Ребенок с отклонением в развитии мастюкова

Ребенок с отклонением в развитии мастюкова thumbnail

Стр. 97

Для развития слухового внимания проводят специальные игры: «Угадай, что звучит», «Чей это голос?», «Откуда слышится звук?». Ребенок должен сосредоточить свой взгляд на издающих те или иные звуки игрушках. Одновременно со взрослым он произносит звуки, слова, изменяет голос по высоте и тембру, регулирует громкость голоса и темп речи.

В дошкольном возрасте стимуляция речевого развития направлена на расширение словаря и развитие грамматического строя речи. Детей ежедневно знакомят с новыми предметами, их словесными обозначениями, и полученные представления закрепляют в процессе игровой деятельности. Занятия по развитию речи проводят поэтапно. В их основе лежит обучение составлению различных видов предложений с постепенным усложнением их синтаксической структуры. С ребенком постоянно разговаривают о том, что он видит в данный момент. Если он говорит неправильно, его не перебивают и не поправляют. Взрослый лишь повторяет эти слова несколько раз правильно и таким образом побуждает ребенка к подражанию. Полезны также специальные игры-занятия, во время которых взрослый просит ребенка называть предметы, действия и изображения на картинках.

Малыша следует также научить специальным приемам сенсорного обследования предметов с обязательным подключением движений, т. е. ребенок должен ощупывать предмет и узнавать его на ощупь, особенно пораженной рукой. Одновременно вводятся слова, обозначающие качества предмета. Для их освоения ребенка учат сравнивать предметы, противоположные по свойствам, например тяжелый с легким, твердый с мягким и т. п. Следует помнить, что качества и свойства предметов только тогда приобретут для ребенка определенную значимость, когда они будут включены в результативную практическую деятельность и игру.

Для закрепления и активизации словаря важное значение имеют игры-упражнения по описанию предметов, отгадыванию загадок, различные дидактические игры, а также повседневное общение с ребенком.

Общие направления стимуляции речевого развития детей с церебральными параличами должны быть индивидуализированы с учетом формы и тяжести заболевания, структуры речевого дефекта, состояния интеллекта, возраста. Однако во всех случаях при проведении специальных игровых занятий важное значение имеет поза ребенка. Ребенок должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и откинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальные приспособления, прикрепленные к спинке стула. Кроме того, ребенку следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях надо следить за тем, чтобы поза ребенка была симметричной.

Источник

234

Ребенок с отклонением в развитии мастюкова

Ребенок с отклонением в развитии мастюкова

Мастюкова
Е. М., Московкина А. Г.

Семейное
воспитание детей с отклонениями в
развитии: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели­верстова.
— М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. —
408 с.

ISBN
5-691-01100-6.

Учебное
пособие содержит сведения о современных
технологиях вос­питания в семье
ребенка с отклонениями в развитии:
сенсорными нару­шениями, интеллектуальной
недостаточностью, речевыми расстройства­ми,
нарушениями опорно-двигательного
аппарата, эмоционально-во­левой сферы
и поведения. Особое внимание уделяется
взаимодействию специалистов и родителей
детей младенческого, раннего и дошкольного
возраста, формам его организации.

Помимо
практических вопросов рассматриваются
теоретические обо­снования семейного
воспитания детей с отклонениями в
развитии.

УДК
37.0(075.8) ББК74.90я73

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………
3

Теории
семейных систем, социально-экологическая
модель
семьи……………….6

Структура
семьи
…………………………………………………….7

Модели
семейных взаимодействий……………………………….9

Жизненный
цикл семьи
………………………………………….17

Семейные
функции………………………………………………..18

Вопросы
и
задания………………………………………………………..
20

Глава II. Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии…….21

Исторический
аспект……………………………………………..22

Современные
подходы к проблеме семейного
воспитания…..28

Концепция
нормализации семейной
жизни…………………..30

Концепция
семейного воспитания «Особые дети
в
России»…………………………….33

Вопросы
и
задания………………………………………………………..
36

Глава III. Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями……………………………3 7

Информация,
которую можно получить от родителей
………….38

Информация,
которую можно получить от
ребенка…………..45

Информация,
которую можно получить
при
обследовании семьи …………………..48

Вопросы
и
задания………………………………………………………..
52

Глава IV. Семья нестандартного ребенка………………………………53

Интеграционные
тенденции……………………………………..54

Реакции
родителей………………………………………………..55

Общие
проблемы…………………………………………………..58

Семьи
группы риска
………………………………………………73

Семейный
алкоголизм и алкогольный синдром
плода
(АСП)……………………….73

Особенности
воспитания ребенка в многодетной
семье…………. 74

Семья
ребенка с
шизофренией…………………………………..75

Приемный
ребенок в семье……………………………………….
76

Семья
аутичного
ребенка…………………………………………78

Одаренный
ребенок
в семье ………………………………………80

Проблема
жестокого
обращения с ребенком в семье…………..81

Вопросы
и
задания…………………………………………………89

Глава
У. Психотерапия в коррекционной работе
с
детьми с отклонениями в
развитии…………………………………….91

Психотерапия
детей дошкольного возраста…………………..92

Арттерапевтические
методы психотерапии
и
психокоррекции……………………..94

Психотерапевтическая
работа с семьей……………………… 101

Психогигиена
семейного воспитания…………………………
104

Другие
виды помощи
семье……………………………………. 111

Медико-генетическое
консультирование (МГК)……………. 111

Общественные
организации, центры ранней помощи………..
115

Вопросы
и
задания………………………………………………………
118

Глава VI. Основы компенсирующего воспитания в семье детей с отклонениями в развитии……………………………………….119

Роль
семьи в коррекционном воспитании
ребенка…………. 120

Основные
положения коррекционной
работы………………. 121

Новые
технологии обучения и воспитания детей
с
отклонениями в
развитии……………………….-………….. 123

Основные
формы взаимодействия специалистов
и
родителей………………………….. 135

Задачи
и формы коррекционного воспитания
ребенка
с
отклонениями в развитии в семье
……………………137

Режим
для ребенка раннего возраста с отклонениями
в
развитии ………………….. 145

Развитие
у ребенка навыков самообслуживания……………
148

Обучение
малыша навыкам опрятности……………………..
149

Развитие
сенсорных функций и различных видов
памяти ..153

Развитие
познавательной деятельности, речи
и
навыков общения……………………. 158

Развитие
игровых навыков…………………………………….
160

Помощь
ребенку в совершенствовании двигательных
функций
и ориентации в пространстве……………………….
164

Формирование
предпосылок к обучению чтению и письму
…. 167

Психомоторно-ориентированное
стимулирование
при
помощи лечебно-педагогической
вольтижировки…..168

Организация
ранней лечебно-педагогической помощи
детям
с отклонениями в
развитии…………………………….171

Вопросы
и
задания………………………………………………………
174

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Дата рождения 1 июля 1928
Место рождения Москва,CCCP
Дата смерти 10 февраля 2004 (75 лет)
Место смерти Москва,Россия
Страна

,

Научная сфера Медицина, невропатология, детская психиатрия, детская психоневрология, коррекционная (лечебная) педагогика и дефектология
Место работы

С 1974 г.- ст. научный сотрудник НИИ Дефектологии АПН СССР

С 1985 г. зав. лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР

С 1992 по 1997 г. — зав.сектором Консультативно-диагностического центра Института коррекционной педагогики РАО.

Альма-матер 1 Московский Медицинский Институт им. И.М. Сеченова
Учёная степень доктор медицинских наук
Известна как специалист в области детской психоневрологии и дефектологии

Елена Михайловна Мастюкова (1 июля 1928, Москва — 10 февраля 2004, Москва) – советский и российский врач-невропатолог, детский психоневролог и дефектолог, доктор медицинских наук, профессор, заведующая лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, г. Москвы (с 1985 г.), зававедующая сектором Консультативно-диагностического центра Института коррекционной педагогики РАО, г. Москвы (с 1992 по 1997 гг.). За время её работы в НИИ дефектологии (Институте коррекционной педагогики РАО) лаборатория превратилась во Всесоюзный консультативно-диагностический центр для детей с нарушениями психофизического развития.

Биография

Елена Михайловна Мастюкова родилась 1 июня 1928 года в семье учителей в Москве. Окончила Первый Московский Медицинский Институт. Умерла 10 февраля 2004 года. Похоронена в Красногорске, кладбище «Горбрус».

Образование и учёные степени

В 1952 году оканчивает Первый Московский Медицинский Институт ордена Ленина по специальности «Лечебное дело». С 1961 по 1964 год Елена Михайловна училась в аспирантуре при Центральном институте усовершенствования врачей по специальности детская психоневрология. Затем защитила кандидатскую диссертацию. В 1979 г. ей присуждена учёная степень доктора медицинских наук.

Мастюкова работала в должности старшего научного сотрудника с 1968 года. В 1983 г. Елене Михайловне присвоено учёное звание старшего научного сотрудника по специальности педиатрия.

Трудовая деятельность

1952 — 4 Городская клиническая больница (Москва), врач-терапевт.

1953 — 1958 — врач-терапевт в/ч в ГДР.

1959 — 1960 — Московская больница им. С.П.Боткина, ординатура по невропатологии.

1960 — Психоневрологическая городская клиническая больница им.Соловьёва — клинический ординатор по детской психоневрологи.

1964 — детская поликлиника — врач психоневролог.

1964 — 1966 — Дом ребёнка — врач психоневролог.

1966 — 1968 — ассистент кафедры детской психиатрии

1968 — 1974 — ЦНИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского — старший научный сотрудник реабилитационного отделения.

1974 — 1980 — НИИ дефектологии АПН СССР — ст. научный сотрудник лаборатории обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1980 — 1981 — Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина — зав. кафедрой логопедии.

1981 — 1985 — НИИ дефектологии АПН СССР — ст. научный сотрудник.

1985 — 1992 — НИИ дефектологии АПН СССР — зав. лабораторией клинико-генетического изучения аномальных детей.

1992 — 1997 — Консультативно-диагностический центр Института коррекционной педагогики РАО — зав. сектором.

1997 — 1998 — Московский городской психолого-медико- социальный центр «Детство» — главный специалист.

1998 — 2000 — Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» — методист.

Учёный в области детской психоневрологии и дефектологии, известный не только в России, но и за рубежом, Елена Михайловна занималась исследованиями двигательных, речевых и психических нарушений у детей с аномалиями нервно-психического развития и разработкой методов их реабилитации.

Она участвовала в создании психодиагностических методик для детей с различными нарушениями развития, а также шкал количественной оценки психомоторного развития новорождённых и грудных детей, позволяющих объективизировать общий уровень их развития и определить соотношение нарушенных и сохранных функций в его структуре.

Мастюкова Е. М. разработала клинический подход к проблеме общего недоразвития речи у детей. Является автором соответствующей клинической классификации, разграничивающей варианты неосложненного, осложненного общего недоразвития речи и детей с алалией. Была основателем российской научной нейропсихолого-педагогической позиции в отношении дифференциальной диагностики и коррекции системных нарушений речи у детей. Анализируя особенности детей с ОНР, Е. М. Мастюкова приходит к выводу, что их речевой дефект выступает не единственной причиной, определяющей задержку психического развития (ЗПР). В структуре этой задержки доминируют замедление темпа формирования психических процессов, трудности формирования языковой и других символических видов деятельности, недостаточность связанных с речью умственных операций (вербальная память, навыки фонемного и морфемного анализа, выполнение действий по аналогии, перенос на языковом материале и т.д.)

Также Е. М. Мастюкова указывала, что нарушение сроков развития речи является одним из частых симптомов нервно-психических заболеваний и отклонений в развитии у детей преддошкольного и раннего дошкольного возраста: при сопоставлении со здоровыми детьми у них наблюдалось более позднее появление лепета, первых слов и понимания ситуационной речи.

Мастюкова Е. М. активно разрабатывала вопросы лечения и профилактики нарушенного психического развития, а именно специфических расстройств развития речи. Е. М. Мастюкова всегда выделяла важное обстоятельство, что даже при выраженных отклонениях от нормы всегда обнаруживаются сохранные параметры, составляющие функциональный резерв, который возможно использовать для разработки нейрореабилитационных мероприятий.

Елена Михайловна проявила себя и как опытный педагог: преподавала на факультете дефектологии Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (Все педагоги и психологи, которым посчастливилось слушать её лекции, считают себя её учениками). Под её руководством были защищены интересные кандидатские диссертации по широкому кругу проблем логопедии, специальной педагогики и психологии. Е. М. Мастюкова внесла большой вклад в развитие российской дефектологической науки, в создание коррекционной (лечебной) педагогики для детей с нарушениями психофизического развития.

Елена Михайловна известна как автор многих монографий, учебных пособий и руководств для врачей, психологов, дефектологов и педагогов, а также пособий для родителей. Результаты её научной деятельности в области речевых нарушений легли в основу написанных ею глав в учебник логопедии под редакцией Л. С. Волковой, выдержавший несколько переизданий, других учебников по логопедии, соавтором которых она являлась. Проблема обучения, воспитания и лечения детей с церебральными параличами нашла свое отражение в многочисленных изданиях, в том числе в книге «Физическое воспитание ребёнка с церебральным параличом». Проблема помощи детям-сиротам и детям, лишенным попечения родителей, освещена в книге «Предупреждение и коррекция нарушений психического развития при семейном алкоголизме». Проблема особых форм отклонений в развитии, связанных с генетическими факторами, нашла отражение в книгах: «Они ждут нашей помощи», «Ребенок с отклонениями в развитии», учебном пособии «Основы генетики».

Елена Михайловна как специалист по раннему и дошкольному детскому возрасту, одна из первых обратила внимание на необходимость ранней помощи семье, воспитывающей «особого» ребёнка. У неё имеется ряд методических разработок, представляющих систему ранней комплексной диагностики и клинико-психолого-педагогической помощи детям младенческого, раннего и дошкольного возраста. Обобщением её многолетней консультативно-диагностической и лечебной деятельности в тесном контакте с логопедами и другими специалистами в области специальной педагогики и психологии является книга «Лечебная педагогика».

Работы

Елена Михайловна является автором и соавтором целого ряда научных работ, в том числе:

  • Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей (1972, соавтор)
  • Преодоление задержки речевого развития у дошкольников (1973, соавтор)
  • Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни (1981, соавтор)
  • Нарушение речи у детей с церебральным параличом (1985, соавтор)
  • Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме (1989, соавтор)
  • Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» (1989, соавтор)
  • Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (1990, соавтор)
  • Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников (1990, соавтор)
  • Педагогика здоровья (1990, соавтор)
  • Физическое воспитание детей с церебральным параличом (1991)
  • Они ждут нашей помощи (1991, соавтор)
  • Дети с нарушением умственного развития: учебное пособие (1992, соавтор)
  • Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция (1992)
  • Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии (1997)
  • Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников (1998, соавтор)
  • Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии (2001, соавтор)
  • Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии (2003, соавтор)
  • Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст (2003)
  • Справочник по психологии и психиатрии (2004, соавтор)
  • Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме (2006, соавтор)
  • Логопедия. Основы теории и практики (2011, соавтор)
  • Преодоление общего недоразвития речи у детей (2011, соавтор)

Примечания

Ссылки

Книги, написанные Е. М. Мастюковой, и сегодня сохраняют свою актуальность. Многие из её работ доступны к изучению онлайн:

  • “Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни”, Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. — https://www.al24.ru/pdf_kniga_14012.html
  • «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии», Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. — https://www.padabum.net/d.php?id=65389
  • «Психодиагностический комплекс методик для определения уровня», Переслени Л.И.,  Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. — https://www.read.in.ua/book241289/
  • «Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей», Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. — https://www.kidsunity.org/book_dzp/
  • «Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция». Мастюкова Е.М.
  • «Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Журба Л.Т., Мастюкова Е.М.
  • «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии», Мастюкова Е. М., Московкина А. Г.
  • «Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей», Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я
  • «Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенч., ранний и дошк. возраст». Мастюкова Е. М. — М.: Просвещение, 1991.— 159 с.— ISBN 5-09-003456-7
  • «Лечебная педагогика (ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии». Мастюкова Е.М.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997,— 304 с.
  • «Нарушение речи у детей с церебральным параличом». Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В.
  • «Воспитание детей с церебральным параличом в семье». Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М.  

Источник