаки отставания в отношении социально-эмоционального развития
Задержка социально-эмоционального развития чаще всего является следствием задержки психического развития. Стоит проконсультироваться с врачом, если дети:
- не фокусируют взгляд на лице мамы, смотрят «мимо нее» после трех месяцев жизни;
- не реагируют на общение и обращение на третьем месяце жизни;
- не проявляют интереса к близким людям, предпочитают избегать контакта «глаза в глаза»;
- выбрали для себя одного из членов семьи в качестве объекта симпатий и не желают взаимодействовать с остальными;
- не умеют занимать комфортное положение на руках у мамы;
- в кроватке или манеже не пытаются изменить положение;
- не машут руками и ногами в минуты бодрствования.
Если вы наблюдаете большую часть признаков у ребенка в первые 6 месяцев жизни, стоит проконсультироваться с педиатром и неврологом.
Задержки в развитии зрительного восприятия
Так же как и в предыдущем случае, стоит обратить внимание на ряд поведенческих факторов ребенка, которые могут свидетельствовать о том, что у него проблемы с развитием зрительного восприятия. К ним относятся:
- отсутствие реакции глаз ребенка на яркий источник света;
- нежелание фокусировать взгляд на интересующем предмете;
- отсутствие способности следить за движущимися предметами на 4 месяце жизни;
- отсутствие реакции на приближение близких, недоразвитие комплекса оживления;
- нежелание играть игрушками, изучать собственные руки и ноги;
- неравномерные движения глазных яблок.
Все перечисленные выше особенности свидетельствуют о некоторых проблемах в формировании зрительного восприятия у детей. Проконсультироваться нужно будет не только у педиатра, но и у офтальмолога.
Отставание в развитие слухового восприятия
Стоит показать ребенка врачу, если у него наблюдаются следующие признаки:
- отсутствует рефлекс моргания;
- малыш не реагирует на резкие звуки;
- не прислушивается к звукам, пытаясь определить их источник, не поворачивает голову;
- не узнает родные голоса родителей, не имеет любимых звуков;
- не лепечет после 6 месяцев, не пытается менять интонации голоса, подражая манере разговора взрослых;
- к 9 месяцам не понимает, что у него спрашивают, не показывает глазами на называемый предмет, неспособен выполнить примитивные просьбы.
Помочь выявить и решить проблему в таких случаях смогут педиатр и отоларинголог.
Отставание в познавательном развитии ребенка
Стоит обратиться к специалистам для консультации, если дети:
- не нуждаются в контакте со взрослыми, окружающими их, не реагируют на голос матери, не могут успокоиться даже на руках;
- не проявляют интереса к окружающим их предметам, остаются безразличными в минуты бодрствования;
- после трех месяцев неспособны проявлять эмоции даже в присутствии мамы;
- не умеют улыбаться после 3 месяцев;
- не оживляются при виде близких людей;
- играют игрушками на 10 месяце однообразно, не принимая в расчет их назначение и особенности;
- не делают разделения на знакомых и незнакомых людей;
- не пытаются подражать действиям взрослых;
- не испытывают желания познавать мир самостоятельно.
Помочь в таких случаях смогут педиатр, а также невролог и психолог после обследования ребенка и постановки диагноза.
Отставание в дословесном развитии речи: основные признаки
Родителям стоит насторожиться и понаблюдать за малышом, если в его поведении проявляются следующие особенности:
- кроха не кричит либо крик его едва слышим, отличается непродолжительностью и однообразием;
- у ребенка отсутствует сосательный рефлекс, он быстро утомляется, молоко в момент кормления стекает с угла рта;
- заметен перекос мышц артикуляционного аппарата;
- издаваемые малышом звуки после нескольких месяцев жизни тихие и неразличимые;
- голосовая активность «на нуле»;
- кроха не лепечет, а произносимые им периодически звуки отличаются монотонностью;
- малыш не реагирует на обращенную к нему речь, не знает собственного имени, неспособен выполнить простое поручение;
- голосовые реакции появляются с опозданием и имеют неполноценный характер;
- гуление если и проявляется, то с большой задержкой;
- не проявляет желания копировать интонации взрослых.
Своевременная диагностика проблемы поможет подобрать адекватное лечение и не допустить ее усугубления. Помочь в этом смогут врачи: логопед, отоларинголог и невролог.
В заключение отметим, что наблюдать за развитием ребенка нужно с первых дней его жизни, ориентируясь на общепринятые нормы. Важно адекватно оценивать достижения малыша, обращая внимание на появление сбоев в процессе, вовремя консультируясь с детским врачом. Родители должны научиться наблюдать за процессом развития малыша, не паниковать каждый раз, когда он не уложился в график, и в то же время не запускать очевидных проблем.
Источник
Иногда диагноз «отставание в развитии» появляется совершенно внезапно при плановой диспансеризации малыша. Он может быть поставлен по разным причинам даже в возрасте до 1 года. Врач обращает внимание на наличие или отсутствие безусловных рефлексов у крохи.
Все проблемы задержки развития можно разделить на физические и психические. Если наблюдается физическая задержка, то часто сохраняется интеллект. Самыми тяжелыми считаются органические повреждения мозга и ЦНС, которые ведут к снижению интеллекта. Если известно, что ребенок отстает в развитии, то нельзя откладывать визит к специалисту. С разными проблемами работают неврологи, психологи, дефектологи и психиатры. Они помогут создать план для развития и обучения малыша. Дальше все зависит от родителей и их помощи.
Отставание в развитии
Родители должны помнить, что диагноз «отставание в развитии» не означает, что ребенок никогда ничего не сможет. Некоторые из видов отставания легкие, и малыш сможет посещать садик, школу, продолжить обучение. Просто ему нужно больше времени и внимания. Для таких детей разработаны специальные программы, существуют садики и школы коррекционного типа. Малыша вполне можно развивать и социализировать. Отставание совершенно не означает, что он не сможет жить обычной жизнью ребенка.
Для тяжелых форм отставания физического или психического развития все гораздо сложнее. Определиться, что делать, родителям должны помочь врачи и дефектологи. Они посоветуют развивающие программы, центры для обучения. Таких детей нельзя бросать на произвол судьбы. Их учат простым правилам поведения, личной гигиене. Тут задача обучения — дать малышу как можно больше самостоятельности.
До 1 года можно легко выявить серьезные отставания, особенно в физическом развитии. До поступления в школу (5-7 лет) выявляются нарушения психического развития. Многие наблюдения родители могут провести сами. Если по «контрольным признакам» есть сомнения, сразу же обращайтесь к врачу. Некоторые из форм отставания можно исправить адекватным педагогическим подходом.
Физическое отставание
Речь идет о значительном отставании по главным антропометрическим параметрам. Например, ребенок рождается совершенно нормального роста и веса, но с течением времени эти показатели практически не меняются. Малыш кушает хорошо, но прибавки роста и веса нет. Такая ситуация может быть обусловлена двумя причинами:
- заболевания органического характера;
- психосоматические отклонения.
Основные проявления данной проблемы:
- отставание в росте, весе;
- недоразвитость конечностей;
- недостаточное количество мышечной или жировой ткани;
- облысение.
Часто такими проблемами страдают недоношенные дети. Тогда считается, что в 1-2 года еще нельзя говорить о степени опасности отставания. Дети лишь медленнее развиваются и набирают вес. Если же после 2-летнего возраста сохраняется проблема, то ставится диагноз «отставание в развитии».
Бывают случаи, когда физическое и психическое развитие задерживаются одновременно. Это очень серьезная ситуация. Чаще бывает так, что у ребенка сохраняется нормальный интеллектуальный уровень. Он развивается так же, как его сверстники, может посещать садик, школу, нормально общаться. Степень физического отставания тут играет решающую роль.
Таких детей нельзя оставлять без внимания, обучения. Мозг работает нормально, а значит, у ребенка присутствует познавательный интерес. Ему необходимо учиться, иначе произойдут личностные перемены. У малыша есть потенциал, значит, нужно что-то делать для его правильного психического и эмоционального развития.
Психическое отставание
Существует очень много вариантов того, как будет проявляться отставание психического развития крохи. Три основных направления:
- неправильный педагогический подход к ребенку;
- умственная отсталость;
- задержка психических реакций.
Поведение таких детей незрелое, очень «детское»: например, ребенку 10-12 лет, но он все еще не проявляет достаточно самостоятельности, интереса. Развитие детей с психическим отставанием соответствует возрасту 1-1,5 года, словно остановилось на нем. Они страдают от серьезных нарушений функционирования мозга. Причин может быть очень много – от неправильного внутриутробного развития до пережитых в раннем детстве инфекций.
Основные причины
Рассмотрим подробнее основные причины отставания в психическом развитии у детей. Большинство из них влияет на работу нервной системы. Обычно нарушения выявляются еще до достижения ребенком 1 года. Другие будут более заметны после 3-4 лет.
Неправильный подход к обучению
К сожалению, неправильный педагогический подход встречается достаточно часто. Это касается не только воспитателей и учителей, но и родителей ребенка. Никто не занимался его обучением, не использовал развивающие методики. Бывает так, что малыш даже не умеет играть, ведь его никто не научил это делать.
Ребенок остается без внимания взрослых, с ним мало гуляют или он вообще все время находится в квартире. Тогда нет стимула для появления познавательного интереса. Психика начала нормальное развитие, но в важный период времени (до 1 года) впала в стагнацию. Развитие психики и интеллекта уже не может идти по правильному пути.
Если вовремя начать заниматься с малышом, психика снова перейдет в активную фазу. Конечно, если нет других предпосылок к отставанию в психическом развитии. Подобные проблемы выявляет психолог, анализируя поведенческие реакции малыша, его историю и среду жизни.
Социальная среда
Тут причинами отставания становятся травмирующие для психики факторы. Так, родители могут слишком сильно опекать ребенка, не давая ему проявлять свою личность, ограничивая самостоятельность. Наступает инфантилизм. В 5-6 лет малыш все еще не может самостоятельно есть, заниматься личной гигиеной.
Возможны психические реакции на агрессивное поведение. Ребенок запуган, замыкается, прекращает общение с внешним миром. Так может происходить из года в год – ребенку необходима помощь специалиста для решения проблемы.
Биологические факторы
Многие дети с психологическим отставанием уже родились с дефектами развития мозга. Они сильно повлияли на интеллект и реакции малыша. Причины могут быть разными.
- Нервно-церебрального характера (неправильная закладка органов при формировании эмбриона)
Это сильные отклонения работы нервной системы, неправильное развитие мозга. Такой тип самый тяжелый для дальнейшей работы. Все мыслительные и поведенческие процессы проходят по иному пути.
- Патологии во время беременности
Здесь причины как зависящие от матери, так и независящие. Например, наследственные патологии. Женщина может не знать, что является носителем патологического гена. Или же знает, но сознательно идет на риск.
Другие причины патологического развития плода во время беременности:
- употребление матерью алкоголя и наркотиков;
- перенесенные инфекции;
- прием лекарств, антибиотиков, сильных успокоительных (есть огромный список лекарств, которые нельзя принимать во время беременности);
- травмы беременной, падения;
- сильный токсикоз.
Закладка органов в таком случае происходит неправильно. Мозг и нервная система сильнее всего страдают от химических веществ (наркотики, алкоголь, лекарства).
- Травмы при рождении
Сюда относятся:
- тяжелые роды;
- травмы головы;
- гипоксия.
Иногда изначально здоровый ребенок может получить при родах серьезное повреждение (как психического, так и физического характера). Оно станет причиной отставания в развитии.
Как выявить отставание развития
Существует множество показателей отставания, которые могут заметить сами родители. А может быть, воспитатель детского сада выявит проблему. Обычно самые яркие проявления начинаются после 2 лет. Что делать в такой ситуации, родителям подскажет педиатр.
Некоторые проявления будут заметны еще в возрасте нескольких месяцев. На них вам укажет педиатр или медсестра, которые будут проверять рефлексы ребенка.
- После первых 3 месяцев жизни должен пропадать безусловный сосательный рефлекс. Опасения вызывает его задержка, когда малыш продолжает постоянно держать во рту палец, край одежды и т.д.
- После 2-3 месяцев ребенок все еще не умеет концентрировать внимание, фокусировать взгляд. Кажется, что его вообще ничего не может заинтересовать.
- Нет реакции на звуки – ребенок не поворачивает голову в сторону источника звука.
- Даже после 3-4 месяцев все еще не улыбается.
- От 3 месяцев обычно начинается активное развитие речи: гуление, лепетание. Если до 1 года или тем более 2-3 лет нет осмысленных слов, то речь идет о серьезном нарушении развития.
- В возрасте 3-4 лет все еще не развита память, малыш не может выучить буквы, слова.
- В детском саду обнаруживается, что кроха не может писать, запоминать названия предметов. Отсутствует стремление к самостоятельной деятельности.
- У дошкольника нет четкой, правильной речи.
Наличие сразу нескольких (от 3 признаков) говорит о серьезном нарушении психической деятельности и отставании в интеллектуальном развитии.
Как помочь ребенку
Родителям обязательно нужно обратиться к специалисту. Только он сможет составить индивидуальный план лечение для ребенка. Иногда отставание в развитии можно «смягчить» и частично нагнать школьную программу.
Сходите к специалисту
С отставаниями в развитии работают разные врачи. Все зависит от рода проблемы, наличия органических изменений. Очень опасно откладывать визит к специалисту, ведь проще всего поддаются коррекции или лечению отставания на начальной стадии.
- Детский психолог
Соматический инфантилизм. Это задержка в развитии, которая не носит органический характер – с точки зрения физиологии малыш здоров. Возможно, ребенка неправильно воспитывали, не уделяли достаточно внимания его воспитанию. Это делает его несамостоятельным, у него отсутствует интерес к учебе, жизни. Такие диагнозы ставятся не раньше 3-4 года жизни.
- Психиатр
Нарушения в психической деятельности, асоциальное поведение. Малыш с большим трудом социализируется, не может находиться в обществе. Такие дети часто агрессивны, не поддаются обычным методам воспитания. Часто нуждаются в медикаментозном лечении и терапии.
- Дефектолог
Легкие формы отставания в развитии. Например, задержка речевого развития, памяти, концентрации. Эти проблемы можно исправить полностью или частично. Также он работает с неправильными социально-поведенческими реакциями у детей.
- Невролог
Этот специалист занимается проблемами неврологического характера. Он назначает комплексное лечение, поддерживающую терапию. Неврологические проблемы являются наиболее серьезными в этом списке. Нивелировать их воздействие практически нельзя. Чаще всего малыш с проблемами попадает к неврологу еще до 1 года, через несколько месяцев после рождения. Такие детишки будут нуждаться в особой терапии, лекарствах, лечебной физкультуре.
Коррекционный детский сад
Родители часто не знают, что им делать после постановки диагноза «отставание в развитии». Любой из специалистов может посоветовать дальнейшее направление действий. Если есть возможность, малыша предлагают обучать по специальной программе. Если отклонение выявлено рано, то это детский садик с дефектологическим или коррекционным уклоном.
Класс коррекции помогает детям нагнать программу – им показывают, как учиться. Если наблюдается легкое отставание, то вполне возможно, что после 2-4 лет коррекционного садика малыш сможет пойти в школу вместе с другими детьми.
Здесь занятия проходят не так, как в обычном саду. Группы формируются маленькие, а воспитателей больше. Так, в обычном садике всего 1 воспитатель и 2 нянечки на 10-15 человек. Здесь же каждому малышу нужно уделять внимание. Штат сотрудников гораздо шире: это воспитатели, дефектологи, нянечки и медсестры.
Специальные школы для детей с проблемным развитием
Если выявлены серьезные дефекты развития, после детского сада ребенка направляют в специальные учебные заведения. Основные направления работы с детьми:
- попытки социализации;
- обучение уходу за собой.
Многие из детей с серьезными неврологическими и церебральными нарушениями не смогут учиться. Им даются основы знаний о мире, но больший упор делается на социализацию, ведь такие дети вполне могут играть вместе, находиться в обществе. Детишкам с серьезными психиатрическими проблемами это важно, иначе они будут относиться к людям неадекватно.
Ребят обучают правилам личной гигиены, чтобы они были способны хотя бы минимально заботиться о себе. К сожалению, они нуждаются в постоянном внимании и помощи взрослых. Обычная школа не может обеспечить им такую возможность.
Источник