Ребенок с нарушениями в сенсорном развитии

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система — это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. 
Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Сенсорное развитие – это развитие органов чувств и восприятия. 

Сенсорное нарушение у детей — это нарушение, связанное с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной функции.

Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности, венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей.

Сенсорные нарушения характеризуются: отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).

При каких заболеваниях возникает сенсорное нарушение у детей?

ДЦП, параличи, слепота, глухота, парезы, последствия полиомиелита, нарушения ЦНС, умственная отсталость.

Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат. «sensus» — чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) — это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на раннее сформированные сенсорные эталоны. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т. д. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.

Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У. Кислинг (2010) и др. Все они сходятся во мнении, что взаимодействие органов чувств необходимо для движения говорения и игры, — это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Чтобы нормально развиваться и работать мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации.

Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.

Овладение речью одной из центральных, важнейших психических функций-в определяющей степени зависит от слуха.

Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, а следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность.

Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения.

Такие нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные. Неправильное внутриутробное развитие слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Так, могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии). Наследственностью можно объяснить врожденную неполноценность слухового органа, которая определяет предрасположенность к тяжелым нарушениям слуха, вызванным сравнительно слабыми вредными воздействиями.

Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка, как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет. Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы.

Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности.

Врожденное нарушение зрительного анализатора может быть вызвано воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ и пр.) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения.

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения, психофизические особенности и своеобразие развития. В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют слепорожденных и ослепших, т. е. лишившихся зрения после рождения.

Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей.

Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.

В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.

Такие дети часто пытаются «скрыть» или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.

Осязание также дает слепому необходимую информацию. Так, качество дорожного покрытия (бетон, асфальт, грунт), бордюрный камень тротуара, стены домов, витрины магазинов, телефонные будки, уличные киоски и т. д. помогают слепому ориентироваться в сложной окружающей обстановке городской улицы. Л. С. Выготский указывал на наличие так называемого шестого чувства (теплового) у слепых, позволяющего им на расстоянии замечать предметы.

Формирование обследовательских способностей решается в дидактических играх: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», «Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Кто назвал?», «Найди путь исследования», «Угадай на вкус», «Какой это запах?»

Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, пирамидки разных размеров, лото, домино, разрезные картинки, пазлы.

Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процессе знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детенышей. А далее конкретизируется конкретное питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.

Различные модели животных, птиц, картинки с их изображением создают у детей представления об их сходстве и различие как в облике, так и в образе жизни.

Дидактическая игра «Скотный двор» позволяет детям ориентироваться на слух, зрение, осязание и обоняние. Для этого можно подобрать записи реальных звуков (мычание коров, ржание лошади, крик петуха и т. д.).

Для формирования экологических знаний используются конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Детей можно научить отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание (мягкая шерсть, тонкий пух, теплая шубка и др.). детям можно предложить выделить по запаху мясные и молочные продукты, определить их качество как на обоняние, так и на вкус.

Сенсорные нарушения лишают ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.

Источник

Причины нарушений сенсорного развития ребенка

Определение 1

Сенсорные системы – это системы органов чувств, которые осуществляют перевод внешних ощущений в субъективное восприятие.

Формирование и развитие сенсорной системы, а именно ее отдельных анализаторов осуществляется на протяжении всей жизни. Успешность развития анализаторов зависит от того какие усилия прилагается для этого человек. Сущность сенсорного восприятия во многом зависит от работы ее анализаторов.

Определение 2

Анализатор – это функциональная единица, которая является ответственной за прием и последующий анализ определенной сенсорной информации (зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной и т.д.).

Таким образом, сенсорная система – это часть нервной системы, которая является ответственной за восприятие.

Состав сенсорной системы представлен рецепторами и нервами, которые получают сигналы из головного мозга и осуществляют их обработку.

Выделяют следующие сенсорные системы:

  • Вестибулярная
  • Двигательная
  • Тактильная
  • Зрительная

Данные системы (анализаторы) «информируют» ЦНС ребенка об особенностях движения и создают совокупное представление о положении его тела в пространстве.

Основной причиной нарушений в сенсорном развитии детей является детский церебральный паралич (ДЦП). У детей отмечается снижение слуха, в результате которого развивается дизартрия (нарушение произношения звукового ряда). Ребенок не употребляет в своей речи такие звуки как «т, с, к, э, п, ш, ф», так как он их попросту не слышит. В дальнейшем все указанные нарушения оказывают негативное влияние на процесс обучения, а конкретно на овладение письмом и чтением.

Кроме того, при нарушении сенсорного развития у детей отмечается недоразвитие фонематического слуха. Любое из нарушений слуха приводит к тому, что у ребенка возникает задержка речевого развития или грубое недоразвитие речи.

Помимо ДЦП, нарушения в сенсорном развитии отмечается у детей с умственной отсталостью. Умственная отсталость оказывает отрицательное влияние не только на психическое, но и на физическое развитие и здоровье ребенка, приводит к различной степени интеллектуального недоразвития. При обнаружении нарушений в сенсорном развитии необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалистам (психологу или неврологу).

Замечание 1

Таким образом, основными предпосылками нарушений сенсорного развития детей являются нарушения в той части нервной системы, которая отвечает за восприятие.

К нарушениям сенсорной системы, относят следующие нарушения:

  • нарушение зрения
  • нарушение слуха
  • нарушение опорно-двигательного аппарата

Причинами, которые «запускают» заболевания, оказывающие негативное влияние на сенсорное развитие ребенка, могут быть различные травмы (особенно спины или головы), вирусные и инфекционные заболевания (как перенесенные ребенком при жизни, так и внутриутробно). Наибольшее негативное влияние оказывают заболевания, которые переносятся женщиной во время беременности, среди них особое место занимают краснуха, цитомегаловирус и венерические заболевания. Кроме того, нарушения в сенсорном развитии отмечается у недоношенных детей.

Нарушения в сенсорном развитии характеризуются:

  • отсутствием у ребенка реакции на свет и звук;
  • различной степенью нарушения речи;
  • невозможность произвольного выполнения движений.

Дети, у которых отмечаются сенсорные нарушения, при общении стараются привлечь внимание к себе посредством движений, во время разговора внимательно следят за губами собеседника, их речь затруднена, а часть звуков они произносят не верно, либо же звуки и вовсе «выпадают» из их речи. В том случае, если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может передвигаться без посторонней помощи.

Классификация сенсорных нарушений у детей

В настоящее время классифицируют следующие формы нарушений в сенсорном развитии:

  1. Эмоционально-сенсорные нарушения – отмечается ухудшение восприятия, внимания и мышечной чувствительности.

    Внимание, особенно в стрессовых ситуациях и при напряжении, затруднено и рассеяно. Осложняется его переключаемость и значительно сокращается объем.

    Низкая тактильная чувствительность, раскоординация движений и снижение их точности.

  2. Зрительная агнозия – отмечаются нарушения в работе зрительного анализатора, вызванные нарушениями в задних отделах больших полушарий головного мозга.

    Зрительная агнозия подразделяется на несколько форм:

    • предметная агнозия – является одной из наиболее распространенных, при данной форме агнозии ребенок адекватно воспринимает и описывает отдельные части и признаки предмета, но при этом у него затруднено понимание смысла данного предмета в целом;
    • оптико-пространственная агнозия – отмечаются затруднения в ориентировании в пространстве, трудности при понимании изображений, особенно если изображения содержат пространственные свойства предмета;
    • цветовая агнозия (дальтонизм – не цветовая агнозия) – нарушение в восприятии цветовой гаммы, ребенок не может правильно назвать цвет, но при этом у него сохранено цветоощущение;
    • симультанная агнозия – отмечается уменьшение объема зрительного восприятия, выражается в том, что ребенок с данной формой агнозии не может одновременно воспринимать два и более предметов;
    • буквенная агнозия – с данной формой нарушения ребенок пишет буквы верно, но не может их назвать;
    • лицевая агнозия – проявляется тем, что ребенок теряет способность распознавать людей по лицу, узнает их только по голосу (даже близких).
  3. Слуховая агнозия – нарушения в слуховом восприятии.

    Выделяют следующие формы слуховой агнозии:

    • собственно слуховая агнозия – ребенок различает звуки и слова по частоте, тембру, длительности, но при этом он не может понять, что именно звучит;
    • слуховая аритмия – трудности определении ритмических структур, сложность восприятия их на слух;
  4. Тактильная агнозия – нарушения в тактильном восприятии предметов на ощупь.

    Выделяют следующие формы тактильной агнозии:

    • астероагнозия — трудности при узнавании предмета на ощупь
    • анхилоагнозия — трудности при объединении в единый образ текстурных признаков объекта
    • аморфоагнозия — трудности при узнавании формы предмета
    • соматоагнозия — нарушение восприятия собственного тела

Источник

Детей с сенсорными нарушениями подразделяют на глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих.

Недоразвитие органов слуха или зрения лишает ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.

1.Дети с недостатками слуха.Основной причиной отставания в умственном развитии ребенка с недостатками слуха, является нарушение развития речи, так как ребенок не слышит своего голоса и речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать. Характер речевых дефектов непосредственно зависит от выраженности снижения слуха и времени возникновения слуховой аномалии. Л.С. Выготский подчеркивал, что «…компенсация и вызревание совершаются на путях культурного развития глухого ребенка. Трагедия глухонемого ребенка, и, в частности, трагедия в развитии его внимания, заключается не в том, что он наделен от природы худшим вниманием, чем обычный ребенок, а в его культурном недоразвитии» (21).

Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, как указывает Н.Д. Шматко, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет (26). Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы.

2.Дети с нарушениями зрения.Степень выраженности отставания в психическом развитии у таких детей зависит от этиологии, тяжести и времени возникновения дефектов зрения, а также от своевременного начала коррекционно-реабилитационной работы. Особенностями психического развития слепых и слабовидящих детей является слабость абстрактно-логического мышления, ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний. Характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно точная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений, пространственной ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его медлительность. Такие дети, как указывает Н.Д. Шматко, часто пытаются «скрыть» или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.

3.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Выделяют три группы таких детей, у которых выполнение произвольных движений невозможно или затруднено. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника). Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза (68). Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением моторных механизмов ЦНС.

В основе детского церебрального паралича (ДЦП) лежит раннее (как правило, внутриутробное — до 50% случаев) повреждение или недоразвитие мозга, вследствие эндокринных, инфекционных и хронических заболеваний матери, интоксикации, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, иммунологическим характеристикам и др., иногда — возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденного, реже — как следствие энцефалита. Наследственным заболеванием ДЦП, как правило, не является. Основной симптом ДЦП — двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях (верхний/нижний парапарез или параплегия), на одной половине тела (гемипарез и гемиплегия), во всех 4-х конечностях (тетрапарез или тетраплегия). Частым клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы (асинергии — от греч. a — приставка со значением отрицания, sin — вместе и ergon — работа).

Психическое развитие детей с ДЦП имеет типичные особенности, которые обусловлены как органическим поражением ЦНС, так и ограниченностью самостоятельного передвижения и самообслуживания. Во-первых, оно замедленно, во-вторых, характерна непропорциональность в развитии высших психических функций, в частности мышления. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает специфические трудности в усвоении ребенком, например, счетных операций. Часто имеют место нарушения умственной работоспособности. Уровень интеллектуального развития широко варьирует — от нормального интеллекта (IQ около 110) до различных по структуре и выраженности форм олигофрении (до IQ=20). У большинства детей с ДЦП наблюдается специфическая задержка психического развития (70%). Норма наблюдается в 10% случаев, умственная отсталость — в 20%.

Такие дети ранимы, впечатлительны, имеют эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям их заменяющим.

Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены недостаточностью практической деятельности (в частности, игровой) и социокультурного опыта детей с ДЦП, а также невозможностью осуществлять в большинстве случаев продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Более половины детей имеют дизартрические расстройства речи.

Контрольные вопросы и задания к теме:

1. Выделите группы детей с сенсорными нарушениями.

2. Охарактеризуйте группу детей с недостатками слуха.

3. Дайте характеристику детям с нарушениями зрения.

4. Нарушения опорно-двигательного аппарата: виды и причины возникновения.

5. Опишите особенности психофизического развития детей с ДЦП.

6. Изучите статью И.И. Мамайчук, Г.В. Пятаковой «Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом» // Дефектология. — №3. — 1990.

Литература к теме:

1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.

2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988.

3. Гудонис В. Критерии оценки человека с депривацией зрения в античные времена // Дефектология. — 1996. — N5. — С.51.

4. Гудонис В. Интеграция лиц с нарушенным зрением // Дефектология. — 1993. — №4.

5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 1990.

6. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. — Л., 1989.

7. Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. — М., 1985.

8. Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха / Сб.науч.тр. Под ред. В.Н.Чулкова, 1986.

9. Леонгард Э.А., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! — М., 1990.

10. Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М., 1985.

11. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.

12. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1984.

13. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. — М., 1985.

14. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. — М., 1981.

15. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972.

16. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979.

17. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей. -М., 1980.

18. Узун О.В. О социальной адаптации выпускников школ-интернатов для детей с ДЦП // Дефектология. — 1993. — N4.

19. Флери В.И. О глухонемоте // Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и способам образования, самым свойственным их природе. — СПб., 1835.

20. Халилова Л.Б., Шаховская С.Н. Речевые и сенсорные системы. Теоретический курс авторизованного изложения / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1995.

21. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. — СПб.: Образование, 1995. — С.14.

Дата добавления: 2015-07-21; просмотров: 5825; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8698 — | 7525 — или читать все…

Читайте также:

Источник