Ребенок с особенностями развития в детском саду

Ребенок с особенностями развития в детском саду
Подготовила
Сидоренко Жанна Викторовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Ромашка»
села Белянка
Шебекинского района Белгородской области»
Понятие «ребенок с особенностями развития» охватывает детей, чьи образовательные потребности выходят за границы условной общепринятой нормы. К этой категории относятся одаренные дети, а также дети с физическими и (или) психологическими
проблемами, которым необходимо создание специальных условий образования для полноценного гармоничного развития личности.
Специальные условия образования — специальные образовательные программы, методы и средства обучения, дидактические и наглядные материалы, технические средства, а также педагогические, психологические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ детьми с ОВЗ затруднено.
В соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования логопеды, дефектологи разрабатывают Рабочую программу по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ (далее — Программу).
Воспитанники с ОВЗ имеют как общевозрастные, так и специфические особенности, связанные со структурой первичной недостаточности и характером вторичных отклонений. Зачастую первичные нарушения осложнены сопутствующими проблемами: нарушениями опорно- двигательного аппарата, эмоционально-волевыми нарушениями, расстройствами аутистического спектра, синдромом гиперактивности и дефицита внимания, нарушением слуха (состояние после кохлеарной имплантации).
Поэтому цель Программы — создание комплекса условий для разностороннего гармоничного развития личности ребенка независимо от психофизических особенностей и возможностей, его позитивной социализации и индивидуализации.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется структурой дефекта и потенциальными возможностями каждого ребенка и включает в себя следующие направления.
Сенсорное развитие (развитие зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса).
Развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие артикуляционной моторики.
Коррекция звукопроизношения.
Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Коррекция и развитие просодической стороны речи.
Формирование и развитие лексико-грамматического строя речи.
Формирование и развитие связной речи.
Формирование фонетико-фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.
Формирование элементарных математических представлений.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Специалистами применяются разнообразные формы работы с воспитанниками. Это индивидуальная работа, организованная с учётом Индивидуального плана развития ребёнка, фронтальные и подгрупповые занятия, а также участие в режимных моментах группы.
Для развития личности ребёнка с особыми образовательными потребностями, его компенсаторных возможностей, используются современные педагогические технологии образования: технологии на основе деятельностного подхода (метод проектов, метод самостоятельной исследовательской деятельности), игровые технологии (развивающие игры Б.П.Никитина, технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера»); педагогические технологии обучения и развития (технология моделирования, технология, основанная на ТРИЗ), информационно-коммуникационные технологии, компоненты здоровьесберегающих технологий (доброжелательный стиль общения с детьми, оптимальное распределение интеллектуальных и физических нагрузок, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика, воспитание культуры здоровья).
Коррекционно — развивающая работа осуществляется различными методами.
Методы:
*по используемым средствам
*в зависимости от характера деятельности
Наглядные: непосредственное наблюдение (в природе, на экскурсии); опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин).
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа, рассказывание.
Практические: дидактические игры, драматизации, инсценировки, упражнения.
Репродуктивные (пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры).
Продуктивные (беседа, рассказывание, пересказ, д/и на развитие связной речи, творческие задания).
Коррекция и компенсация у ребенка психоречевых недостатков обеспечивается объединением усилий педагогов разного профиля: логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. Важным условием является создание единого речевого режима в детском саду: погружение в единую лексическую тему, предъявление одних требований со стороны всех взрослых
Учителъ-логопед/дефектолог:
проводит коррекционную работу по преодолению недостатков развития, и развивающую образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
использует комплексный подход к решению проблем коррекции с использованием традиционных и нетрадиционных методов.
Воспитатель:
организует образовательную деятельность, осуществляемую в ходе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов с применением игровых, сюжетных и интегрированных форм;
поощряет выбор детей в самостоятельной деятельности игр познавательно-речевой направленности;
стимулирует оречевление всей деятельности. Музыкальный руководитель:
вводит в практику элементы логоритмики; упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; этюды на развитие выразительности мимики, жеста; игры-драматизации.
Инструктор по физической культуре:
организует игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики; упражнения на формирование правильного дыхания; подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков; игры на развитие пространственной ориентировки.
На основе принципа партнерства осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников. Используются разнообразные формы и методы работы.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, консультации, оформление информационных стендов и сайта ДО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток — буклетов.
Образование родителей: организация «Школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации праздников, конкурсов, семейных прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Огромное значение для успешной реализации Программы имеет мотивационная заинтересованность родителей в развитии ребенка, посещение ими консультаций, ИОД, совместное выполнение с ребенком домашних заданий (коррекционно-развивающих упражнений и игр, семейных проектов), контроль за правильным произношением и полученными навыками.
Разработанная система условий позволяет скомпенсировать имеющиеся недостатки и открывает для ребенка с ОВЗ возможности для позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Выпускники детского сада имеют равные стартовые возможности для полноценного перехода к следующей ступени образования.
Список литературы:
Нищева Н.В. Примерная адаптированная общеобразовательная программа коррекционно- развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с Здо 7 лет. — 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 240 с.
ОТ РОДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014,- 352 с.
3. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста:
методическое пособие / авт.сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева (и др.) — Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. — 240 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
Источник
Надежда Павленко
Особый ребенок в детском саду
Особый ребенок в детском саду
Слайд 2
«Нет необучаемых детей, нужно просто
уметь любить их такими, какие они есть»
Слайд3
Количество детей c врожденной патологией, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Как отмечает статистика, за последние пять лет численность детей с ОВЗ в Росси выросло почти на 10%.
На представленных диаграммах вы видите, что
• 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.
• До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы).
• 30% детей с генетическими нарушениями
• Каждый 65 новорожденный – ребёнок с расстройствами аутистического спектра (РАС)
• И всего лишь 10% детей дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми.
Слайд 4
Хотелось бы сегодня поговорить о том, как правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в доу, где в состав воспитанников входят дети с особыми образовательными потребностями. Каждое образовательное учреждение строит свою деятельность на основе нормативно-правовой базы.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
• международные – это Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах инвалидов;
• федеральные (Конституция, законы, кодексы.);
• правительственные (постановления, распоряжения);
• ведомственные (Министерства образования);
• региональные (правительственные и ведомственные).
Слайд 5
Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился сравнительно недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».
И перед нами,педагогами возник ряд вопросов:
• Кого этот закон относит к детям с ограниченными возможностями здоровья?
• Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ? Попробуем разобраться
Слайд 6
Итак, (ФЗ № 273 ст. 2 п. 16) Федеральный закон определяет детей с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Хочу дать небольшое пояснение: есть категория воспитанников, имеющих только
• физические недостатки (например, врожденный порок сердца, нейросенсорная тугоухость, слабовидящие дети и т. д.). и
• категория имеющих только психологические недостатки (ранний детский аутизм, ЗПРР, умственная отсталость и т. д.)
• Но есть дети с со сложной структурой нарушений, и психическими и физическими недостатки. (например синдром дауна+ ДЦП+ …и т. д.)
• Сложный дефект это не просто сочетание нескольких дефектов развития. Соединение этих отклонений дает новое качество, особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии развития.
Слайд 7
Рассмотрим категории детей с ОВЗ:
Любой инвалид подтверждает свой статус справкой установленной формы. Справка имеет единый образец. Хочется обратить внимание, на то, что ребенкуможет быть установлена инвалидность на разный срок: на 1 год, 2 года или достижения им возраста 18 лет. Конкретный срок указывается в справке и зависит от многих причин медицинского характера. дети – имеющие справку такого образца, являются детьми-инвалиды,
Слайд 8
Следующая категория детей – это дети с диагнозом,но без инвалидности Это:
— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
— дети с нарушением речи;
— дети с нарушением интеллекта;
— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
— дети с задержкой психического развития;
— дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;
— дети с комплексными нарушениями психофизического развития, и как отмечалось выше, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 9
Ребенку присваивают статус ОВЗ, на основании комплексного обследования республиканской или городской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) Комиссия устанавливает,что:
• у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии;
• ребенку необходимо создать специальные условия получения образования. Но при этом дети с ОВЗ не являются инвалидами.
Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Слайд 10
Действующее в настоящее время законодательство позволяет нам организовать обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в обычных дошкольных учреждениях, но к сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам,и перед нами возникает вопрос: каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?
Слайд 11
В рамках организации целостной системы комплексного сопровождения воспитанников, имеющих нарушения в развитии, в каждом ДОУ должен быть создан психолого – медико педагогический консилиум.
Вся деятельность которого регламентируется утвержденным Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения.
ПМПк ДОУ создаётся с целью :
• организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении,
• проведения их комплексного обследования и
• подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.
Как правило,в состав ПМПк входят: специалисты и педагоги доу, медицинские работники.
Слайд 12
На представленной моделе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ,показаны все направления коррекционно-развивающей работы :
Психологическое, педагогическое и логопедическое
• Психологическое обследование подразумевает получение сведений о личности ребенка, об уровне развития и поведения.
Слайд 13
Под руководством психологов в дошкольном учреждении разрабатывается индивидуальная карты развития ребенка. Составлению карты предшествует изучение ребенка.
План изучения традиционно включает такие мероприятия,как:
— беседа с родителями;
— изучение медицинской карты ребенка;
— обследование физического развития;
— обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов (в том числе и речи);
Слайд 14
• Педагогическое обследование проводится педагогами, для того, чтобы определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором он находится.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с выраженными отклонениями,их обследованием занимаются специалисты: педагог-психолог и учитель-логопед, а воспитатель, в свою очередь знакомится с полученными специалистами данными. Но Если отклонения не ярко выражены, то главной фигурой в процессе обследования ребенка является воспитатель.
Слайд 15
• Оценка речевого развития детей т. е. логопедическое обследование т. е. является показателем того или иного отклонения в общей картине психилогоческого состояния ребёнка.
Слайд 16
Давайте разберем система организации коррекционно-педагогической деятельности в ДОУ:
• Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка и выявление образовательного запроса
• Заявление, о согласии прохождения ПМПк от родителей (законных представителей).
• Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
• Разработка и реализация индивидуального маршрута на основе заключения республиканского, городского ПМПК и заключение консилиума ДОУ.
• Создание условий в развивающей среде для ребёнка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
• составление расписания НОД для детей с ОВЗ.
• Консультирование родителей
Немного поясню, если в вашей группе есть ребенокс ОВЗ то при проведении вами основных видов НОД таких как: математическое развитие, речевое развитие, ознакомление с окружающим миром – с ним коррекционно-педагогическую работу проводят специалисты ДОУ (логопед, психолог). Все остальные режимные моменты ребенок осваивает совместно со сверстниками
Слайд 17
Понятие индивидуальный образовательный маршрут для вас – это новое. Так вот, Индивидуально-образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве, которое создано для ребёнка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля такими как: логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Слайд 18
Для того чтобы правильно организовать взаимодействие педагога с особым ребенком необходимо знать основы их коррекционного воспитания и обучения.
В процессе пребывания ребенка с особымиобразовательными потребностями в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо соблюдать следующие правила:
— Включать в НОД всех детей группы (с учетом расписания и с учетов видов деятельности)
— При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья не сравнивать его с другими детьми.
— Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности.
— Стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
— Корректно и гуманно оценивать динамику уровня его развития.
Слайд 19
Воспитатели должны понимать, что для детей с ОВЗ период адаптации в группе нормально развивающихся сверстников особенно сложен,поскольку многие из этих детей привыкли :
• к ежеминутной опеке родителей,
• они не имеют опыта установления социальных контактов,
• кроме того, детские виды деятельности (сюжетно-ролевые, строительные игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников.
Слайд 20
И в заключении,несколько рекомендаций:
Большой проблемой является наличие внешних особенностей детей с ОВЗ (синдром Дауна, обильное слюнотечение, большая голова, неправильное положение конечностей и др.,а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому рекомендуем уделить достаточное внимание подготовке детей группы к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями. Следует проводить предварительные беседы.
К тому времени, когда ребенок с ОВЗ начнет посещать группу в течение полного дня, педагог должен знать и уметь использовать способы нейтрализации его негативного поведения. Иметь представление о приоритетных видах его детской деятельности.
Постоянно консультироваться со специалистами по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса
Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Но самое главное условие – это Соблюдение профессиональной этики медицинского и педагогического персонала учреждения.
Слайд 21
Доступным для детей с ОВЗ любое дошкольное образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким, как все. Это место, где ребенок должен обрести право на обычное детство.
Источник