Ребенок с особенностями развития буклет
Материал опубликовала
Дементьева Ирина Михайловна27432 Педагогический стаж 31 год. В коррекционной педагогике 18 лет. Дефектолог. Олигофренопедагог. В должности директора школы-интерната 18 лет. Каждый день иду на работу с радостью встречи с коллегами и любимыми воспитанниками. А КАК ИНАЧЕ!!!!!!!!! Россия, Оренбургская обл., Бугуруслан |
Тема: Буклет для родителей «Особые дети – особое общение»
Аудитория: родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель: консультирование родителей по вопросам общения с особыми детьми
Задачи:
1. Оказать помощь семье в воспитании детей.
2. Психолого-педагогическое просвещение семей.
3. Способствовать корригированию семейного воспитания.
4. Предотвратить жестокое обращение к ребенку.
государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Бугуруслана
«ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБЕННОЕ ОБЩЕНИЕ»
«Особый» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим
особенным восприятием
окружающей действительности, которая не всегда добра к нему.
Всё чаще у родителей возникает недоумение и растерянность, а иногда и отчаяние, раздражение, когда они сталкиваются с проблемами общения с ребёнком в семье. Ребёнок становится капризным, на всё даёт протестные реакции, возникают вспышки гнева и перепады настроения, он расторможен или апатичен, не хочет идти на контакт. Всё это провоцирует семейные конфликты.
Как погасить у ребёнка негативные проявления? Как ему помочь? Что делать взрослому, если он хочет избежать конфликта с ребёнком и одновременно добиться адекватного поведения с его стороны?
Попробуем разобраться с подобными проблемами с помощью
особого общения
СТАРАЙТЕСЬ
* не говорить с иронией и насмешкой
* не делать постоянных замечаний
* не ругаться и не кричать на ребенка
* не торопить и не подгонять ребенка
* не говорить ребенку, что Вы его не любите или обиделись на него
* не давать ребенку чувствовать себя плохим
НЕ НАДО
вставать на сторону людей, обвиняющих ВАШЕГО ребенка публично (лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить)
хвалить в присутствии ребенка других и ставить кого-либо в пример
При общении с ребенком обращайте внимание
· выражение лица доброжелательное, теплое, приветливое
· тон голоса в любых ситуациях предельно доброжелательный, теплый, приветливый
В лексике по возможности избегайте употребления
частицы НЕ
приказных фраз
слов ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, НУЖНО
МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Автор — Калиман Наталья Адамовна (г. Оренбург)
ПОМНИТЕ, ЧТО ВАШ СЫН или ДОЧЬ – ЭТО РАДОСТЬ!
Адрес образовательной организации:
461631, Оренбургская область, г. Бугуруслан, Пилюгинское шоссе,17
Контактные телефоны:
приёмная 8(35352)63-4-26
E-mail:iu20@obraz- orenburg.ru
Сайт: https://gskou- bug.ucoz.ru /
Источники:
1. Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. Двадцать одна ситуация из практики детского психиатра и психотерапевта. [Электронный ресурс]. — М.: Книголюб, 2005. — 48 с. URL:
http://pedlib.ru/Books/3/0475/3_0475-1.shtml
. (Дата обращения 27.04.2018)
БУКЛЕТ
Опубликовано 14.05.18 в 13:09 в группе «Специальная коррекционная школа VIII вида»
Комментарии (28)
сменить сортировку
Евгений Алексеевич, 15.05.18 в 20:38
2
Ответить Пожаловаться
Меня автоматически включили в этот конкурс буклетов, но я отказался. Не умею и совсем некогда. Сегодня и завтра сижу с внуком, приходится ездить на дачу, хотя у него аллергия на берёзовую пыльцу. А с ним много не наделаешь
Отредактировано 15-05-2018 20:39
Янакова Ольга Александровна, 05.06.18 в 17:07
2
Ответить Пожаловаться
Ирина Михайловна, у Вас удивительное большое сердце, тепло которого согревает Вашу школу, коллектив и воспитанников!!! И вдвойне отрадно, что Ваша работа всегда душевная и творческая. Спасибо за труд! И конечно, с ПОБЕДОЙ!!!! УРА!!!!!
показать еще
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Источник
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь
Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
— пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
— натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
— постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Психологические особенности детей с ОВЗ.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Больше длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Вы узнали, что ваш ребенок особенный. Что делать дальше?
1.Прежде всего, обратитесь к психологу и медику, которые будут сопровождать развитие ребенка. Не занимайтесь самолечением! 2.Не забывайте, что несмотря на особенности, ребенок живет по общим закономерностям развития. Например, он, как и все дети, проходит возрастные кризисы.
3.Следите за соблюдением режима дня, исполнением предписаний врачей, приемом таблеток, если это необходимо.
4.Овладейте основами социальной и специальной педагогики, психологии. Попросите у сопровождающего психолога инструкцию для индивидуальных занятий с ребенком дома.
5.Изучите правовые основы сопровождения ребенка с ОВЗ: Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ОВЗ, СанПиН, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ и другие тематические документы.
6.Составляйте план занятий на пару недель вперед. Разрабатывайте его вместе с педагогом, психологом, врачами.
7.У большинства детей с ОВЗ ниже активность центральной нервной системы, они быстрее устают. Не требуйте от них быстрых реакций, предоставьте больше времени на сон и отдых. 8.Независимо от диагноза проводите игры на развитие ритма движений. Это могут быть любые задания на ритм, хлопки.
9.Не ограничивайте самостоятельность ребенка в самообслуживании. Приобретите небьющуюся посуду, следите за безопасностью. Детям с ОВЗ нужно больше времени на приобретение навыков.
10.Не забывайте про похвалу, но используйте разные ее формы, чтобы ребенок не начал относиться к ней как к чему-то естественному.
11.Любое занятие стройте в три этапа: инструкция ребенку, помощь при необходимости, похвала успехов.
12.Полезно вести дневник наблюдений, где фиксируются особенности развития, успехи, пройденные этапы. Ведите его постоянно, на каждом возрастном этапе. Отслеживайте динамику достижений.
13.Во время игры и обучении ребенка старайтесь чередовать виды деятельности, выбирайте короткие задания. Постепенно усложняйте задачи, но не забывайте чередовать их с простыми заданиями, тем, что ребенок уже умеет.
14.Каждую игру или цикл занятий начинайте и заканчивайте ситуацией успеха. Ситуация успеха – создание условий, с которыми ребенок обязательно справится. Подумайте, что удается вашему чаду лучше всего. Это и используйте.
Источник
представлены буклеты для родителей «Возрастные особенности детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет с рекомендациями для родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации. Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ:
- Найди тень у картинки
- Подбери заплатку
- Добавь недостающий предмет
- Игра в противоположности
- Различные пирамидки
- Коробка с вкладышами
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ Сорокина Е.И.
Сеченово
2015
Ведущая потребность – в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.
Ведущая деятельность – игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция — восприятие.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
- кризис 3-х лет. формирование «системы Я».
- развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
- появление смысловой структуры сознания.
- ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
- развитие происходит через общение. с взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
- удерживает внимание 7-8 минут
- может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез. сравнение и обобщение.
- при новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
- помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении
- способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
- формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо.
- формировать умение действовать по правилам.
- формировать умение сопереживать, сочувствовать. формировать эмоциональную отзывчивость.
- способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.
Новообразования:
- усвоение первичных нравственных норм.
- самооценка.
- появление элементов партнерского общения.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
Восприятие:
цвета – узнавать, называть, соотносить красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый.
форма — узнавать, называть, соотносить круг, квадрат, треугольник.
величины – узнавать, называть, соотносить большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий.
эмоциональные состояния — узнавать, называть, соотносить радость, грусть, гнев.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ — описание предмета по известным признакам; выполнение заданий «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам); исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез: собирание картинки из 3 частей без опоры на образец и из 4 – со зрительной опорой.
Обобщение: по цвету, форме, величине, эмоциональному состоянию.
игрушки, животные, фрукты, овощи, одежда, обувь
Сериация
- по цвету — 3 оттенка;
- по величине — 5 предметов;
- по расположению в пространстве — 3 положения;
- серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся представлений по одному признаку .
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и
Предварительный просмотр:
Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение
- на основе изученных свойств;
- по материалу;
- по эмоциональному состоянию;
- времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт. Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
- по цвету — 4 оттенка;
- по величине — 5 предметов;
- по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
- по свойствам — 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ:
- Найди тень у картинки
- Пазлы
- Подбери заплатку
- Добавь недостающий предмет
- Игра в противоположности
- Различные лабиринты
- Обведи по точкам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Возрастные особенности детей 4-5 лет»
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ Сорокина Е.И.
Сеченово
2015
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
- Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
- Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
- Повышенная познавательная активность.
- Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
- И нтерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
- Усложнение сюжетно-ролевой игры.
- Появление осознанности собственных действий.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
- Создавать условия для развития творческого воображения.
- Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
- Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Новообразования:
- Контролирующая функция речи.
- Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
- Появление элементов произвольности.
- Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
Восприятие
Эмоциональные состояния — узнает, называет, соотносит радость, гнев, удивление, испуг
Свойства предметов – узнает, называет, соотносит тяжелый — легкий, жесткий — мягкий, шершавый — гладкий, прозрачный — непрозрачный, горячий — холодный, светлый — темный, сухой — мокрый. По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.)
Пространство – определяет местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте высоко-низко, слева-справа, впереди-сзади.
Время – соотносит события со временем его происшествия – утро, вечер, день, ночь, вчера, завтра, сегодня.
Память
Зрительная образная: объем — 5 предметов.
Слуховая образная: объем -4—5 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 5 слов.
Тактильная: объем — 4—5 предметов.
Внимание
Объем — 5 предметов.
Устойчивость — 15—20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично. Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.
Предварительный просмотр:
- по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
серия из 5 последовательных картинок.
Классификация
По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев — ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявление элементов рефлексии.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ:
- Найди лишний предмет
- Найди пару
- Найди тень у картинки
- Пазлы
- Логические раскраски
- Подбери заплатку
- Добавь недостающий предмет
- Игра в противоположности (Антонимы)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Возрастные особенности детей 5-6 лет»
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ Сорокина Е.И.
Сеченово
2015
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
- Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
- Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
- В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
- Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.
- Половая идентификация.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
- Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
- Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Новообразования:
- Предвосхищение результата деятельности.
- Активная планирующая функция речи.
- Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
Восприятие
Оттенков изученных эмоциональных состояний
Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов.
Слуховая образная: объем — 6 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 6 слов.
Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов.
Устойчивость — 20-25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью. Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком, и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий; «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез ,
Из 6 частей без образца и из 7-8 частей — со зрительной Опорой на образец.
Сравнение предметов
На основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка;
- дикие и домашние животные;
- растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
- вещи (головные уборы, одежда, обувь);
- рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые. Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений.
Сериации
- по цвету — 5 оттенков;
- по величине — 7 предметов;
- по возрасту — 4 возрастные группы;
Предварительный просмотр:
выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
Сериация
По всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
Классификация
По существенным признакам.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам. Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
ИГРЫ С ДЕТЬМИ:
- Найди тень у картинки
- Пазлы
- Подбери заплатку
- Добавь недостающий предмет
- Игра в противоположности
- Различные лабиринты
- Обведи по точкам
- Логические раскраски
- Ребусы и головоломки
- Найди закономерность, продолжи ряд
- Волшебные клеточки и точки
- Развитие мелкой моторики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Возрастные особенности детей 6-7 лет»
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ Сорокина Е.И.
Сеченово
2015
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра
Ведущая функция — воображение.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА:
- Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
- Переход к младшему школьному возрасту.
- Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
- Повышенная чувствительность.
- Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
- Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
- Способствовать развитию мышления.
- Формировать произвольность всех психических процессов.
- Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
- Продолжать формировать этические представления.
Новообразования:
- Внутренний план действий.
- Произвольность всех психических процессов.
- Возникновение соподчинения мотивов.
- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
- Возникновение первой целостной картины мира.
- Появление учебно-познавательного мотива.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.
Слуховая образная: объем — 7 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 7-8 слов.
Тактильная: объем — 7 предметов.
Внимание
Объем — 7-8 предметов.
Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по трем и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез _ * ,
Из 9 частей без образца и из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
Ребенок должен самостоятельно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Источник