Ребенок с отклонениями в развитии в обычном детском саду
Мамочки! Видела вчера новости, там в Иваново (кажется) одна мама судилась с обычным детским садом по поводу того, что ее 4-летнего сына с диагнозом дауна не берут в детсад. Ей предложили коррекционный сад, но он далеко от ее места жительства, и она хочет в тот, кот. находится в 2-минутах хотьбы. Суд она выиграла. Сейчас получит суд. решение и будет собирать анализы для садика. Заведующие говорят, что у них таких специалистов нет, чтобы с ним заниматься. Хотелось бы услышать ваше мнение. Вы бы непротив того, чтобы такой ребенок посещал сад вместе с вашим ребенком и как вы думаете сама мама этого мальчика права?
Я была бы против! Просто потому, что в коррекционном саду работают дефектологи, логопеды, которые специализируются на коррекции детей с ЗПР и т.д. В обычном саду такой ребенок будет отнимать львиную долю внимания воспитателей, что создаст напряжение в группе,тем более что в обычных садах группы немаленькие, а в корекционных, кажется максимум 10-12 (если кого интересует, могу уточнить- знакомая водит сына в коррекцию).
А мать- просто дура, ИМХО. Нужно заботиться о ребенке, а не о своих шкурных интересах
Я считаю, что все дети имеют право на равноценное общение. Больным деткам оно помогает развиваться и в будущем они не будут чувствовать себя изгоями общества. А здоровенькие детки таким образом будут учиться толерантности и тому, что люди бывают разные, что некоторые дети отличаются от них и что их не надо боятся.
Ой, вопрос очень сложный. С одной стороны можно понять маму (по крайней мере попытаться это сделать), с другой стороны- педагогов, родителей и других детей.
Специализированных садов мало, конечно тащиться каждый день по городу с таким ребёночком тяжело. Потом, наверное, мама считает, что у неё совершенно нормальный ребёнок, который может и должен общаться со здоровыми детишками…
Воспитателям тяжело очень будет. Дети порой бывают очень жестоки. Образовательный процесс пострадает однозначно: такому ребёнку нужен индивидуальный педагог, все остальные дети будут брошены.
Остаётся надеяться, что в садике такие педагоги-вертуозы, которые не только справятся с ситуацией, но и привьют детям чувство любви и сострадания к ближнему.
Повторюсь, моя знакомая водит сына в коррекционный сад ( у них ЗПР). Там такие занятия с детьми проводят, что обычным садам и не снились! В данном случае нужно думать не об общении, а о коррекции и помощи ребенку!
Я вот полностью согласна с Надеждой, ведь ребенок с таким заболванием требует повышенного внимания. А то, что ребенок не будет считать себя изгоем… Мне кажется, как раз будет. И тут уж ничего не поделаешь, дети жестоки в эом отношении сами по себе, им нужно говорить и приучать к мысли, что есть дети не такие, как они. Но я уверена, что после нескольких попыток с ним поиграть, никто больше с ним общаться не будет. Ему же уже 4 года!
Я не против,Но таким деткам нужны спец.занятия а в обычных садах такого нет .Да и воспитатели не имеющие опыта общения с такими детками ничем ему не помогут (если еще и не навредят).В спец.садиках у воспитателей есть подготовка к работе с такими детьми+опыт.
Я полностью согласна с обеими Надеждами, просто пытаюсь оправдать действия мамы, ведь для неё он самый лучший всё равно. Болезнь Дауна — это очень серьёзно, и, скорее всего как раз он-то и не будет понимать, что вокруг происходит и не будет страдать. Если ему 4 года, уровень его развития на год-два.
У моей коллеги был ученик с ДЦП (в общеобразовательной школе). Вместо того, чтобы учить весь класс, она водила его в туалет по пол-урока и вообще от него не отходила, т.к. боялась, что его кто-нибудь заденет и он упадёт. Эксперимент над всеми продолжался полгода, потом его перевели на домашнее обучение.
А еще помню случай, кот. с нами случился. Прихожу я утром в сад и вижу новый мальчик лежит на полу и орет. Это какой-то кошмар! Группа малышковая, нам было 2 года. Оказывается, он не новый, а из другой группы, дело было ближе к лету и нам осталось в сад сходить три раза, а потом в отпуск. Вот группы и объединять уже начали на летний период.
Из разговоров с воспиталкой я поняла, что у мальчика проблемы с психикой. Он может завалить истерику, биться головой об пол и т.д. Про то, что он может ударить других она не говорила.
Но… Как-то раз прихожу за своей. Этот мальчик схватил сумочку моей меской и стал носиться по группе с этой сумкой. Моя захотела ее взять, он н в какую. Воспиталка говорит я отбирать не буду, т.к. опять будет истерика, результат непредсказуем, ждите родителей. Моя не уходит без сумки, не плачет, не отбирает, но обиделась и села на скамейку. Этот мальчик видит, что на него не обращают внимания, подходит к ней и ударяет, я даже ничего не успела ничего сделать! Стоим я, воспиталка, нянечка с другой сумочкой для обмена, другая мамаша. Все так моментально происходит. Моя в рев. Я в шоке. Решаюсь дождаться родителя этого мальчика, но тут моей другая девочка дает куклу Барби и она уходит домой. На следующее утро мы получили обратно нашу злочастную сумкуи я увидела его папу. Военный, кот. сказал, что его сын совершенно нормальный и нечего устраивать скандал. Это был наш последний день в садике, но если бы я знала, что ЭТОТ ребенок будет в нашей группе постоянно, то закатила бы скандал у заведующей. Если воспитатели знают, что он настолько неадекватен, то как можно его пускать в детсад. Я поняла, что у него стоит какой-то диагноз + избалованность родителей. Он пришел в истерике в это утро потому, что папа по дороге в сад не купил ему чупа-чуп. Воспитатели постоянно стараются стоять между ним и остальными детьми.
Я думаю, чт папа, думая и рассуждая, что его ребенок нормален в такой ситуации допускает ошибку. Через дорогу есть коррекционный сад, там бы этому мальчику помогли, а здесь он только пугает своим присуствием других детей. Я уверена, что год-полтора его будут обзывать психом, а от этого нелегче ни ему, ни родителям.
Мдяяяяя но самое страшное(ладно просто ударил) а если бы стукнул в живот или в глаз??? Как бы тогда воспитатели объясняли родителям??Простите а почему остальные дети должны из-за них страдать??? т.е. им занимаются а остальные сами по себе???А как же подготовка к школе???
отклонения отклонениям рознь. Например, у моего ребенка проблемы с речью, но пообщавшись с опытными педагогами и очень компетентным дефектологом я пришла к выводу, что ребенка надо отдавать в нормальный детсад+брать индивидуальные занятия с логопедом, лечить причины задержки речи и т.п.
А против логопедических групп имелись следующие аргументы:
— ребенок слышит разные формы нарушений речи и, невольно, копирует их. не раз слышала о детях, которые до логогруппы половину букв не выговаривали (к примеру), а через некоторое время в плюс к этому заикаться стали или что-нибудь в этом духе.
— логопелы редко занимаются индивидуально, часто берут ка минимум 2-3 человека, время занятий маленькая, соответственно и эффективность невысокая, в отличие от индивидуальных занятий (если берешь проверенного логопеда, конечно)
Я была бы не против. Во всем мире дети с синдромом Дауна ходят в обычные детские сады. Это помогает им приспособиться к жизни. И только у нас в стране для таких детей одна дорога: интернат-дом пристарелых-кладбище. Дети не будут к ним агресивны, если будут общаться с ними с раннего детства. Сами даунята очень спокойные и тихие дети, с нулевой агресией.
Надежда, мало кто признаёт, что у его ребёнка проблемы. Обычно и в садик, и в школу приходят с чистыми картами. Запись нервопатолога — здоров. Многим родителям даже посоветовать обследовать своего ребёнка страшно (яблоко от яблони…) Самое интересное, что и воздействовать на таких детей сложно: попробуй, накажи — сразу жалоба в РОНО или у заведующей. Вот и приходится их по шёрстке гладить, чтобы истерик не устраивали..
Девочки, я не понаслышке знаю о синдроме дауна, и то, что эти детки какие-то супер отсталые и требуют особого отношения в большей части миф. Есть тяжёлые случаи, но это не большинство. В цивилизованных странах не стоит вопрос о том могут ли дети с подобными диагнозами быть в обычных группах. Изолировать таких детей значит лишить их возможности развиваться. Коррекционная группа, группа «особый ребёнок» — в большинстве тяжёлые случаи, даже лежачие, а детки с тем же синдромом дауна очень подражательны, общительны. «А мать- просто дура, ИМХО. Нужно заботиться о ребенке, а не о своих шкурных интересах». Я не поняла, в чём шкурный интерес матери заключается? А дети относятся к другим так, как они видят относятся взрослые. Если воспитатели и родители будут показывать отношение к таким детям как к каким-то уродам, то конечно и дети будут также относиться… А агрессивным может быть и ребёнок без всяких диагнозов, просто проще навесить ярлыки и списать всё на ЗПР или ещё что-нибудь.
Да, это точно, а я мы страдай. Насчет даунят я ничего против не имею. Но все же за границей может организация работы в детском саду другая, чем у нас. Да не помогут ему в нашем детском саду, потому и дорога прямая в коррекционку. Ада я не думаю, что таким детям за границей сладко живется в подобном коллективе. Незря же создаются общества родителй-даунов и других пожобных деток.
Конечно, отклонения все разные. А многие родители не хотят даже на обледование идти, чтобы у их ребенка не было ярлыка на всю жизнь.
А вообще, слава богу, появляются интеграционные сады, где детки с отклонениями занимаются с обычными детьми, чьи родители заведомо не против этого, что решает массу проблем.
Да ну, Галина, я думаю, что вы не правы. Я видела мальчика-дауненка, да и по телику ее мальчика показали. Есть детки, по кот. и не поймешь сразу, что к чему, а у того мальчика все намного хуже обстоит и видно сразу, и говорит с трудом, и оплывший какой-то.
Я гуляла до садика часто рядом с коррекционным, и никаких там лежачих нет. Они высыпали гурьбой, гуляли, потом за нми автобус приезжал по домам развозить. моя с ними тоже игралась, да и другие дети тоже. И никто никакого отношения «особого» не проявлял. И дети там все выгляд довольно счастливыми и благополучными.
С нами вместе ходит мальчик в садик, он из двойни. Так он нормальный роился, а у его братика родовая травма с последствиями. Так никто из его родителей и не подумал привести его брата вместе с другими. Ходят в коррекционку, и не жалеют. А с нормальными детишками он и так общается, дома, гуляют вместе со всеми, мы тоже с ними гуляем. просто другим деткам объясняем, когда что-то не так идет, что он другой и не понимает, что ты хочешь, сделай лучше так-то. и вся проблема-то.
Это вопрос во общем о толерантности в обществе, о нашем отношении к инвалидам и другим «не таким как мы» людям. Пока сам не столкнёшься будешь по ту сторону баррикад.
2 Галина Веденеева
Шкурные интересы матери- не хочу в коррекционный сад не потому, что это коррекция, а потому, что далеко. Мотивация показательна.
Я согласна, что ЗПР и синдром Дауна бывает разной степени, но в наших обычных садах нет специалистов, которые будут заниматься с ребенком так, чтобы скорректировать и (или) снять диагноз ( снять диагноз в случае ЗПР). При этом в коррекции объединяют детей в группы не только по возрасту, но и по тяжести заболевания, так что ребенок с легкой задержкой развития не попадет в одну группу с ребенком- дауном в худшем смысле.
По моему, радоваться нужно, что такие сады еще остались, что в них не сдирают бешеные деньги, а стараются помочь детям.
Источник
Инклюзивное образование. Говорят о нем сейчас много. А на западе даже активно применяют. Сейчас решили внедрить и у нас в стране. Но что это за зверь такой? Давайте разберемся.
Текст:
Любовь Высоцкая·14 ноября 2016
— К нам в группу собираются перевести девочку с нарушениями в развитии! – Гнев моей приятельницы Кати был слышен даже по телефону. — Ты представляешь, к обычным детям!
— Не понимаю, – пожимаю плечами. — Ну, ребенок не совсем обычный. У нее тяжелое отклонение?
— Вроде нет…
— А что тогда не так?
— Да все не так! А если она агрессивная? Если она головой будет о стены биться? Если…
«Если» набралось минут на двадцать.
— Раньше таких детей поголовно в коррекционные школы отдавали. А теперь школы закрывают, а ребят по обычным садам-школам распихивают, – бушевала Катя.
А ведь Катя – это не зверь какой. Обычная среднестатистическая мамаша. Так неужели же с инклюзивным образованием все действительно так скверно?
Общество равных возможностей
Инклюзивное образование активно продвигают во всем мире, а в России начали пытаться создать нечто подобное совсем недавно. В чем суть? В том, чтобы дать возможность ребятам с особыми потребностями влиться в обычный коллектив своих сверстников – ведь невозможно социализироваться в обществе, если ты от него изолирован.
И если раньше детей с неврологическими проблемами отдавали в коррекционный детский сад, а оттуда в спецшколу, то теперь врачи рекомендуют отправлять «особых» ребят в самые рядовые учебные заведения.
Но у нас эту идею пока что встречают если не в штыки, то с недоумением. Мы попытались взглянуть на проблему с трех сторон. Своим мнением об инклюзивной системе с нами поделились мамы – обычных детей и «особенных». И воспитатели детских садов – те люди, которым и придется воплощать идею в жизнь.
«Таких детей нельзя в массы»
— Я против. Категорически. Если речь идет о каких-то глобальных проблемах со здоровьем и поведением, – ни секунды не думала над ответом Ольга, мама 6-летней Таисии. — Пусть простят меня родители «особых» детей, я прекрасно к ним всем отношусь, среди моих знакомых есть такие. Но в общий детский коллектив? Нет, нет, и еще раз нет. У старшего сына был один такой одноклассник. Бегал по классу во время занятий, бился в истериках, других детей кусал. Они в школу боялись ходить. Мы больше года добивались его перевода в коррекционную школу. Директора жалобами забросали. Слава богу, добились.
Младшая дочка Ольги сейчас в садике. У нее в группе есть несколько ребят с небольшими отклонениями. Но все они адекватны, их учат социализироваться.
— Но если мой ребенок пожалуется, что они регулярно мешают, обижают, срывают занятия, весь день орут, я первая пойду к заведующей. И буду требовать, чтобы их отправили на комиссию для заключения – могут ли они заниматься в общей группе. Неврологи пусть что угодно в их диагнозах пишут, я защищаю права своего ребенка.
Таких детей, на мой взгляд, вообще нельзя в массы. У них нервная система неокрепшая, недоразвитая. Им нужен комфорт, а не, простите, трэш. Неужели их родители не понимают, что дети страдают? — говорит Ольга.
«Не надо культивировать нетерпимость»
— Озвучивать диагноз сына не буду, слишком он сложен и многословен. Но внешне Марк самый обычный ребенок, ходил в обычный садик и осенью пойдет в обычную школу, – рассказывает Кристина, мама 7-летнего Марка.
Поначалу Кристине приходилось часами сидеть в садике, объяснять и показывать, как ее сын реагирует на разные ситуации. А потом все наладилось.
— До сада он совершенно не умел общаться, играть с другими ребятами. Сад дал ему огромный толчок в развитии. Да, первый год было тяжело. Марк не знал, что такое дисциплина, мешал всем. Рыдали все: и мы, и другие дети. И жалобы были, и намеки на перевод в коррекционный сад. Пришлось принести сразу три независимых заключения, что Марк может ходить в обычный садик, – вспоминает Кристина.
Мама очень благодарна воспитателям – по ее словам, они сумели разглядеть за внешними проблемами доброго, чуткого, ласкового мальчика. И помогли ему приспособиться к этому миру.
— Я очень боюсь школы. Там снова адаптироваться, и в раздевалке уже не посидишь… Но мы справимся. И другим мамам пожелаю не бояться общественного мнения. Инклюзивное образование дает нашим детям возможность не чувствовать себя изгоями. А другим родителям стоит вместо того, чтобы культивировать нетерпимость, наоборот, учить своих детей, что все они – вне зависимости от особенностей – равны, – уверена Кристина.
«Идея хороша. Но есть нюансы»
— Конечно, это прекрасно – социализировать детей. Я согласна, что детский коллектив приносит пользу. Мы часто наблюдаем, как дети, в чем-то отстающие от сверстников, достаточно быстро подтягиваются до их уровня, – делится Наталья, воспитатель.
Но, по мнению педагога, не все так гладко. Как говорится, есть нюансы. Во-первых, рядом с «особым» ребенком первое время должна быть мама. Во-вторых, при группе должен работать специалист. Человек с дипломом коррекционного педагога. Знающий и понимающий таких детей. Это даже прописано в законодательстве.
— Таких людей не хватает. Мало кто будет брать на работу отдельного специалиста из-за трех-четырех ребят. Нас тоже обучают, но очень поверхностно. Да, есть курсы, вебинары, можно получить дополнительное образование. Но не все готовы к этому, – говорит Наталья.
С ней сложно не согласиться: ребенок с отклонениями в развитии требует больше внимания, заботы. А когда в группе еще 25 детей? И все нуждаются в адаптации?
— А если он травмирует других ребят? Если он будет весь день кричать? Кидать в стены тарелки? Если он будет агрессивным? А если на него будут нападать другие дети из-за его «странности»? Ответственность-то на воспитателе, – поясняет Наталья. — Я не против инклюзии как таковой. Но считаю, что к такому праву на равное образование должны быть дополнения. Самое важное – не должно быть угрозы для других детей. Об их правах тоже нужно помнить.
Опрос
Можно ли «неуправляемым» детям учиться вместе с обычными?
Конечно, ведь иначе им никак не привыкнуть к жизни в обществе
Ни в коем случае. Это может быть опасно для обычных детей
Почему бы и нет? Только за каждым таким ребенком постоянно должен присматривать специалист
Свой вариант оставлю в комментариях
Источник
Письмо Министерства образования России
№ 03-51-5ин/23-03 от 15.01.2002
Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному — процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и. специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогические помощь и поддержка.
Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социальноэкономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать «механическое копирование» зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения, Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями о развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально техническим обеспечением).
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями разлития. Такие образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно о сельской местности), имеющем всего три-пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категории дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.
В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы и разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организации в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.
Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии. При этом общая наполняемость группы сокращается, две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников — дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта — умственной отсталостью в степени дебильности*) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).
- * Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте образовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года.
Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (о сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).
Вид нарушения | Количество детей в группе | |||
Ясельная группа | Младшая — подготовительная группа | |||
Дети с отклонениями | Нормально развивающиеся дети | Дети с отклонениями | Нормально развивающиеся дети | |
Глухие | 2 | 8 | 4 | 5 |
Слабослышащие | 3 | 8 | 3 | 8 |
Слепые | 2 | 6 | 4 | 8 |
Слабовидящие | 3 | 8 | 3 | 6 |
С амблиопией и косоглазием | 5 | 10 | 4 | 10 |
Легкая форма ДЦП | 4 | 8 | 4 | 10 |
Др. нарушения опорно- двигательного аппарата | 6 | 10 | 6 | 12 |
С задержкой психического развития | 4 | 10 | 5 | 12 |
С нарушением интеллекта (неосложненная форма олигофрении в степени дебильности) | 5 | 10 | 5 | 10 |
Не имеющие выраженных первичных отклонении в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т.ч. с нарушениями эмоционально- волевой сферы) | 6 | 12 | 6 | 12 |
При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:
- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении,
- проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии,
- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы,
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.
Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.
Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня — со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.
Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми с нарушениями слуха — сурдопедагога, с нарушениями зрения — тифлопедагога, с нарушением интеллекта — олигофренопедагога, должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т. д.) К работе с воспитанниками смешанном группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержатся в приложениях 1, 2.
В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.
В случае если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время.
Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.
Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждении не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждении компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится и условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 № 129/23-16).
В подготовке данного материала активное участие принимали сотрудники Института коррекционной педагогики РАО
Добрый день!
Очень рада, что такая важная проблема обсуждается на главном родительском сайте, ведь именно родители наши главные помошники и противники.
Мне,дефектологу по специальности и образу жизни,а также чиновнику управления образования очень бы хотелось обсудить эту проблему и получить рекомендации практиков по организации таких групп в ДОУ.
Пишите!
Наталья
02.05.2002 10:53:33, Наталья
Ох уж эти сказочники!:)
В детских садах отбоя нет от простых детей и то не берут, а тут указания по приёму сложных ребятишек. Заведующей, которая воплотит это указание в жизнь, надо при жизни памятник ставить.
13.03.2002 20:38:11, ПривеТ.Т.
Их бы устами, да мед пить…
12.03.2002 15:24:34, нати
Всего 23 сообщения Прочитать обсуждение полностью.
Источник