Ребенок с особенностями развития в доу

Ребенок с особенностями развития в детском саду
Подготовила
Сидоренко Жанна Викторовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Ромашка»
села Белянка
Шебекинского района Белгородской области»
Понятие «ребенок с особенностями развития» охватывает детей, чьи образовательные потребности выходят за границы условной общепринятой нормы. К этой категории относятся одаренные дети, а также дети с физическими и (или) психологическими
проблемами, которым необходимо создание специальных условий образования для полноценного гармоничного развития личности.
Специальные условия образования — специальные образовательные программы, методы и средства обучения, дидактические и наглядные материалы, технические средства, а также педагогические, психологические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ детьми с ОВЗ затруднено.
В соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования логопеды, дефектологи разрабатывают Рабочую программу по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ (далее — Программу).
Воспитанники с ОВЗ имеют как общевозрастные, так и специфические особенности, связанные со структурой первичной недостаточности и характером вторичных отклонений. Зачастую первичные нарушения осложнены сопутствующими проблемами: нарушениями опорно- двигательного аппарата, эмоционально-волевыми нарушениями, расстройствами аутистического спектра, синдромом гиперактивности и дефицита внимания, нарушением слуха (состояние после кохлеарной имплантации).
Поэтому цель Программы — создание комплекса условий для разностороннего гармоничного развития личности ребенка независимо от психофизических особенностей и возможностей, его позитивной социализации и индивидуализации.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется структурой дефекта и потенциальными возможностями каждого ребенка и включает в себя следующие направления.
Сенсорное развитие (развитие зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса).
Развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие артикуляционной моторики.
Коррекция звукопроизношения.
Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Коррекция и развитие просодической стороны речи.
Формирование и развитие лексико-грамматического строя речи.
Формирование и развитие связной речи.
Формирование фонетико-фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.
Формирование элементарных математических представлений.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Специалистами применяются разнообразные формы работы с воспитанниками. Это индивидуальная работа, организованная с учётом Индивидуального плана развития ребёнка, фронтальные и подгрупповые занятия, а также участие в режимных моментах группы.
Для развития личности ребёнка с особыми образовательными потребностями, его компенсаторных возможностей, используются современные педагогические технологии образования: технологии на основе деятельностного подхода (метод проектов, метод самостоятельной исследовательской деятельности), игровые технологии (развивающие игры Б.П.Никитина, технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера»); педагогические технологии обучения и развития (технология моделирования, технология, основанная на ТРИЗ), информационно-коммуникационные технологии, компоненты здоровьесберегающих технологий (доброжелательный стиль общения с детьми, оптимальное распределение интеллектуальных и физических нагрузок, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика, воспитание культуры здоровья).
Коррекционно — развивающая работа осуществляется различными методами.
Методы:
*по используемым средствам
*в зависимости от характера деятельности
Наглядные: непосредственное наблюдение (в природе, на экскурсии); опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин).
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа, рассказывание.
Практические: дидактические игры, драматизации, инсценировки, упражнения.
Репродуктивные (пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры).
Продуктивные (беседа, рассказывание, пересказ, д/и на развитие связной речи, творческие задания).
Коррекция и компенсация у ребенка психоречевых недостатков обеспечивается объединением усилий педагогов разного профиля: логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. Важным условием является создание единого речевого режима в детском саду: погружение в единую лексическую тему, предъявление одних требований со стороны всех взрослых
Учителъ-логопед/дефектолог:
проводит коррекционную работу по преодолению недостатков развития, и развивающую образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
использует комплексный подход к решению проблем коррекции с использованием традиционных и нетрадиционных методов.
Воспитатель:
организует образовательную деятельность, осуществляемую в ходе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов с применением игровых, сюжетных и интегрированных форм;
поощряет выбор детей в самостоятельной деятельности игр познавательно-речевой направленности;
стимулирует оречевление всей деятельности. Музыкальный руководитель:
вводит в практику элементы логоритмики; упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; этюды на развитие выразительности мимики, жеста; игры-драматизации.
Инструктор по физической культуре:
организует игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики; упражнения на формирование правильного дыхания; подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков; игры на развитие пространственной ориентировки.
На основе принципа партнерства осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников. Используются разнообразные формы и методы работы.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, консультации, оформление информационных стендов и сайта ДО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток — буклетов.
Образование родителей: организация «Школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации праздников, конкурсов, семейных прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Огромное значение для успешной реализации Программы имеет мотивационная заинтересованность родителей в развитии ребенка, посещение ими консультаций, ИОД, совместное выполнение с ребенком домашних заданий (коррекционно-развивающих упражнений и игр, семейных проектов), контроль за правильным произношением и полученными навыками.
Разработанная система условий позволяет скомпенсировать имеющиеся недостатки и открывает для ребенка с ОВЗ возможности для позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Выпускники детского сада имеют равные стартовые возможности для полноценного перехода к следующей ступени образования.
Список литературы:
Нищева Н.В. Примерная адаптированная общеобразовательная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с Здо 7 лет. — 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 240 с.
ОТ РОДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014,- 352 с.
3. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста:
методическое пособие / авт.сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева (и др.) — Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. — 240 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
Источник
Кобзева Наталья Васильевна,
ГККП «Ясли-сад № 69 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная,
воспитатель.
Ребёнок с особенностями в развитии в детском саду
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка необычен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка, иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему порой, закрыт.
Почему он так напуган? Смотрит вдаль и лишь молчит?
Как сберечь, не ранив душу, не озлобить, не сломать?
И в огромном мире этом, полноценным человеком стать…
А не должно ли наше общество, наконец, уже привыкнуть правильно
воспитывать подрастающее поколение и приучать к корректному отношению к людям с ограниченными возможностями (ОВ)?Ведь, несмотря на множество телепередач, рекламы, книг, журналов, статей о том, что ЛЮДИ ТАК НЕ ДЕЛЯТСЯ, увы, до сих пор для многих детей инвалиды остаются подобны инопланетным существам! К сожаленью, дети с различными заболевания рождались, рождаются и будут рождаться, и никто, кроме их самих не прочувствует, как тяжело выжить в нашем обществе, если ты не такой, как все!
Этап дошкольного детства время вхождения ребенка с ограниченными возможностями в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Как помочь «особенному ребёнку» адаптироваться среди людей?
На помощь призван прийти инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. Так, Саламанкская декларация определяет инклюзию как реформу, поддерживающую и приветствующую различия и особенности каждого ребенка.
Нашу дошкольную организацию, посещают как здоровые дети, так и дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА), есть дети с детским церебральным параличом (ДЦП) различной степени тяжести.
Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства считается игровая деятельность. Однако, важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с нарушением ОДА и ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Связано это в основном с двигательной патологией. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игровой, учебной и трудовой деятельности.
Коррекция и компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого. Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий.
В нашей дошкольной организации созданы все необходимые условия воспитания и обучения детей с нормой в развитии, а также детей с нарушением ОДА и ДЦП. Особой заботой всех специалистов детского сада является получение детьми с ОВ комплексной помощи (медицинской, педагогической, психологической, логопедической, социальной), создание условий для полноценного включения таких детей в образовательное пространство и социализацию.
Регулярно дети осматриваются врачами – невропатологом и ортопедом. По назначению врача дети получают физиопроцедуры и массаж.
В соответствии с Типовым учебным планом для дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями (Приказ Министерства образования и науки РК от 20 декабря 2012 года № 479 приложение № 3 О внесении изменения и дополнения в приказ МОН РК от 20 декабря 2012 года № 557) в рабочий учебный план дошкольной организации включена специальная коррекционная учебная деятельность (СКУД):
Лечебная физическая культура (ЛФК) для детей с диагнозом ДЦП и инвалидов, проводится инструктором по физической культуре и ЛФК;
Плавание, проводит инструктор по плаванию. Бассейн вместе с детьми с нарушением ОДА и ДЦП посещают и здоровые дети.
Коррекционная работа по группам с учетом диагнозов детей по программам «Час двигательной активности», «Речевой час», «Час психолога», «Мир игр Монтессори», «Волшебные ладошки», которая проводится воспитателями по рекомендациям логопедов и инструктора ЛФК.
Дети в нашем детском саду разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Дети с нарушением ОДА и ДЦП имеют помимо основного множество сочетанных диагнозов. В структуре дефекта значительное место занимают нарушения речи (ОНР 1,2,3 уровня, ОНР осложненное дизартрией, стёртой дизартрией, ЗРР, ФНР, ФФН). Для детей этой категории предусмотрены занятия с логопедами и работа воспитателей программе «Речевой час».
При нарушении ОДА и ДЦП характерны аномалии развития психики, которые включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Дети без отклонений в психическом развитии встречаются относительно редко. Детский сад посещают дети с диагнозами: задержка психического развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), гидроцефалия, синдром детского аутизма.
У детей с нарушением ОДА и ДЦП своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Поэтому для детей этой категории предусмотрены занятия с психологом по программе «Час психолога».
Также в структуру дефекта при нарушении ОДА и ДЦП входят и нарушения зрения.В каждой группе, в кабинете ЛФК и комнате психологической разгрузки сделаны, адаптированные для детского сада, офтальмотренажеры по методике Базарного.
Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности. Поэтому большое внимание должно уделяться развитию мелкой моторики. Программы «Мир игр Марии Монтессори», «Волшебные ладошки»адаптированы и для здоровых детей (вариативный компонент), и для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП. В них уделяется большое внимание развитию функциональных возможностей кисти и пальцев, дифференцированных движений пальцев рук, умению действовать с предметами.
Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.
На базе детского сада функционирует психолого-медико-педагогический консилиум. Консилиум собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия; консультирует родителей, педагогов ДО по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами; готовит документы на городскую психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК) в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка.
Специальные коррекционные занятия проводятся во второй половине дня, не нарушая сетки организованной учебной деятельности, индивидуально, по подгруппами, фронтально. Отдельные виды игровых упражнений отрабатываются в период свободной игровой деятельности на прогулке и в группе. Выбор форм работы зависит от этапа обучения и индивидуальных возможностей наших детей. Длительность работы на каждом этапе определяется характером и степенью индивидуальных трудностей детей.
Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.
В целях оптимизации детско-родительских отношений в детском саду проводятся Дни открытых дверей, консультирование по запросам, круглые столы, создан сайт детского сада для родителей. Ежегодно проводятся совместные с родителями мероприятия. Традиционным стало проведение спортивных досугов с участием родителей «Мама, папа, я – спортивная семья». Формируя активную позицию родителей ожидаем положительный результат в воспитательно-образовательном процессе.
При детском саде функционирует Консультационный пункт для родителей, детей не посещающих ДО.
С целью повышения мотивации образовательной деятельности воспитанников выпускных групп ежегодно в сентябре организуется экскурсия в физико-математический лицей. А для наилучшего усвоения правил безопасного поведения и воспитания активного грамотного пешехода ежегодно в сентябре на музыкально-спортивный праздник «Дорожная АЗБУКА» приглашается инспектор дорожной полиции.
Результатом эффективной коррекционно-воспитательной работы является то, что наши выпускники поступают в лицеи, гимназии и общеобразовательные школы города.
Таким образом, в детском саду созданы все условия для ранней социальной адаптации и реабилитации дутей с ДЦП в общество здоровых сверстников, их воспитания и обучения. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
А инклюзивное образование – это первая инновация в образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.
Список литературы:
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, АМБ, 2011.
Болотова Н. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их родителей// Воспитание школьников 2010, № 5.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2008.
Основы коррекционной педагогики. Курслекций лекций. С.В. Лауткина. Витебск УО ВГУ им. Мишерова, 2008.
Интернет ресурсы.
Источник