Ребенок с особенностями психического и физического развития это
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Федотова И.В.
1
Быкова М.А.
1
1 ФГБОУ ВО «ВГАФК»
Обзор посвящен анализу особенностей психического и физического развития детей с нарушениями интеллекта. Отмечены недостатки физического развития и особенности двигательных навыков. Рассмотрена роль двигательно-координационных изменений, связанных с задержкой психического развития. Сделан вывод о возможном формировании у детей с нарушениями интеллекта изменений процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, замедленный темп развития локомоторных функций. Отмечен факт необходимости формирования специальной программы реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Описана роль действующего центра адаптивной физической культуры в совершенствовании процесса реабилитации детей с различными патологическими и предпатологическими состояниями. Указаны научно-методические подходы в работе центра, являющиеся новой мультидисциплинарной стратегией, нацеленной на осуществление научных исследований, быструю их трансляцию в практику, использование информационных технологий в управлении реабилитационным процессом, в том числе с созданием новых модулей кооперации педагога, ребенка и его семьи, а также подготовку кадров из числа студентов в рамках образовательного процесса.
дети с нарушениями интеллекта
особенности развития
реабилитация
1. Большевидцева И.Л. Анализ агрессивных проявлений у детей 10-12 лет с умственной отсталостью / И.Л. Большевидцева, И.С. Депутат // Вестник университета. – 2014. — № 1. – С. 45-48.
2. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. – М.: Асар, 2007. – 320 с.
3. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. – М.: Советский спорт, 2004. – 104 с.
4. Демьянов, Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. – М.: Сфера, 2004. – 160 с.
5. Дробышева, С.А. Теоретические основы преподавания дисциплины «Адаптивное физическое воспитание». – Волгоград: ВГАФК, 2009. – 152 с.
6. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. – М.: Советский спорт, 2007. – 448 с.
7. Лубовский, В.И. Специальная психология: учебное пособие. – М.: «Академия», 2006. – 461 с.
8. Мозговой, В.М. Программа 5-11 классов коррекционно-образовательных учреждений VIII вида: учебное пособие. – 2000. – С. 179-223.
9. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М., 2008. – 400 с.
10. Федотова И.В., Стаценко М.Е., Бакулин В.С. Предикторы успешной адаптации и дизадаптации в постспортивном периоде//Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1. — С. 134.
11. Филина, В.И. Влияние занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой на развитие внимания учащихся начальных классов// Физическое воспитание и спортивная тренировка. — 2015. — № 2 (12). — С. 35-40.
12. Фомина Н.А., Ушакова М.Ю., Федотова И.В. Мультидисциплинарный подход к научно-методическому обеспечению деятельности центра АФК для детей с ограниченными возможностями здоровья//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2017.- №3.- с.74-77.
13. Фомина, Н.А. Интеллектуальное развитие ребенка в процессе музыкально-двигательной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 10. — С. 62-65.
14. Хоботов, С.А. Программно-методическое обеспечение формирования координационных способностей у школьников с проблемами развития, проживающих в условиях Северных регионов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Хоботов Сергей Анатольевич. – Красноярск: КГПУ, 2006. – 21 с.
15. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.
Для нарушения интеллекта свойственно стойкое недоразвитие психики. Отмечаются элементы недостаточного развития, а в отдельных случаях атипичное развитие психических реакций на различных этапах процесса познания. В первую очередь нарушается процесс восприятия. У данной категории детей оно поверхностно [9]. Снижена или вовсе отсутствует способность к сравнению и сопоставлению. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действия приводит к тому, что их деятельность приобретает непоследовательный и необдуманный характер [4]. Проблемы, связанные с аналитической и сравнительной характеристикой психических процессов, несомненно, могут сказываться и на способности концентрировать внимание. Психическое качество — внимание у детей с нарушениями интеллекта характеризуется рассеянностью. Для них свойственна слабость произвольного внимания – заинтересованность такого ребенка можно привлечь только с помощью ярких предметов, картинок. Вместе с тем, на продолжительное время сконцентрировать его внимание представляется весьма сложным [6].
Рассеянность внимания, нарушения процессов восприятия являются неотьемлимыми составляющими формирования такого качества иентеллекта как память. Ведущие процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у ребенка с нарушениями интеллекта имеют характерные черты, так как развиваются на болезненной основе. Для них свойственно лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков. Сложнее ими понимаются и усваиваются внутренние логические связи [1]. Задержка в развитии детей с нарушениями интеллекта проявляется в познавательной деятельности, в особенностях их мышления. Дети не способны применять полученные знания и умения при изменении условий, обстоятельств, принимать решение в легко разрешимых ситуациях – все это вызывает затруднения. Специфика мышления ребенка с нарушениями интеллекта проявляется в отсутствии критики в отношении проделанной ими работы [4]. Воображение детей с нарушениями интеллекта отличает неполнота, отрывочность. Это происходит ввиду недостаточности жизненного опыта, слабости мышления. Следовательно, формирование воображения происходит на дефектной основе [2].
Следовательно, любые изменения привычной для ребенка обстановки могут стать факторами дизадаптивных изменений, способствующих формированию дизадаптивных моментов психоэмоционального характера. Отличительной чертой нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей с нарушениями интеллекта является непостоянство эмоциональных проявлений. Состояние радости без видимых причин оборачивается апатией, подавленностью [1,8]. В связи с отсутствием взаимосвязанной работы между первой и второй сигнальными системами отмечаются нарушения речевой деятельности. У ребенка с нарушениями интеллекта отстают в развитии все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются сложности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В этой связи возникают всевозможные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения [7].
Психоэмоциональные изменения, лабильность психики, трудности в обучении и формировании познавательных навыков, непосредственно, могут быть взаимосвязаны с психомоторными особенностями, формирующимися у детей с нарушениями интеллекта. Психомоторное недоразвитие выражается в замедленном темпе развития локомоторных функций, ограниченности движений. Движения неловкие. Отдельно стоит отметить слабо развитые тонкие и точные движения рук, предметную манипуляцию, жестикуляцию и мимику [3]. Нарушения физического развития проявляются в: — отставании в длине и массе тела; — ожирении; — нарушении осанки; — деформации стопы; — нарушениях в развитии грудной клетки; — низких показателях жизненной емкости легких; — деформации черепа, лицевого скелета [5].
Проблемы физического характера у детей с нарушениями интеллекта способствуют формированию локомоторных нарушений. Отмечаются недостатки в развитии основных движений: — замедленность, неуклюжесть; — ограниченные амплитуды в беге, прыжках, метаниях; — отсутствие легкости и плавности; — излишней напряженности и скованности [5].
Отмечаются отклонения в развитии физических качеств: — отставание от нормативных значений в показателях силы мышц туловища и конечностей (на 15-30%); — быстроты двигательных действий (10-15%); — выносливости (20-40%), скоростно-силовых качеств (15-30%), гибкости (10-20%) [15]. Наличие недостатков физических качеств может способствовать формированию сложнокоординационных навыков.
На сегодняшний день главным расстройством двигательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью считается нарушение двигательной координации. Движения любого уровня сложности создают у детей проблемы при выполнении. В виду органического поражения различных уровней мозговых структур, несогласованности работы между контролирующими и исполняющими органами, низкой сенсорной афферентации управлять всеми характеристиками одновременно ребенок с интеллектуальными нарушениями не в состоянии. Нарушения в координации движений обусловлены тем, что координационные способности изначально формируются на дефектной основе [3]. Нарушения координационных способностей имеют выражение в: неточности движений в пространстве и времени; — неспособности выполнять ритмические движения; — ошибках в дифференцировании мышечных усилий; — низком уровене способности к равновесию [14].
Следовательно, школьники с нарушениями интеллекта представляют собой группу детей, имеющих общие особенности, основной из которых является психофизический дефект. Нарушения интеллекта у них проявляются в их психомоторном недоразвитии. Отмечаются нарушения процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, замедленный темп развития локомоторных функций. В частности, низким является уровень развития координационных способностей.
Изучение вопросов адаптации/дизадаптации является важным звеном любого адаптационного процесса [10]. Очевидным становится факт необходимости формирования специальной программы реабилитационных мероприятий для детей с нарушениями интеллекта [13].
На базе Волгоградской государственной академии физической культуры при участии автономной некоммерческой организации социальной поддержки и развития физкультурно-спортивных инициатив «ИГРАЙ И ПОМОГАЙ» (г. Санкт-Петербург) в январе 2017 года начал функционировать Научно-практический центр адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья «Без границ». Порядка 100 детей с диагнозами детский церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм и другими заболеваниями уже начали заниматься (Таблица).
Таблица
Характеристика контингента центра адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Хроническая патология | Частота встречаемости заболеваний, n | Колическтво человек, n |
Врожденная миопия высокой степени | 5 | 5 |
Сложный астигматизм | 5 | 3 |
Сколиотическая болезнь 4 степени | 5 | 5 |
Сколиотическая болезнь 3 степени | 11 | 11 |
Сколиотическая болезнь 2 степени | 31 | 27 |
Сколиотическая болезнь 1 степени | 34 | 21 |
Юношеский артрит | 1 | 1 |
Целиакия | 1 | 1 |
Врожденная мышечная дистрофия | 1 | 1 |
Врожденный порок развития позвоночника и спинного мозга | 1 | 1 |
Атипичный аутизм | 3 | 2 |
Задержка психического развития | 8 | 8 |
Детский церебральный паралич | 7 | 7 |
Тугоухость 2 степени, нарушения речи | 4 | 4 |
Всего | 117 | 94 |
Примечание: У некоторых детей отмечается наличие двух или нескольких хронических заболеваний одновременно
Среди диагнозов у детей имеются нарушения интеллекта. Разработаны авторские методики и оздоровительно-коррекционные программамы (гидрореабилитация, сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, акробатика, йога, эстетическая гимнастика) [14,15]. Каждому ребенку помогает «наставник», обеспечивая индивидуальный подход к каждому занимающемуся (Рисунок).
Рисунок
Процесс адаптивного физического воспитания детей и юношей, занимающихся в Центре происходит по следующим приоритетным направлениям:
— комплексная психолого-педагогическая, медико-биологическая и социальная оценка развития ребенка, уровня адаптационных возможностей организма до, в процессе и после завершения занятий;
— использование различных видов двигательной активности в рамках адаптивной физической культуры детей и подростков, имеющих различные патологические состояния;
— помощь социально незащищенным детям и подросткам.
Таким образом, научно-методические подходы в работе Центра являются новой мультидисциплинарной стратегией, нацеленной на осуществление научных исследований, быструю их трансляцию в практику, использование информационных технологий в управлении реабилитационным процессом, в том числе с созданием новых модулей кооперации педагога, ребенка и его семьи, а также подготовку кадров из числа студентов в рамках образовательного процесса.
Выполнение программы научно-методического обеспечения в рамках работы Научно-практического центра адаптивной физической культуры на базе ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» позволит: совершенствовать систему адаптивного физического воспитания; повысить качество жизни и эффективность процессов социализации и реабилитации детей инвалидов, лиц с отклонениями в состоянии здоровья; увеличить двигательные возможности и физическую активность детей с отклонениями в состоянии здоровья; создать предпосылки для обеспечения равных возможностей в образовании и развитии детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов; уменьшить количество инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, имеющих вредные привычки, в связи с приобщением их к здоровому образу жизни; изменить отношение общества к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями; существенно укрепить материально-техническую базу для детей-инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями интеллекта.
Библиографическая ссылка
Федотова И.В., Быкова М.А. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17290 (дата обращения: 11.03.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник
Библиографическое описание:
Бахвалова Е. С. Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения // Молодой ученый. 2016. №10. С. 436-438. URL https://moluch.ru/archive/114/29609/ (дата обращения: 11.03.2020).
Вопросы развития детей дошкольного возраста занимают важное место в сфере научных интересов специалистов разного профиля — педагогов, психологов, физиологов (Н. А. Крестовников, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, П. С. Выгоцкий, Ю. К. Чернышенко, С. В. Никольская, А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб [1]).
Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм в основном обусловлен двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным воздействиям; с другой стороны, именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик организма взрослого человека [2].
Возрастная периодизация относит дошкольный период развития ребенка к первому детству и охватывает детей в возрасте 4–7 лет. Именно в этот возрастной период происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Согласно данным литературы, в этот период интенсивно развиваются все органы, ткани и функциональные системы организма. Важное значение имеют показатели физического развития и функциональные изменения внутренних систем организма [3]. Внешне это проявляется в непрерывном изменении размеров и пропорций тела, в появлении новых навыков, разнообразии реакций на воздействие со стороны. В этом возрасте размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост тела составляет 5–6 см, массы — около 2 кг. К концу этого периода темпы роста увеличиваются. Прирост массы тела отстает от скорости увеличения длины тела.
Опорно-двигательный аппарат у детей дошкольного возраста в связи с развитием и совершенствованием двигательной функции формируется достаточно интенсивно. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода роста [4]. Гибкие кости могут легко изгибаться. Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей. Окостенение в этом возрасте не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Общая масса мускулатуры ребенка дошкольного возраста составляет 20–22 % по отношению к массе тела, то есть в два раза меньше, чем у взрослых. В период от 3 до 7 лет развиваются сухожилия и разрастаются соединительные ткани. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Тонус мышц-сгибателей превышает тонус мышц-разгибателей, поэтому детям трудно длительное время сохранять вертикальную позу при стоянии, поддерживать выпрямленное положение спины при сидении. Мышцы конечностей относительно слабее, чем мышцы туловища. Брюшной пресс развит слабо и поэтому не в состоянии выдерживать большие физические нагрузки. В возрасте 4–5 лет вес мышечной массы в 7–8 раз меньше, чем у взрослых, а сила мышц меньше в 9–14 раз. У дошкольников сила мышц туловища больше, чем сила мышц конечностей. За период от 4 до 7 лет сила различных мышц увеличивается в 2 раза [1].
Сердечно-сосудистая система (ССС) ребенка — дошкольника характеризуется относительно большой массой сердца (до 80 граммов) и объемом (до 90 см) и более широким просветом сосудов, что значительно облегчает кровообращение. Отличительной особенностью сердечно-сосудистой системы (ССС) детей дошкольного возраста является большая частота сердечных сокращений (ЧСС). Количество крови на 1 кг веса тела относительно больше, чем у взрослого, путь передвижения ее по сосудам короче, скорость кровообращения выше. Сердце ребенка быстро утомляется от напряженной работы, оно легко возбуждается и сложнее приспосабливается к изменяющейся нагрузке, поэтому хорошо работает при условиях частого отдыха [5]. Особенности сердечно-сосудистой системы ребенка-дошкольника необходимо учитывать при проведении занятий, подборе и дозировке упражнений. О реакции ребенка-дошкольника на нагрузку необходимо судить по внешним признакам: общая слабость, одышка, покраснение или побледнение лица, отвлекаемость, нарушение координации движений.
С возрастом поднимается артериальное давление: в возрасте 3–7 лет оно достигает 80/50–110/70 мм рт. ст. [6] Возрастными особенностями респираторной системы дошкольников является узость дыхательных путей, нежность и ранимость слизистой оболочки. Рост легких с возрастом происходит за счет увеличения альвеол и их объема, что важно для процесса газообмена. Неглубокое дыхание ведет к плохой вентиляции в легких и к некоторому застою воздуха. В этом возрасте главная дыхательная мышца — диафрагма, что обуславливает преобладание брюшного типа дыхания. Дыхательный объем дошкольника в 3–5 раз меньше, чем у взрослого. Эффективность дыхания у детей невысока (много кислорода оказывается в выдыхаемом воздухе). Частота дыхания в силу высокой возбудимости детей чрезвычайно легко нарастает, часто оказывается неритмичной, появляются задержки дыхания при умственных и физических нагрузках, эмоциональных вспышках, других воздействиях.
Скоростно-силовые возможности развиваются постепенно и воспитываются путем выполнения простых двигательных действий, обычно в игре. При воспитании силы и силовой выносливости необходимо обращать внимание на мышцы живота, спины, ног, рук, стоп. Силовые нагрузки должны быть незначительными, отягощенные собственным весом тела, — это приседания, лазания, прыжки, занятия с мячом [7]. Н. А. Ноткина в результате своих исследований выделяет ведущие двигательные способности на каждом возрастном этапе [8]. Для детей 4–5 лет наиболее значимы скоростно-силовые способности, для детей 6 лет — скоростные способности и выносливость, а для детей 7 лет — скоростные и координационные способности.
Особенностями нервной системы в дошкольном возрасте является то, что заканчивается созревание клеток в головном мозге. Для данного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, поэтому нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных монотонных заданий, строго дозировать нагрузки, так как недостаточно развито ощущение усталости. Развитие процессов экстраполяции (способность к предвидению ситуации) появляется к 5 годам. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность.
Особенности психического развития детей связаны с особенностями нервной системы. Высшая нервная деятельность у них характеризуется неустойчивостью нервных процессов [9]. Хотя условно-рефлекторные связи возникают быстрее, чем в раннем детстве, они легко разрушаются из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения. Вследствие чего не следует рассчитывать на освоение очень сложных двигательных упражнений.
Большое значение в физиологическом и психологическом плане здесь имеет сам процесс освоения нового. В этот период необходимо создать все условия для освоения детьми простейших видов движений, действий и закаливающих процедур [10].
Прямым следствием все большего совершенствования анализаторной деятельности коры головного мозга является приобретение ребенком способности к мышлению, анализу и обобщению явлений окружающей среды. В этом возрасте начинают проявляться индивидуальные особенности, формируется характер, личностные мотивы и интересы, которые пока еще не стойкие и часто меняются, формируются основы дисциплины поведения, умение и желание подчинить свои действия требованиям взрослых и интересам коллектива.
Наряду с восприятием совершенствуется внимание дошкольников. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6–7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям все еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных волевых усилий, например, на тех или иных физических упражнениях [11]. Мышление развивается от наглядно-действенного и наглядно-образного к словесно-логическому и начинает формироваться к концу дошкольного возраста. Оно предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждения. Эта способность при решении практических задач проявляется в среднем дошкольном возрасте. Воображение ребенка складывается в игре и на первых порах неотделимо от восприятия предметов и игровых действий с ними. Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Развитие воображения способствует развитию образного мышления, памяти, речи и других психических качеств.
Наблюдательность — один из важных компонентов интеллекта человека. Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребенка, элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность. Тренировка наблюдательности актуальна при занятиях с детьми физической культурой [12].
Дошкольный возраст — это период, которому сопутствует количественный и качественный процесс изменения функций различных систем организма, обогащает и упорядочивает чувственный опыт ребенка, формирует произвольную память, внимание и воображение. Дети овладевают формами восприятия и мышления, где закладываются основы самосознания, развития и овладения конкретными двигательными навыками. Так же дошкольный возраст называют «возрастом игры». Введение сюжета и игровой роли для ребенка, значительно повышают его возможности во многих сферах психической жизни [13].
Литература:
- Сологуб Е. Б. Физическое развитие детей дошкольного возраста / Е. Б. Сологуб, Г. П. Виноградов, С. В. Никольская. СПб., 1993.
- Филиппова С. О. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов фак. физ. культуры / С. О. Филиппова, Г. И. Пономарев. СПб.: ВВМ, 2004. С.41.
- Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: Изд. центр «Академия», 2001. С. 63.
- Страдина М. С. Возрастная морфология: учебно-методическое пособие / М. С. Страдина. СПб.: Изд-во СПб ГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005. С. 102.
- Зузик Ю. А. Особенности физического и функционального развития детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах: автореф. дис. канд. биол. наук. М., 1999. С. 11.
- Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Изд. центр «Академия», 2011.
- Никитюк Б. А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1994. № 7. С. 5.
- Ноткина Н. А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995.
- Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов / Ю. А. Ермолаев. М.: Спорт Академ Пресс, 2001. С. 192.
- Мухина Е. А. Обучение плаванию детей 7-10 лет на основе предрасположенности к овладению плавательными навыками: дисс. канд. пед. наук. Малаховка, 1999.
- Германова А. А. Обучение видам легкой атлетики в начальной школе на основе сюжетно-ролевых игр: дис. канд. пед. наук. СПб, 1999.
- Сорокоумова Е. А. Возрастная психология: краткий курс. СПб.: Питер, 2009. С. 65.
- Мандель Б. Р. Возрастная психология. М.: Инфра-М, 2015. 325 c.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, возраст, способность, мышление, детский организм, нервная система, головной мозг, сердечно-сосудистая система, нагрузка.
Источник