Ребенок с нарушением психического развития

Ребенок с нарушением психического развития thumbnail

Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.

Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.

Основными причинами нарушений психического развития являются:

наследственные патологии головного мозга;

хромосомные заболевания;

пороки головного мозга;

эпилептический синдром;

поражения и патологии центральной нервной системы , головного мозга;

тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;

наследственные эндокринные заболевания;

соматические патологии;

нарушения и заболевания органов чувств;

отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.

В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:

  • 1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
  • 2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР).
  • 3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
  • 4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
  • 5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
  • 6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии)

В МКБ-10 ЗПР рассматриваются в разделе F80-F89 «Расстройства психологического развития» . Расстройства, включенные в рубрику F80 — F89 имеют следующие признаки:

  • а) начало обязательно в младенчестве или детстве;
  • б) повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы;
  • в) постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств

Клинические формы патологии психического развития систематизированы следующим образом:

  • · Умственная отсталость
  • · Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
  • · Искажения и другие нарушения психического развития
  • · Аутистические расстройства
  • · Акселерация
  • · Инфантилизм
  • · Соматопатии

Рассмотрим их подробнее:

1. Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира. Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются в полном смысле таковыми.

В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей». Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения

  • 2. Задержки психического развития ( ЗПР) — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой. Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания. Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга. В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности.
  • 3. Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия
  • 4. Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация.
  • 5. Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Однако если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию .
  • 6. Соматопатии. В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее называли невропатией детского возраста. Невропатия — синдром повышенной возбудимостинервной системы и незрелости вегетативной регуляции. В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главными признаками которых являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте. У более старших детей она исчезает или сменяется другими психическими нарушениями — синдромами пограничного уровня. Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.

Источник

Откуда вообще взялось понятие «дети с ограниченными возможностями в развитии»? На бытовом уровне мы понимаем, что это категория детей, которые ограничены в своих возможностях: возможности полноценно жить наравне с нормальными людьми. Это те дети, которые имеют дефект.

Дефектология — это наука, изучает недостатки, которые приводят к нарушению, и поэтому у ребенка есть свои особенности в обучении, воспитании и развитии. Сам по себе дефект может быть и незаметен, если мы говорим о минимальных нарушениях.

Виды отклонений, теория Выготского

Существуют спецификации дефектов у детей по времени, локальности.

  • Есть первичные дефекты — это частные и общие нарушения ЦНС (центральной нервной системы) при рождении. Например, ребенок слепой или глухой (нарушение анализаторных систем). Ил травма или поражение головного мозга, или перинатальные (постнатальные) дефекты в развитии.
  • Вторичные дефекты — наблюдаются в последствии, когда ребенок не компенсируется в своем развитии. Например, малыш слепой с рождения, и родители ничем не компенсируют ему это нарушение (осязательные игры, больше рассказывать и давать щупать руками все предметы, рассказывать об их форме и т.д.) В этом случае у ребенка поверх первичных накладываются дополнительно вторичные психологические отклонения, вплоть до тяжелых психических расстройств.

Л.С. Выготский выдвинул свою теорию о сложной структуре дефекта.

Дефект в развитии - нарушение слуха

Нарушение слуха (первичный дефект) искажает восприятие, нарушает весь процесс ВПР (высшие психические функции), что приводит ко вторичному дефекту. Потому что ребенок не компенсировал дефект, он не имеет дальнейшей адекватной социализации и в конечном итого это приводит к деформации личности в целом.

В свою очередь, существует отношение к норме. Как считать: нормальное развитие или нет? Понятие нормы в целом не существует. В любой науке норма имеет условность. В нашем понимании, норма:

  • Среднестатистическая, когда мы берем определенную выборку исследуемых и сравниваем ее с конкретным ребенком.
  • Функциональная норма — исключительно для отдельного человека.

Условия для нормального развития ребенка. Дизонтогенез

  • Нормальная работа головного мозга.
  • Нормальное физическое развитие ребенка.
  • Сохранность органов чувств: зрение, слух, движение, осязание, обоняние.
  • Систематичность и последовательность в обучении ребенка. Потому что только в процессе обучения малыш развивается.

Вот эти условия должны существовать, чтобы ребенок развивался нормально. Если что-то нарушается, происходит аномальное развитие.

Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов психического дизонтогенеза (нарушение в развитии):

  1. Общее стойкое недоразвитие.
  2. Задержанное развитие. Это дети ЗПР (с задержкой психического развития).
  3. Поврежденное развитие на ранних этапах жизни малыша. Это дети с органической деменцией.
  4. Дефицитарное развитие. Оно связано с тяжелыми нарушениями каких-то отдельных анализаторных систем (зрение, слух).
  5. Искаженное развитие. Это наследственные заболевания, в т.ч. и аутизм.
  6. Дисгармоничное развитие личности. Когда у ребенка наблюдаются стойкие дефекты в характере.

Причины аномального развития ребенка

Биологические факторы:

  • Хромосомные и генетические отклонения. Выявляются на раннем сроке беременности. Но здесь вопрос к родителям: продолжать беременность или прервать.
  • Инфекционные и вирусные заболевания, которые мама переносит в момент беременности (гепатит, краснуха, грипп).
  • Несовместимость резус-фактора.
  • Эндокринные заболевания матери (диабет).
  • Алкоголизм и наркомания.
  • Биохимические вредные вещества, воздействующие на маму на раннем сроке беременности: отравление, лечение антибиотиками.
  • Токсикоз, особенно на ранней стадии развития.
  • Родовые и послеродовые травмы ребенка: асфиксия во время родов (приводит к детскому церебральному параличу, повреждение головного мозга), гипоксия, удары плода, малый вес малыша.
  • Хронические заболевания матери.

Социальные факторы.

  • Это все неблагоприятные условия, в которых находится будущая мама..
  • Те условия, в которых длительно находится сам ребенок: в семье алкоголиков и наркоманов, нарушение детско-родительских отношений, постоянные конфликты между родителями, насилие со стороны взрослых (физическое и психологическое).
  • Дети с депривацией, когда ребенка лишают жизненно важных потребностей.

Все эти факторы приводят к деформации личности ребенка. Плюс сюда накладываются дополнительные нарушения в развитии, вплоть до аномальностей развития.

«Особенные» дети

Аномальные дети — это те дети, которые не вписываются в среду нормального ребенка. Выделяют несколько категорий таких детей:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и тугоухие, оглохшие). Т.е. любое нарушение слухового анализатора.
  2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, дальтоники).
  3. Дети с нарушениями интеллектуального развития. Это отголоски поражения ЦНС, мозга и т.п. Умственно отсталые дети.
  4. Дети с нарушениями речи (логопаты). С данной категорией детей хорошо работают логопеды.
  5. Дети с несколькими нарушениями психофизичесого развития (глухонемые, слепонемые, глухие умственно отсталые и другие сочетания, дети ДЦП немые).
  6. Дети с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата). Это мышечные дистрофии, меопатии, карликовость, сильный сколиоз.
  7. Дети с психопатией.

Нарушения зрения

Поговорим о нарушениях сенсорного восприятия.

Вообще, как мы воспринимаем информацию? Это зрение, слух, обоняние, вкус, осязание (тактильность).Как воспринимать информацию

Больший процент информации человек получает через зрение. Существуют зрительные иллюзии, которые искажают информацию, которую мы воспринимаем глазами. Это норма. В определенные моменты наши глаза могут искаженно воспринимать картинки (см. рисунок).

Иногда бывают зрительные иллюзии, когда что-то кажется, когда представляем одну вещь, а на самом деле эта вещь другой формы. Всё это ситуативно и обусловлено какой-то причиной. Это норма.

Другое дело, когда идет стойкое нарушение зрения (недоразвитие, потеря, ослабление).

Слепые дети — это те, кто с рождения незрячие, либо на первых годах теряют зрение (по причине травмы или болезни) и у них еще не сформировалось зрительное представление.

По степени нарушения это дети с абсолютной слепотой (на оба глаза) и слабовидящие (острота зрения  от 0,05 до 0,2 с коррекцией или очками).

Каковы причины нарушения зрения?

  • вирусные, инфекционные заболевания. Переносчиками могут быть домашние животные. Например, если беременная мама заражается от кошки токсоплазмозом, ребенок родится незрячим;
  • наследственная передача нарушения зрения от родителей (катаракта, уменьшение размеров глаз). Иногда это доброкачественные опухоли связанные с нарушениями сетчатки глаза;
  • доброкачественные мозговые опухоли, которые выявляются не сразу, а могут появиться через какой-то промежуток времени;
  • травмы головы при родах и в раннем возрасте ребенка, кровоизлияния в мозг;
  • повышение внутриглазного давления;
  • недоношенный ребенок.

Слепые дети — это дети с полным отсутствием зрительного ощущения либо которые имеют какое-то остаточное зрение на расстоянии до 2 метров. Есть тотально слепые дети, у которых отсутствует даже ощущение света, потому что у незрячих иногда остается какой-то процент светоощущения.

Частично слепые дети имеют светоощущение, способны видеть и выделять фигуры людей, крупные объекты на общем фоне без детализации. У них отсрота зрения от 0,005 до 0, 04.

Слабовидящие дети, у которых острота зрения варьируется от 0,05 до 0,2. Таких детей сегодня много, особенно в начальной школе многие портят себе зрение.

Любой ребенок, который рождается с нарушением любой познавательной функции, неважно, зрение это или слух, у него идет наслойка вторичного дефекта, в т.ч. в эмоциональной, психической сфере. Незрячий ребенок компенсируется слухом, тактильностью. Даже свою врожденную слепоту ребенок может не сразу осознать (вплоть до возраста 6 мес.) Только в дошкольном возрасте ребенок начинает четко осознавать, что у него нарушено: не видит предметы, формы, близких людей, ничего и никого.

Но если своевременно организовать коррекционное пространство для малыша, то он сможет вполне адаптивно и адекватно себя чувствовать.

Как развивается слепой ребенок?

Он начинает позже манипулировать предметами, т.к. у него не развивается координация, он не видит форму. Ребенок начинает позже ползать, и ползает вперед ногами. Он садится на попу, вытягивает ноги вперед и потихоньку начинает исследовать окружающее пространство.

Слепые дети часто травмируются. Естественно, что уже на первом году жизни они начинают отставать от своих сверстников. За счет нарушения зрительного анализатора нарушается и  пространственно-фотографические представления. Даже если ребенок развивается через речь и тактильно, все равно мелкая моторика отстает от детей с нормой. Отсюда и отставание высших психических функций — восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.

Какое внимание может быть у ребенка с нарушенным зрением? Это внимание только на звуковой раздражитель. И оно не всегда фиксируется: дети часто переключаются и отвлекаются, их невозможно привлечь к постоянно и монотонной работе.

Память. У детей нарушена координация, плохо развита моторика, поэтому память тоже страдает. Наглядно-образная память вообще отсутствует, т.к. у детей нет зрительного примера. Образ предмета формируется только за счет тактильного ощущения. Словесно-логическая мышление формируется и развивается, но тоже с задержкой.

Воображение практически отсутствует, потому что зрительно предмет сложно представить, тем более, если малыш не видит с рождения. Форма предмета у него формируется за счет каких-то внутренних, интуитивных представлений.

У слепых детей может быть исключительная слуховая память и музыкальный слух.

Если говорить о психологических особенностях, эмоциональной и волевой сферы, это нарушение и расстройство психики, проявление агрессии (ребенок не может полностью ощущать себя и понимает свой «дефицит»). Многие дети вообще не способны к проявлять самостоятельность, поэтому родителям нужно постоянно приучать их к самостоятельности, единственное, чтобы это не вредило здоровью и не угрожало жизни ребенка.

Если родители смогут адаптировать и асоциализировать ребенка, незрячий человек вполне может быть активный, найти свое дело, вполне компенсировать себе потерю зрения и испытывать полноту жизни, и во взрослом возрасте в том числе.

Сегодня многие родители адаптируют ребенка через искусство. Например, посещение выставок и музей, где ребенок может руками пощупать скульптуру, предмет.

Обучение слепых детей должно производиться с опорой на другие анализаторы: слуховой, кожный, вибрационный, обонятельный, тепловой.

Нарушение слуха

Детей с нарушением слуха изучает сурдопсихология и сурдопедагогика.

Обучение ребенка, его адаптация и компенсация осуществляется через дактильный алфавит и язык жестов. Каждая буква в алфавите отражает свой эмоциональный язык.

Дактильный алфавит

Жестовая речь заменяет речевую форму общения. Дети очень хорошо ее осваивают.

Жестовая речь

При быстром обмене информации используется либо дактильный алфавит, либо жестовая речь, по выбору ребенка. У некоторых может быть даже жестовая сверхподвижность, когда от тебя сходит такой поток информации, что другой человек не успевает читать твои жесты..

Выделяют 3 группы детей с нарушениями слуха:

  • Глухие. Не слышат даже очень громкие звуки более 60-70 дБ. Такие дети рождаются без слухового анализатора
  • Слабослышащие (тугоухие) — имеют частичную компенсацию, у них есть недостаточность восприятия звуков. В итоге это приводит к речевому недоразвитию. Такие дети начинают слышать звуки громкостью от 20-50 дБ и больше.
  • Позднооглохшие. Это дети, потерявшие слух вследствие какой-то болезни или травмы.

Современные наушники и высокая громкость музыки, что так любит большинство подростков сегодня, могут привести к полной глухоте.

Основные причины нарушения слуха у детей: детские вирусные и инфекционные заболевания, антибиотики, воздействие сильного источника звука, контузии травмы, повреждение среднего уха, отит, менингит.

Речь, как мы знаем, формируется за счет слухового восприятия. Поэтому если ребенок не слышит, он не может обучаться речи. Речи обучают специалисты, ориентируясь на зрительный анализатор у ребенка. Чем раньше начнете обучать ребенка речи, тем лучше будет его адаптация к будущей жизни.

Но если малыш депривирован, лишен обучения, у него могут развиться вторичные дефекты, связанные с психическим и физическим развитием (например, нарушение зрения, работы почек и др.)

Глухие дети могут обучаться за счет мимики и жестов.

У слабослышащих детей сочетается бедность словарного запаса с неправильным употреблением и запоминанием новых слов, искажение и недоговаривание речи, нарушение грамматического строя речи, невыразительность, неправильное составление предложений и их согласование, ограниченное понимание устной речи.

Если слепые дети обучаются по специальной методике Брайля, слышат все звуки и делают много ошибок, то что можно сказать о глухих детях? Они вообще не могут слышать звуки и подражать услышанному. Они способны только эмпирическим опытным путем достигнуть нужного произношения.

Коррекция слуха у детей происходит через:

  • Кохлеарную имплантацию (протезирование) — когда имплантант берет на себя функции врожденного внутреннего уха. Периодически имплантант нужно менять.
  • Занятия с сурдопедагогом.  Специалист помогает ребенку освоить общение вплоть до звуковой речи: воспринимать, различать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и употреблять в своей речи.

Как развивается глухой ребенок?

В психическом развитии дети с нарушениями слуха отстают в развитии от своих сверстников. Такие дети хуже пользуются своей моторикой, позже начинают ходить. Они не всегда координационно стойкие, т.е. у них может быть нарушена координация.

В эмоционально-волевой сфере это приступы агрессии, негативизм, потеря самостоятельности (когда ребенка слишком опекают и ограничивают его развитие сами родители), развиваются разные формы психопатии.

Родителям ни в коем случае не нужно ограничивать своего ребенка, больше его социализировать, больше привлекать в общую среду, в общение со сверстниками.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Различают несколько форм нарушений у детей:

  • Легкая форма. Человек самостоятельно передвигается, имеет навыки самообслуживания, пользуется общественным транспортом.
  • Средняя форма. Такие люди нуждаются в помощи, имеют навыки самообслуживания, но не всегда могут это сделать.
  • Тяжелая форма. Человек полностью зависит от других людей.

Детей с нарушениями делят на 4 группы:

  1. Поражение нервной системы, головного мозга (детский церебральный паралич), опухоли, нарушения в проводящих путях: паралич рук, кривошея. Поражения спинного мозга после полиомелита или последствие травм.
  2. Нарушение ЦНС + НОДА (центрально-нервная система и нарушения опорно-двигательный аппарат) вследствие родовых травм.
  3. С нарушениями опорно-двигательного оппарата при сохранном интеллекте. Это сколиозы, артрогриппозы.
  4. Получили НОДА по наследству + мышечная атрофия.

Детский ДЦП

Детский ДЦП имеет несколько форм. На сегодня выделяют:

  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма. Таких называют «дети-растения» + умственно отсталые. Они полностью обездвижены, отсутствует интеллект (IQ ниже 20), поражение зрения и слуха, отсутствует речь, иногда проявляют агрессию, когда им некомфортно. Такие дети много не живут, максимум 16-17 лет, чаще до 10 лет.
  • Гиперкинетическая форма. Это наиболее часто встречаемая форма, в том числе при рождении ребенка. Это резкие выпады руками, невозможно удержать в статичном положении какой-то предмет, дети очень тяжелы к обучению (даже письму сложно обучить). У таких детей может наблюдаться умственная отсталость, задержка психического развития, но в целом они обучаемы, могут адаптироваться и социализироваться. Их нужно обучать в спец. школах.
  • Спастическая диплегия, встречается очень часто. Чаще страдают нижние конечности. Дети с легкой формой вполне могут обучаться в обычной школе, сами передвигаются, обучаются, есть некоторые нарушения в речи.
  • Гемипарез. Это поражение односторонних рук и ног. Например, если поражение правого полушария, то гемипарез будет с левой стороны (левая рука, левая нога). Если идет поражение левого полушария, то страдает правая сторона (рука и нога). Есть сочетание умственной отсталости, нарушение речи, задержка психического развития.
  • Анатонически-астатическая форма. Нарушение тонуса, речи, интеллектуального развития, психического развития. Всё зависит от формы протекания, легкая/средняя/сложная.

В силу того, что дети с ДЦП ограничены в движениях с детства, изначально у них ослаблен сосательный рефлекс (на первом году жизни) или отсутствует вообще, соответственно, страдает и речь (атрофия мышц лица).

У детей нарушен и зрительный анализатор. Это тоже мышца и нервное окончание, которое приводит к полноценной работе глаз  и слуха. Поэтому у многих детей наблюдаются проблемы со зрением (косоглазие, тугоухость). Если форма протекания ДЦП легкая, такие дети обучаемы, вполне социализированы и адаптированы к жизни. Главное, чтобы не наблюдалась умственная отсталость, чтобы интеллект был в норме.

Но если идет очень сильное снижение интеллекта, здесь ребенка приобщаем только к навыкам самообслуживания, к элементарным предметным действиям, и чтобы кто-то всегда был рядом.

В целом дети с незначительными нарушениями очень страдают эмоционально. Они осознают свой дефект, что они отличаются от других детей. Также страдают и высшие психические функции, наглядно-образное восприятие, пространственное представление, нарушена схема тела.

Попроси ребенка с ДЦП нарисовать человека, он нарисует отдельно голову, отдельно туловище, руки и ноги. Т.е. нет общего, цельного восприятия своего тела.

Эти дети плохо понимают разрезанную картинку, они не могут складывать воедино пазл или мозаику.

Причины ДЦП:

  • отклонения в развитии плода при беременности, плохое состояние матери;
  • асфиксия при родах, родовая травма;
  • травмы, инфекции и интоксикация в раннем возрасте;
  • кислородное голодание.

У детей с ДЦП у всех есть нарушения в познавательной сфере. Это снижение интеллектуальной и познавательной активности. Когда ребенок ограничен в движении, он ограничен и в познании мира вокруг себя. И это ведет к снижению развития высших психических функций.

Источник